Закон о защите персональных данных 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о защите персональных данных 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пробегусь по пунктам новой статьи 10.1 Закона «О персональных данных». Это она определяет особенности публикации персональных данных. Подумайте заранее, как реализовать в вашей деятельности эти новшества.

Оператор обязан обеспечить субъекту персональных данных возможность определить перечень персональных данных по каждой категории персональных данных, указанной в согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

Это может выглядеть так: согласен на публикацию ФИО, не согласен на публикацию даты рождения. Посмотрим, что скажет РКН. Совершенно точно придется поломать голову над формулировками.

Новое в Законе «О персональных данных» 2021. Что нас ждет?

В случае раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия, предусмотренного настоящей статьей, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.

Например, один сайт написал про чиновника, второй сделал рерайт новости, третий — просто ее перепостил. Чиновник обиделся и написал жалобу в РКН.

В этом примере доказывать, что есть общественный интерес персональным данным чиновника будут все три сайта. Вряд ли у них будет согласие на распространение ПД чиновника. А других законных оснований нет.

В случае, если персональные данные оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.

Например, произошел слив базы данных банка в сеть. Кто-то их скопировал и опубликовал. Значит он будет доказывать законность распространения этой информации. Не знаю, получится ли у него это.

В случае, если из предоставленного субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не следует, что субъект персональных данных согласился с распространением персональных данных, такие персональные данные обрабатываются оператором, которому они предоставлены субъектом персональных данных, без права распространения.

Речь идет о том, что если вы намудрите в своей форме согласия, то обрабатывать персональные данные можно, но только без распространения.

Как ужесточились требования к работе с персональными данными в 2021 году

Молчание или бездействие субъекта персональных данных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

Многозначительно промолчать в ответ на вопрос: «даете свое согласие на публикацию ваших данных на нашем сайте?» — означает нет.

В согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, субъект персональных данных вправе установить запреты на передачу (кроме предоставления доступа) этих персональных данных оператором неограниченному кругу лиц, а также запреты на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) этих персональных данных неограниченным кругом лиц. Отказ оператора в установлении субъектом персональных данных запретов и условий, предусмотренных настоящей статьей, не допускается.

Например, человек может разрешить опубликовать свои ФИО и возраст в отзывы на товар. Но тут же запретить передавать кому-нибудь еще. Например, вашему рекламному агентству. И ограничить человека в этом праве нельзя.

Законодательство обязывает прекратить передачу ПД, разрешенных для распространения, в любое время по требованию субъекта.

Для этого нужно правильно оформить требование, то есть указать в нем следующую информацию:

  • ФИО;
  • контактные данные;
  • перечень персональных данных, обработку которых нужно прекратить.

Указанные ПД могут обрабатываться только оператором, которому оно направлено.

Напомню, что в текущей версии закона, в общедоступные источники персональных данных могут включаться сведения о субъекте с его письменного согласия.

Из новой статьи закона мы видим, что согласие на распространение персональных данных может быть предоставлено субъектом:

  • непосредственно;
  • с использованием информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

Формулировки не подразумевают сбора письменных согласий операторами, что значительно упрощает сам процесс. Т.е. достаточно того, что субъект персональных данных соглашается с согласием размещенным на сайте. Но к оформлению таких согласий нужно подойти со всей серьезностью, т.к. как я уже описал выше, к самим согласиям будут предъявляться более жесткие требования.

Что касается специальной информационной системы РКН, предназначенной для сбора согласий на распространение персональных данных, то ее нет. Т.е. регулятор закладывает такую возможность, но когда реализует непонятно. Поэтому имеет смысл ориентироваться на согласия данные непосредственно субъектом оператору. Тем более, что молчание или бездействие субъекта ПДн ни при каких обстоятельствах не могут считаться согласием на распространение персональных данных.

Как и любое правило, требования нововведенной статьи имеют исключения. Установленные субъектом запреты на распространение его персональных данных могут быть проигнорированы оператором, если случаи обработки ПД касаются государственных, общественных или иных публичных интересов, определенных законодательством РФ.

Также требования новой статьи не применяются, если:

  • Обработка персональных данных производится в целях выполнения норм законодательства РФ.
  • Обработка производится федеральными или региональными органами исполнительной власти или же органами местного самоуправления для исполнения своих функций, полномочий и обязанностей.

Передача персональных данных, разрешенных субъектом для распространения, должна быть прекращена по требованию субъекта. В данном случае, ничего нового требования статьи не содержат, т.к. оператор и так должен прекратить обработку ПДн субъекта, если тот пишет соответствующий отзыв ранее данного согласия. Данное требование должно включать в себя ФИО субъекта, контактную информацию, а также перечень персональных данных, распространение которых подлежит прекращению. Соответственно, действие ранее данного согласия прекращается в течение трех дней с момента поступления оператору подобного требования или в срок, указанных во вступившем в законную силу решения суда, если субъект обратился в суд.

Помимо новой статьи закона, вводятся изменения в уже существующие и связанные с общедоступными источниками информации. В частности претерпела изменение статья 18. Если раньше Оператор освобождался от обязанности предоставлять субъекту персональных данных сведения, полученные из общедоступных источников информации, то теперь закон ссылается на все вышеописанные требования новой статьи.

Ровно тоже произошло и со статьей 22 152-го Федерального закона. В которой говорится об уведомлении Роскомнадзора. В старой версии закона говорится о том, что Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку ПД, полученных из общедоступных источников информации. В новой же версии Оператор должен учитывать все условия и запреты отраженные в вводимой статье.

На самом деле последние два описанных изменения, на мой взгляд, не накладывают каких –то дополнительных условий на оператора. Т.к. в большинстве случаев оператор и так должен был предоставить обрабатываемые данные субъекта по его запросу и уведомить РКН о своей деятельности как оператора.

Закон уже подписан, но требования вступают в силу с 1 марта 2021г. Поэтому рекомендую заранее подготовиться и разработать шаблон согласия на распространение, которое Вы будете использовать.

    Защита персональных данных: Изменения в 152-ФЗ «О персональных данных»

    Появилось новое понятие, пришедшее на смену «Общедоступные источники персональных данных», при этом сами общедоступные источники никуда не делись. Оператору нужно оформлять отдельным документом согласие на распространение персональных данных субъекта. Субъект ПД может устанавливать запреты на распространение своих персональных данных или их части. Должна появиться информационная система, оператором которой будет РКН. В этой ИС можно будет получить согласие на распространение персональных данных своих субъектов.

    Согласие на распространение ПД надо получать отдельно от общего согласия на обработку ПД.

    При получении согласия офлайн в письменной форме человеку надо предложить заполнить два бланка: первый ─ общее согласие на обработку ПД, второй ─ согласие на распространение.

    В интернете для получения согласия обычно используют чекбокс со ссылкой на текст соответствующего документа. С 1 марта надо будет размещать два чекбокса: один ─ на общее согласие, второй ─ на распространение.

    Кроме этого, в законе сказано, что человек еще должен выбрать, какие именно данные о себе он разрешает распространять. Пока непонятно, как технически настроить такой выбор на сайте. Возможно, придется рядом с каждым видом ПД предусматривать отдельные чекбоксы.

    Такой формат может, конечно, повлиять на конверсию. И если вам не хочется заморачиваться с настройками под закон о ПД, подумайте, возможно, стоит отказаться от распространения данных.

    Согласие может быть отозвано в любой момент без указания причин.

    Это неудобно для отдельных проектов. Например, психолог предлагает бесплатные консультации при условии размещения записи беседы на своем сайте или соцсетях. Перед консультацией получены согласия на обработку и распространение ПД. А после размещения ролика клиент передумывает. Психолог вынужден удалить видео.

    Даже если вы получили согласие, нет гарантии, что человек не отзовет его. И сделать с этим ничего не получится ─ удалять данные придется.

    Иногда посетители сайта или соцсетей сами оставляют информацию о себе ─ пишут в комментариях имена, почты и даже телефоны. В таких случаях владельцу сайта надо доказать, что все, кто разместил личные данные на сайте, дали согласие на распространение.

    Если у вас нет согласия, лучше удалите или отредактируйте подобные комментарии.

    Это относится к случаям после 1 марта 2021 года ─ даты вступления в силу поправок в закон № 152-ФЗ, так как обратной силы закон не имеет.

    Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2020 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

    Под персональными данными, разрешенными для распространения, понимается любая открытая информация о человеке, в том числе его контактные данные. При этом под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие этих данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

    Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.

    Да, если соблюдено одно из указанных условий.

    • На вашем сайте в открытом доступе размещаются ПД.
    • Вы собираете и структурируете ПД, размещенные в открытом доступе.
    • Вы публикуете ПД в печатной или иной форме, при которой ПД находятся в открытом доступе.

      Пример: социальные сети, сайты объявлений, форумы, печатные издания с объявлениями и т.д.

    Нет, если соблюдено одно из указанных условий.

    • На вашем сайте размещаются ПД, доступ к которым есть только у зарегистрированных пользователей, т.е. оператор может ограничить и определить круг лиц, имеющих доступ к ПД.

      Эта позиция была устно донесена Роскомнадзором в ходе ответов на вопросы на дне открытых дверей 28 января 2021 г. В отсутствие письменных разъяснений остается довериться данной позиции и надеяться на то, что Роскомнадзор не изменит ее.

      Пример: закрытая корпоративная социальная сеть или сайт-интегратор объявлений, на котором доступ к ПД продавцов можно получить только после регистрации на сайте.

    • Ваша компания распространяет или предоставляет ПД в определенных законом государственных, общественных или публичных интересах независимо от того, что распространение или предоставление ПД запрещено самим лицом2.

      Под государственными, общественными и публичными интересами в основном понимаются вопросы безопасности государства, граждан и т.д. Поэтому сложно придумать реальный случай, когда коммерческая организация могла бы прикрыться данным пунктом закона.

    • Вы являетесь государственным органом власти или органом местного самоуправления, распространяющим ПД в силу выполнения возложенных на вас полномочий3.

    Оператор может быть привлечен к административной ответственности. До 27 марта 2021 г. размер штрафа составит:

    • от 5 до 10 тыс. руб. – для индивидуального предпринимателя;
    • от 30 до 50 тыс. руб. – для компании24.

    С 27 марта 2021 г. размер штрафов увеличивается:

    • от 10 до 20 тыс. руб. – для индивидуального предпринимателя;
    • от 60 до 100 тыс. руб. – для компании.

    Полагаем, самый надежный и менее затратный способ соблюсти требования Закона о персональных данных для тех компаний, чьи сайты содержат ПД субъектов, – закрыть сайты для незарегистрированных пользователей. По крайней мере, до тех пор, пока не сформируется судебная практика и не появится точная позиция Роскомнадзора относительно применения положений Закона о распространении ПД.

    Сложнее обстоит дело с компаниями, которые собирают ПД из открытых источников. Такие компании, на наш взгляд, обязаны получать у субъектов:

    • согласие на обработку ПД, если компания хочет обрабатывать ПД без распространения;
    • согласие на распространение, если компания хочет распространять ПД субъекта.

    Компаниям, которые распространяют ПД не в интернете, также необходимо получать у субъекта согласие на распространение, даже в том случае, если распространение ПД необходимо для исполнения договора в интересах субъекта.


    1 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных”».

    2 Часть 11 ст. 10.1 Закона о персональных данных (далее – Закон).

    3 Часть 15 ст. 10.1 Закона.

    4 Пункт 1 ч. 1 ст. 6 Закона.

    5 Пункт 5 ч. 1 ст. 6 Закона.

    6 Часть 3 ст. 20 Закона.

    7 Часть 5 ст. 21 Закона.

    8 Пункт 1.1 ч. 1 ст. 3 Закона.

    9 Часть 1 ст. 10.1 Закона.

    10 Часть 9 ст. 9 Закона.

    11 Часть 1 ст. 10.1 Закона.

    12 Часть 9 ст. 10.1 Закона.

    13 Часть 6 ст. 10.1 Закона.

    14 Часть 8 ст. 10.1 Закона.

    15 Часть 10 ст. 10.1 Закона.

    16 Часть 4 ст. 10.1 Закона.

    17 Часть 5 ст. 10.1 Закона.

    18 Часть 12 ст. 10.1 Закона.

    19 Часть 13 ст. 10.1 Закона.

    20 Часть 14 ст. 10.1 Закона.

    21 Часть 2 ст. 10.1 Закона.

    22 Пункт 10 ч. 1 ст. 6 Закона.

    23 Определение Верховного Суда РФ от 29 января 2018 г. № 305-КГ17-21291.

    24 Часть 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

    Специфика согласия на обработку персданных, разрешенных к распространению, заключается в том, что оно подтверждает наличие разрешения от субъекта персданных на раскрытие его личной информации неопределенному кругу лиц. Начиная с 1 марта 2021 года такое согласие должно отбираться отдельно от иных согласий субъекта персданных.

    Приказом Роскомнадзора, вступающем в силу с 1 сентября 2021 года, определены основные положения, которые должны быть отражены в данном документе, в том числе:

    • цели обработки персданных
    • срок действия согласия
    • категории и перечень персданных
    • сведения об информационных ресурсах оператора, на которых персданные будут предоставляться неопределенному кругу лиц

    Также в документе субъект персданных может установить запреты или конкретные условия обработки части информации, в частности, запрет на какую-либо обработку персданных неограниченным кругом лиц (кроме непосредственного доступа к ним).

    Срок действия требований является ограниченным – до 1 сентября 2027 года.

    Также с 1 июля 2021 года будет доступна возможность получать такое согласие через специальную информационную систему Роскомнадзора.

    Изменения в законе о персональных данных

    В новой статье 10.1 Закона о персданных, действующей с начала марта, были установлены основные принципы обработки разрешенных к распространению персданных.

    Так, в силу серьезности возможных последствий обнародования личных данных закон устанавливает, что молчание или бездействие субъекта персданных ни при каких обстоятельствах не может свидетельствовать о согласии на распространение.

    Если личные данные оказались в публичном доступе по желанию самого субъекта или в результате противоправных действий, форс-мажора, то лица, осуществляющие их обработку, должны доказать ее законность.

    В случае, если нарушаются законные требования к обработке разрешенных к распространению персданных, то субъект может обратиться с требованием о прекращении такой обработки к любому лицу, обрабатывающему такие данные, или непосредственно в суд.

    С 27 марта 2021 года в Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения, касающиеся правонарушений в области обработки персональных данных.

    Теперь за любые правонарушения, установленные статьей 13.11 КоАП, больше не может быть назначено предупреждение, нарушителю сразу грозит штраф. За повторное совершение ряда правонарушений предусмотрена повышенная ответственность, при этом срок давности привлечения к административной ответственности в данной области был увеличен до одного года.

    Соблюдайте закон и удачи в бизнесе!

    Появляется новое основание, за несоблюдение которого могут оштрафовать (раньше за это не наказывали рублем). Невыполнение обязанности по соблюдению конфиденциальности ПДн влечет наложение штрафа:

    • на граждан — в размере от 10 до 20 тысяч рублей;
    • на должностных лиц — от 40 до 100 тысяч рублей;
    • на индивидуальных предпринимателей — от 100 до 300 тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от 300 до 500 тысяч рублей.

    Организация, физическое или юрлицо, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять ПДн без согласия владельца ПДн, если это не предусмотрено федеральным законом.

    Любая передача ПДн (распространение, предоставление, доступ) является незаконной без согласия владельца ПДн и является нарушением конфиденциальности его ПДн.

    Если ПДн сотрудников были переданы без их письменного согласия, то во-первых, это противозаконно, а во-вторых, за подобные действия будут штрафовать.

    Вот типовые ситуации, которые будут подпадать под данную статью:

    1. Передача ПДн работников третьим лицам:

    • в банк для целей выплаты заработной платы и иных материальных выплат, а также перечисления подотчетных средств;
    • в охранное предприятие в целях взаимодействия и реагирования;
    • в медицинские организации в целях проведения медицинских осмотров;
    • в страховые компании по договорам добровольного медицинского страхования;
    • в образовательные организации в объеме превышающем требования закона об образовании;
    • в целях организации командировок и участия в выставках;
    • в других целях, напрямую не связанных с должностными обязанностями сотрудника.

    2. Передача ПДн клиентов, представителей клиентов, поставщиков, партнеров третьим лицам в целях:

    • организации мероприятий, маркетинговых акций, рекламы;
    • размещения отзывов, рекламных акций на сайте компании и других общедоступных источниках;
    • сбор персональных данных через онлайн-каналы (мессенджеры, социальные сети, формы обратной связи на сайте, онлайн-консультанты) без применения средств защиты, обеспечивающих их конфиденциальность при передаче через интернет.

    3. Получение ПДн без подтверждения наличия согласия от человека или иных законных оснований у передающей стороны.

    4. Предоставление доступа к ПДН внутри организации сотрудникам без должного документального оформления (должностные обязанности и/или локальные нормативные акты).

    Ответственность за не обезличивание персональных данных теперь несут не только государственные и муниципальные органы власти, но и все операторы.

    По второму изменению в новом КоАП дело касается обезличивания ПДн. Проще говоря, если персональным данным (паспортным, медицинским, контактным данным и т.п) будет присвоен идентификационный номер, то это обезличивает персональные данные, т.к. по одному номеру нельзя определить человека.

    В новом КоАП предполагается распространить ответственность за не обезличивание персональных данных с государственных и муниципальных органов власти на всех операторов. Все операторы будут обязаны обезличивать ПДн, которые обрабатывают.

    Невыполнение подобных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа для всех операторов ПДн в размере от 3 до 6 тысяч рублей. Штрафы небольшие, но можно предположить, что это только начало.

    • Изучить все источники поступления ПДн в организацию, цели поступления и состав данных. К примеру, нужно понимать, что источники ПДн клиентов и сотрудников разные, и состав ПДн тоже разный.
    • Проанализировать, где и как организация получает ПДн — наличие договора, соглашения и/или другого юридически значимого документа, подтверждающего правомерность получения персональных данных, их состав и цели обработки. Получение всех ПДн, которые попадают в организацию, без исключения должны подтверждаться подобными документами: корректно составленное соглашение по обработке ПДн на сайте, с которого компания получает ПДн клиентов, Соглашение по обработке ПДн с сотрудниками.
    • Изучить, какие и чьи ПДн в организации обрабатываются (в разрезе категорий физических лиц). Ориентируясь на ПДн клиентов и сотрудников, видно, что процесс их обработки и хранения разный. Доступ к ПДн сотрудников имеют отдел кадров, бухгалтерия, а к клиентским данным — та же бухгалтерия и коммерческий отдел.
    • Проверить наличие утвержденных локальных нормативных актов, определяющих порядок доступа сотрудников к персональным данным. Документы, в которых прописано, кто и за что отвечает.
    • Проанализировать соответствие процесса обработки локальным нормативным актам. Зачастую на практике бывает несоответствие.
    • Изучить ваших получателей персональных данных: кому, для каких целей и в каком составе передаются персональные данные. Опять же, практика показывает, что в некоторых организациях к ПДн допускаются сотрудники, не имеющие к ним отношения.
    • Проанализировать, на каких условиях передаются ПДн третьим лицам — обязательно наличие договора, соглашения и/или другого юридически значимого документа, подтверждающего правомерность передачи персональных данных. Если зачисление зарплаты сотрудникам компании происходит через зарплатный проект банка, то компания обязана с каждым сотрудником, участвующем в зарплатном проекте, подписать соглашение о передаче его ПДн в этот банк.
    • Определить, какие персональные данные стоит обезличивать. К примеру, это данные, чей срок хранения официально вышел, но при этом характеристики клиента имеют ценность без необходимости идентификации физического лица.
    • Определить, какие согласия уже не имеют силы и которые надо скорректировать. Отсутствие отлаженной системы работы с ПДн в прошлом означает, что, возможно, часть документов уже не актуальна.
    • Изучить, как защищаются персональные данные в компании и от кого они реально защищены — только от внешних злоумышленников или от внутренних тоже? Очень часто данные клиентов утекают вместе с увольняющимися сотрудниками коммерческих отделов.
    • Составить годовой план и реализовать его. Необходимо разработать поэтапный план по реализации этих пунктов с учетом объема работы и времени на их выполнения.

    Утечка ПДн может обернуться для компании не только финансовыми убытками, но и потерей репутации на рынке и разрывом отношений с партнерами. Поэтому важно изучить законодательство и вовремя принять меры. И здесь есть два пути:

    • делать все самостоятельно (силами организации);
    • доверить выполнение требований закона компаниям, которые могут провести независимый аудит по обработке ПДн и решить выявленные проблемы.

    Новые изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ, который проясняет вопросы обработки, хранения и доступа к персональным данным (ПД), внес Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ. Поправки решают проблему бесконтрольного использования персональных данных граждан третьими лицами.

    Из Федерального закона от 30.12.2020 № 519-ФЗ следует, что:

    • Молчание или бездействие ни при каких обстоятельствах нельзя расценивать как согласие на обработку ПД.
    • Согласие на обработку ПД, разрешенных для распространения, оформляется отдельно. Оператор обязан обеспечить субъекту ПД возможность определить перечень персональных данных по каждой категории, указанной в согласии на обработку.
    • В согласии на обработку ПД, разрешенных для распространения, можно установить запреты на передачу этих персональных данных неограниченному кругу лиц, а также запреты на обработку или условия обработки данных неограниченным кругом лиц. Оператор не вправе отказать в этом случае.

    На данный момент у ответственных лиц, отвечающих за защиту персональных данных в организациях возникает много вопросов по самому понятию.

    Давайте разберемся, что же такое распространение персональных данных с точки зрения закона.

    Распространение персональных данных — частный случай передачи данных наряду с предоставлением и доступом. Это прямо следует из пункта 3 части 1 статьи 3 и части 5 статьи 10.1 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

    В части 9 статьи 10.1 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» сказано, что работник вправе запретить передачу своих персональных данных неограниченному кругу лиц.

    Следовательно, с 1 марта согласие на распространение своих данных сотрудник может дать только работодателю напрямую.

    То есть утверждение о том, что распространение носит публичный характер, а передача — адресный в корне неверно.

    Что указывать в согласии на распространение персданных, закон не определяет. Однако это не значит, что его можно оформлять в свободной форме. Требования к документу дополнительно установит Роскомнадзор, ч. 9 ст. 9 Закона о персданных.

    В проекте требований исчерпывающий перечень персданных, включая специальные и биометрические. Если будете разрабатывать форму согласия сами, учтите, что вписывать в него все эти данные нельзя — только те, которые нужны для работы.


    Установлены особенности обработки персональных данных (ПД), разрешенных их владельцем для распространения.

    Запрещено использовать ПД без согласия владельца, а он сам может потребовать от оператора прекратить распространение сведений о себе без необходимости доказывать, что это незаконно.

    Прописана процедура обязательного согласования обработки ПД любым оператором данных. Нельзя получать согласие «автоматом» — по умолчанию или при бездействии субъекта ПД.

    Если согласие дано, владелец данных вправе в любой момент его отозвать, после чего оператор обязан приостановить выдачу сведений.

    В соглашении на обработку ПД, разрешенных для распространения, может содержаться запрет на передачу данных неограниченному кругу лиц и обработку ими этих сведений.

    Каждый сайт обязан спрашивать пользователей, какие данные о них можно опубликовывать и передавать третьим лицам. Невыполнение этого требования повлечет штраф за нарушение обработки ПД.

    Закон вступает в силу с 1 марта 2021 г., за исключением нормы о предоставлении оператору согласия на обработку ПД, разрешенных для распространения, через информсистему уполномоченного органа. Данное положение применяется с 1 июля 2021 г.

    Это любая информация о физическом лице, позволяющая его определить. Закон перечисляет следующие пункты:

    • ФИО;
    • дата и место рождения;
    • паспорт, СНИЛС, ИНН;
    • адрес постоянной и временной регистрации;
    • образование;
    • телефон;
    • электронный адрес;
    • профили в социальных сетях и мессенджерах;
    • идентифицирующие личность фотографии и видеоматериалы;
    • семейное положение и состав семьи;
    • судимости;
    • размер доходов;
    • профессиональные навыки;
    • личностные характеристики;
    • раса и национальность;
    • взгляды в политике, религии, философии;
    • сексуальная ориентация;
    • здоровье;
    • биометрия, ДНК, отпечатки пальцев, особые приметы.

    Изменения в законе о персональных данных с 1 сентября 2021 года

    Обработка персональных данных — любые действия с вышеперечисленными фактами, регламентируемые статьей 13.11 КоАП и редакциями от 07.02.2017 № 13-ФЗ и 30.12.2020 N 519-ФЗ. К ним относятся сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

    Согласно новым требованиям субъект получил право ограничить оператора в использовании данных без указания причин (раньше требовались доказательства, что они приобретены незаконно, устарели, недействительны и прочее), и тот должен прекратить действия в течение трех рабочих дней, по истечении которых пользователь может обратиться в суд. Санкция — от 3 000 до 75 000 рублей. Оператор может только обрабатывать, но не распространять информацию. За каждое отдельное нарушение взимается отдельный штраф. Срок ответственности увеличивается до одного года.

    С 27 марта 2021 операторы не получают в качестве санкций предупреждения — они упразднены. Теперь нарушителей сразу штрафуют. Суммы — от 6 000 до 150 рублей; при повторном инциденте, который теперь считается самостоятельным составом нарушения, цифры повысятся до 300-500 тысяч.

    Как не столкнуться с полумиллионными санкциями? Самое верное правило — составить с помощью юристов всесторонне защищенный документ с развернутым списком ситуаций, в которых организации требуются ПД. Для этого нелишним будет изучить все представленные на сегодня в Сети образцы бланков и скомпилировать из них индивидуальный чек-лист под вашу компанию. Главное — ничего не делать необдуманно и заручиться помощью специалистов.

    Пример 1. Должностное лицо без согласия человека разгласил зарплату, премию, вознаграждение по договору, передал данные должников в юридическую фирму, чтобы составить исковые заявления или разместил копию заявления человека в качестве образца на стенде с образцами других заявлений. С 1 июля 2021 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как разглашение персональных данных без письменного согласия от человека или по письменному согласию, которое оформлено с нарушениями и выдадут постановление об административном правонарушении и назначат штраф: на учреждение – от 15 000 до 75 000 руб., на должностное лицо – от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ).
    Пример 2. Бухгалтер не предоставил сотруднику расчетный листок, справку, сведения о страховом стаже и другие документы, в которых есть персонифицированные сведения о человеке. С 1 июля 2021 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как сокрытие от человека его персональных данных и назначат штраф: на учреждение – от 20 000 до 40 000 руб., на бухгалтера – от 4000 до 6000 руб. (ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ).

    Пример 3. Должностное лицо отказался принять к обработке новые паспортные данные человека, банковские реквизиты или другую изменяющую информацию – за такое нарушение инспекторы могут назначить штраф на учреждение – от 25 000 до 45 000 руб, а на должностное лицо – от 4000 до 10 000 руб.

    Пример 4. Должностное лицо небрежно работает с документами, персональные сведения о сотруднике стали известны другим лицам из-за того, что он оставил на столе без присмотра или вынес с рабочего места справки, расчетные листки, другие документы с персональными данными или потерял эти документы. С 1 июля 2021 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как невыполнение требования человека уточнить, блокировать или уничтожить его персональные данные и назначат штраф: на учреждение – от 25 000 до 50 000 руб., а на бухгалтера – от 4000 до 10 000 руб. (ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ).

    Пример 5. Должностное лицо передает имена, адреса, телефоны и другие данные сотрудников организациям, действующим в рекламных целях коллекторским агентствам или другим третьим лицам. С 1 июля 2021 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как обработку персональных данных, когда это не предусмотрено законами и не соответствуют целям сбора персональных данных и назначат штраф на учреждение – от 30 000 до 50 000 руб., а на бухгалтера – от 5000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

    К дисциплинарной ответственности руководитель учреждения может привлечь работника за нарушения, которые обязаны соблюдать правила работы с личными данными, но нарушили их (ст. 192 ТК РФ). За дисциплинарный проступок руководитель может наказать работника, сделать замечание, объявить выговор и даже уволить (ч.1 ст. 192 ТК РФ).
    Материальная ответственность работника может наступить, если его нарушение привело к ущербу для учреждения (ст. 238 ТК РФ). К примеру, ответственный работник за обработку персональных данных распространил персональные данные сотрудников в сети Интернет, а те в свою очередь подали на работодателя в суд, который постановил: «выплатить пострадавшим работникам денежную компенсацию – 50 000 рублей каждому». В таком случае руководитель может привлечь как к ограниченной так и к полной материальной ответственности.

    Самый страшный вид ответственности – это уголовная. Она может наступить за незаконные действия:

    • сбор или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
    • распространение сведений о работнике в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

    Персональные данные в 2021: как компаниям с ними работать и не получать штрафы

    Работодатель может получить все персональные данные сотрудника только от него самого. Учреждение не имеет права собирать информацию, которая не относится напрямую к работе персонала. Поэтому руководитель не должен заставлять сотрудников раскрывать сведения об их вероисповедании, политических пристрастиях, жилищных условиях и т. п. Все это относится к личной или семейной тайне гражданина (п. 4 ч. 1 ст. 86 ТК РФ, ст. 10 от 27 июля 2006 г. Закона № 152-ФЗ).
    Получив персональные данные, работодатель обязуется их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия сотрудника (ст. 7 от 27 июля 2006 г. закона № 152-ФЗ). Чтобы не допустить утечки информации, создайте систему защиты. Порядок получения, обработки, передачи и хранения сведений установите в локальном акте, например в положении о работе с персональными данными сотрудников.

    Положение утверждает руководитель учреждения. Ознакомьте сотрудников с положением под подпись (п. 8 ч. 1 ст. 86 ТК РФ). Руководитель определяет, кто будет отвечать за работу с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). На практике такую работу поручают работникам отдела кадров, а в бухгалтерии – бухгалтеру по начислению зарплаты, так как они чаще всего имеют дело с персональными данными сотрудников.

    На первый взгляд так и есть.

    «Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)» (ч.1 ст.3 ФЗ «О персональных данных»).

    Однако если переложить данную норму на обычный язык, персональными данными являются только те сведения, на основе которых можно установить личность человека или которые относятся к человеку, личность которого бесспорно известна.

    Проверим тезис на информации о номере телефона или адресе электронной почты. У вас нет легального доступа к абонентской базе или базе пользователей почтового сервиса. Следовательно, сами по себе данные сведения не позволяют установить личность человека, который ими пользуется.

    Иногда обрабатывать персональные данные сотрудника можно без его согласия. Например, в случаях, прямо предусмотренных коллективным договором, а также локальными актами учреждения (разъяснения Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.).
    Также не нужно получать согласие человека на обработку персональных данных в случаях, когда такая обработка предусмотрена законодательством. К таким случаям относится передача сведений в следующие органы:

    • Пенсионный фонд РФ (ст. 9 Закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ);
    • налоговую инспекцию (ст. 24 НК РФ);
    • военные комиссариаты (ст. 4 Закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ);
    • иные органы (например, суды, прокуратуру, трудовую инспекцию и т. п.).

    Кроме того, не требуйте согласия сотрудника для передачи персональных данных банку при открытии и обслуживании платежной карты для начисления зарплаты:

    • если договор на выпуск банковской карты заключен напрямую с сотрудником, а в договоре предусмотрена передача персональных данных работника банку;
    • если организация оформила доверенность на представление интересов сотрудника при заключении договора с кредитной организацией на выпуск банковской карты и ее последующем обслуживании;
    • если соответствующая форма и система оплаты труда прописана в коллективном договоре учреждения (абзаце 10 пункта 4 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.).
      • Определения
      • Зачем России этот закон
      • Как утверждали и меняли закон
        • Минцифры России предложило обезличивать персональные данные только с согласия субъекта
        • Передачу персональных данных на зарубежные сервера планируется ограничить
        • Депутаты ужесточили наказание за нарушения в работе с персональными данными
        • Изменения в законе с 1 сентября 2015 года
        • 2006-2010 годы
      • Кого касаются требования
      • Ответственность за невыполнение требований
        • 2020: Минюст России предложил значительно увеличить штрафы за утечку персональных данных
        • 2019
          • Госдума одобрила во втором чтении проект о хранении личных данных
          • В России в 6000 раз поднимут штрафы за отказ хранить данные
          • В Госдуму внесен законопроект о штрафах за нарушения хранения ПДн
          • Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
          • Оператор персональных данных — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
          • Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

          Поводом для принятия закона о защите персональных данных стала необходимость устранения барьеров в международной торговле со странами Евросоюза. Осуществление обмена персональными данными, зачастую необходимыми при совершении сделок, возможно только между государствами, способными обеспечить соответствующую защиту передаваемой и получаемой информации. Для сравнения, в Норвегии и Франции подобные законы были введены еще в конце девятнадцатого столетия. Осенью 2005 года Государственная дума ратифицировала конвенцию Совета Европы «О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных».

          По закону каждой информационной системе, в которой хранятся и обрабатываются персональные данные, необходимо присвоить класс, в соответствии с которым будет обеспечиваться защита этих данных. Кроме того, информационные системы могут быть типовыми или специальными, и последние требуют для эксплуатации обязательного лицензирования. Специальными, например, считаются системы, содержащие информацию о состоянии здоровья и те, на основе которых предусмотрено принятие решений, порождающих юридические последствия. Иными словами, если данные из таких информационных систем, а точнее, их анализ и обработка, могут повлиять на жизнь или здоровье субъекта персональных данных. Класс специальных информационных систем определяется на основе модели угроз безопасности персональных данных в соответствии с нормативно-методическими документами регуляторов.

          3 марта 2021 года Минцифры России сообщило о том, что в ведомстве состоялось совещание, в ходе которого были обсуждены поправки к проекту федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О персональных данных», который был разработан министерством, рассмотрен и принят Государственной Думой в первом чтении 16 февраля 2021 года.

          Минкомсвязь России подготовила в мае 2017 года поправки в закон «О персональных данных», которые предполагают ограничение передачи персональных данных на зарубежные сервера российских компаний.

          Как пишут «Известия», в настоящее время ограничения касаются передачи данных зарубежным юрлицам. Сервера российских компаний, находящиеся за рубежом, под это ограничение не подпадают.

          Поправки, подготовленные министерством, предполагают применять формулировку «трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства».

          Госдума приняла в начале 2017 года закон об увеличении штрафов за нарушение закона о сборе, обработке и хранении персональных данных.

          За нарушения в работе с персональными данными для юрлиц предусмотрен штраф до 10 тыс. руб. Однако, по мнению авторов закона, действующая норма не учитывает тяжесть негативных последствий правонарушения, поэтому депутаты предложили ужесточить наказание.

          Теперь за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо обработку данных, несовместимую с целями сбора таких данных, будут наказывать предупреждением или штрафом от 1 до 3 тыс. руб. для граждан, от 5 до 10 тыс. руб. для должностных лиц и от 30 до 50 тыс. руб. для юридических лиц.

          Обработка персональных данных без согласия гражданина приведёт к наложению штрафа в размере от 3 до 5 тыс. руб. для граждан, от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц и от 15 до 75 тыс. руб для юридических лиц. При невыполнении государственным или муниципальным оператором требований по обезличиванию данных должностные лица получат штраф от 3 до 6 тыс. руб.

          Отказ оператора предоставить человеку информацию об обработке его персональных данных повлечёт предупреждение или штраф от 1 до 2 тыс. руб для граждан, от 4 до 6 тыс. руб. для должностных лиц, от 10 до 15 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и от 20 до 40 тыс. руб. для юридических лиц.

          В правительстве считают, что подобные поправки позволят эффективно защищать права и интересы граждан и позволят обеспечить неотвратимость наказания.

          Персональные данные имеет множество видов тайн, за разглашение которых человек несет полную ответственность. Среди всех видов, выделяют следующие тайны: • Усыновление. Если судья выносит решение об усыновлении ребенка, он берет на себя ответственность за разглашение этой тайны. Такую тайну также должны хранить лица, проводившие государственную регистрацию усыновления и имеющие какие-либо сведения об этом. Детально о тайне усыновления можно узнать в статье 139 Семейного кодекса РФ. • Врачебная тайна. К ней относится любая информация, связанная со здоровьем человека: обращение за медицинской помощью, поставленный диагноз, обследование, лечение. По статье 61 законодательства Российской Федерации эту информацию нельзя разглашать другим людям без согласия этого самого человека. • Налог. К этой тайне чаще всего имеют отношение налоговые или таможенные организации, следователи и внутренние органы. Они не имеют права разглашать любые сведения о налогоплательщике. Налоговую тайну регулирует статья 102 Налогового Кодекса Российской Федерации. • Адвокатская тайна. С этой тайной мы сталкиваемся довольно часто, но не всегда понимаем, что к ней относится. Адвокатская тайна – любая информация между адвокатом и его доверителем. Это одна из обязанностей адвоката и один из принципов адвокатской деятельности (статья 3 Федерального Законодательства). • Тайна исповеди. Священнослужитель не может понести ответственность, если откажется рассказывать какую-либо информацию, касающуюся обстоятельств, которую он узнал от прихожанина на исповеди. Регулирует данную тайну пункт 7 статьи 3 Федерального Законодательства №125. Есть две тайны, которые не регулируются отдельными законами: личная (любая информация о человеке, которую тот хочет скрыть от посторонних) и семейная (информация о членах семьи, которую человек желает скрыть от других людей).

          Персональными данными по Закону № 152-ФЗ считается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

          На передачу или распространение данных о ком-либо требуется согласие их субъекта, за исключением случаев, установленных законодательством (согласие не требуется при передаче ПД определенным органам и в определенных случаях).

          К сведению: не требуется согласие работника на передачу персональных данных третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, в ФСС, ПФ РФ, налоговые органы, военные комиссариаты, прокуратуру, правоохранительные органы, ГИТ, суд (Разъяснения Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»).

          Ранее в Законе № 152-ФЗ было такое определение: общедоступные персональные данные – это ПД, доступ неограниченному кругу лиц к которым предоставлен с согласия субъекта ПД или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. То есть эти данные размещались их субъектом или с его согласия в общедоступных источниках. Статья 8 Закона № 152-ФЗ относит к таким источникам справочники, адресные книги. Это также могут быть социальные сети и другие интернет-ресурсы.

          К общедоступным сведениям относились фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии, фото и др. Общедоступные сведения в любое время могли быть исключены из общедоступного источника по требованию субъекта ПД либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

          С 1 марта 2021 года вместо общедоступных данных появилось понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения» – сведения о субъекте, доступ к которым субъект предоставил неограниченному кругу лиц путем дачи согласия на обработку этих ПД, разрешенных им для распространения в порядке, предусмотренном Законом № 152-ФЗ (ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

          При этом под распространением персональных данных в новой редакции понимаются действия, направленные на их раскрытие неопределенному кругу лиц.

          К сведению: в прежней редакции закона распространением назывались действия, направленные на передачу ПД определенному кругу лиц или на ознакомление с ПД неограниченным кругом лиц, в том числе обнародование в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к ПД каким-либо иным способом.

          Таким образом, прежде чем разместить для неограниченного круга лиц (на сайте организации, в печатных изданиях, в рекламе и т. д.) персональные данные работника, нужно получить его согласие.

          В статье 9 Закона № 152-ФЗ уже установлена обязанность работодателей запрашивать у работника согласие на обработку персональных данных. Эта статья содержит и требования к оформлению такого согласия. В частности, оно должно быть конкретным, информированным и сознательным. Работник может дать его в любой позволяющей подтвердить факт получения такого согласия форме (письменно или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью), если иное не предусмотрено федеральным законом.

          Это согласие работодатели уже давно должны были запросить у работников.

          К сведению: отдельное письменное согласие оформляется на обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

          В новой ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ прямо указано, что согласие на обработку персональных данных, разрешенных их субъектом для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта ПД на обработку его данных.

          Таким образом, ранее составленные согласия на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Закона № 152-ФЗ продолжают свое действие, в отношении них никаких изменений нет. А для размещения ПД работников в общем доступе работодатели должны запросить у работников отдельное согласие.

          Обратите внимание: если работник сам раскроет свои личные данные, но не предоставит согласие, доказывать правомерность их распространения придется всем лицам, которые распространили эти сведения. Доказывать это понадобится и в случае, если ПД оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы.

          Основные требования к согласию установлены ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ.

          Составляя согласие, работодатель должен предоставить работнику возможность определить список тех персональных данных, которые он разрешает распространять, по каждой категории (общие, специальные, биометрические).

          В согласии должно быть четко сформулировано, на что конкретно согласен работник. Если он не согласен с распространением или не указал специальные условия обработки для некоторых категорий персональных данных и их перечень – такие сведения можно только обрабатывать, без распространения (передачи, предоставления и иных действий) неограниченному кругу лиц.

          Если из согласия не совсем понятно, что можно делать с ПД, а что нельзя, лучше ничего не публиковать.

          Обратите внимание: молчание или бездействие работника ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

          Получает согласие работодатель в первую очередь непосредственно от работника. А с 1 июля 2021 года его можно будет оформить с использованием инфосистемы Роскомнадзора.

          Работодатель обязан опубликовать информацию об условиях обработки персональных данных и запретах, наложенных субъектом, в течение трех дней после получения согласия. Где ее публиковать – пока непонятно. Придется ждать разъяснений Роскомнадзора.

          Нельзя запретить публиковать персональные данные, если они распространяются в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законами РФ.

          Работник может в любой момент потребовать запретить распространение своих ПД. Это требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта ПД и перечень данных, обработка которых подлежит прекращению. Действие согласия прекращается с момента получения работодателем такого требования.

          Обратиться с запретом на распространение своих ПД субъект может к любому лицу, обрабатывающему его данные, при несоблюдении этим лицом требований ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Можно и обратиться в суд. Распространение данных должно прекратиться:

          • в течение трех рабочих дней с момента обращения;

          • или в срок, указанный в постановлении суда;

          • или в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

          Положения ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ не распространяются на случаи обработки персональных данных органами власти.

          К сведению: уведомлять Роскомнадзор о том, что сотрудники дали согласие распространять информацию о них, не нужно (п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).


          Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *