Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный кодекс российской федерации 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Земля – понятие многоликое и неопределённое. Однако в юриспруденции оно толкуется только как участок поверхности суши, имеющий свои границы, которые обозначены в натуре и в официальных документах Росреестра.
Это идеальные признаки земельного участка как юридической единицы. Однако для того, чтобы распоряжаться участками, достаточно, чтобы они имели:
- кадастровый номер;
- границы;
- адрес;
- владельца;
- категорию;
- разрешённое использование.
Причём, границы могут быть обозначены только на плане. А собственник у каждого участка существует по определению. Если нет конкретного лица, то владельцем недвижимости автоматически становится государство.
Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:
- При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
- Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
- Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
- Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
- Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
- Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
- строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
- проведения работ в рамках недропользования;
- исполнение РФ международных обязательств;
- в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
- иные основания по законодательству РФ.
Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.
Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом:
- Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня. Собственнику отправляется уведомительное письмо о дате проверки целевого назначения земли. Также могут проводиться и внеплановые проверки.
- Поиск собственника.
- Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
- Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
- Разрабатывается соглашение. Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.
- Земельный участок отчуждается и производится переход прав на него. Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.
У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок. В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах. Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.
1. До 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: (в ред. Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ)
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 27.12.2009 N 342-ФЗ)
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 214-ФЗ)
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
2. До 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 342-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ)
свыше 3 миллионов человек в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
3. В городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением указанными в пункте 1 настоящей статьи лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке (далее — запрет на строительство, реконструкцию).
1. Права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
2. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 342-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Абзац 2. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 342-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ)
Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно. (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ)
2.1. Пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены: (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
Земельный кодекс (ЗК РФ)
1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; (в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 91-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 168-ФЗ)
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
4. К собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
1. Признать утратившими силу:
Земельный кодекс РСФСР (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 22, ст. 768);
постановление Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 года N 1103/1-I «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 22, ст. 769);
Закон РСФСР от 23 ноября 1990 года N 374-I «О земельной реформе» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 327);
постановление Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1990 года N 375-I «О введении в действие Закона РСФСР «О земельной реформе» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 328);
Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года N 460-I «Об изменениях Закона РСФСР «О земельной реформе» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 4);
статью 8 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-I «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, законы РСФСР «О Еврейской автономной области», «О выборах народных депутатов РСФСР», «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», «О банках и банковской деятельности в РСФСР», «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О государственной налоговой службе РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами», «О местном самоуправлении в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», «О государственной пошлине»; законы Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», «О товарных биржах и биржевой торговле» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);
Закон Российской Федерации от 20 ноября 1992 года N 3936-I «О внесении изменений в статью 7 Закона РСФСР «О земельной реформе» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 50, ст. 2962);
Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4196-I «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст. 26);
постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4197-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст. 27);
статьи 3 и 5 Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 4888-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР «О плате за землю» и налогового законодательства России» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст. 748).
Изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.
К земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
До введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации с учетом лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, специальных федеральных законов, содержащих нормы земельного права о данной категории земель, а также с учетом следующих положений:
при переходе права на земельный участок от одного собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка к другому категория и целевое назначение такого земельного участка не подлежат изменению;
иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды;
приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Разрешено использовать для ведения деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки сельхозназначения, расположенные в пределах 30 км от границ сельских населенных пунктов.
Кроме того, в лесах зеленых зон разрешено вести деятельность в сфере охотничьего хозяйства, которая не влечет за собой рубок лесных насаждений или создания объектов охотничьей инфраструктуры.
1. Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
2. При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
3. Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются федеральным законом «об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
1. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
2. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.
3. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.
4. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством.
5. Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования одному лицу.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 48-фз)
(см. Текст в предыдущей редакции)
6. Допускается объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом. При этом право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
(абзац введен федеральным законом от 23.06.2014 N 171-фз)
2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой 5.4 настоящего кодекса.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-фз)
(см. Текст в предыдущей редакции)
4. Утратил силу с 1 марта 2015 года. — федеральный закон от 23.06.2014 N 171-фз.
(см. Текст в предыдущей редакции)
1. Возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 — 11.7 настоящего кодекса.
2. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного пользования на образуемые земельные участки.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 48-фз)
(см. Текст в предыдущей редакции)
3. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется.
4. В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-фз)
(см. Текст в предыдущей редакции)
5. Сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых земельных участков в прежних границах.
6. Не указанные в пунктах 2, 4 и 5 настоящей статьи обременения (ограничения) прав, за исключением обременений (ограничений) прав, возникших на основании договоров, сохраняются в отношении образуемых земельных участков, измененных земельных участков в прежних границах. В случае, если такие обременения (ограничения) прав на земельные участки установлены на основании договоров, применяются установленные пунктом 4 настоящей статьи правила о заключении договоров, об изменении договоров.
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
(п. 7 введен федеральным законом от 23.06.2014 N 171-фз)
Кодексом закреплены ряд принципов, которые в обязательном порядке должны соблюдаться на территории всей страны:
- земля является особой ценностью и основой жизнедеятельности человека;
- сохранность земель и их защита от негативного воздействия считается приоритетным направлением;
- использование и деление земель обязано быть целевым;
- оплата за пользование землей и т. д.
Федеральным законом №171 от 23 июня 2019 года Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен рядом положений и изменениями, которые обрели юридическую силу с 1 марта 2019 года. В соответствии с ними существенная часть земли, принадлежавшей ранее государству, передана в управление местным муниципальным органам. Как считает правительство, этот шаг будет активно способствовать ликвидации проблем с пустующими землями, принадлежащими государству. Сейчас такие участки подлежат продаже или передаче в безвозмездную аренду юридическим или частным лицам.
Благодаря поправкам, внесенным в Земельный кодекс РФ, была отменена сложная и достаточно болезненная процедура отбора земельных участков для последующей продажи или передачи частным и юридическим лицам. Также был значительно упрощен процесс согласования необходимых формальностей при оформлении «Акта земельного надела». Этому способствовало создание общедоступной Кадастровой карты земель, в которой указано, какие земельные участки пустуют и каковы особенности их использования.
Прием заявления свидетельствует о начале процесса продажи, о чем муниципалитет в обязательном порядке информирует общественность через публикации в СМИ и на официальном веб-портале. В этих публикациях указывается номер земельного надела в кадастровой карте.
Следует иметь в виду, что если при обращении потенциального покупателя земельный надел еще не сформирован, не создан проект межевания, то покупатель наделяется правом самостоятельного оформления и разработки недостающих документов.
В соответствии с федеральным законодательством в случае предоставления в муниципалитет заявления и нужных документов на приобретение участка администрация должна рассмотреть их в течение 30 дней. После согласования размещает сведения о продаже в СМИ и на своем сайте для информирования заинтересованных лиц. Если таковых нет, то участок должен быть продан по указанной в кадастре минимальной цене.
Продажа земельных участков, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям или государству, регламентируется статьей 39.3 обновленного Земельного кодекса РФ. Ею предусмотрена продажа земельных участков на торгах (в форме аукциона) и без проведения торгов.
Стоимость таких земельных участков должна определяться в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Определение стоимости земельных участков для продажи на торгах |
Принадлежность участков | Кем определяется |
находящихся в федеральной собственности | Правительством Российской Федерации | |
находящихся в собственности субъекта РФ | органами государственной власти субъектов РФ | |
находящихся в муниципальной собственности | органами местного самоуправления |
Торги с целью продажи земельных участков не проводятся в случаях, когда государственная земля передается:
- для строительства жилья определенным категориям граждан;
- под строительство социальных и необходимых в инфраструктуре объектов;
- на возведение сооружений муниципального или государственного значения;
- для ведения личного подсобного хозяйства, занятий огородничеством, животноводством, садоводством;
- для сельскохозяйственного производства по истечении трех лет аренды.
Кроме того новыми поправками, внесенными в Земельный кодекс РФ, предусматривается, что пустующие участки могут быть переданы на безвозмездной основе и в других случаях.
Во-первых, в безвозмездную аренду сроком на шесть лет молодым специалистам и многодетным семьям в сельской местности. Если землепользователи в течение пяти лет использовали выделенный участок по назначению, то возможно его переоформление на них.
Во-вторых, на шесть лет земля безвозмездно выделяется всем, кто пожелает заниматься фермерством. Если участок пять лет использовался правильно, фермер имеет право переоформить землю на себя.
В-третьих, всем собственникам дачных участков, не воспользовавшихся «Дачной амнистией», при соблюдении условия, что земля принадлежит только заявителю и не служит местом общего пользования с соседями.
В заключение необходимо отметить, что Земельный Кодекс РФ в новой редакции призван защищать как сохранность земель от загрязнения и нерационального использования, так и права собственников и других субъектов земельных отношений. Не имея необходимой информации, нелегко разобраться во всех перипетиях прав и обязанностей, которые появляются в процессе обращения с землей. В кодексе содержатся ответы на постоянно возникающие вопросы, которые относятся к предмету регулирования, поэтому знание его положений станет еще одной ступенью к правовой грамотности.
Федеральный закон
Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года
Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года
Вступил в силу 1 сентября 2006 года
- Глава I. Общие положения (ст. 1-11)
- Глава II. Охрана земель (ст. 12-14)
- Глава III. Собственность на землю (ст. 15-19)
- Глава IV. Постоянное (бессрочное) пользование,пожизненное наследуемое владение земельными участками,ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут),аренда земельных участков,безвозмездное срочное пользование земельными участками (ст. 20-24)
- Глава V. Возникновение прав на землю (ст. 25-39)
- Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков (ст.40-43)
- Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю (ст. 44-56)
- Глава VIII. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст.57-58)
- Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров (ст. 59-64)
- Глава X. Плата за землю и оценка земли (ст. 65-66)
- Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр (ст. 67-70)
- Глава XII. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль) (ст. 71-73)
- Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (ст. 74-76)
- Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения (ст. 77-82)
- Глава XV. Земли поселений (ст.83-86)
- Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст. 87-93)
- Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов (ст.94-100)
- Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса (ст. 101-103)
- Земельный кодекс РФ
- 1. ЗК РФ статья: 1 — 11
- 1.1. ЗК РФ статья: 11.1 — 11.10
- 2. ЗК РФ статья: 12 — 14
- 3. ЗК РФ статья: 15 — 19
- 4. ЗК РФ статья: 20 — 24
- 5. ЗК РФ статья: 25 — 39
- 5.1. ЗК РФ статья: 39.1 — 39.20
- 5.2. ЗК РФ статья: 39.21 — 39.22
- 5.3. ЗК РФ статья: 39.23 — 39.26
- 5.4. ЗК РФ статья: 39.27 — 39.29
- 5.5. ЗК РФ статья: 39.30 — 39.32
- 5.6. ЗК РФ статья: 39.33 — 39.36
- 6. ЗК РФ статья: 40 — 43
- 7. ЗК РФ статья: 44 — 56.1
- 7.1. ЗК РФ статья: 56.2 — 56.12
- 8. ЗК РФ статья: 57 — 58
- 9. ЗК РФ статья: 59 — 64
- 10. ЗК РФ статья: 65 — 66
- 11. ЗК РФ статья: 67 — 70.1
- 12. ЗК РФ статья: 71 — 73
- 13. ЗК РФ статья: 74 — 76
- 14. ЗК РФ статья: 77 — 82
- 15. ЗК РФ статья: 83 — 86
- 16. ЗК РФ статья: 87 — 93
- 17. ЗК РФ статья: 94 — 100
- 18. ЗК РФ статья: 101 — 103
- СКАЧАТЬ ЗК РФ 2021
Конституция РФ
44-ФЗ
Об ипотеке
О приватизации
- Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Глава 1.1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
- Глава 2. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ
- Глава 3. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
- Глава 4. ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ, ПОЖИЗНЕННОЕ НАСЛЕДУЕМОЕ ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, ОГРАНИЧЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ (СЕРВИТУТ), АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ СРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ
- Глава 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
- Глава 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
- Глава 7. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
- Глава 8. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
- Глава 9. ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И РАССМОТРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
- Глава 10. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ И ОЦЕНКА ЗЕМЛИ
- Глава 11. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
- Глава 12. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОХРАНОЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ (ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ)
- Глава 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ
- Глава 14. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
- Глава 15. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
- Глава 16. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
- Глава 17. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
- Глава 18. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА
Статья 1. Основные принципы земельного законодательства
Статья 2. Земельное законодательство
Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством
Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации
Статья 5. Участники земельных отношений
Статья 6. Объекты земельных отношений
Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
Статья 9.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
Статья 10.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
Статья 11.1. Утратила силу
Статья 11.2. Образование земельных участков
Статья 11.3. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 11.4. Раздел земельного участка
Статья 11.5. Выдел земельного участка
Статья 11.6. Объединение земельных участков
Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц
Статья 16. Государственная собственность на землю
Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации
Статья 19. Муниципальная собственность на землю
Последняя редакция Земельного кодекса РФ с комментариями в 2019 году
Статья 39.37. Цели установления публичного сервитута
Статья 39.38. Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута
Статья 39.39. Условия установления публичного сервитута
Статья 39.40. Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута
Статья 39.41. Ходатайство об установлении публичного сервитута
Статья 39.42. Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута
Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута
Статья 39.44. Отказ в установлении публичного сервитута
Статья 39.45. Срок публичного сервитута
Статья 39.46. Плата за публичный сервитут
Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута
Статья 39.48. Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом
Статья 39.49. Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Статья 39.50. Права и обязанности обладателя публичного сервитута
Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок
Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка
Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком
Статья 48. Основания прекращения сервитута
Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Статья 50. Конфискация земельного участка
Статья 51. Реквизиция земельного участка
Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка
Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 55. Утратила силу
Статья 56. Ограничение прав на землю
Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд
Статья 59. Признание права на земельный участок
Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
Статья 62. Возмещение убытков
Статья 63. Утратила силу
Статья 64. Рассмотрение земельных споров
Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Статья 97. Земли природоохранного назначения
Статья 98. Земли рекреационного назначения
Статья 99. Земли историко-культурного назначения
Статья 100. Особо ценные земли
ФЗ 136, устанавливающий правила использования земельных участков, был принят депутатами федерального парламента в 2001 г. В него неоднократно вносились поправки, которые были нацелены на то, чтобы привести официальный текст документа в полное соответствие с существующими законодательными нормами. Кроме того, депутаты принимали изменения, необходимые для сохранения актуальности представленных в проекте сведений.
Земельный кодекс (ЗК РФ) 2021, 2020
Действующая редакция законопроекта состоит из 18 глав и 103 статей. Они определяют ключевые моменты землепользования:
- основные положения и определения касаются принципов формирования законодательных норм в отношении владения землей, установлены полномочия региональных властей, описаны принципы формирования, деления и объединения земельных участков;
- сформированы принципы охраны земель, а также использования наделов, которые подверглись загрязнению опасными веществами;
- определено право собственности, перечислены ситуации, в которых гражданин получает право владения участком, установлена собственность субъектов и муниципалитетов;
- сформированы правила ограниченного использования чужой земли, стандарты аренды и права безвозмездного пользования;
- перечислены ситуации, в которых возникает право на участок, определен перечень правоустанавливающих документов и расписаны особенности оформления договора купли-продажи;
- установлены правила, которых обязаны придерживаться владельцы или арендаторы земельных наделов в отношении использования участков;
- сформирован список ситуаций, в которых гражданина могут лишить права собственности, аренды, бессрочного пользования. Описаны положения, позволяющие конфисковать землю или ограничить права на нее;
- определен перечень убытков, которые обязан возместить собственник/арендатор при ухудшении состояния надела;
- регламентировано рассмотрение спорных вопросов, касающихся установления права собственности;
- установлена плата за землю и проведение оценочных действий;
- сформированы положения мониторинга землеустройства и резервирования участков для государственных либо муниципальных нужд;
- перечислены полномочия в сфере землепользования, определен государственный, муниципальный и общественный контроль;
- законом установлена ответственность за нарушения в сфере использования и охраны земель;
- определены стандарты пользования земель сельскохозяйственного назначения;
- регламентированы участки, находящиеся в границах населенных пунктов, сформированы принципы их деления и расположения границ;
- классифицированы земли особого назначения. В них входят участки, относящиеся к промышленным предприятиям, сфере энергетики, транспорта, обороны и проч.;
- установлены стандарты использования наделов особо охраняемых территорий и объектов;
- определены правила охраны и использования земель лесного и водного фондов, запаса.
В законопроекте описаны основные правила землепользования. При этом установлена правовая база, позволяющая соблюдать предписанные нормы. Основополагающие принципы базируются на следующих определениях:
- земля составляет основу жизнедеятельности жителей РФ;
- все законодательные нормы направлены на охрану земли. Защита территорий является приоритетом государственной политики;
- сделан уклон на сохранении жизни и здоровья жителей страны;
- владельцы земельных участков вправе принимать решения, которые непосредственно касаются территорий, находящихся в собственности;
- земельные наделы неразрывно связаны с объектами, располагающимися на их территории;
- ценные объекты должны сохраняться в первую очередь;
- за пользование землей взимается установленная плата (кроме случаев, которые предусмотрены в законодательстве);
- участки разделены согласно своему значению;
- территории могут находиться в государственном, региональном, муниципальном владении;
- земельное законодательство не связано с гражданским;
- должны соблюдаться интересы как самих жителей, так и общества.
Земля может рассматриваться как природный объект или как отдельные земельные участки. При этом участвовать в формировании земельных отношений могут жители, предприниматели, регионы и муниципалитеты.
Последние изменения, которые действуют и в нынешней редакции документа, парламентарии внесли в 2017 году. Был дополнен текст некоторых разделов:
- добавили положение, касающееся образования территорий, связанных с возникновением временных населенных пунктов;
- включили пункт об участках, которые могут входить в состав научно-технических центров;
- внесли изменения, касающиеся особенностей согласования схем расположения участков, и дополнили статью о данных особо охраняемых территорий;
- определен раздел, устанавливающий процедуру предварительного согласования выделения объекта;
- схема выделения участка должна быть согласована с прочими законодательными нормами.
Новой редакцией статьи 39.15 ЗК РФ кадастровому инженеру, выполнившему кадастровые работы в целях образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома, объекты недвижимого имущества, предоставлено право обращаться с заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа.
По новой редакции статьи 39.26 ЗК РФ, государственный кадастровый учет части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, может осуществляться на основании заявления кадастрового инженера без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа в случае, если такие полномочия кадастрового инженера предусмотрены договором подряда на выполнение кадастровых работ в связи с образованием указанной части земельного участка.
Новой редакцией статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что если в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, это не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который он приобретает, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка. Установлено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
- Статья 1 — Основные принципы земельного законодательства
- Статья 2 — Земельное законодательство
- Статья 3 — Отношения, регулируемые земельным законодательством
- Статья 4 — Применение международных договоров Российской Федерации
- Статья 5 — Участники земельных отношений
- Статья 6 — Объекты земельных отношений
- Статья 7 — Состав земель в Российской Федерации
- Статья 8 — Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
- Статья 9 — Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
- Статья 10 — Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
- Статья 10.1 — Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
- Статья 11 — Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
- Статья 11.1 — Утратила силу
- Статья 11.10 — Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
- Статья 11.2 — Образование земельных участков
- Статья 11.3 — Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
- Статья 11.4 — Раздел земельного участка
- Статья 11.5 — Выдел земельного участка
- Статья 11.6 — Объединение земельных участков
- Статья 11.7 — Перераспределение земельных участков
- Статья 11.8 — Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки
- Статья 11.9 — Требования к образуемым и измененным земельным участкам
- Статья 15 — Собственность на землю граждан и юридических лиц
- Статья 16 — Государственная собственность на землю
- Статья 17 — Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
- Статья 18 — Собственность на землю субъектов Российской Федерации
- Статья 19 — Муниципальная собственность на землю
- Статья 20-21 — Утратили силу
- Статья 22 — Аренда земельных участков
- Статья 23 — Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
- Статья 24 — Безвозмездное пользование земельными участками
- Статья 25 — Основания возникновения прав на землю
- Статья 26 — Документы о правах на земельные участки
- Статья 27 — Ограничения оборотоспособности земельных участков
- Статья 28-34 — Утратили силу
- Статья 35 — Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение
- Статья 36 — Утратила силу
- Статья 37 — Особенности купли-продажи земельных участков
- Статья 38-39 — Утратили силу
- Статья 39.1 — Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
- Статья 39.10 — Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование
- Статья 39.11 — Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
- Статья 39.12 — Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
- Статья 39.13 — Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме
- Статья 39.14 — Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
- Статья 39.15 — Предварительное согласование предоставления земельного участка
- Статья 39.16 — Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
- Статья 39.17 — Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
- Статья 39.18 — Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
- Статья 39.19 — Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно
- Статья 39.2 — Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
- Статья 39.20 — Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение
- Статья 39.3 — Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
- Статья 39.4 — Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
- Статья 39.5 — Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно
- Статья 39.6 — Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
- Статья 39.7 — Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
- Статья 39.8 — Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
- Статья 39.9 — Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование
Земельный Кодекс РФ в 2021 году
- Статья 39.21 — Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
- Статья 39.22 — Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
Из анализа норм ЗК РФ следует, что понятие «земля» употребляется в двух значениях: 1). совокупность земельных участков; 2). синоним самого земельного участка.
1). Земля — совокупность земельных участков.
О понятии «земля» как совокупность земельных участков можно сделать вывод исходя из ряда норм Земельного кодекса РФ.
Так, в статьях 9, и 11 ЗК РФ о полномочиях в области земельных отношений речь идет и о «резервировании земель», и об «изъятии земельных участков». Из п. 2 ст. 56.1 ЗК РФ следует, что под «резервированием земель» подразумевается «ограничение права собственности и иных вещных прав на земельные участки».
В п. 1 ст. 85 ЖК РФ указано, что «В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки…».
В статье 7 ЗК РФ перечислены категории земель, среди которых, например, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда и т.д. Указанные «земли» являются частью «состава земель Российской Федерации» и, очевидно, представляют собой определенные участки земли, имеющие свои границы. В то же время в п. 3 ст. 3 ЗК РФ в качестве объекта имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению указывает на земельные участки. Из этого следует, что земли наделяются свойством оборотоспособности через земельные участки. По такой логике земли — это совокупность земельных участков.
В пункте 2 статьи 260 ГК РФ введено ограничение реализации прав правообладателей земельных участков в части их использования в соответствии с целевым назначением. Указано, в частности, что «на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением».
Нарушение правила об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением может повлечь за собой его изъятие у собственника или прекращение прав иных правообладателей (ст. ст. 285, 287 ГК РФ).
Исчерпывающий перечень категорий земель по целевому назначению приведен в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ:
1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Статья 1. Основные принципы земельного законодательства Статья 2. Земельное законодательство Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации Статья 5. Участники земельных отношений Статья 6. Объекты земельных отношений Статья 7. Состав земель в Российской Федерации Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений Статья 9.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений Статья 10.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений