Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доступная среда государственная программа официальный сайт 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1746; N 47, ст. 6685; 2020, N 1, ст. 108; 2021, N 1, ст. 102).
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
Ответственный исполнитель подпрограммы | — | Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
---|---|---|
Участники подпрограммы | — | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (2016 — 2025 годы), Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (2011 — 2025 годы), Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (2012 — 2020 годы), Министерство культуры Российской Федерации (2011 — 2025 годы), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (2016 — 2017 годы), Министерство спорта Российской Федерации (2011 — 2025 годы), Министерство транспорта Российской Федерации (2011 — 2025 годы), Министерство образования и науки Российской Федерации (2011 — 2018 годы), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (2018 — 2025 годы), Министерство просвещения Российской Федерации (2018 — 2025 годы), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (2011 — 2018 годы) |
Программно-целевые инструменты подпрограммы | — | отсутствуют |
Цель подпрограммы | — | повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения |
Задачи подпрограммы | — | формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми; оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативно-правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | — | показатель 1.1 «Доля субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации»; показатель 1.14 «Количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов»; показатель 1.17 «Доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан»; показатель 1.21 «Количество обращений (консультаций) в информационно-справочный центр поддержки граждан по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, в том числе женщин-инвалидов, девочек-инвалидов, а также пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций» |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | — | I этап — 2011 — 2012 годы; II этап — 2013 — 2020 годы; III этап — 2021 — 2025 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы | — | объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 33888831,5 тыс. рублей, в том числе: на 2011 год — 1642830 тыс. рублей; на 2012 год — 2098530 тыс. рублей; на 2013 год — 1594710,8 тыс. рублей; на 2014 год — 8118519,3 тыс. рублей; на 2015 год — 8211696,3 тыс. рублей; на 2016 год — 3316938,1 тыс. рублей; на 2017 год — 2785356,9 тыс. рублей; на 2018 год — 1606320,3 тыс. рублей; на 2019 год — 1089459,1 тыс. рублей; на 2020 год — 1169330,7 тыс. рублей; на 2021 год — 444005,8 тыс. рублей; на 2022 год — 451698,6 тыс. рублей; на 2023 год — 453145,2 тыс. рублей; на 2024 год — 453145,2 тыс. рублей; на 2025 год — 453145,2 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | — | увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов к 2023 году); обеспечение выпуска произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов в объеме не менее 13365 часов субтитров в год; увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан (до 84,7 процента в 2025 году); увеличение количества обращений (консультаций) в информационно-справочный центр поддержки граждан по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, в том числе женщин-инвалидов, девочек-инвалидов, а также пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций (не менее 25550 единиц ежегодно) |
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 11,96 млн. инвалидов, что составляет около 8,1 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан — 27,4 процента населения.
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее — Конвенция), что явилось показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры должны распространяться:
на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, детские сады, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
В соответствии с Конвенцией в Российской Федерации признается равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания при равных с другими людьми вариантах выбора и вовлеченности в местное сообщество.
В целях обеспечения инвалидам возможности вести самостоятельный образ жизни Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в его исполнение подзаконными нормативными правовыми актами предусматривается обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления создавать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также предъявляется требование по обеспечению приспособленности жилых помещений для использования инвалидами.
На реализацию статьи 19 Конвенции направлены нормы Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которым введено социальное сопровождение граждан, в том числе инвалидов, при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в оказании медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению осуществляются с использованием методик преемственности и в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг.
Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 476-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации») с 1 января 2019 г. введена предоставляемая органами службы занятости государственная услуга по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов.
Под сопровождением при содействии занятости инвалидов понимаются оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
Одним из важнейших направлений Конвенции является достижение максимально возможной независимости инвалидов, для чего необходимо формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексные реабилитационные и абилитационные услуги инвалидам, в том числе детям-инвалидам, должны решать вопросы медицинского, социального характера, образования и трудоустройства, а также учитывать то, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.
Комплексность оказания услуг по реабилитации и абилитации инвалидам и детям-инвалидам будет достигаться взаимодействием различных ведомств и организаций при их предоставлении. В настоящее время межведомственное взаимодействие представляет собой разрозненный процесс.
Предоставление комплексных реабилитационных и абилитационных услуг должно начинаться как можно раньше и основываться на потребностях инвалида (ребенка-инвалида), способствовать вовлечению его в местное сообщество и быть доступным для него как можно ближе к месту его непосредственного проживания.
При этом по итогам анализа представленной субъектами Российской Федерации за 2018 год информации в России функционируют 430 организаций различной ведомственной принадлежности, оказывающих реабилитационные услуги. Обеспеченность реабилитационными услугами инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации в среднем составляет 66,3 процента, однако носит неравномерный характер по регионам.
Поскольку реабилитация процесс длительный, он должен обеспечиваться на принципах сопровождения, позволяющего в случае необходимости корректировать предоставление услуги.
В качестве одного из элементов комплексной реабилитации инвалидов рассматривается сопровождаемое проживание инвалидов, включая трудовую (социальную) занятость и трудовую деятельность, в основе которого лежит необходимость формирования у инвалидов реабилитационных и абилитационных навыков задолго до того, как наступает самостоятельное проживание (с помощью других лиц).
Организовывать сопровождаемое проживание инвалидов предлагается поэтапно.
На первом этапе по��бираются кандидаты, на втором — осуществляется учебное (тренировочное) сопровождаемое проживание, целью которого является обучение инвалидов навыкам самостоятельной жизнедеятельности посредством освоения необходимых социальных компетенций, их коррекция, развитие возможностей самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей, адаптации к самостоятельной жизни.
Одним из ключевых направлений Программы за период ее реализации в 2011 — 2018 годах являлась реализация мероприятий, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
В рамках Программы субъектам Российской Федерации с 2016 года предоставляется консолидированная субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе расходов:
на мероприятия, включенные в программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
в 2011 — 2015 годах на мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению общеобразовательных организаций специальным оборудованием (учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и и автотранспортом);
начиная с 2016 года на мероприятия по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования, включая создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение указанных организаций специальным оборудованием (учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом);
на поддержку реабилитационных центров, физкультурно-спортивных клубов инвалидов, физкультурно-спортивных организаций.
Консолидированная субсидия из федерального бюджета предоставляется регионам с 2019 года только на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей условий для получения детьми-инвалидами качественного образования, а также мероприятий по поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту.
С 2019 года реализация мероприятий по созданию установленных законодательством условий доступности для инвалидов осуществляется регионами за счет собственных средств в рамках региональных программ, а также планов мероприятий («дорожных карт»), разработанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности».
В целях исполнения поручений Президента Российской Федерации по итогам Восточного экономического форума, состоявшегося 4 сентября 2015 г., для обеспечения приоритетного характера финансирования задач социально-экономического развития Дальнего Востока при определении объема консолидированной субсидии из федерального бюджета предусматривается коэффициент опережающего развития, равный 1,3.
По результатам проведенного в соответствии с установленными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации порядком и условиями конкурсного отбора в 2017 и 2018 годах в Пермском крае и Свердловской области был реализован пилотный проект по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в ходе реализации которого принят ряд нормативных актов.
В целях формирования единого подхода к реабилитации в 2016 году были разработаны методические документы по организации системы комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, и в период 2017 — 2018 годов в Пермском крае и Свердловской области проводилась их апробация в рамках пилотного проекта, результатом реализации
которого должна стать система взаимоувязанных документов, позволяющих организовать эффективный реабилитационный процесс.
К работе в ходе пилотного проекта привлекалось экспертное и профессиональное сообщество, общественные организации инвалидов, родительские и пациентские организации.
Значительная роль в реализации пилотного проекта отводилась подготовке типовых документов по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, а также их своевременной корректировке в целях минимизации социальных рисков в последующем при их внедрении.
В ходе пилотного проекта организованы апробация и внедрение методов и способов межведомственного взаимодействия, разработка методических, методологических, нормативных документов (методик, типовых моделей, примерных стандартов, регламентов, положений) по формированию и развитию системы комплексной реабилитации, осуществлялось выявление проблем и факторов, препятствующих ее формированию в регионе.
С учетом апробации в рамках пилотного проекта в целях обеспечения единообразного подхода разработан ряд методических документов, позволяющих организовать систему комплексной реабилитации, которые размещены на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и рекомендованы для использования субъектам Российской Федерации.
Программа “Доступная среда” для инвалидов в 2021 году
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, разработанных на основе типовой программы субъекта Российской Федерации по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее — государственная программа (подпрограмма) субъекта Российской Федерации), и (или) при предоставлении субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (далее — субсидия).
2. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, не более 3 лет подряд в пределах сроков реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» (далее — Программа).
Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
3. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии с учетом перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, предусмотренных Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, и параметров демографического прогноза Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям является наличие проекта государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, представленного в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 мая текущего финансового года и предусматривающего достижение субъектом Российской Федерации значений целевых показателей и индикаторов, позволяющих достичь значения целевых показателей и индикаторов Программы. Перечень документов, представляемых одновременно с проектом государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
4. Условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие утвержденной в установленном порядке государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, прошедшей экспертизу Координационного совета по контролю за реализацией Программы;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии, в объеме, необходимом для его исполнения;
в) заключение соглашения о предоставлении субсидии (далее — соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее — Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).
5. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
(тыс. рублей) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Территория, субъект Российской Федерации | Источник финансирования | Объем бюджетных ассигнований | |||||||||||
2 года, предшествующих отчетному | отчетный год | текущий год | очередной год | первый год планового периода | 2023 год | 2024 год | 2025 год | ||||||
2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | ||||||||
план. | факт. | план. | факт. | план. | факт. | план. | план. | план. | план. | план. | план. | ||
Калининградская область | всего | 252208,2 | 244049,8 | 232612,3 | 12993,6 | 244620,4 | 266223 | 264460,6 | 231829,5 | 232088,8 | 232077,2 | 232077,2 | 232077,2 |
в том числе: | |||||||||||||
федеральный бюджет | 224826,1 | 223792,3 | 229733,2 | 9761,3 | 237894,4 | 259496,9 | 263057,5 | 231829,5 | 232088,8 | 232077,2 | 232077,2 | 232077,2 | |
государственные внебюджетные фонды Российской Федерации | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | |
бюджеты субъектов Российской Федерации | 27382,1 | 20257,5 | 2879,1 | 3232,3 | 6726 | 6726,1 | 1403,1 | — | — | — | — | — | |
территориальные государственные внебюджетные фонды | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | |
местные бюджеты | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | |
средства компаний с государственным участием | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | |
иные внебюджетные источники | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Июнь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.
Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.
Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.
Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.
Специалисты «Без Преград» реализовали уже более сотни проектов по адаптации в самых разных сферах. Накопленный опыт и знания законодательства в области доступной среды – наша прочная база для решения любой задачи по адаптации зданий и территорий.
Доступная среда: ожидания, результаты, перспективы
формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Задачи Программы:
- разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
- разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
- внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
- повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
- повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
- увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
- внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
- оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.
Мероприятия задумывались для обеспечения:
- равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
- объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
То есть ФЦП имеет три направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.
В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:
- Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
- к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
- Другие — не больше 70%.
На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.
Например:
- В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
- В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.
Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.
Власти озаботились созданием комфортных условий существования для людей с ограниченными возможностями после подписания Россией в сентябре 2008 года конвенции ООН «О правах инвалидов». В этот же год правительством было принято распоряжение №1663р от 17.11.2008 г., которое стало отправной точкой программы «Доступная среда». Позже программу еще не раз продлевали, и последним действующим в ее отношении нормативным документом является Постановление Правительства №1297 от 01.12.2015 г. (в ред. от 09.11.2017 г.).
Согласно последнему постановлению, общий срок реализации программы приходится на 2011-2020 годы. Он включает в себя 4 этапа.
- Подготовка законодательной базы в период с 2011 по 2012 годы.
- Формирование материальной базы с 2013 по 2015 год. Здесь подразумевается дооборудование общественных объектов специальными устройствами для инвалидов, строительство реабилитационных центров, их техническое оснащение и т. п.
- На 2016-2018 годы приходится реализация основных задач госпрограммы, которые мы рассмотрим позже.
- С 2020 по 2020 год планируется период подведения итогов проделанной работы и выработка дальнейших направлений развития.
Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.
В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.
- Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
- Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
- Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
- Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
- Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
- Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
- Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.
На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.
К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:
- повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
- формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
- оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
- увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
- повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
- оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
Это целевые показатели, актуальные на 2020 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.
По итогам 2017 года в сфере повышения качества жизни инвалидов удалось достигнуть следующих результатов.
- С 1 января 2017 года начал функционировать федеральный реестр инвалидов. Он представляет собой информационный сервис, в котором каждый участник имеет доступ к личному кабинету с информацией по всем полагающимся ему выплатам и льготам. Система позволяет получать доступ к государственным услугам в электронной форме без посещения ведомств.
- Доля общественного транспорта, дооборудованного специализированными устройствами для инвалидов, составила 11,1%. На начало реализации программы показатель был равен 8,3%.
- В 5 раз увеличилось количество субтитрированных телевизионных передач.
- Доступность медицинских учреждений для маломобильных граждан повысилась до 50,9%.
- Доля доступных учреждений культуры достигла 41,4%.
- Среди спортивных объектов для инвалидов стали доступны 54,4%.
- В сфере образования 21,5% школ адаптировано под потребности детей-инвалидов. На начало реализации программы этот показатель составлял всего 2%.
- В 2017 году началась реализация пилотного проекта по внедрению системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Свердловской области и Пермском крае. На его реализацию за год потрачено порядка 300 млн рублей.
- На обеспечение нуждающихся граждан вспомогательными техническими средствами за год выделено 32,84 млрд рублей, что позволило охватить 1,6 млн человек.
- В ноябре 2017 года депутаты в третьем чтении приняли проект по внесению изменений в федеральный закон «О занятости населения в РФ». Его цель – привести российское трудовое законодательство в соответствие с конвенцией ООН «О правах инвалидов». Законопроект предполагает взаимодействие учреждений МСЭ с центрами занятости в плане повышения доли трудоустроенных инвалидов. На настоящий момент только 25% от трудоспособных граждан с ограниченными возможностями имеет постоянное место работы. В Европе этот показатель достигает 40%.
Масштаб реализации госпрограммы в тех или иных субъектах РФ также зависит от активности и финансовых возможностей региональных властей. Некоторые из них добились значительных результатов в улучшении качества жизни инвалидов. Так, в столице Бурятии для людей с ограниченными возможностями спроектирован целый жилой квартал. Помимо жилого фонда, он включает в себя медицинские учреждения, магазины, спортивные объекты. Адаптированные под нужды колясочников дома также активно строятся в Москве и Санкт-Петербурге.
Реализация программы «Доступная среда» осуществляется уже на протяжении 7 лет. За это время удалось добиться серьезных улучшений в качестве жизни инвалидов и их положении в российском обществе. Первые значительные результаты подтверждают правильность избранного направления, в связи с чем правительством рассматривается возможность о продлении госпрограммы до 2025 года.
Государственная программа «Доступная среда» для инвалидов. Официальный сайт
-
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год
-
Государственная программа «Доступная среда»
Законодатели понимают, что сразу измениться ситуация для инвалидов в стране не сможет, так как для этого необходимы соответствующие нормы, финансовые средства и многое иное.
Поэтому программа «Доступная среда» включается в себя определенное количество этапов. Нужно сразу отметить, что часть этапов были выполнены, а некоторые до сих пор находятся в стадии реализации.
Этот этап был в 2013-2015 годах. Он заключался в формировании инфраструктуры и объектов для инвалидов за счет федерального бюджетов.
Данный этап включал в себя строительство и реконструкцию уже существующих объектов реабилитации инвалидов, обеспечение их современными техническими средствами. В это же время приобреталось специализированное оборудование для учреждений образования и медицины.
Этот период был заявлен на 2016 -2018 год. В это время должна была осуществляться реализация основных заявленных государством задач по программе.
Контроль за их исполнением возлагается на ряд органов. Этот этап предполагал полноценное взаимодействие федеральных и исполнительных органов, а также исполнителей поставленных задач – хозяйствующих субъектов.
Внимание! В 2018 году в двух регионах – в Пермском крае и Свердловской области, были запущены пилотные проекты по формированию системы реабилитации для инвалидов.
Предполагается, что данный этап придётся на 2021 – 2025 годы. Ожидается, что произойдёт увеличение количества регионов, участвующих в пилотном проекте программы по сопровождению жизни инвалидов. В это время будет делаться акцент на реабилитации инвалидов.
Ожидается, что 18 регионов получат средства для финансирования мер в рамках программы «Доступная среда».
В настоящее время программа «Доступная среда» находится на четвертом этапе. Проведенные меры уже могут сказать, что появились и успешно работают организации инвалидов, более широкий доступ предоставлен детям-инвалидам к процессу образования, происходит увеличение качества жизни инвалидов.
Государственная программа Ростовской области «Доступная среда»
К дополнительным целям программы относятся:
- Увеличение объектов, которые могут заниматься реабилитацией и коррекцией инвалидов;
- Проведение соцопросов среди инвалидов, чтобы выяснить, как к ним относятся здоровые люди;
- Увеличение социальных объектов по работе с малоподвижными и ограниченными гражданами;
- Подготовка профессионалов по работе с инвалидами, их обучение и переквалификация;
- Увеличение числа инвалидов, которые будет доступно участие в государственных социальных программах;
- Обучение и устройство на работу инвалидов, которые могут вести трудовую деятельность;
- Увеличение числа медучреждений, которые будут иметь возможность работать с инвалидами.
Целью этой программы является общая оценка окружающей среды на доступность ее инвалидами, а также увеличение такой доступности.
В ее рамках будут проводиться следующие мероприятия:
- Проектирование новых зданий и сооружений таким образом, чтобы они изначально учитывали потребности инвалидов;
- Внедрение на улицах светофоров со звуковым сопровождением;
- Внедрение на общественном транспорте пандусов для колясок, создание нового транспорта с пониженным уровнем пола.
- Внедрение возможности для детей-инвалидов обучаться наравне со взрослыми. Здесь имеется ввиду не только безбарьерная среда, но также и необходимое техническое оснащение школ.
- Финансирование спортивных проектов, которые направлены на поддержку адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта;
- Организация культурных мероприятий, которые позволяют в них участвовать лицам с ограниченными возможностями;
- Внедрение в трансляции телеканалов системы сурдоперевода.
Эта подпрограмма нацелена на то, чтобы повысить качество реабилитации и абилитации для инвалидов. В частности, в рамках программы очень важно, чтобы инвалид смог получить профессиональную подготовку и затем трудоустроиться наравне с гражданами, какие не имеют ограничений.
В рамках данной программы проводятся следующие мероприятия:
- Исследование потребностей инвалидов и формирование отрасли, которая бы выпускала специализированные товары для них;
- Открытие центров, которые могли бы проводить не только общую реабилитацию посредством санаторного лечения, но также и медицинскую абилитацию в форме протезирования и реконструктивной хирургии.
- Проведение в школах уроков, которые бы формировали у детей восприятие инвалидов на адекватном уровне;
- Проведение мероприятий органами соцзащиты и центрами занятости для людей, которые из-за получения инвалидности лишились возможности трудиться по прежней специальности;
- Стимулирование работодателей на создание рабочих мест для инвалидов.
Ответственный исполнитель Программы | Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Участники Программы | Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное медико-биологическое агентство, Фонд социального страхования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба государственной статистики |
Подпрограммы Программы | подпрограмма 1 «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;
подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»; подпрограмма 3 «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы» |
Цель Программы | создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни |
Задачи Программы | обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов; обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы |
Целевые индикаторы и показатели Программы | показатель 1 «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов»;
показатель 2 «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов»; показатель 3 «Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации»; показатель 4 «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)»; показатель 5 «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)»; показатель 6 «Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации» |
Этапы и сроки реализации Программы | 2011 — 2025 годы, в том числе:
I этап — 2011 — 2012 годы; II этап — 2013 — 2015 годы; III этап — 2016 — 2018 годы; IV этап — 2019 — 2020 годы; V этап — 2021 — 2025 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:
на 2011 год — 33003378 тыс. рублей; на 2012 год — 30025336,3 тыс. рублей; на 2013 год — 33331917,2 тыс. рублей; на 2014 год — 35589924,4 тыс. рублей; Напишите свой вопрос, и Реализация гос. программы РФ «Доступная среда». Итоги. Новые задачиВ режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
Реализация ФЦП разбита на несколько основных этапов, которые при необходимости корректируются нормативными актами. Общая продолжительность действия разработанной концепции рассчитана на 2011-2021 годы. Этапы:
Ответственность за формирование и выполнение задач возложена на Минтруд, Пенсионный фонд, а также ряд министерств. Дополнительно с федеральными задачами работают региональные органы власти. Финансированием занимаются федеральные власти. Все необходимые средства выделяются из государственного бюджета. На региональные программы также средства выделяют из него. Исключением являются собственные региональные программы, которые часть средств получают от государства, а часть со своего бюджета. Отдельные регионы также используют ряд мер, которые привлекают спонсоров и независимых инвесторов. На данный момент госпрограмма федерального значения рассчитана до 2021 года включительно. В связи с положительными результатами срок будет продлен. По различным данным продление будет осуществляться с новыми поправками. Планируется продление до 2025 года включительно, но с ежегодным рассмотрением результатов и корректировками, в частности это касается региональной реализации. ФЦП является специальным направлением, позволяющим предоставить лицам с ограниченными возможностями все условия, которые будут удовлетворять специальным требованиям. Основной целью является социализация инвалидов и устранение большинства проблем, которые этому процессу мешают. Вся процедура установлена федеральным законодательством и реализуется в полном объеме. Программа «Доступная среда»: цели, задачи, промежуточные результатыНа текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов. Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается. Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту. В каждом регионе особенности исполнения программы «Доступная среда» различаются. У регионов также существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве. На втором и третьем месте находятся Краснодарский край и Республика Татарстан. Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской области – там реализация доступной среды для инвалидов оставляет желать лучшего. В большинстве регионов доступность объектов составляет как минимум 50%. На сайте «Жить вместе» можно найти карту доступности социальных объектов. В регионах делается все для того, чтобы осуществить государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». В год устанавливается большое количество пандусов, создаются группы поддержки для родителей детей-инвалидов, усиливаются другие меры помощи для людей с ограниченными возможностями. Это приводит к тому, что ключевые социальные объекты становятся доступными для посещения, а инвалиды получают возможность вести более-менее нормальную жизнь: ходить на работу, ездить в общественном транспорте, посещать объекты культурного значения и т. д. Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:
В Государственную программу входят следующие подпрограммы:
В настоящее время в России насчитывают около 12 миллионов инвалидов, что составляет 8,6 процента от всего населения страны. При этом немалая часть людей имеет инвалидность с самого детства, что весьма затрудняет социализацию. Поэтому в России были разработаны меры по поддержке населения с ограниченными возможностями. Для детей, имеющих отклонения в развитии, существуют реабилитационные центры, в которых проводятся профилактические и восстанавливающие процедуры. Согласно Закону РФ, дети-инвалиды имеют такое же право на обучение в школах и детских садах, как и обычные дети. Кроме этого, всем инвалидам в России выплачивается денежное пособие, размер которого зависит от степени инвалидности. Для возможности полноценной жизни государство обеспечивает людей с ограниченными возможностями всеми необходимыми техническими средствами по медицинским показаниям. Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения. В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее. Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью. Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.
На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.
Целевая федеральная программа «Доступная среда» в России предназначена для того, чтобы сделать жизненные условия для людей с инвалидностью более удобными и качественными. Разработка этого проекта началась еще до того, как Россия подписала международную Конвенцию о правах инвалидов, принятую ООН. Подготовительный процесс был запущен уже в 2008 и продлился до 2011 года. Значимость его объяснялась официальными социологическими данными по количеству инвалидов в нашей стране. К тому моменту показатель достиг 9% от всего населения. Статистика показывала, что 30% из общего числа людей с ограниченными возможностями имели трудоспособный возраст и хотели бы активно участвовать в жизни общества. Также социологи констатировали увеличение количества детей с врожденными физическими недостатками, которым также необходимы особые условия для жизнедеятельности. Провести государственную программу было решено в два этапа. Первый период выпадал на 2011-2012 года, когда юристы создавали правовую базу для улучшения качества жизни инвалидов, социологи, психологи и другие специалисты проводили исследование общественного мнения, создавали консультационные службы, разрабатывали механизмы и инструменты, которые позволили бы осуществить следующие действия в рамках программы. Второй этап планировалось осуществить с 2013 по 2016 года. Всего из федерального бюджета было выделено 168, 44 млрд. руб., которые должны быть реализованы на всех уровнях к 2020 году. Выполнение федеральной программы, направленной на улучшение жизни инвалидов, осуществляется за счет внебюджетных средств. Комплексная реализация позволяет возложить на региональный бюджет всего 40% от общего объема стоимости всех осуществляемых мероприятий. Но из-за разного экономического положения регионов скорость реализации намеченных задач везде отличается. Поэтому план внедрения новых социальных институтов для инвалидов и создания доступной среды везде выполняется по-разному. Некоторые региональные власти сами принимают свои местные программы по созданию безбарьерной среды, которые рассчитаны не только на срок действия федеральной целевой программы, но и на следующие года. Итоги реализации основных этапов федеральной программы по созданию доступной среды:
Г. Карелова поддержала предложение Минтруда о продлении упрощенного порядка оформления инвалидности до 1 октября 2021 года
Как отметила вице-спикер СФ, тема первого в этом году заседания Совета выбрана неслучайно – на этапе работы над федеральным бюджетом на новый финансовый период необходимо тщательно проанализировать итоги выполнения основных направлений «Доступной среды». Проведенный мониторинг реализации Госпрограммы в 2020 году показал, что практически все плановые показатели были достигнуты. Одно из направлений программы «Доступная среда» — обеспечение условий доступности во всех сферах жизнедеятельности. На его реализацию в 2020 году из федерального бюджета была предоставлена субсидия 82 субъектам Российской Федерации. Объем освоенных регионами средств составил 682 млн рублей или 98,8 процентов бюджетных ассигнований. Ежегодно вводятся в эксплуатацию построенные по новым стандартам детские сады и школы с безбарьерной средой. «По состоянию на конец 2020 года количество приспособленных детских садов составило более 8 тысяч учреждений. Школ, в которых обучаются дети с ограниченными физическими возможностями, насчитывается свыше 10 тысяч», — прокомментировала Галина Карелова. Ответственным за реализацию программы является Министерство труда и соц. развития, участвуют в программе ФСС, ПФР, Минфин, Минобразования, Министерства спорта и жилищного строительства. Предполагается, что программа для адаптации инфраструктуры под нужды людей с ограниченными возможностями будет действовать с 2011 по 2021 годы. Программа будет проводиться поэтапно:
На реализацию программы из бюджета страны и внебюджетных фондов выделен 401 миллиард рублей. Основной задачей проведения программы является помощь инвалидам в интеграции в социум и повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Реализовываться проект будет через достижение таких целей:
Чтобы осуществить все планы, программа была поделена на подпрограммы. Похожие записи: |