Образец заполнения инвентаризационной ведомости в 2021 г

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец заполнения инвентаризационной ведомости в 2021 г». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В отличие от других учетных документов, печатается в 3 экземплярах:

  • для ответственного лица,
  • для бухгалтерии, составляющей общую отчетность,
  • для арендодателя, предоставившего основные средства.

Данные по последнему юрлицу в обязательном порядке вносятся в форму, в строку после местонахождения ОС.

Как видно из формы, в столбцы 3-5 можно вносить данные по договорам аренды и лизинга.

Форма ИНВ-1. Инвентаризационная опись основных средств

Уже в процессе подсчета ценностей пользуются (заполняют его) специальным унифицированным бланком – ИНВ-3. Он утвержден постановлением Госкомстата России еще в 1998 году и применяется до настоящего времени без изменений для любого предприятия, коммерческого или муниципального объекта. Его можно использовать как пример заполнения инвентаризационной описи.

Это трехстраничный акт, вот его незаполненный и максимально сокращенный образец:

Страница заполняется в два подхода. Сперва вписывается шапка и все позиции товаров, а затем, уже во время оценки количества и состояния предметов указывается наличие. После – проставляются подписи материально ответственного лица (МОЛ) и члена комиссии.

Начнем с шапки. Далеко не все поля, которые там представлены, обязательные. Например, вид деятельности, он же код ОКОНХ, указывается как основной реквизит, хотя в ряде других документов он пропускается. А графа «Вид операции» часто пустует, поскольку не все организации официально используют систему кодов. Также можно ничего не писать в строке «структурное подразделение». Отметим, что в местах, где ничего указать, не нужно ставить прочерки или иные знаки отсутствия данных, достаточно оставить его пустым.

Шапка – это был первый шаг. Здесь же следует указать всю информацию о документе, на основании которого проводится плановая или внеочередная проверка. Это может распоряжение руководителя. Чаще всего бумага выглядит так:

Так называются те самые таблицы, которые составляют основной объем акта. Важно то, что для одного типа ценностей должен быть особенный бланк. Таким образом, если необходимо учесть сырье, товары и мебель, следует подготавливать и заполнять три отчета.

Все колонки пронумерованы, всего их тринадцать. Одна из них, №9, заполняется факультативно, то есть в необязательном порядке. Посмотрим на пример:

Инвентаризационная опись: что это, как правильно заполнить, примеры и образцы

Обычно процесс является профилактическим, совершается по заранее составленному графику и не представляет ничего особенного и неожиданного для персонала. Так проверки возможно осуществлять каждый месяц – сверка кассы и товаров, а для основных средств – раз в 3 года. Но также бывают внеплановые перерасчеты, они показаны в следующих случаях:

  • меняется руководящее лицо, компания передается в пользование другому владельцу или арендатору;
  • составляется годовой отчет;
  • происходит смена материально ответственных лиц – старое должно подписать акт о сдаче ценностей, а новое – о получении;
  • в ходе служебного расследования на предмет хищения или превышения полномочий;
  • ситуации, которая вызвана непреодолимыми силами – наводнением, пожаром, то есть, когда нужно подсчитать убытки;
  • при реорганизации или ликвидации всей фирмы.

Все лица, которые принимают участие в процессе пересчета ценностей, являются ответственными. Поэтому каждый член комиссии, который поставит свою подпись, отвечает за задокументированные результаты. Также обязанности не снимаются с лица, который изначально отвечал за ТМЦ. Обычно это продавец, кладовщик, менеджер. Если допущены ошибки, то перечисленные люди, возможно, будут оштрафованы с указанием – причинение материального вреда предприятию. Если один из участников комиссии не пришел на проверку, ее результаты реально признать недействительными.

Описи подписывают все члены комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Если же инвентаризация проводится в связи со сменой материально ответственных лиц, то работник, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.

К НМА относят различные изобретения, товарные знаки, компьютерные программы, какие-либо секреты производства и т.д.

Документ, который закрепил правила учета НМА, — это ПБУ 14/2007. Оно было утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 №153н. Именно этим ПБУ нужно пользоваться при работе с НМА организации.

Составление инвентаризационной описи

Форма ИНВ-1а предназначена для учета нематериальных активов при проведении очередной ревизии в компании.

Соответственно, её заполнение осуществляется уполномоченными специалистами организации, если проводится инвентаризация активов данной категории.

Подобная проверка может быть регламентированной (для составления балансового отчета за год) или внеплановой (например, при подготовке предприятия или его имущества к продаже).

Если раньше коммерческим структурам предписывалось использовать именно эту форму в обязательном порядке, то сейчас (с 2013 года) предприятиям разрешается разрабатывать и применять свои бланки инвентаризационного учета внеоборотных активов.

Для проведения любой инвентаризации всегда назначается специальная комиссия. В ее состав могут входить бухгалтер, юрист, работники администрации, руководители отделов, специалисты. Состав должен утвердить руководитель компании (Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 №49).

Материально ответственные лица в состав комиссии не входят, поскольку инвентаризация как раз и проверяет их работу. Комиссия создается на постоянной основе. Количество человек не ограничено, но обычно это 3-4 сотрудника.

Чтобы ответственные сотрудники приступили к выполнению инвентаризации, должен быть издан соответствующий приказ от директора. Также управленец назначает работников, входящих в состав проверяющей группы. Нужно знать, проверка проводится исключительно в присутствии материально ответственного работника.
Далее комиссия приступает непосредственно к проверке. Она включает в себя различные действия: проведение замеров, подсчетов, взвешиваний. Проверяющие убеждаются, что имущество фактически находится на своем месте. Вся информация вносится в акт, который затем сопоставляется с отчетами бухгалтерского отдела. При несложных подсчетах можно выявить, имеются ли расхождения. При их наличии ответственные сотрудники выясняют причины.

Здесь необходимо внести такую информацию, как:

  1. Наименование компании, предприятия и структурного подразделения. Название должно быть указано такое же, как и во всех других документах.
  2. Код по ОКПО.
  3. Код вида деятельности.
  4. Реквизиты документа (номер и дата составления), на основании которого проводится инвентаризация. Это приказ, постановление или распоряжение. Как правило, бывает приказ.
  5. Даты начала и окончания процедуры инвентаризации.
  6. Вид операции (заполняется не всегда).
  7. Номер и дата составления заполняемой инвентарной описи.
  8. Список НМА, которые подвергаются инвентаризации.
  9. Их местонахождение. Здесь отмечают, в каком структурном подразделении находятся НМА.

На этой странице расположена таблица. В нее заносят следующие данные:

  1. Номер по порядку.
  2. Наименование НМА, функция и краткая характеристика.
  3. Документ о его регистрации, с такими реквизитами, как название, дата составления и номер.
  4. Дата постановки на учет в компании.
  5. Фактическая стоимость по данным первички.
  6. Стоимость по данным бухучета.

В конце таблицы подводят итог по общей стоимости всех активов. Затем подводят итоги по странице: указывают количество порядковых номеров в таблице и на сумму фактически. Эти записи нужно делать прописью.

Образец заполнения инвентаризационной ведомости

В Приложении 3 к Приказу Министерства финансов от 30.03.2015 № 52н приведены регистры бухгалтерского учета. Рассматриваемая нами форма присутствует в этом перечне. Ее основное назначение — выявить расхождения по нефинансовым активам. Осуществляет это ответственное лицо путем сравнения данных бухгалтерского учета с фактическими результатами. По описи можно отследить:

  • оценочную стоимость нефинансового актива;
  • его целевую функцию;
  • его фактическое количество;
  • статус объекта;
  • соответствие условиям признания объекта активом.

