Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расходы госбюджета на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
?
По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.
С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, а сколько получит налогов.
Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.
Бюджет 2021–2023: главные цифры
?
Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит, конечно, выглядит более привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.
Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. Например, с 2011 по 2019 год все бюджеты были дефицитными.
И наоборот, профицит не приносит сразу небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах.
Главным образом, важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит власти планируют преимущественно за счет государственных заимствований.
?
По базовому прогнозу власти в долгосрочной перспективе ожидают умеренное ослабление валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. При этом в «реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта», говорилось в пояснительной записке к тогда еще законопроекту федерального бюджета.
В 2021 году по всем категориям доходов (кроме налога за пользование недрами и прочих доходов) прогнозируется рост за счет восстановления экономической активности и экономического роста, а также в связи с изменениями в налоговой политике. Снижение поступлений по налогу за пользование недрами обусловлено снижением ставки по золоту и серебру с 20% до 15% (для АГМК и НГМК).
Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства
На конец 2021 года он прогнозируется в размере $25,5 млрд (44,9% к ВВП). Несмотря на то, что долг растет, гон остается на безопасном для макроэкономической стабильности уровне.
«Spot»
- #бюджет для граждан
- Доходы госбюджета предусмотрели на уровне 1,092 триллиона гривен.
- Расходы составят 1,328 триллиона гривен.
- Дефицит бюджета на 2021 год уменьшили с 6% до 5,5% ВВП, что составляет 246,6 миллиарда гривен.
- ВВП закладывают на уровне 4,5 триллиона гривен. Рост внутреннего валового продукта ожидается на уровне 4,6%.
- Госдолг к ВВП – 64,6%.
- Среднемесячная зарплата составит 13,6 тысячи гривен.
- А потребительская инфляция достигнет 7,3%.
- Среднегодовой курс закладывают на уровне 29,1 гривны за доллар.
- Офис Президента – 1266,8 миллиона гривен;
- Секретариат Кабмина – 1 123,8 миллиона гривен;
- Аппарат Верховной Рады – 2 535,6 миллиона гривен;
- Офис генпрокурора – 11 531,6 миллиона гривен;
- СБУ – 1 495,9 миллиона гривен;
- МВД – 9 830,3 миллиона гривен.
- Министерство иностранных дел – 5 389,8 миллиона гривен;
- Министерство здравоохранения – 1 591,8 миллиона гривен;
- Министерство энергетики – 6 557,6 миллиона гривен;
- Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов – 8 728,1 миллиона гривен;
- Министерство инфраструктуры – 8 891,2 миллиона гривен;
- Министерство молодежи и спорта – 7 269,6 миллиона гривен;
- Министерство культуры и информационной политики – 1 252,4 миллиона гривен;
- Государственное космическое агентство – 1 122,6 миллиона гривен.
- Государственное управление делами – 3 079,9 миллиона гривен;
- Министерство образования и науки – 5 084,1 миллиона гривен;
- Пенсионный фонд – 1 953,1 миллиона гривен;
- Госфонд регионального развития – на 6 212,5 гривен.
- Расходы на безопасность и оборону закладывают на уровне 267 миллиардов гривен. Это на 21 миллиард больше плана с изменениями на 2020 год.На зарплаты военным и правоохранителям выделят 131 миллиард. То есть на 8,3 миллиарда гривен больше, чем в прошлом году.
- На образование планируют потратить 174 миллиарда гривен. Из этой суммы на доплаты к зарплатам учителям хотят направить 21,2 миллиарда.
- Расходы на медицину – 156 миллиардов гривен, что на 27,5 миллиарда больше, чем в предыдущем году. Предполагается увеличение зарплат медиков на 30%. На программу медицинских гарантий планируют потратить 123,4 миллиарда гривен. На борьбу с коронавирусом планируют потратить до 19,5 миллиарда гривен. Из них расходы на вакцинацию закладывают на уровне 2,6 миллиарда гривен.
- На социальную защиту населения потратят 324 миллиарда гривен, что на 7,5 миллиарда гривен больше по сравнению с планом 2020 года.
Расходы для Пенсионного фонда – 203,8 миллиарда гривен.
- Программа «Большая стройка» (развитие дорожной инфраструктуры) – 150 миллиардов гривен. То есть на 20,7 миллиарда больше, чем было в предыдущем году.
- На программу поддержки малого и среднего бизнеса в бюджете закладывают 12 миллиардов гривен. Отдельно:
- на реализацию программы портфельных гарантий планируется выделить 10 миллиардов гривен;
- на компенсацию процентов по кредитам для микро– и малого предпринимательства – 2 миллиарда гривен.
Подписан закон о федеральном бюджете на 2021 год
- Финансовая поддержка регионов – 9,4 миллиарда гривен, что дополнительные 4,5 миллиарда к плану 2020 года.
- Расходы на культуру – 7,5 миллиона гривен.
- Расходы на спорт – 7,4 миллиарда гривен.
- На поддержку угольной отрасли – 4,5 миллиарда гривен.
- На поддержку аграриев – 4,2 миллиарда гривен.
- Цифровизация отраслей экономики – 2,9 миллиарда гривен.
- Закупка 100 пассажирских вагонов для железной дороги – 3,3 миллиарда гривен.
В своем выступлении министр подробно описал главные приоритеты бюджетной политики. По его словам, в 2021 году она будет нацелена на продолжение программ, связанных с поддержкой граждан и отраслей в период восстановления экономики. Кроме того, предусмотрены необходимые финансовые ресурсы для реализации национальных целей развития, которые поставил президент РФ. Дефицит бюджета составит в следующем году 2,4% от ВВП, а в последующие годы он будет снижен до 1%. При этом дополнительные расходы предусматривается профинансировать в основном за счет госзаимствований. Уровень госдолга увеличится с 13% до 20-21% в 2023 году.
В последующие годы по мере восстановления экономики предусмотрена нормализация бюджетной политики, продолжил министр. Уже в 2022 году Россия выйдет на обычные параметры расходов и заимствований.
В правительстве рассчитывают, что удастся выручить дополнительные доходы, которые можно будет потратить в первую очередь на приоритеты. Деньги могут прийти с сырьевого рынка -кабмин ожидает улучшение поступлений доходов вследствие повышения цен на нефть и роста объемов добычи углеводородного сырья со второго полугодия 2022 года.
Основной акцент в бюджете сделан на снижение бедности и поддержке наиболее уязвимых слоев населения
Чтобы сохранить социальные гарантии, кабмину пришлось пойти на ряд налоговых ухудшений — для того же сырьевого сектора, а также для курильщиков и обеспеченных граждан. Среди учтенных в новом бюджете решений — отмена ряда льгот в нефтянке, повышение налогообложения для металлургов и производителей удобрений, рост акциза на табачную продукцию и другие.
В результате, несмотря на пандемию, расходы федерального бюджета не уменьшаются. Они запланированы «даже на более высоком уровне, чем это было предусмотрено в трехлетке, которую мы принимали годом ранее», сообщил Силуанов. Основной акцент в бюджете сделан на снижение бедности и поддержке наиболее уязвимых слоев населения. Так, ежегодно на поддержку малоимущих семей с детьми до 7 лет будет направляться 400 млрд рублей.
Речь также идет об индексации для неработающих пенсионеров на 6,3%, то есть выше уровня инфляции, а также росте МРОТ, который будет считаться по новой формуле. В следующем году он предусмотрен на уровне 5,5 процента.
Две фракции — КПРФ и «Справедливая Россия» — не поддержали проект. Так, в «СР» объяснили это в первую очередь тем, что на следующий год не предусмотрены средства на индексирование пенсий работающим пенсионерам. Фракция предложила проект альтернативного бюджета, в котором, по словам ее лидера Сергея Миронова, заложено два главных принципа. «Во-первых, это перенастройка налоговой системы в пользу региональных бюджетов. Второй принцип: снижать налоги для производителей и увеличивать фискальную нагрузку на финансовых посредников и сверхбогатых потребителей, на крупные капиталы и ростовщиков», — пояснил он.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов объяснил позицию фракции тем, что проект бюджета «не ориентирован на будущее». Он не согласился с Силуановым и ЕР в том, что на приоритеты хватит средств. По словам Зюганова, с предложенным бюджетом не удастся одолеть бедность и сделать все возможное для научно-технического рывка — эти задачи финансовым блоком кабмина «полностью саботируются». «Бюджет не хочет защищать природу, ремонтировать инфраструктуру, не стыкуется с Посланием президента, которое направлено на то, чтобы избавиться от бедности, прийти к социальному государству», — заявил лидер коммунистов.
Во время выступления Зюганов, в частности, обратил внимание на статью расходов на поддержку фармацевтической отрасли: «У нас 70 процентов лекарств чужих, а в остальных на 80 процентов — чужие субстанции. И у нас эта статья почти вырезана в бюджете». «Вы обязаны ее в пять раз увеличить, если собираетесь народ лечить», — обратился лидер КПРФ к министру финансов.
Ежегодно на поддержку малоимущих семей с детьми до 7 лет будет направляться 400 млрд рублей
С позицией полного отрицания бюджета не согласился лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который заявил, что принятие такого закона — это обязанность депутатов Госдумы. «А если отказываетесь, имеете право, но тогда в январе не получаете деньги», — заявил он, обращаясь к КПРФ. «Нету денег — нету работы. Дети не рождаются, никого не хоронят, не кормят, не лечат, не арестовывают. Все худеют», — рассказал он о том, что ждет страну без бюджета. У ЛДПР, конечно, есть и замечания, которые фракция оформит в виде поправок ко второму чтению. Жириновский озвучил весьма оригинальные предложения — например, бесплатно дать компьютеры и планшеты всем, кто на «удаленке», а всем пенсионерам, студентам, малоимущим в качестве меры поддержки раздать бюджетные машины.
Опубликован проект бюджета для граждан на 2021 год
Безболезненное наращивание заимствований стало возможным благодаря консервативной бюджетной политике последних 20 лет, когда правительство ограничивало поступление рентных доходов в текущее потребление и формировало из них суверенные резервы. Исключительно низкий госдолг и низкая инфляция создают широкое пространство для бюджетного маневрирования в условиях кризиса.
Однако очень важно не растратить преимущества здоровой финансовой системы последних лет. И здесь надо видеть ряд рисков.
Во-первых, сколь бы низким не был уровень долга, его наращивание предполагает и наращивание расходов на обслуживание. С учетом текущего уровня инфляции в России (низком, но все-таки существенно более высоком, чем в других развитых странах) стоимость долговых ресурсов у нас довольно высокая. По сравнению с 2019 годом обслуживание государственного и муниципального долга вырастает более чем вдвое — с 730,8 млрд до 1610,9 млрд руб. в 2023 году.
Во-вторых, современный кризис в основе своей имеет шок предложения, связанный с искусственной остановкой производства (из-за закрытия границ и локдаунов). Это принципиально отличает нынешнюю ситуацию от Великой депрессии или от кризиса 2008–2010 годов (Великой рецессии), в основе которых был шок спроса. И даже при схожести глубины падения шок предложения не лечится «вертолетными деньгами», поскольку есть высокий риск попадания в ловушку стагфляции. Сейчас это выглядит как экзотика, но игнорировать такой риск нельзя. Не говоря уже о том, что в России инфляционные ожидания до сих пор остаются достаточно высокими.
Именно поэтому в федеральный бюджет закладывается тренд на бюджетную консолидацию, ведущий к постепенному сокращению дефицита: с 4,4% ВВП в 2020 году до 2,4% ВВП в 2021 году и 1,0–1,1% ВВП в последующие два года. Бюджетная консолидация вполне оправданна, и сокращение расходов (до 1 трлн руб. ежегодно) не должно оказывать негативного влияния на экономику.
Разумеется, важен не только объем расходов, но и их эффективность — способность обеспечить экономический рост и рост благосостояния. Параметры федерального бюджета содержат некоторое возрастание (с 20,3% в 2019 году до 21,4% в 2023-м) доли расходов, которые принято относить к производительным, то есть повышающим совокупную факторную производительность. В частности, увеличивается доля средств, направляемых на развитие образования, здравоохранения, транспортной инфраструктуры.
Предусмотрено ежегодное наращивание финансирования мер по достижению установленных президентом национальных целей — с 2,2 трлн руб. в 2020 году до 2,8 трлн руб. в 2023-м. На нацпроекты в 2023 году пойдет около 12% бюджетных расходов (в 2019 году эта доля составляла около 9%).
По нашим оценкам, изменение структуры бюджета расширенного правительства в 2021 году по сравнению с 2019-м окажет положительное влияние на экономический рост в среднесрочной перспективе, ускорив его примерно на 0,2 п.п.
Еще в декабре 1880 года министр финансов России Александр Абаза, представляя Государственному совету очередной бюджет, предлагал пойти по пути экономии многих статей расходов, «кроме лишь таких, на которые не нужно жалеть денег, собственно, потому, что издержки на них ведут к подъему народного благосостояния; к таким расходам относятся издержки на училища и школы, на устройство судебной части и на пути сообщения». Как мы видим, бюджетные приоритеты, особенно в переломные и кризисные моменты истории, меняются не так уж сильно.
- В России — вторая волна ковида, и это опять скажется на уровне жизни. Мы спросили у экономистов, насколько плохо все будет «Экономика настолько убога, что падать уже некуда»
- Правительство России собиралось урезать бюджет из-за кризиса, но потом передумало. Почему? Разве с экономикой все в порядке?
- Центробанк выпустил первый официальный прогноз последствий «коронакризиса». ВВП России упадет на 6%, восстановление не раньше 2022 года
- В 2008 году власти прогнозировали, что к 2020 году средняя зарплата россиян будет 2700 долларов. Почему прогноз не сбылся — и сбудется не скоро Экономические итоги десятилетия
Проект госбюджета предполагает рациональное решение антикризисных задач и реализацию долгосрочных национальных интересов. Экономическая политика направлена на смягчение последствий кризиса и на продолжение структурной модернизации. Вместе с этим она предполагает также и меры бюджетной консолидации на фоне ожидаемого падения доходов.
2021 год станет переломным моментом для российской экономики – доходы вряд ли станут такими, какие были до кризиса, а расходы будут только увеличиваться. В дальнейшем предполагается осторожное отношение к наращиванию бюджетных расходов: нужно учитывать, что в трудные времена важен не объем финансовых поступлений, а их эффективность. Собственно говоря, по этой причине и был подготовлен дефицитный проект.
Как это понимать? Дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит означает противоположное явление – когда доходы превышают расходы. В рамках одной семьи профицит выглядит очень замечательно: есть возможность потратить деньги в свое удовольствие или отложить на трудные времена. Что же касается бюджета целого государства, то это явление уже перестает быть столь привлекательным. В идеале, должен быть соблюден баланс, т.е. доход приблизительно равен расходу.
Основным источником финансирования бюджета в 2021 году являются государственные заимствования. Большую часть денег на финансирование дефицита государство найдет внутри страны – почти 2,74 триллиона. В основном, это будут заимствования в виде государственных облигаций. Около 95 миллиардов возьмут в Фонде национального благосостояния. Незначительная по государственным меркам сумма может появиться за счет внешнего заимствования – в виде размещения тех же ОФЗ и получения иностранных кредитов. Так решили в правительстве. Согласно подсчетам, общий долг вырастет до 28,4 трлн. рублей к 2023 г.
Стоит отметить, что, несмотря на дефицитный план бюджета, размер российского государственного долга сохраняется на некритичном уровне и по-прежнему остается одним из наименее высоких в мире.
Согласно главному экономическому документу страны, доходы от нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности составят 6 триллионов руб. В общем объеме доходов поступления с продажи и переработки нефтегазовых продуктов займут 31,9%. Цена нефти марки Urals в 2021 г. прогнозируется на уровне $45,3 за баррель и $46,6–47,5 в 2022-2023 гг. Все доходы сверх предполагаемого уровня направят в государственный резервный фонд.
Весьма риторический вопрос, который рано или поздно себе задает каждый человек. И если с личным бюджетом можно разобраться достаточно быстро, то с государственным бюджетом не все так просто. При составлении экономического плана развития страны на 2021–2023 гг. правительство «исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России».
Как же распределят государственный бюджет в 2021 году? Согласно официальному документу:
- Больше всего – примерно 5,6 триллиона руб. – планируют потратить на раздел «Социальная политика», что составляет 26% от общего объема расходов из бюджета.
- Второе место занимает экономика страны (на поддержание бюджета хотят потратить 3,3 триллиона руб.) в 2021 году.
- Национальная оборона (3,1 трлн. руб.).
- Органы обеспечения безопасности государства и правоохранительные органы оказались на 4 месте с расходами в 2,4 триллиона руб.
- Пятерку замыкает система здравоохранения – 1,1 триллиона руб.
Финансовая поддержка национальных проектов уменьшится примерно на 9% (2,2 триллиона руб.). Не столько важен объем расходов, сколько их эффективность, то есть способность обеспечить экономический рост и поднять уровень благосостояния государства.
А потому долговые обязательства и коммерческих банков, и частные косвенно считаются госдолгом.
Внешние финансовые займы, из-за которых существует и растёт госдолг, обеспечиваются непосредственным поступлением кредитных денег. Их предоставляют международные финансовые институты или обеспечивают эмиссии облигаций.
- Казначейские ценные бумаги под 3,2% годовых и на срок 30 лет — самые надежные, т.к. по ним государство дополнительно выплачивает суммы, компенсирующие инфляцию.
- Долгосрочные облигации действуют от 10 до 30 лет и имеют доходность 3,2% годовых.
- Среднесрочные облигации на срок от года до 10 лет с процентной ставкой от 0,3 до 2,6% годовых.
Госдолг США и другие экономические показатели Однако некорректно рассматривать только цифры госдолга без привязки к другим показателям. Если сравнивать задолженность с валовым внутренним продуктом, то это 107% от общего ВВП, что на самом деле, не самый большой показатель.
Госбюджет — это главный финансовый проект (документ), который принимается правительством РФ для обозначения экономического развития страны на предстоящий год. В его основе есть две части открытая и закрытая.
По анализу открытой части можно понять структуру расходов на разные сферы жизни граждан, которые позволят спрогнозировать социальный уровень, оценить уровни зарплат и пенсионного обеспечения. На основании открытой части данных можно сделать вывод, что в будущем году жизнь граждан РФ станет намного тяжелее, улучшений ожидать не стоит. В соответствии с принятым проектом бюджета России на 2021 год в цифрах можно отметить следующие его характеристики:
- 63,4$ — цена за баррель нефти марки Юралс, которую зафиксировало Министерство Финансов в бюджете в качестве базового уровня;
- 63,9 рубля — прогнозный уровень стоимости одного доллара США;
- 4,3% — прогнозируемое инфляционное значение;
- 19,948 трлн. рубей — доходная часть бюджета. Это на 4,766 трлн. рублей больше, чем в предыдущем 2021 году;
- 18,063 трлн. рублей — расходная часть бюджета. Это больше предыдущего года примерно на полтора триллиона;
- 1,885 трлн. рублей — бюджетный профицит (что составляет 1,8% ВВП). Последний раз профицитным был 2011 год, все последующие до текущего года были дефицитными;
- 1,3% — рост за 2021 год. В основном рост будет обеспечен за счет увеличения взымаемых налогов (в том числе повышение НДС с 18% до 20%);
- 3 трлн. рублей — секретные расходы и расходы повышенной секретности в общем бюджете.
- 70 млрд. рублей — на помощь онкобольным в общей структуре расходов на медицину;
- более 50 рублей — ожидаемая стоимость за литр бензина с 1 января;
- более 65% — закрытая часть расходов на Нацоборону;
- 11280 рублей — федеральный МРОТ;
- 453026 рублей — маткапитал. Также, как и в предыдущие три года, не будет проиндексирован;
По прогнозам Министерства Финансов РФ в предстоящем году ожидается высокая волатильность финасового рынка России, что связано с колебаниями зарубежных рынков и с новыми санкциями США в отношении России.
Также по заявлениям Минфина и Министерства Экономического Развития общий дефицит бюджетов в регмонах составит 0,1%, при это федеральное субсидирование будет снижено. Инфографика: Все представленные цифры были утверждены и внесены в проектировку бюджета с учетом того, что курс доллара будет 63,9 рубля, а усредненная стоимость барреля нефти марки Юралс за 63,4$.
Таблица. Структура расходов бюджета России 2021 в цифрах: Статья расходов 2021, трлн.
При определении самых богатых стран мира наиболее логично использовать показатель ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС), согласно которому валовой внутренний продукт на душу населения оценивается с поправкой на уровень текущих цен в экономике страны. Наиболее новые данные на сегодня можно найти на сайте Международного валютного фонда (МВФ), где опубликованы данные по ВВП (ППС) на душу населения на октябрь 2020 года. По данным МВФ, самой богатой страной мира является Люксембург, а самой бедной — африканская страна Джибути, причем разница в ВВП (ППС) на душу населения между ними невероятна — на одного жителя Люксембурга приходится в 144 раза больше ВВП (ППС), чем на жителя Джибути.
Бюджет-2021. Что изменилось ко второму чтению
В список 20 самых богатых стран мира вошли 11 стран Европы, 7 стран и территорий Азии (Макао и Гонконг принадлежат Китаю, но их экономика практически независима от Китая, например, они имеют собственные валюты, поэтому МВФ считает их ВВП отдельно), а также США и Австралия.
1. Люксембург — 112,875 тыс. долларов на душу населения
2. Сингапур — 95,603
4. Ирландия — 89,383
5. Швейцария — 68,340
6. Норвегия — 64,856
8. Бруней — 61,816
9. Макао (Китай) — 58,931
11. Гонконг (Китай) — 58,165
12. Дания — 57,781
13. Нидерланды — 57,101
14. Сан-Марино — 56,690
15. Австрия — 55,406
16. Исландия — 54,482
17. Тайвань — 54,020
18. Германия — 53,571
19. Швеция — 52,477
20. Австралия — 50,845
Из стран бывшего Восточного / социалистического блока в топ-20 самых богатых стран Европы входят только Чехия и Литва (не считая бывшую ГДР, которая является частью объединенной Германии).
1. Люксембург — 112,875
2. Ирландия — 89,383
3. Швейцария — 68,340
4. Норвегия — 64,856
6. Нидерланды — 57,101
7. Сан-Марино — 56,690
8. Австрия — 55,406
9. Исландия — 54,482
10. Германия — 53,571
11. Швеция — 52,477
12. Бельгия — 50,114
13. Финляндия — 49,334
14. Франция — 45,454
15. Великобритания — 44,288
16. Мальта — 43,087
17. Чехия — 40,293
18. Италия — 40,066
19. Кипр — 39,079 (Кипр географически относится к Азии, но в экономическом смысле относится к Европе, т.к. является частью Европейского союза)
20. Литва — 38,605
О богатых странах Африки можно говорить весьма условно, т.к. даже самая развитая из африканских стран по ВВП (ППС) на душу населения находится ниже, чем Казахстан, занимающий по этому показателю 20 место в Азии и Океании. Поэтому к условно богатым странам Африки причислим те, где ВВП (ППС) выше, чем в Косово (11,017) — самой бедной стране Европы. Таких стран Африки всего восемь. Хотя стоит отметить, что самые развитые страны Африки неплохо выглядят на фоне стран бывшего СССР. Например, 5 стран Африки богаче таких стран, как Грузия, Азербайджан, Армения, Молдова, Украина (не говоря про беднейшие страны бывшего СССР — Узбекистан, Киргизию и Таджикистан).
1. Сейшельские острова — 26,388
2. Маврикий — 20,719
3. Экваториальная Гвинея — 17,782
4. Ботсвана — 16,153
6. Египет — 12,719
2. Канада — 47,569
3. Пуэрто-Рико — 34,998
4. Багамские острова — 33,808
5. Панама — 30,034. Панама — самое богатое независимое государство Латинской Америки (Багамские острова к Латинской Америке не относятся, т.к. это бывшая британская колония, а Пуэрто-Рико не является независимым государством, т.к. принадлежит США) и единственная страна Латинской Америки, обходящая Россию по ВВП (ППС) на душу населения.
7. Тринидад и Тобаго — 25,964
9. Уругвай — 21,338
10. Сент-Китс и Невис — 21,028
11. Аргентина — 20,370
12. Коста-Рика — 19,309
13. Мексика — 18,804
14. Доминиканская республика — 18,783
15. Антигуа и Барбуда — 18,655
16. Гайана — 17,360
17. Гренада — 16,454
18. Суринам — 14,605
19. Барбадос — 14,568
20. Бразилия — 14,563. По ВВП (ППС) на душу населения находится ниже, чем Габон — пятая по этому показателю страна Африки.
- Вышло в свет очередное издание «Бюджет для граждан»
- Утвержден порядок размещения информации на официальных сайтах
- Граждане будут активнее участвовать в бюджетном процессе
- В договорах до одного миллиарда сумов – тридцатипроцентная предоплата
- Ряду ведомств расширили бюджетные полномочия
- Фискальная стратегия и выравнивающие межбюджетные трансферты
Основные цифры бюджета-2021 (инфографика)
Дефицит госбюджета в 2021 году составит 6% ВВП, или 270 млрд. грн. Это почти в три раза больше, чем дефицит, заложенный на 2020 год (его прогнозируемый размер – 91 млрд. грн.). Существенно увеличится и госдолг, который к концу 2021 года составит 2,604 трлн. грн., что на 22,5% больше, чем ожидается по итогам 2020 года.
Прожиточный минимум с 1 января 2021 года вырастет на 8% – до 2189 грн., минимальная зарплата (ее, напомним, Рада уже повысила с 1 сентября 2020 года до 5 тыс. грн.) с 1 января 2021 года подрастет до 6 тыс. грн.
Читай также: Марченко: Успехи детенизации — 15-20% НДС
Рост доходов госбюджета в 2021 году превысит 9%, а размер доходной части достигнет 1071 млрд. грн. Расходы вырастут на 5,1% – до 1350 млрд. грн.
Ключевые источники финансирования бюджета – налоговые поступления и заимствования. Всего от налогов госказна получит 929 млрд. грн., это на 18,5% больше, чем было заложено в проекте о госбюджете на 2020 год (далее – также сравнение с планом налоговых сборов из законопроекта от 15 сентября 2019 года № 2000 о госбюджете на 2020 год).
Поступления от налога на доходы физлиц вырастут на 11%, от налога на прибыль – сократятся на 7,6% (о налоге на выведенный капитал речь явно не идет), от акцизов на произведенные в Украине товары упадут на 3,9%, а от акцизов на импорт – вырастут на 16,3%. Поступления от рентных платежей сократятся на 31%, от НДС – вырастут на 2,8%.
Объем заимствований на 2021 год запланирован в размере 702,4 млрд. грн. Это на 9,3% больше, чем в 2020 году. Из этой суммы 549 млрд. грн. – внутренние займы, и 153 млрд. грн. – внешние. Причем, свыше 35% внутренних заимствований – ОВГЗ, которые будут направлены на покрытие бюджетного дефицита, вызванного, прежде всего, огромными тратами на обслуживание и погашение госдолга.
Читай также: В ФГИ надеются на двукратное увеличение прибыли от приватизации в 2021 году
За счет приватизации госбюджет должен получить 6 млрд. грн. Напомним, что в начале года Верховная Рада, де-факто, свернула приватизацию на 2020 год и запланировала поступления от продажи госимущества всего лишь в сумме 500 млн. грн.
В издержках госбюджета наиболее вырастут расходы на госуправление делами (+30%), на образование (+24,3%), на Нацполицию (+20,7%), на медицину (на 16,7%), на развитие и ремонт дорожной инфраструктуры (+16%), на Национальную гвардию (+10,8%) и на армию (+9,5%).
- Наличный рынок
- НБУ
1 USD | 1 EUR | 1 RUB | |
---|---|---|---|
Купить | |||
Продать | |||
1 USD | 1 EUR | 1 RUB | |
---|---|---|---|
Купить | |||
Продать | |||
- Купить
- Продать
- Наличный
- НБУ
Рада приняла госбюджет-2021. Чего ждать украинцам
Средний курс американской валюты будет составлять, по прогнозам:
- в 2021-м — 72,4 рубля;
- в 2022-м — 73,1 рубля;
- в 2023-м — 73,8 рубля.
Куда будут уходить средства госбюджета?
На индексацию пенсионных выплат россиян в предстоящем году власть предусмотрела средства на 6,3 процента выше инфляции, а в пределах 400 миллиардов уйдет в 2021-м на обеспечение выплат малоимущим гражданам, воспитывающим детей в возрасте до семи лет.
Модернизировать первичное звено отечественной системы здравоохранения парламентарии намерены за 90 миллиардов, а на лечение детей, страдающих от редких и тяжелых заболеваний, дополнительно предусмотрели сумму в 60 миллиардов за счет роста НДФЛ с годовых доходов, превышающих отметку в пять миллионов рублей.
Еще 60 миллиардов направят в предстоящем году на обеспечение горячего питания школьникам. Новые места в школах обойдутся в 2021-м в 77 миллиардов. Создание 11-ти тысяч бюджетных мест в отечественных вузах и обеспечение федеральных доплат педагогам за классное руководство потребуют в свою очередь 75 миллиардов рублей.
Проектом госбюджета предусмотрены также финансы на пролонгацию программы по льготной ипотеке под 6,5 процента на все первое полугодие 2021-го.
Свыше 2,5 триллиона направят в течение ближайших трех лет на дорожную сеть. Учитывая дорожные фонды субъектов, это будет сумма, превышающая шесть триллионов рублей, уточнили российские парламентарии.
Предполагается, что в следующем году на программу «Доступные кредиты 5-7-9%» будет выделено 2 млрд грн, еще 10 млрд грн планируется выделить под государственные гарантии.
В то же время Минфин решил отказаться от дополнительных фондов, поэтому необходимые выплаты будут осуществляться напрямую.
В программе государственного бюджета на 2019-2021 годы «майские указы» позиционируются в виде национальных проектов: «Демография», «Здравоохранение», «Инфраструктура», «Образование», «Жилье», «Дороги» и «Цифровая экономика». Львиную долю средств, около 3,1 трлн. рублей планируется выделить под строительство инфраструктуры. На развитие программ стимуляции демографических показателей в бюджете заложено около 2,9 трлн. рублей на 3 года, и это — вторая по величине расходная статья, в соответствии с «майскими указами».
Статьи социальных расходов увеличиваются из года в год: в 2019 году на данные выплаты планируется потратить более 6,8 трлн. рублей из государственной казны, в 2020 году — около 7,1 трлн. рублей. Данный показатель практически в 2,5 раза больше расходной части, заложенной в бюджете на поддержку оборонной отрасли. В 2019-2020 годах на ее функционирование обещают выделить около 2,4-2,5 трлн. рублей.
Что касается непосредственно, социального блока, то здесь финансовые вливания распределятся следующим образом: около 4,9 трлн. рублей будет потрачено на реализацию механизмов социальной политики, 3,2 трлн. рублей из этой доли уйдет на выплату пенсионных пособий. Таким образом, к концу 2021 года правительство РФ намеренно снизить расходы на пенсионное обеспечение до 3 трлн. рублей.
В свою очередь, в 2019-2021 годы власти обещают увеличить вливания в сферу здравоохранения: в течение трех лет объемы расходов на медицину должны вырасти с 635 до 837 млрд рублей.
В соответствии с главной сметой государства, 20 миллиардов из общего объема 1,3 трлн. рублей, выделяемых под общегосударственные расходы в 2019 году, будет потрачено на обеспечение функционирования Администрации президента. В течение трех ближайших лет эта статья увеличится еще на один миллиард, и составит около 21 млрд. рублей.
Сказочный бюджет РФ: доллар по 72 и устойчивый рост экономики
Оптимистичный сценарий озвучен правительством касательно прогнозов роста национального ВВП. Ожидается, что уже в 2019 году показатель роста ВВП будет составлять 1,3%, несколько больше — 2% в 2020 году, а на 2021 год его значение заложено в рамках 3,1%.
В пояснительной записке указывается, в 2019-2020 годах национальная экономика сможет полностью адаптироваться к росту ставки НДС и ряду других внедренных реформ, после чего показатели экономического роста смогут продемонстрировать качественный рост на фоне серьезных структурных изменений и вливания дополнительных инвестиционных ресурсов в государственную казну.
Следует напомнить, что ранее в правительстве озвучивался более благоприятный сценарий развития экономики РФ на ближайшие три года. В соответствии с пояснениями, замедленная динамика темпов экономического роста в 2017-2018 годах, а также принятие непопулярных мер (пенсионная реформа, повышение НДС) стали объективным основанием для пересмотра прогнозируемых экономических явлений и цифр на 2019-2021 годы.