По данным этого документа можно сделать вывод об организационно-технической готовности предприятия и об обесценивании активов (при наличии).

Начиная с января 2021 г., все учреждения государственного сектора обязаны заполнять обновленный бланк 0504087. Более того, изменениям подвергся не только формальный вид инвентаризационной описи, но и правила его заполнения.

Добавились новые графы:

  • 8 — статус объекта учета;
  • 9 — целевая функция актива;
  • 10 — счет бухгалтерского учета;
  • 17 — количество объектов нефинансовых активов, не соответствующих условиям признания их объектами бухучета, 18 — их сумма.

Прядок указания информации в данных столбцах необходимо отразить в учетной политике и положении об инвентаризации учреждения.

Первый лист можно рассматривать как титульный. Он содержит входные данные:

  • номер описи;
  • дату (указать ее нужно дважды — на первой строчке после заголовка и в табличной части);
  • название организации и структурное подразделение, где проводится инвентаризация;
  • фамилию, имя, отчество ответственного лица;
  • номер и дату приказа о проведении мероприятия, а также его место;
  • даты начала и завершения инвентаризационной процедуры.

Регистр 0504087 необходим для фиксации результатов проведенной в бюджетном учреждении инвентаризации нефинансовых активов. В конце статьи вы увидите, как выглядит заполненная инвентаризационная опись ф 0504087, пример заполнения для бюджетного учреждения можно скачать бесплатно.

В описи подлежат заполнению следующие разделы:

  • вводная часть;
  • расписка;
  • табличная часть.

В вводной части в обязательном порядке указывается место, где осуществлялась инвентаризация, реквизиты документа-основания проведения инвентарных процедур (приказ, распоряжение), их сроки, а также перечень ответственных лиц.

После введения сведений в заголовок исполнителю необходимо заполнить расписку, в которой отмечается, что к началу проведения инвентаризационных процедур в бухгалтерию предоставлена вся необходимая документация, подтверждающая приход и расход нематериальных активов. Важно помнить, что перед началом процедуры в учреждении не должно быть активов, не принятых к учету или не списанных в расход.

Далее заполняется табличная часть. В обновленном регистре таблица дополнилась новыми графами — 8, 9, 10, 17, 18. На страницах 2 и 3 формы 0504087 заполняются следующие столбцы:

  1. Указывается номер фонда по порядку.
  2. Вводится наименование нефинансового актива.
  3. Отмечается его инвентарный номер (для инвентарных объектов) или код (заводской номер или сведения о серии, партии).
  4. Вносится единица измерения.
  5. В графах 5–7 определяется оценочная стоимость или цена инвентарного объекта, а также его количество.
  6. В новых графах 8 и 9 указываются статус объекта учета (состояние имущественного фонда на момент инвентарных процедур) и целевая функция (способы вовлечения его в финансово-хозяйственную деятельность учреждения).
  7. В столбец 10 вносится номер счет бухучета, в 11 — количество, а в 12 — балансовая стоимость объекта.
  8. В графах с 13 по 16 определяются количественные и денежные показатели отклонений — недостач и излишков.
  9. В новых столбцах 17 и 18 записываются сведения о несоответствующих критериям признания активами объектах — их количество (17) и сумма (18). Суммарная величина определяется следующим образом:

гр. 18 = гр.17 × (гр. 12 / гр. 11).

  1. В столбце 19 указываются примечания — данные, которые не подпадают под значение предыдущих ячеек таблицы.

В обновленную форму 0504087 добавилась страница № 4, в которой ответственные лица соглашаются с результатами проведенной инвентарной процедуры и приводят свои заключения по итогам проверки. Также на четвертой странице отмечаются причины обнаруженных расхождений.

Срок хранения инвентаризационной описи в бюджетном учреждении составляет не менее пяти лет.

Поскольку для них есть методические рекомендации, подробно останавливаться на оформлении этих таблиц мы не будет. Рассмотрим лишь сложные моменты.

Оценочную стоимость объекта следует определять в соответствии с Разделом II Инструкции по применению единого плана счетов (Приложение 2 к Приказу Минфина от 01.12.2010 № 157н). Оценочной стоимости нефинансовых активов посвящен пункт 25. По методу рыночных цен, она определяется как цена реализации аналогичного объекта на учетную дату.

Целевая функция актива — это способ его вовлечения в оборот с целью получения прибыли (например, ввод в эксплуатацию или дооснащение). Если же сделать это не представляется возможным, описывают порядок его выбытия (например, списание или передача другой организации).

ИНВ-1. Инвентаризационная опись основных средств (образец заполнения и форма)

Сличительная опись материальных ценностей производится в обязательном порядке когда:

  • Продается имущество;
  • Передается объект недвижимости в аренду;
  • Заканчивается календарный период отчетного типа;
  • Меняется кадровая политика компании;
  • Случились стихийные бедствия;
  • Предприятие подлежит ликвидации или реорганизации;
  • Присваиваются материальные ценности.

Ведомость включает в себя сведения относительно имеющихся на предприятии излишек и недостач. Она составляется бухгалтером организации.

Минфин своим Приказом № 194 внес поправки в Приказ № 52н, устанавливающий порядок применения организациями госсектора форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. Новшества касаются документального оформления операций с нефинансовыми активами. Ознакомимся с ними в статье. Вначале расскажем о незначительных поправках, которые были внесены в формы первичных документов и регистров учета. Это замена слов «материально ответственное лицо(а)» на слова «ответственное(ые) лицо(а)» в формах:

  • акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • инвентарной карточки нефинансовых активов (ф. 0504031);
  • инвентарной карточки группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032);
  • инвентарного списка нефинансовых активов (ф. 0504034);
  • оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035);
  • карточки количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041);
  • инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись (ф. 0504087));
  • ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) (далее – ведомость расхождений (ф. 0504092)).

Ответственными лицами могут быть как лица, ответственные за сохранность имущества, так и лица с полной материальной ответственностью.

Значительная часть изменений, предусмотренных Приказом № 194н, коснулась последних двух документов. Поменялись не только формы инвентаризационной описи (ф. 0504087) и ведомости расхождений (ф. 0504092), но и порядок их заполнения.

Для того, чтобы подтвердить наличие числящегося имущества организации, проверить его текущее состояние, необходима инвентаризационная проверка. Процедура также позволяет оценить качество хранения материальных ценностей, предотвращая возможную порчу активов. Кроме того, нередки случаи хищения, злоупотребления материалами. Некоторые запасы подвержены естественной убыли ― порче, усушке.

Все эти факторы влияют на реальное количество материалов и имущества в организации. По этой причине данные бухгалтерского учета могут не совпадать с фактическими остатками.

На основе формы ИНВ-26 формируется ведомость, в которой отражаются результаты всех инвентаризаций, что проведены фирмой в течение года. Актуальная версия соответствующей формы введена в деловой оборот постановлением Госкомстата от 27.03.2000 № 26.
Обязанность по внесению данных об инвентаризациях, проведенных организацией в течение года, в отдельный документ установлена п. 5.6 приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49.

Рассматриваемая ведомость также может использоваться как инструмент отражения обнаруженных в процессе отдельно взятой инвентаризации излишек и недостач. Отметим, что форма ИНВ-26 также может применяться при проведении как плановых, так и внеплановых инвентаризаций.

О том, какими должны быть действия при выявлении отклонений от учетных данных в ходе инвентаризации, читайте в материале «Акт инвентаризации основных средств — образец 2020-2021 годов».

Унифицированный бланк ведомости ИНВ-26 утвержден Госкомстатом в Постановлении №26. Документ отражает все итоговые показатели хода проверки, приводятся сравнительные данные фактического наличия ценностей и сведения по бухгалтерским регистрам. Перед началом проведения инвентаризации руководителем предприятия издается приказ, где указываются сроки, периодичность проверки, а также утверждается состав комиссии, в обязанности которой входит контроль целостности имущественных активов. После завершения ревизии комиссия формирует форму ИНВ-26 – ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, которая визируется подписями всех членов комитета и направляется директору для ознакомления.

К заполнению документа предъявляются некоторые требования. Это:

  1. Ведомость формируется в двух вариантах, один из них дается материально-ответственному сотруднику, а второй остается у сотрудников бухгалтерской службы и служит базой для составления отчетных документов в текущем периоде.
  2. Каждая отдельная позиция, по которой были обнародованы расхождения, вносится в документ. Если таких несоответствий несколько, тогда форма ИНВ-26 составляется с отдельным приложением в виде таблицы, куда включаются все необходимые позиции.
  3. Каждый лист документа визируется подписями комиссии и печатью. В конце листа указываются итоговые показатели по колонкам, поименованные в данном листе. Все заполненные приложения формы скрепляются степлером, либо прошиваются.

Отметим, что законодательством разрешается использовать форму, разработанную предприятием самостоятельно, но с учетом требований, установленных к данному документу. Унифицированная форма ИНВ-26 была разработана и введена в использование в 1998 году, но с 01.01.2001 года бланк был видоизменен дополнением некоторых граф и срок. Поэтому при разработке собственного документа следует учитывать форму нового образца. Кроме этого, в законодательстве нет четких указаний касаемо особенностей заполнения инвентаризационного документа, это: цвет чернил, шрифт, размер кегля и т.д.

Инвентаризация в бухгалтерском учете

Организации в случае формирования собственного бланка ИНВ-26, образец заполнения могут позаимствовать из формы Госкомстата. Инвентарная ведомость, составленная по всем правилам, должна содержать следующие разделы:

  • счета учета;
  • информация об инвентаризационных расхождениях в денежном выражении;
  • сведения о суммах испорченных товаров и материалов;
  • данные о пересортице, списании и выявленных потерях за счет ответственных лиц (в рублях).

Достоверность бухгалтерского учета подтверждается реальной картиной после проведения инвентаризации. ИНВ-26 отражает результаты всех проводимых в течение года ревизий, позволяет выявить отклонения в учете от реальных данных в полном объеме.

Представленная инвентарная ведомость содержит и такие обязательные реквизиты, как наименование предприятия. Если проверка проводилась в отдельно взятом структурном подразделении, то необходимо указать и эту информацию. Подтверждаются данные подписями ответственных лиц, руководитель, члены инвентаризационной комиссии.

Ведомость инвентаризации должна содержать данные не только по каждому счету учета, то и предоставлять общие сведения о суммах выявленных недостач или полученных излишках. По итоговым показателям необходимо скорректировать данные бухучета.

Как и другие документы, заполняемые в ходе ревизии, ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, на титульном листе отображает данные о предприятии. Это:

  • код ОКПО;
  • наименование предприятия;
  • код вида деятельности.

Если в организации используется система кодирования, то на титульном листе необходимо указать код вида операции и код структурного подразделения.

Указаний Росстата по поводу граничных сроков заполнения и сдачи ведомости нет, поэтому дата заполнения ИНВ-26, бланк скачать можно ниже, может быть позже даты окончания инвентаризации, но до начала составления текущей бухгалтерской отчетности.

Если согласно фактической проверке были выявлены какие-либо нарушения, они вносятся в соответствующие поля формы. Графы, для заполнения которых нет соответствующих данных, остаются пустыми без прочерков. На последнем листе формы указываются итоговые показатели по всем листам формы.

При ведении операций со счетами 54, 55, 56, учитывающих капитальные затраты, специальные счета и иные денежные средства, предусмотрено ведение такого регистра, как журнал ордер 3.

Журнал ордер 4 предусмотрен для фиксации операций по кредитам и займам по сч. 66 и 67. Журнал ордер 5 редко используется российскими предприятиями, поскольку зачеты взаимных требований между дебиторами и кредиторами сегодня считается исключительной операцией. Тем не менее, регистр такой существует и применяется при необходимости.

Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.

Возможные основания для дифференциации:

  • Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
  • Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.

Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.

Чтобы быстрее провести инвентаризацию:

  • сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
  • оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.

Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.

Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:

  • например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.​

Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.

  • В конце статьи есть готовый перечень нужных форм инвентаризационных описей с подробными пояснениями.

Если для результатов инвентаризации недостаточно описей из Приказа № 52н, можете разработать свои формы или взять их из Постановления № 88. Главное, закрепить это в учетной политике учреждения:

  • например, для инвентаризации драгметаллов можно использовать Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а). А для расходов будущих периодов — Акт инвентаризации расходов будущих периодов(ф. ИНВ-11).

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образцы документов к инвентаризации 437.9 КБ

Для отражения сведений о фактическом наличии материально-производ­ственных ценностей: данные о товарах, материалах, полуфабрикатах и го­товой продукции. Здесь же фиксируются их виды, группы, артикулы и сорта.

Форма

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей составля­ется по форме ИНВ-3, которая приведена в приложении 8 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, ут­вержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (в ред. от 8 ноября 2010 г.).

Особенности инвентаризации, которые бухгалтер бюджетного учреждения будет проводить перед отчетностью за 2020 г., связаны:

  • с вступлением в силу поправок к Приказу 52н. По мере организационно-технической готовности организации вправе начать применение электронных первичных документов и электронных регистров учета, в том числе Инвентаризационных описей. Дата перехода на электронный документооборот должна быть зафиксирована в учетной политике;
  • с ограничительными мерами по нераспространению COVID—19. А именно, в соответствии с закрепленными в учетной политике положениями, инвентаризация временно может проводиться средствами видео и аудиофиксации с учетом положений, предусматривающих соблюдение ограничений по социальной дистанции;
  • с изменениями в Инструкции № 157н и связанные с ним изменения в Инструкциях№ 162н, № 174н и № 183н. Изменения в Едином плане счетов уточнили требования к аналитическому учету балансовых и забалансовых счетов, внесли изменения в счета и их назначение. Причем часть изменений необходимо применять при составлении отчетности за 2020 г., часть изменений вступают в силу с 2021 г.;
  • с вступлением в силу с 2021 г. новых стандартов учета. Особо стоит выделить стандарты 181н «Нематериальные активы» и 34н «Непроизведенные активы», так как именно в процессе инвентаризации предстоит выявить в учете объектов НМА и земельных участков, соответствующих требованию новых стандартов.

В связи с особенностями инвентаризации 2020 г. и вступлением в силу Стандартов, ответственным за ведение учета лицам и инвентаризационной комиссии следует:

1. Провести анализ учета на использование рабочих счетов и дополнительной аналитике к счетам, не отвечающим требованиям органа, которому подается отчетность и/или не соответствующих вступившим в силу изменениям в Единый план счетов.

Согласно новой редакции Инструкции № 157н, дополнительные забалансовые счета и/или аналитика к счетам Единого плана счетов должны быть не только закреплены в учетной политике учреждения, но и соответствовать требованиям органа власти, которому сдается отчетность.

2. В процессе инвентаризации доходов будущих периодов разделить доходы будущих периодов по датам признания в финрезультате. Новая редакция Инструкции № 157н детализировала счет 401.40 «Доходы будущих периодов» на 401.41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» и 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года». Также необходимо провести сверку в разрезе контрагентов и правовых оснований.

3. В процессе инвентаризации основных средств определить основные средства, находящиеся в личном пользовании сотрудников, в целях принятия их к забалансовому учету на счете 27. По согласованию с органом, которому подается отчетность, возможно ведение субсчетов к счету 27. Информацию о применяемом субсчете и его аналитике необходимо отразить в Учетной политике.

4. Уточнить дополнительные данные для аналитического учета на балансовых и забалансовых счетах, подвергшихся изменению. В Инструкции № 157н скорректировали требования к аналитическому учету на балансовых счетах 101 00, 103 00, 106 00, 107 00, 108 00, 205 00, 206 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 304 01, 304 03, 502 00, а также на забалансовых счетах 01, 02, 04, 05, 08, 20, 21, 22, 25, 26, 27.

Например, при инвентаризации расчетов по доходам следует уточнить показатели счета 205 00 в части видов валюты и правовых оснований возникновение доходов, идентификационных номеров расчетов по доходам, уникальным идентификаторам начислений (УИН) (при наличии). Если принято решение вести учет на счете не по плательщикам доходов, а в разрезе групп плательщиков доходов, то при инвентаризации необходимо уточнить состав таких групп и провести сверку с персонифицированным учетом расчетов с плательщиками доходов в разрезе контрагентов (плательщиков доходов).

При инвентаризации задолженности на счетах 206 00, 302 00, 208 00 уточнить аналитический учет в части учетных номеров денежных обязательств (идентификационным номерам расчетов по выплатам). При инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности (счет 04) и не востребованной кредиторской задолженности (счет 20) необходимо уточнить такие аналитические показатели, как КПС, КЭК, КФО. При инвентаризации сомнительной задолженности так же важно уточнить правовое основание, идентификатор начислений (УИН). А по счетам 25, 26, 27 необходимо уточнить аналитику, в том числе и по кодам КОСГУ.

5. Выявить в учете объекты НМА и земельные участки, соответствующих требованию новых Стандартов. В состав непроизведенных активов включены участки, государственная собственность на которых не разграничена, сведения о которых внесены в ЕГРН (п. 70 Инструкции № 157н). В части инвентаризации непроизведенных активов следует уточнить их идентификационные номера (кадастровые, реестровые, учетные), а также местонахождение (адреса).

Результатами инвентаризации подтверждаются как показатели, отраженные на балансовых счетах, так и на забалансовых счетах. Так же результаты инвентаризации подтверждают определение объектов учета, уточнение дополнительной аналитики объектов учета на счетах учета при изменении Единого плана счетов, Стандартов учета и прочих нормативно-правовых актов, регламентирующих ведение учета учреждений государственного сектора.

Инвентаризации подлежат имущество, финансовые активы и обязательства учреждения. Перечень случаев, при наступлении которых проведение инвентаризации является обязательным, установлен п. 81 Стандарта 256н.

Порядок проведения инвентаризации должен быть закреплен в учетной политике (в виде раздела учетной политики либо приложения к ней). Локальным документом определяются перечень объектов, подлежащих инвентаризации, а также случаи и сроки проведения (Письмо Минфина № 02—07—10/8553 от 10.02.20, п. 80 Стандарта 256н, п. 9 Стандарта 274н, п. 6 Инструкции № 157н, Приказ Минфина РФ № 49). Нормы, содержащей указания на обязательность проведение инвентаризации исключительно по завершению отчетного (финансового) года, нет, однако по мнению Минфина РФ, проведение годовой инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ранее 31 декабря допустимо только в отношении нефинансовых активов (письмо Минфина РФ № 02—07—10/81064 от 22.10.19).

Непроведение инвентаризации не влечет штрафа, но является поводом для проверки имущества в рамках контрольных мероприятий. Выявленные излишки или недостачи в результате данных мероприятий свидетельствуют об искажении показателей учета и отчетности и является основанием для наложения штрафа по ст. 15.15.6 КОАП.

Если инвентаризация проведена с нарушениями, то ревизоры могут признать ее недействительной, что также влечет к наложению штрафа. Примером такого нарушения может служить заполнение сведений о фактическом наличии объектов в описях до проведения инвентаризации и проверки их фактического наличия, проведение инвентаризации по нескольким складам одновременно без приостановки их деятельности на время пересчета, взвешивания.

Отсутствие отражения результатов проведенной инвентаризации в учете — это прямой повод для наложения штрафа по ст. 15.15.6 КОАП.

1. Инвентаризация проводиться на основании приказа (№ ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации»).

2. Инвентаризационные ведомости формируются из бухгалтерской программы учета на дату инвентаризации, в количестве 3 экземпляров, по экземпляру для каждого члена комиссии.

3. Отпуск и приемка товара во время инвентаризации проводиться в присутствии членов инвентаризационной комиссии. На документах прихода ставиться виза — «принято во время инвентаризации», подписи МОЛ и председателя комиссии. На документах отгрузки ставиться виза «отпущено во время инвентаризации», подпись МОЛ и председателя комиссии.

4. Все документы за период, предшествующий инвентаризации, должны быть сданы в бухгалтерию.

5. Инвентаризация проводиться по местам хранения ценностей.

6. На весь период инвентаризации помещение опечатываются.

7. Ведомости всех членов комиссии сверяются и подписываются всеми членами.

8. Если председатель присутствует не постоянно, он проводит контрольные проверки.

Инвентаризация проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Общие требования по документальному оформлению инвентаризации приведены в Указаниях по применению и заполнению форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

1.1. Инвентаризация проводится в каждом из следующих случаев (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 38 ПБУ 4/99):

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения или порчи имущества, когда необходимо установить наименование и количество похищенного (испорченного) имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
  • при ликвидации или реорганизации организации;
  • в иных случаях, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с требованиями законодательства.

1.2. Проверка фактического наличия имущества и обоснованности имеющихся обязательств состоит в выполнении следующих действий:

  • получение расписки материально ответственных лиц в соответствующих инвентаризационных описях (актах) до начала и после окончания проверки (абз. 3 п. 2.4, п. 2.10 Методических указаний по инвентаризации);
  • занесение в соответствующие инвентаризационные описи (акты) недостающих сведений и технических показателей по объектам, которые не отражены в учете или по которым отсутствуют характеризующие их данные (Указания по применению и заполнению форм);
  • указание количества ценностей (основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств в кассе, документарных ценных бумаг и т.д.), определяемого путем натурального подсчета, взвешивания, обмера (п. 2.7 Методических указаний по инвентаризации, Указания по применению и заполнению форм);
  • осуществление осмотра основных средств на предмет их дальнейшего использования. При выявлении не пригодных к эксплуатации и не подлежащих восстановлению объектов основных средств соответствующая информация заносится в отдельную инвентаризационную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.) (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации);
  • осуществление осмотра товарно-материальных ценностей на предмет их дальнейшего использования. При выявлении неиспользуемых или морально устаревших ценностей, а также ценностей, которые полностью или частично потеряли свое первоначальное качество или дальнейшее использование которых представляется сомнительным, соответствующая информация заносится в отдельную инвентаризационную опись (акт) или акт на списание (п. п. 3.25, 3.26 Методических указаний по инвентаризации);
  • подтверждение наличия активов, не имеющих материально-вещественной формы (денежные средства на счетах в банках, нематериальные активы, финансовые вложения и т.д.), путем документальной проверки (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);
  • подтверждение балансовой оценки активов (с учетом оценочных резервов);
  • определение правильности и обоснованности числящихся сумм дебиторской и кредиторской задолженности, оценочных и прочих обязательств путем проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования (п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации).

4.1. Документальное оформление результатов инвентаризации осуществляется по формам, содержащимся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации (Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, Постановление Госкомстата России от 27.03.2000 N 26). Кроме того, для оформления результатов инвентаризации используются самостоятельно разработанные формы, содержащиеся в Приложении N 2 к Учетной политике для целей бухгалтерского учета.

4.2. Инвентаризационная комиссия получает бланки описей (актов) в бухгалтерии. Указанные бланки распечатываются из специализированной бухгалтерской программы с заполненными графами, содержащими информацию об объектах бухгалтерского учета (абз. 1 п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации, Указания по применению и заполнению форм N N ИНВ-1, ИНВ-3, ИНВ-4, ИНВ-5, ИНВ-6, ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-16). Указанные бланки подготавливаются бухгалтерской службой по объектам проверки, материально ответственным лицам и местам хранения (абз. 3 п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации).

4.3. Заполненные по итогам инвентаризации инвентаризационные описи (акты) передаются в бухгалтерию председателем инвентаризационной комиссии не позднее одного рабочего дня от даты окончания проверки. В течение двух рабочих дней от даты получения инвентаризационных описей (актов) бухгалтерией составляются сличительные ведомости и вручаются председателю инвентаризационной комиссии для урегулирования расхождений.

Председатель рабочей инвентаризационной комиссии передает инвентаризационные описи (акты), сличительные ведомости, акты списания ценностей, а также предложения по урегулированию расхождений председателю постоянно действующей инвентаризационной комиссии в течение двух рабочих дней от даты получения из бухгалтерии сличительной ведомости.

4.4. Постоянно действующая инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы устранения обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации). На заседание могут приглашаться члены рабочих инвентаризационных комиссий, а также материально ответственные лица.

Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются в том числе выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц (п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации). Кроме того, в протоколе приводятся сведения о производственных запасах, подлежащих списанию или уценке, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц.

В протоколе заседания инвентаризационной комиссии по итогам годовой инвентаризации фиксируются суммы оценочных резервов (по сомнительным долгам, под снижение стоимости материально-производственных запасов и т.д.). Если комиссией не выявлены признаки снижения стоимости актива, то резерв не создается. Об этом также указывается в протоколе.

4.5. Постоянно действующая инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией, по унифицированной форме N ИНВ-26 (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации). В ведомости отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учете (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации).

4.6. Заседание постоянно действующей инвентаризационной комиссии, оформление протокола заседания и ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией, осуществляются в течение пяти рабочих дней от даты получения сличительных ведомостей.

4.7. Протокол заседания инвентаризационной комиссии (с предложениями о регулировании разниц, обнаруженных инвентаризацией) вместе с ведомостью учета результатов представляется на рассмотрение руководителю организации. К указанным документам прилагаются сличительные ведомости и инвентаризационные описи (акты).

4.8. Руководитель организации в течение трех рабочих дней от даты получения протокола заседания инвентаризационной комиссии (с ведомостью учета результатов) принимает окончательное решение, которое оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации. В приказе фиксируется порядок устранения расхождений, выявленных инвентаризацией (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

4.9. В тот же день комплект документации по результатам инвентаризации передается председателем постоянно действующей инвентаризационной комиссии в бухгалтерскую службу.

Опись инвентаризационная товарно-материальных ценностей по форме ИНВ-3 также составляется в 2 экземплярах. Заполнение инвентаризационной описи может осуществляться с применением компьютерной техники или вручную. На 1-м листе перед таблицей материально-ответственные лица проставляют свои подписи. Данные в графы 1–9 таблицы описи инвентаризационной вносятся на основании имеющихся у налогоплательщика сведений.

ВАЖНО! В графе 9 «Номер паспорта» значение проставляется только в том случае, если речь идет о драгоценных металлах.

Графы 10 и 11 описи инвентаризационной отражают фактическое наличие объектов, а значения в графах 12 и 13 проставляются по данным бухучета. При выявлении порчи объектов составляются акты, а обнаруженные отклонения вносятся в опись. После заполнения таблицы опись визируется комиссией и ответственными лицами.

Перед началом инвентаризации, которая будет проводиться в преддверии годовой отчетности, необходимо позаботиться о правильном оформлении всех необходимых документов. Так, условно выполнение проверки можно разделить на этапы:

  1. Издание приказа. Управленец должен создать письменный документ, который и станет основанием для проверки. Для этого используется унифицированный бланк. Здесь подробно указывается информация о проверяющих, имуществе, сроки проверки. Указывается и дата, до которой комиссия обязана произвести все действия, связанные с инвентаризацией.
  2. Обычно в комиссию входят сотрудники бухгалтерии, управляющие отдельными подразделениями, технологи, экономисты. Также это могут быть и другие специалисты. Как правило, старшим назначается руководитель подразделения. К проверяющим обязательно присоединяется материально ответственный сотрудник.
  3. Перед проверкой ответственный работник дает расписку, которая будет свидетельствовать о том, что все приходные и расходные документы, оформляемые на протяжении определенного периода, правильно составлены и сданы в бухгалтерский отдел. Также в расписке говорится, что списание материалов проводилось по закону.
  4. Также выполняется проверка всех измерительных приборов, которые будут использоваться. Определяются остатки, которые числятся в бухгалтерии. Специалисты фиксируют имеющуюся документацию до начала проверки.
  5. Сама проверка состоит из взвешиваний, пересчетов, замеров. Когда проверяющие делают перерыв, это имущество должно оставаться под охраной или под замком.
  6. Оформление сличительных ведомостей. Это позволяет выявить несоответствие. После инвентаризации составляется протокол, куда вносятся выводы комиссии.

Используется для фиксации информации об основных средствах (недвижимости, устройств машин передаточного типа и агрегатов, инвентаря для хозяйственных и производственных целей и прочее). Инвентаризация ОС выполняется при условии присутствия всех членов входящих в комиссию и человека, имеющего материальную ответственность.

После введения сведений в заголовок исполнителю необходимо заполнить расписку, в которой отмечается, что к началу проведения инвентаризационных процедур в бухгалтерию предоставлена вся необходимая документация, подтверждающая приход и расход нематериальных активов.

6.2. В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, с поставщиками и покупателями проверяются акты сверки расчетов, суммы выплаченных авансов, а также начисленные и уплаченные суммы согласно налоговым декларациям, иным отчетным формам и платежным документам.

  1. Указывается номер фонда по порядку.
  2. Вводится наименование нефинансового актива.
  3. Отмечается его инвентарный номер (для инвентарных объектов) или код (заводской номер или сведения о серии, партии).
  4. Вносится единица измерения.
  5. В графах 5–7 определяется оценочная стоимость или цена инвентарного объекта, а также его количество.
  6. В новых графах 8 и 9 указываются статус объекта учета (состояние имущественного фонда на момент инвентарных процедур) и целевая функция (способы вовлечения его в финансово-хозяйственную деятельность учреждения).
  7. В столбец 10 вносится номер счет бухучета, в 11 — количество, а в 12 — балансовая стоимость объекта.
  8. В графах с 13 по 16 определяются количественные и денежные показатели отклонений — недостач и излишков.
  9. В новых столбцах 17 и 18 записываются сведения о несоответствующих критериям признания активами объектах — их количество (17) и сумма (18). Суммарная величина определяется следующим образом:
  1. В столбце 19 указываются примечания — данные, которые не подпадают под значение предыдущих ячеек таблицы.

В любой организации хотя бы раз в год проводится инвентаризация материальных ценностей. Для этого необходимо назначить специальную комиссию из числа уполномоченных работников и издать приказ о проведении инвентаризации. Порядок и график проведения инвентаризации в организации должен быть закреплен в учетной политике для целей бухучета п. Однако инвентаризационная комиссия создается для каждого конкретного случая. Ее состав, полномочия, а также сроки проведения инвентаризации должны быть закреплены в отдельном внутреннем акте организации.

Разберемся, что такое инвентаризация, для чего она нужна и как проводится, а также предоставим образец приказа об инвентаризации в бюджетном учреждении года. Что представляет собой процедура инвентаризации Так называется процедура проверки количественных и качественных характеристик имущества учреждения и состояний ее финансовых обязательств на установленную дату, обеспечивающая контроль за сохранностью объектов основных средств.

Целью проверки является сравнение ценностей и сопоставление их настоящих объемов с теми, которые указаны в документах. Сначала комиссия проверяет описи товаров и ценностей на предприятии, затем сравнивают их с цифрами на бумаге.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи (акты инвентаризации), составленные не менее чем в двух экземплярах.Фактическое наличие имущества определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может быть определено на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей.Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
Выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагаются к описи.Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Инвентаризация – это один из методов бухгалтерского учета, представляет собой сверку фактического наличия имущества с показателями бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризация — это оценка, контроль за правилами хранения и состояния средств и ценностей в целом. Фактическое наличие имущества определяется путем обязательного взвешивания, обмера и подсчета. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности должна проводиться инвентаризация в бюджетном и казенном учреждениях, с целью проверки товарно-материальных ценностей и документального подтверждения их наличия.

Уже в процессе подсчета ценностей пользуются (заполняют его) специальным унифицированным бланком – ИНВ-3. Он утвержден постановлением Госкомстата России еще в 1998 году и применяется до настоящего времени без изменений для любого предприятия, коммерческого или муниципального объекта. Его можно использовать как пример заполнения инвентаризационной описи.

Это трехстраничный акт, вот его незаполненный и максимально сокращенный образец:

Обычно процесс является профилактическим, совершается по заранее составленному графику и не представляет ничего особенного и неожиданного для персонала. Так проверки возможно осуществлять каждый месяц – сверка кассы и товаров, а для основных средств – раз в 3 года. Но также бывают внеплановые перерасчеты, они показаны в следующих случаях:

  • меняется руководящее лицо, компания передается в пользование другому владельцу или арендатору;
  • составляется годовой отчет;
  • происходит смена материально ответственных лиц – старое должно подписать акт о сдаче ценностей, а новое – о получении;
  • в ходе служебного расследования на предмет хищения или превышения полномочий;
  • ситуации, которая вызвана непреодолимыми силами – наводнением, пожаром, то есть, когда нужно подсчитать убытки;
  • при реорганизации или ликвидации всей фирмы.

Все лица, которые принимают участие в процессе пересчета ценностей, являются ответственными. Поэтому каждый член комиссии, который поставит свою подпись, отвечает за задокументированные результаты. Также обязанности не снимаются с лица, который изначально отвечал за ТМЦ. Обычно это продавец, кладовщик, менеджер. Если допущены ошибки, то перечисленные люди, возможно, будут оштрафованы с указанием – причинение материального вреда предприятию. Если один из участников комиссии не пришел на проверку, ее результаты реально признать недействительными.

Каждая организация обязана проводить инвентаризацию НФА в случаях, предусмотренных законом о бухучете 402-ФЗ. Дополнительные проверки могут быть предусмотрены в учетной политике.

Мы рассказываем о форме 0504087, отражающей результаты инвентаризаций, сфере ее применения и правилах заполнения. Инвентаризационная опись ф.0504087 утверждена приказом Минфина 52н от 30.03.2015 года и должна применяться во всех организациях госсектора экономики.

В приложении № 4 к указанному приказу можно бесплатно скачать бланк в формате Excel. Форму в процессе проведения инвентаризации НФА заполняет комиссия, состав которой утвержден приказом руководителя.

Основное назначение документа – выявление расхождений между фактическим наличием ОС, МЗ, НМА и данными бухгалтерского учета.

С 01.01.2018 года в форму 0504087 внесены изменения в связи с вступлением в действие федеральных стандартов. Добавлены графы:

  • Гр.8 – для внесения сведений о статусе объекта учета, его техническом состоянии и вовлеченности в хозяйственный оборот. Примеры отметок комиссии: «требуется ремонт», «не введен в эксплуатацию», «поврежден», «истек срок годности».
  • В графах 17 и 18 проставляется количество и общая стоимость объектов, несоответствующих критериям признания активами для целей бухгалтерского учета.
  • Гр.9 – для отметок о возможности вовлечения НФА в хозяйственный оборот или о способах выбытия. Примеры: «ввод в эксплуатацию», «дооснащение», «списание», «утилизация».
  • Гр.10 – номер балансового счета.

Обновленный документ содержит большой объем информации не только о наличии НФА, но и об организационно-техническом состоянии учреждения. Инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов Заполняется, чтобы оформить результаты инвентаризации по счету 0.101.00.000.

Заполняется, чтобы оформить результаты инвентаризации по счету 106.11.

По незавершенке укажите этап строительства и код целевой функции. Форма 0504087 «Инвентаризационная опись» состоит из 4 страниц.

На первой следует указать:

  1. ФИО материально-ответственного лица;
  2. место проведения;
  3. дату заполнения;
  4. реквизиты приказа о назначении комиссии;
  5. наименование учреждения, код по ОКПО;
  6. даты начала и окончания инвентаризации.
  7. структурное подразделение;

До начала проверки на этой странице МОЛ дает расписку в том, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию, и в том, что в месте хранения отсутствуют списанные или полученные, но не оприходованные НФА.

На второй и третьей страницах расположена таблица, в которой отражаются результаты инвентаризации. Для каждого НФА заполняются следующие графы:

  • Наименование актива.
  • Единица измерения.
  • Порядковый номер.
  • Номер (инвентаризационный, номенклатурный, учетный и т.д.).

В графах 5-9 отражаются сведения о фактическом наличии объектов учета:

  • Цена либо оценочная стоимость.
  • Общая сумма.
  • Количество.

Ни дня без инструкций × Ни дня без инструкций

  1. Сервисы:

Инвентаризационная опись ТМЦ — это документ первичной бухгалтерской отчетности, который применяется для фиксации итогов инвентаризации, а именно выявленных остатков по основным средствам и иным активам.

В статье вы узнаете о правилах заполнения документа и сможете скачать бесплатно бланк инвентаризационной ведомости для основных средств и товарно-материальных ценностей. 25 февраля 2021 Автор: Ермакова Софья Для начала разберемся с вопросом, как компании инвентаризируют основные средства и товарно-материальные ценности.

В первую очередь оформляется соответствующий приказ. Для него разработана унифицированная форма № ИНВ-22, форма по ОКУД 0317018.

В ней содержится такая информация:

  1. основание для проведения инвентаризации.
  2. перечень проверяемых обязательств, имущества и основных средств;
  3. наименование организации;
  4. состав инвентаризационной комиссии;
  5. структурное подразделение;
  6. время и место инвентаризации;

Инвентаризации подлежат как основные средства и активы, находящиеся в собственности организации, так и ОС, которые пришлось арендовать. Перечень составляется в двух экземплярах.

2368 Форма ИНВ-5 является инвентаризационной описью товаров, принятых на ответственное хранение в складские помещения.

Она является важным документом первичной отчетности, подтверждением сдачи и оприходования материальных ресурсов. Форма удобна тем, что с ее помощью сразу осуществляется сравнение данных о фактическом наличии ТМЦ на складе и информации относительно этого наличии в бухучете.

Документы бухгалтерского учета Раскрыть список рубрик Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку, чтобы быть в курсе всех изменений в бухгалтерском учете: Присоединяйтесь к нам в соц.

сетях: НДС, страховые взносы, УСН 6%, УСН 15%, ЕНВД, НДФЛ, пени Отправляем письма с главными обсуждениями недели > > > 10 сентября 2021 Все материалы сюжета Опись инвентаризационная — это документ, без которого не может обойтись ни одна инвентаризация. Разновидностей этого документа несколько — под каждый существующий вид активов. И у каждого бланка своя форма и своя специфика.

Для чего предназначен этот документ и как он оформляется, рассмотрим в этой статье. А некоторые бланки вы сможете скачать в заполненном виде.

Вам помогут документы и бланки: Бланки инвентаризационных описей утверждены постановлением Госкомстата РФ

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»

от 18.08.1998 № 88. В то же время для органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями были разработаны специальные формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей).

Они утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

Например, форма 0504087 инвентаризационной описи применятся для отражения результатов проведенной в учреждении инвентаризации объектов нефинансовых активов. Чаще всего применяются следующие виды описей инвентаризационных:

  1. опись инвентаризационная основных средств (ИНВ-1);

Об особенностях оформления ИНВ-1 см.

в материале .

  1. опись инвентаризационная нематериальных активов (ИНВ-1а);
  2. опись инвентаризационная товарно-материальных ценностей (бланк ИНВ-3);
  3. акт инвентаризации наличных денежных средств (ИНВ-15);

Особенности заполнения ИНВ-15 раскрыты в материале .

  1. акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности (ИНВ-17).

О порядке заполнения ИНВ-17 см.

в материале . В этой статье в качестве примера будет рассмотрен порядок заполнения описи инвентаризационной по НМА и ТМЦ. В бланке описи инвентаризационнойпо форме ИНВ-1 представлена информация об НМА фирмы.

ВАЖНО! Во время проведения инвентаризации следует убедиться в правильности отнесения объекта к НМА.

Как правило, составляется 2 экземпляра описи инвентаризационной. В шапке фиксируется информация о сроках проверки, а также о документах, обосновывающих начало ее проведения. После этого приводится расписка об оприходовании и списании НМА ответственными лицами.

В табличную часть описи инвентаризационной вносится информация по объектам в соответствии с данными бухучета и фактическим наличием.

В случае возникновения отклонений факта от учетных данных это указывается в описи. Инвентаризационная опись — пример и

Ни дня без инструкций × Ни дня без инструкций

    Сервисы:

Инвентаризационная опись — это документ, который используется, чтобы отобразить результаты инвентаризации нефинансовых активов.

Рассказываем, как заполняется форма. 13 января 2021 Автор: Задорожнева Александра Инвентаризационная опись, или, как ее еще называют, сличительная ведомость по объектам нефинансовых активов, отражает оперативный результат проверки в государственных и бюджетных учреждениях.

Государственные и муниципальные учреждения применяют формы первичных документов и регистров бухучета, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н. Смотрите как заполнить инвентаризационные описи и скачайте необходимые формы в нашей статье. Основной документ для отражения результатов инвентаризации — это опись.

Приказом Минфина № 52н утверждено 10 инвентаризационных описей. Они приведены в таблице. После составления любой из них ее подписывает председатель и все члены комиссии учреждения, которые участвовали в инвентаризации.

Таблица № п/п Код формы ОКУД

скачайте Назначение инвентаризационной описи 1 Ценные бумаги 2 Остатки на счетах учета денежных средств 3 Задолженность по кредитам, займам (ссудам) 4 Состояние государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах 5 Состояние государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям 6 (Сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов 7 (Сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов 8 Наличные денежные средства 9 Расчеты с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами 10 Расчеты по поступлениям Форма применяется для отражения результатов инвентаризации:

  1. ценных бумаг
  2. финансовых вложений учреждений в ценные бумаги.

Для отражения остатков денежных средств учреждения на счетах ЦБ РФ и кредитных организаций после инвентаризации применяется опись (ф.

0504082). Обратите внимание, что запись о наличии денежных средств делаются в описи на основании банковских выписок. При инвентаризации наличных денег в кассе учреждения применяйте форму 0504088. Форма используется, чтобы отразить результаты инвентаризации наличных денег, ценностей и документов, находящихся в кассе учреждения Ф.

0504083 применяется для отражения результатов инвентаризации задолженности по кредитам, займам (ссудам). В расчет берутся только те займы, кредиты и ссуды, которые находятся на учете в учреждении.

Кроме того, проверка имущества проводится при реорганизации фирмы и ее готовящейся ликвидации, а также по форс-мажорным обстоятельствам (пожарам, затоплениям, авариям и т.п.).

Инвентаризация может проводиться как на добровольной основе, так и принудительно, как разово, так и регулярно, при этом ее длительность может варьироваться от нескольких часов до нескольких дней.

На крупных предприятиях инвентаризация проводится отдельно по каждому структурному подразделению.

Причины для инвентаризационных мероприятий могут быть самые различные: надвигающиеся годовые отчеты по бухгалтерии и налогам, смена материально-ответственного сотрудника, кражи, хищения, иные злоупотребления имуществом организации, предстоящая передача объектов основных средств арендатору или новому владельцу.

Соблюдение перечисленных этапов обязательно, поскольку игнорирование любого из них может повлечь опротестование итогов. От общего порядка оформления отличаются лишь формы описей по видам имущества, а результаты инвентаризации оформляются актом формы 0504835.

  • распоряжением по учреждению руководитель назначает инвентаризационную комиссию;
  • проводится подготовка к мероприятию (оформляются необходимые первичные документы на поступление и расход активов, подбиваются учетные остатки);
  • подотчетные лица оформляют расписки-подтверждения наличия имущества находящегося на ответственном хранении;
  • в назначенный приказом день проводится инвентаризация. Необходимым является участие комиссии в полном составе и присутствие подотчетных лиц.

Очевидно, что результаты подсчета товарных единиц, материалов, сырья, продуктов и других материальных ценностей, могут разойтись с представленными в учетных документах из-за допущенной невнимательности. Причем ошибка может возникнуть сразу на нескольких этапах или на одном из них:

  1. Название организации, вид ее деятельности, коды по ОКУД и ОКПО.
  2. Ссылка на документ, который регламентировал начало проведения инвентаризации – обычно издается соответствующий приказ, в котором оговариваются сроки процедуры, ответственные лица и председатель комиссии.
  3. Сроки проведения инвентаризации – начальная и конечная даты (иногда они могут совпадать).
  4. Номер документа (применяется сквозная нумерация в течение всего года или по другим периодам – на усмотрение администрации).
  5. ФИО, полное название должности ответственного лица. Это может быть заведующий складом, менеджер отдела, старший кассир/продавец, администратор и др.
  6. Основная часть сличительной ведомости представлена в виде таблицы, в которой фиксируются результаты инвентаризации. Необходимо указать только те группы товаров, по которым обнаружена недостача и/или избыток (в том числе в результате пересортицы). В форме ИНВ-19 содержатся 32 графы, в том числе:
  • название товара (или иной ценности), его сорт, вид;
  • маркировка товара в виде кода, который принят в системе номенклатуры на складе или в магазине;
  • результаты по учету – с расхождением в количествах и в рублях (как по излишкам, так и по недостаче);
  • расхождения по пересортице;
  • окончательно посчитанные расхождения (с учетом дополнительных итоговых проверок).
  1. В конце ведомости еще раз ставит свою подпись материально ответственное лицо, что означает факт его ознакомления с результатами.

Причем время, дату и номер программа заполнит автоматически, изменить эти параметры можно в случае расхождения программных данных с учетными, например, бухгалтерский учет ведется в отдельных программах по каждому подразделению, а номера вводятся в общем порядке для всей организации. ФИО ответственного необходимо выбрать из открытого программой справочника сотрудников.

Если среди товаров, которые необходимо было инвентаризироват ь, обнаружены излишки, то согласно нормам бухгалтерского учета их приходуют. В программе 1С Предприятие для этих целей имеется документ, который вводится на основании инвентаризации товаров с положительным отклонением, имеющихся фактических остатков от учетных данных.

В графе 5 отражается цена (оценочная стоимость) объекта инвентаризации. В порядке заполнения этой графы уточняется, что если проводится инвентаризация материальных ценностей, предназначенных для реализации, то указывается цена продукции, товара, при выявлении излишков – оценочная стоимость объекта.

На странице 2 инвентаризационной описи (ф. 0504087) в графе 3 сейчас следует проставлять номер (код) объекта учета (инвентарный или иной).

Инвентаризация основных средств — процесс на производстве длительный и относится к обязательным бухгалтерским отчетам.

Правильно заполнить опись инвентаризации должен уметь любой бухгалтер или ответственные лица. При этом важно, чтобы все учтенные средства были максимально описаны, проставлены их номера и учтена их фактическая стоимость.

Такие инвентаризации проводятся при ликвидации предприятия или при переходе прав собственности. Также процедура проводится в случае стихийных бедствия и масштабных аварий.

В Приложении 3 к Приказу Министерства финансов от 30.03.2015 № 52н приведены регистры бухгалтерского учета. Рассматриваемая нами форма присутствует в этом перечне. Ее основное назначение — выявить расхождения по нефинансовым активам. Осуществляет это ответственное лицо путем сравнения данных бухгалтерского учета с фактическими результатами. По описи можно отследить:

  • оценочную стоимость нефинансового актива;
  • его целевую функцию;
  • его фактическое количество;
  • статус объекта;
  • соответствие условиям признания объекта активом.

По данным этого документа можно сделать вывод об организационно-технической готовности предприятия и об обесценивании активов (при наличии).

Первый лист можно рассматривать как титульный. Он содержит входные данные:

  • номер описи;
  • дату (указать ее нужно дважды — на первой строчке после заголовка и в табличной части);
  • название организации и структурное подразделение, где проводится инвентаризация;
  • фамилию, имя, отчество ответственного лица;
  • номер и дату приказа о проведении мероприятия, а также его место;
  • даты начала и завершения инвентаризационной процедуры.

Поскольку для них есть методические рекомендации, подробно останавливаться на оформлении этих таблиц мы не будет. Рассмотрим лишь сложные моменты.

Оценочную стоимость объекта следует определять в соответствии с Разделом II Инструкции по применению единого плана счетов (Приложение 2 к Приказу Минфина от 01.12.2010 № 157н). Оценочной стоимости нефинансовых активов посвящен пункт 25. По методу рыночных цен, она определяется как цена реализации аналогичного объекта на учетную дату.

Целевая функция актива — это способ его вовлечения в оборот с целью получения прибыли (например, ввод в эксплуатацию или дооснащение). Если же сделать это не представляется возможным, описывают порядок его выбытия (например, списание или передача другой организации).

Он появился в последней редакции формы. Изменения внес Приказ Минфина России от 17.11.2017 № 194н. Страница содержит:

  • отметку о согласии с итогами проверки;
  • формулировку причин выявленных несоответствий (при наличии);
  • заключение комиссии (выводы);
  • подписи всех членов комиссии.

Ранее эти сведения приводились на первом листе.

В течение 15 лет (с 1998 по 2013 гг.) всем компаниям (ИП, ООО, ПАО и другим) предписывалось использовать только форму ИНВ-3. Однако с начала 2013 года и до сегодняшнего дня каждая фирма сама вправе выбирать, какой именно бланк использовать для того, чтобы зафиксировать наличие товарно-материальных ценностей.

Как правило, продолжают применять старый бланк. Он содержит такие сведения:

  1. Сведения об организации – полное или сокращенное название, коды по ОКУД и ОКПО, вид деятельности.
  2. Основание для проведения – обычно издается приказ об инвентаризации. Пример и подробную инструкцию по составлению этого документа можно найти здесь.
  3. Номер – как правило, применяется сквозная нумерация, которая обнуляется с наступлением нового календарного года.
  4. Дата составления документа.
  5. Даты начала процедуры инвентаризации и ее предполагаемого окончания (всегда указываются обе даты, даже если они совпадают).
  6. Объект, по которому производится учет – это обобщенное название товарно-материальных ценностей, которое и вписывается в образец документа.
  7. Дата фактического снятия остатков ценностей на тот день, когда предполагается начало процедуры инвентаризации.
  8. ФИО, должность, подпись и расшифровка подписи материально ответственного лица – обычно это кладовщик, заведующий складом.
  9. Собственно перечисление ТМЦ – перечень оформляется в виде таблицы, в которой есть 13 граф: номер, название, сорт, код ценности, сумма по фактическому наличию и по документам бухгалтерской отчетности и другие (как показано на примере ниже).
  10. Итоговые количества по странице и по описи (порядковые номера, физические единицы и сумма в рублях).
  11. ФИО, подписи, должности председателя и членов комиссии, которые непосредственно проводили процедуру инвентаризации.
  12. ФИО, подпись, должность сотрудника, на которого возложена материальная ответственность (кладовщик или заведующий складом).
  13. ФИО, подпись, должность главного бухгалтера как лица, проверившего информацию в документе по всем группам товарно-материальных ценностей (по образцу).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *