Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пбу по бухгалтерскому учету 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Досье на проект
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 и пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2019, N 30, ст. 4149), подпунктом 5.2.21(1) пункта 5.2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2020, N 6, ст. 698), программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 — 2021 гг., утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N 83н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2019 г., регистрационный N 55062), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (далее Стандарт).
2. Установить, что Стандарт применяется с 1 января 2022 года. Организация может принять решение о применении настоящего Стандарта до указанного срока.
Министр | А.Г. Силуанов |
Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от N
Все действующие ПБУ в 2020-2021 годах
1. Настоящий федеральный стандарт бухгалтерского учета (далее — Стандарт) устанавливает требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете экономических субъектов, за исключением организаций бюджетной сферы.
2. Для целей настоящего Стандарта:
а) под документами бухгалтерского учета понимаются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета;
б) под документооборотом в бухгалтерском учете понимается движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, помещения в архив).
3. Документы бухгалтерского учета должны соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 6 декабря 2011 года «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон «О бухгалтерском учете») (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344), а также настоящим Стандартом.
4. Документы бухгалтерского учета должны быть составлены на русском языке, за исключением случаев, установленных настоящим Стандартом.
Первичный учетный документ, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык, за исключением случая, установленного настоящим Стандартом.
5. В случае если законодательство или правила страны — места ведения деятельности за пределами Российской Федерации требуют составления документов бухгалтерского учета на языке данной страны, то такие документы составляются на соответствующем иностранном языке. При этом регистр бухгалтерского учета, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык.
6. Величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета записывается в регистрах бухгалтерского учета в рублях независимо от валюты факта хозяйственной жизни и (или) места ведения деятельности экономическим субъектом, за исключением абзаца второго настоящего пункта.
Величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, записывается в регистрах бухгалтерского учета одновременно в такой валюте и в рублях, если иное не установлено федеральными стандартами бухгалтерского учета.
7. При указании реквизитов, предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее — обязательные реквизиты), в первичном учетном документе:
а) в качестве даты составления первичного учетного документа указывается дата его подписания лицом (лицами), совершившим (совершившими) сделку, операцию и ответственным (ответственными) за ее оформление, либо лицом (лицами) ответственным (ответственными) за оформление совершившегося события;
б) в случае отличия даты составления первичного учетного документа от даты совершения факта хозяйственной жизни указывается информация о дате совершения факта хозяйственной жизни;
в) в случае включения обязательных реквизитов в первичный учетный документ на основании другого документа, содержащего информацию о факте хозяйственной жизни (далее — оправдательный документ) указывается информация, позволяющая идентифицировать соответствующий оправдательный документ.
8. При составлении экономическим субъектом первичных учетных документов допускается:
а) оформлять несколько связанных фактов хозяйственной жизни одним первичным учетным документом;
б) оформлять длящиеся факты хозяйственной жизни (например, начисление процентов, амортизация активов, изменение стоимости активов и обязательств), а также повторяющиеся факты хозяйственной жизни (например, поставка товара, продукции партиями в разные даты по одному долгосрочному договору) первичными учетными документами, составляемыми с периодичностью (например, сутки, неделя, месяц, квартал), определяемой экономическим субъектом исходя из существа факта хозяйственной жизни и требования рациональности, предусмотренным Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2008 г., регистрационный N 12522), при условии обязательного их составления на отчетную дату;
в) оформлять ряд сделок, заключенных участником биржевых торгов, по договорам с разными контрагентами одним первичным учетным документом;
г) использовать в качестве первичных учетных документов документы, составленные или полученные в процессе деятельности экономического субъекта, в частности, для оформления его гражданско-правовых отношений с контрагентами, работниками, государственными органами, для управления экономическим субъектом (например, договор, кассовый чек, квитанция об оплате, авансовый отчет, судебный акт, торговый товарный счет) при условии, что указанные документы содержат все установленные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» обязательные реквизиты первичного учетного документа.
9. Система регистров бухгалтерского учета, принятая экономическим субъектом, должна обеспечивать:
а) полноту информации (получение информации, необходимой всем заинтересованным пользователям);
б) отражение объектов бухгалтерского учета в хронологической последовательности (далее — хронологическая запись) и систематическое накапливание информации о них на счетах бухгалтерского учета (далее — систематическая запись);
в) ведение бухгалтерского учета на синтетических счетах (далее — синтетический учет) и аналитических счетах (далее — аналитический учет);
г) системность информации (взаимосвязь хронологической и систематической записей, синтетического и аналитического учета, учетной и отчетной информации);
д) обоснованность учетных записей (соответствие данным первичных учетных документов);
е) достоверность информации (полнота и точность представления объектов бухгалтерского учета);
ж) своевременность информации (формирование информации об объектах бухгалтерского учета в период, когда эта информация необходима ее пользователям);
з) юридическую значимость учетных записей (свойство учетных записей выступать в качестве подтверждения объектов бухгалтерского учета, включая свершившиеся факты хозяйственной жизни).
10. Правильность отражения объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
27. Документооборот в бухгалтерском учете организуется руководителем экономического субъекта.
28. Организация документооборота в бухгалтерском учете должна обеспечивать:
а) своевременное отражение объектов бухгалтерского учета в бухгалтерском учете, в том числе передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета и составление на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) предотвращение несанкционированного доступа к документам бухгалтерского учета.
29. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.
ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
В 2020 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.
Министерством финансов ведется глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2021–2023 годы. Согласно приказу Минфина от 05.06.2019 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.
№ п/п |
Название проекта ПБУ |
Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения |
Разработка новых федеральных стандартов |
||
1.1 |
Запасы |
2021 |
1.2 |
Нематериальные активы |
2021 |
1.3 |
ОС |
2021 |
1.4 |
Незавершенные капвложения |
2021 |
1.5 |
Документы и документооборот |
2021 |
1.6 |
Некоммерческая деятельность |
2021 |
1.7 |
Бухгалтерская отчетность |
2021 |
1.8 |
Доходы |
2022 |
1.9 |
Участие в зависимых организациях и совместная деятельность |
2022 |
1.10 |
Финансовые инструменты |
2022 |
1.11 |
Долговые затраты |
2022 |
1.12 |
Расходы |
2023 |
Порядок отражения в бухучете сведений о различных фактах и результатах хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов регламентируется отдельными источниками права — ПБУ. В 2020 году их действует 24, а 25-й уже утвержден, но еще не вступил в действие. Со временем они будут заменяться новыми бухгалтерскими НПА — федеральными стандартами.
Узнать больше о специфике ПБУ вы можете из статей:
- «Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)»;
- «В чем основные отличия ПБУ от МСФО?».
- Изменения в ФСБУ 5/2019 и его отличия от ПБУ 5/2001
- Кто может не применять стандарт
- Запасы для управленческих нужд
- Что относится к запасам?
- Учет несущественных активов
- Учет скидок при приобретении запасов
- Отсрочка платежа при приобретении запасов
- Приобретение неденежными средствами
- Безвозмездное получение запасов
- Оценка запасов от разбора ОС
- Исключение из себестоимости запасов
- Оценка продукции сельского, лесного, рыбного хозяйства, товаров, торгуемых на биржах
- Оценка товаров в рознице
- ТЗР при приобретении товаров
- Фактическая себестоимость НЗП и ГП
- Резерв под обесценение запасов
- Оценка запасов при выбытии
Документы, регламентирующие бухгалтерский учет в Российской Федерации
1. Настоящий федеральный стандарт бухгалтерского учета (далее — Стандарт) устанавливает требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете экономических субъектов, за исключением организаций бюджетной сферы.
2. Для целей настоящего Стандарта: а) под документами бухгалтерского учета понимаются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета;
б) под документооборотом в бухгалтерском учете понимается движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, помещения в архив).
23. Экономический субъект должен хранить подлинники документов бухгалтерского учета, составленных на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
24. Документы бухгалтерского учета должны храниться в том виде, в котором они были составлены. Перевод документов бухгалтерского учета, составленных на бумажном носителе, в электронный вид с целью последующего хранения не допускается.
25. Экономический субъект должен хранить документы бухгалтерского учета, а также данные, содержащиеся в таких документах, и размещать базы указанных данных на территории Российской Федерации.
В случае если законодательство или правила страны — места ведения деятельности за пределами Российской Федерации требуют хранения документов бухгалтерского учета на территории данной страны, то такое хранение должно быть обеспечено.
26. Доступ к первичным учетным документам, принятым к бухгалтерскому учету, а также к регистрам бухгалтерского учета предоставляется в порядке, установленном экономическим субъектом, с обязательным информированием главного бухгалтера или иного должностного лица экономического субъекта, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета.
27. В случае утраты документов бухгалтерского учета (в частности, гибели, пропажи), а также их порчи, приводящей к невозможности использования, экономический субъект должен принять все возможные меры по их восстановлению.
28. Документооборот в бухгалтерском учете организуется руководителем экономического субъекта.
29. Организация документооборота в бухгалтерском учете должна обеспечивать: а) своевременное отражение объектов бухгалтерского учета в бухгалтерском учете, в том числе передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета и составление на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) предотвращение несанкционированного доступа к документам бухгалтерского учета.
30. Своевременное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие указанные документы.
Организации на УСН должны внести изменения в учетную политику по бухгалтерскому учету 2021 в связи с применением ФСБУ 5/2019 «Запасы». А вот в части расчета и уплаты налога при УСН изменений, влияющих на учетную политику, не было.
Учетная политика 2021: УСН «доходы»
Некоторые организации на УСН с объектом «доходы» считают, что им в принципе не нужна учетная политика. Но это не всегда так. Действительно, доходным упрощенцам нечего прописать в учетной политике для целей налогообложения. Но учетная политика для бухучета на 2021 г. им может понадобиться.
Новый федеральный стандарт бухгалтерской отчетности отменяет действие ПБУ 6/01 по учету основных средств с начала 2022 года. Желающие опробовать новый стандарт могут пользоваться им в своей работе уже сейчас.
Документ имеет отсылки к МСФО (в частности IAS 36 «Обесценение активов», IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»), узаконенных в нашей стране приказом Минфина № 217н от 28/12/15 года, что говорит о сближении стандартов отчетности мировых и отечественных.
Один из важных моментов работы с ФСБУ заключается в необходимости применять его ретроспективно (п. 48), иными словами, как если бы документ с начала приобретения и использования конкретного ОС уже действовал. Сложность здесь в следующем: амортизацию, руководствуясь положениями ФСБУ 6/2020, следует считать по обновленным правилам (о них пойдет речь далее в статье), а значит, балансовую стоимость ОС на начало отчетного года придется пересчитать. С этой целью берется первоначальная стоимость и вычитается сумма амортизации. Очевидно, что первоначальная стоимость должна быть исчислена по старым правилам, а накопленная амортизация — по обновленным нормам (п. 49). Указанным способом можно соблюсти новые правила единовременно, не делая пересчет за предыдущие годы.
Фирмы, ведущие бухгалтерскую отчетность по упрощенному варианту, имеют право применять ФСБУ ограниченно, например, не проверять ОС, насколько те обесценились (п. 3).
На заметку! Бюджетные структуры ФСБУ 6/2020 не применяют (п. 2 Стандарта).
Рассмотрим главные новшества, касающиеся ОС, которые вводит в практику учета ОС документ.
Нормативная база бухгалтерского учета 2021
На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.
В ФСБУ 6/2020 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.
Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.
Хочется заострить внимание еще на некоторых формулировках и новшествах ФСБУ 6/2020:
- В описании термина «основное средство» появилось дополнение. Теперь уточняется, что ОС обязательно имеет материально-вещественную форму. Не совсем ясно, какую цель преследовал при этом законодатель (п. 4 пп. «а») – основное средство по определению не может иметь иную форму.
- ОС могут считаться теперь и объекты, определенные на перспективу к перепродаже, ограничение из ПБУ 6/01 снимается.
- В то же время ФСБУ не работает по отношению к долгосрочным активам к продаже (п. 6 пп. б). Имеется в виду объект ОС, который больше не эксплуатируется в связи с решением руководства о его реализации, есть письменное подтверждение этого, соответствующий приказ или иной документ руководства (ПБУ 16/02 п. 10.1).
- Введено понятие «инвестиционная недвижимость», имеющее отношение к аренде ОС или извлечению дохода от прироста стоимости — учитывается по особым правилам, отдельно (п. 11 абз. 3, п. 7).
- Фирма обязана осуществлять контроль основных средств на предмет их обесценивания (п. 38).
ПБУ — это основной нормативный документ для ведения бухгалтерии коммерческого предприятия. Положения применяются независимо от системы налогообложения и размера бизнеса. В ПБУ прописаны правила и требования, которым должен соответствовать бухучет фирмы. Утверждены положения по бухучету МинФином РФ.
Справочник ПБУ нужен для понимания того, что регламентирует каждое положение и когда его нужно применять. Не факт, что вы применяете все положения. Часть из них вам не понадобится, все зависит от характера и размеров деятельности.
Для справки: в статье рассказываем только о ПБУ, регламентирующих бухучет у коммерческих организаций и ИП. Учет у некоммерческих и кредитных учреждений ведется иначе и на основании других нормативов.
В справочнике ПБУ называются ситуативными, так как используются гораздо реже предыдущих. Эти стандарты регламентируют конкретные бухгалтерские операции. К таким положениям относятся:
- «Учет договоров строительного подряда»;
- «Информация о связанных сторонах»;
- «Учет государственной помощи»;
- «Информация по прекращаемой деятельности»;
- «Учет расходов на НИОКР»;
- «Учет финансовых вложений»;
- «Информация об участии в совместной деятельности»;
- «Изменение оценочных значений»;
- «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;
- «Отчет о движении денежных средств».
Для ведения бухучета без ошибок, воспользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия. Нормативная база сервиса полностью соответствует ФЗ «О бухучете» и ПБУ. Бесплатный 30-дневный период предоставляется всем новичкам.
Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» (далее – Стандарт). Он заменит Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01) «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н).
Стандарт распространяется на все организации (за исключением организаций бюджетной сферы).
Стандарт могут не применять микропредприятия, которые имеют право вести упрощенный бухгалтерский учет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Организации могут принять решение не применять Стандарт в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд.
Учет запасов, установленный Стандартом, отличается от учета материально-производственных запасов, который предусмотрен ПБУ 5/01. Так, например, ПБУ 5/01 не применяется в отношении активов, признаваемых незавершенным производством.
В соответствии со Стандартом к запасам относятся:
- сырье, материалы, топливо, запчасти, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты;
- инструменты, инвентарь, спецодежда, спецоснастка, тара и т. д. (за исключением случаев, когда эти объекты признаются основными средствами);
- готовая продукция;
- товары, предназначенные для продажи/;
- незавершенное производство;
- объекты недвижимого имущества, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации;
- объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации.
Стандартом изменен порядок оценки запасов (стоимости), по которой они подлежат отражению в бухгалтерском учете. Согласно ПБУ 5/01 оценка МПЗ осуществлялась один раз – при принятии МПЗ к учету.
В соответствии со Стандартом запасы должны оцениваться при принятии к учету (оценка при признании), а также на отчетную дату (оценка после признания).
Как и прежде, запасы, поступившие в организацию, должны приниматься к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (оценка при признании). Вместе с тем Стандартом предусмотрен новый порядок формирования фактической себестоимости различных видов запасов. Так, например, фактической себестоимостью запасов, полученных организацией безвозмездно, признается справедливая стоимость этих запасов. При этом справедливая стоимость должна определяться в соответствии с МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости». Напомним, что по ПБУ 5/01 фактической себестоимостью МПЗ, полученных безвозмездно, признавалась их текущая рыночная стоимость на дату принятия к учету.
По Стандарту оценка запасов после принятия к учету (на отчетную дату) должна производиться по наименьшей из величин:
- фактическая себестоимость запасов;
- чистая стоимость продажи запасов (чистая стоимость определяется по правилам, приведенным в Стандарте).
Если в результате произведенной оценки фактическая себестоимость запасов превысит чистую стоимость продажи запасов, организация должна будет создать резерв под обесценение запасов.
Порядок определения себестоимости запасов при отпуске их в производство и ином выбытии не изменился. Как и прежде, она рассчитывается одним из следующих способов:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени поступления единиц (способ ФИФО).
Стандарт вступает в силу с 6 апреля 2020 года и применяется с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Вместе с тем организация вправе принять решение о применении Стандарта ранее указанного срока.
ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.
ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
В 2020 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.
Правила бухучета, применяемые в РФ в 2020 году, представлены следующим перечнем:
- ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
- ПБУ 4/99— устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
- ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
- ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;
[1]
О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.
- ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
- ПБУ 5/01— регламентирует отражение МПЗ в бухучете;
- ПБУ 6/01— устанавливает правила отражения основных средств в бухучете;
- ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
- ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете;
- ПБУ 18/02— устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;
Что изменилось в ПБУ 18/02 с 2020 года и как применять его обновленную редакцию, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите в Готовое решение.
ФСБУ 25/2018 «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, начнет применяться с отчетности за 2022 год. Почитать о нем можно здесь.
Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.
Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2019 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2019 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.
В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.
Таблица действующих в 2019 году ПБУ
Номер ПБУ | Наименование ПБУ | Приказ Минфина | Последнее изменение |
без номера | Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации | № 34н от 29.07.1998 | № 74н от 11.104.2018 |
Все ПБУ, действующие в 2018 году:
ПБУ 3/2006
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
(статьи, новости и разьяснения)
ПБУ 17/02
«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
(статьи, новости и разьяснения)
Последние редакции всех действующих ПБУ можно найти в «Справочнике бухгалтера» на «Клерке»
Все ПБУ по бухучету на 2020 — 2021 годы — перечень
ПБУ — это стандарты бухгалтерского учета, регламентирующие порядок бухгалтерского учета разных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Утверждаются ПБУ приказами Минфина России.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) являются обязательными документами. Следовать им должны все компании, которые ведут бухгалтерский учет.
Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Таким образом в целях ведения бухгалтерского учета в 2017 году нужно принимать во внимание положения действующий в этот период ПБУ. ПБУ – это нормативная база, которая регулирует порядок ведения бухучета.
N 160-ФЗ следующие положения по бухгалтерскому учету считаются федеральными стандартами бухгалтерского учета:
ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”,
ПБУ 2/2008 “Учет договоров строительного подряда”,
ПБУ 3/2006 “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте”,
ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации”,
ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов”,
ПБУ 6/01 “Учет основных средств”,
ПБУ 7/98 “События после отчетной даты”,
ПБУ 8/2010 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы”,
ПБУ 9/99 “Доходы организации”,
ПБУ 10/99 “Расходы организации”,
ПБУ 11/2008 “Информация о связанных сторонах”,
ПБУ 12/2010 “Информация по сегментам”,
ПБУ 13/2000 “Учет государственной помощи”,
ПБУ 14/2007 “Учет нематериальных активов”,
ПБУ 15/2008 “Учет расходов по займам и кредитам”,
ПБУ 16/02 “Информация по прекращаемой деятельности”,
ПБУ 17/02 “Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы”,
ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций”,
ПБУ 19/02 “Учет финансовых вложений”,
ПБУ 20/03 “Информация об участии в совместной деятельности”,
ПБУ 21/2008 “Изменение оценочных значений”,
ПБУ 22/2010 “Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности”,
ПБУ 23/2011 “Отчет о движении денежных средств”,
ПБУ 24/2011 “Учет затрат на освоение природных ресурсов”.
ПБУ 6/01 (далее – ПБУ) установлено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н. Соблюдать правила ПБУ 6/01 «Учет основных средств» обязаны организации любых форм и сфер деятельности, кроме кредитных и бюджетных учреждений (п. 1 ПБУ). ИП вправе осуществить выбор: применять ПБУ «Основные средства» или не применять.
Более детальное изучение правил данного ПБУ и нюансов их применения будет понятнее при рассмотрении их на определенном примере.
Новые правила учета запасов с 2021 года. Применение ФСБУ 5/2019
После 2 лет использования аквариума и террариума ООО «Зоо-ленд» провело замену вышедшей из строя подсветки в аквариуме на сумму 2 620 руб. (включая НДС) и поставило в террариум более совершенные системы вентиляции и нагрева на сумму 46 730 руб. (включая НДС).
По аквариуму ремонтные затраты за исключением НДС списаны на расходы организации. По террариуму затраты на модернизацию включены в состав его первоначальной стоимости (п. 14 и п. 27 ПБУ). СПИ по террариуму пересмотрен в сторону увеличения на 3 года (п. 20 ПБУ).
В рассматриваемом ПБУ отсутствуют пояснения по определению ежемесячной амортизации ОС после его модернизации. Перерасчет амортизации осуществляется на основании примера, приведенного в п. 60 Методических рекомендаций по бухучету ОС, утвержденным приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н.
Пересчет амортизации модернизированного оборудования в ООО «Зоо-ленд»:
Показатель | Аквариум | Террариум |
Классификация произведенных работ | Ремонт | Модернизация |
Первоначальная стоимость после работ | 48 992 руб.(без изменений) | 264 237 руб.= 224 635 + 46 730 :118 * 100 |
СПИ после работ | 132 мес.(без изменений) | 156 мес.= 144 (исходный) + 36 (добавленный) – 24 (использованный) |
Ежемесячная амортизация после работ | 371 руб.(без изменений) | 1 454 руб.= (264 237 – 1 560*24 мес.) : 156 мес. |
Важно! Увеличение срока в НУ в результате модернизации ОС допустимо в пределах диапазона, установленного Классификацией ОС для определенной амортизационной группы (абзац 2 п. 1 ст. 258 НК РФ).
Подробнее об учете модернизации ОС читайте в статье «Модернизация основных средств – бухгалтерский и налоговый учет».
После 7 лет использования аквариум и террариум морально устарели. ООО «Зоо-ленд» перепродало их местному мини-зоопарку.
Показатель | Аквариум | Террариум |
Стоимость продажи | 25 000 руб. | 170 000 руб. |
Отражение доходов в БУ | Прочие доходы текущего периода (п. 31 ПБУ) | |
Остаточная стоимость | 17 828 руб.= 48 992 – 371*84 мес. | 139 557 руб.= 264 237 – (1 560*24 мес. + 1 454*60 мес.) |
Списание остаточной стоимости в БУ | Прочие расходы текущего периода (п. 31 ПБУ) |
В составе прочих отражаются доходы и расходы, произведенные не только при продаже ОС, но и при остальных способах выбытия ОС: ликвидации, безвозмездной передаче, внесении в уставной капитал иной организации и др. (п. 29 ПБУ).
Учёт при приобретении основных средств состоит из нескольких последовательных этапов:
Оформление приёма объектов | Которые признаются объектами основных средств. Как правило, формируется специальный акт приёма |
Составление инвентарной карточки | Которая присваивает номер, а также включает основную информацию о нём |
Информация вносится в соответствующие счета | Для последующего контроля финансовых средств |
Если данные шаги не будут выполнены, полноценный бухгалтерский учёт на предприятии не представляется возможным, так как не будет учтена стоимость, за которую основные средства были приобретены, а также в последующем будет невозможен контроль за амортизацией.
Приятие объекта к учёту также имеет важное значение, так как позволяет в последствии контролировать объект, учитывать расходы на него, а также учитывать амортизацию его стоимости, которая будет производиться регулярно.
Принятие производится при составлении соответствующего акта, который будет содержать первичную информацию об объекте.
Далее нужно будет составить инвентарную карточку, которая будет содержать уже более подробные сведения, а именно – характеристику и главные особенности. Бланк инвентарной карточки можно скачать здесь.
ПБУ 4/99 (далее — ПБУ) было введено для обязательного применения приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н. Это ПБУ представляет собой методическую основу и свод правил для формирования отчетности юрлиц. Его действие распространяется на все организации, за исключением кредитных и государственных (муниципальных) учреждений (п. 1 ПБУ), которые руководствуются в вопросах отчетности особыми методическими документами, также утверждаемыми Минфином РФ. К примеру, автономные муниципальные учреждения действуют согласно приказу Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.
В ПБУ 4/99 бухгалтер сможет найти ответы на вопросы (п. 3 ПБУ):
- об используемых формах отчетов;
- о порядке их составления;
- об упрощенном варианте бухотчетности;
- об особенностях формирования сводной, ликвидационной и реорганизационной отчетности;
- о публикации отчетных документов в СМИ.
О том, кто может формировать бухотчетность по упрощенной форме, читайте в этой статье.
4. Для целей настоящего Положения указанные ниже понятия означают следующее:
-
бухгалтерская отчетность
– единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам; -
отчетный период
– период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность; -
отчетная дата
– дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность; -
пользователь
– юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
Министерством финансов ведется глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2021–2023 годы. Согласно приказу Минфина от 05.06.2019 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.
№ п/п | Название проекта ПБУ | Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения |
Разработка новых федеральных стандартов | ||
1.1 | Запасы | 2021 |
1.2 | Нематериальные активы | 2021 |
1.3 | ОС | 2021 |
1.4 | Незавершенные капвложения | 2021 |
1.5 | Документы и документооборот | 2021 |
1.6 | Некоммерческая деятельность | 2021 |
1.7 | Бухгалтерская отчетность | 2021 |
1.8 | Доходы | 2022 |
1.9 | Участие в зависимых организациях и совместная деятельность | 2022 |
1.10 | Финансовые инструменты | 2022 |
1.11 | Долговые затраты | 2022 |
1.12 | Расходы | 2023 |
18. Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.
19. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
20. Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):
Раздел | Группа статей | Статья |
1 | 2 | 3 |
Актив | ||
Внеоборотные активы | Нематериальные активы | Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности Патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы Организационные расходы Деловая репутация организации |
Основные средства | Земельные участки и объекты природопользования Здания, машины, оборудование и другие основные средства Незавершенное строительство | |
Доходные вложения в материальные ценности | Имущество для передачи в лизинг Имущество предоставляемое по договору проката | |
Финансовые вложения | Инвестиции в дочерние общества Инвестиции в зависимые общества Инвестиции в другие организации Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев Прочие финансовые вложения | |
Оборотные активы | Запасы | Сырье, материалы и другие аналогичные ценности Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные Расходы будущих периодов |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | ||
Дебиторская задолженность | Покупатели и заказчики Векселя к получению Задолженность дочерних и зависимых обществ Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал Авансы выданные Прочие дебиторы | |
Финансовые вложения | Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев Собственные акции, выкупленные у акционеров Прочие финансовые вложения | |
Денежные средства | Расчетные счета Валютные счета Прочие денежные средства | |
Пассив | ||
Капитал и резервы | Уставный капитал Добавочный капитал | |
Резервный капитал | Резервы, образованные в соответствии с законодательством Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток – вычитается) | ||
Долгосрочныеобязательства | Заемные средства | Кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты |
Прочие обязательства | ||
Краткосрочные обязательства | Заемные средства | Кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты |
Кредиторская задолженность | Поставщики и подрядчики Векселя к уплате Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами Задолженность перед персоналом организации Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов Авансы полученные Прочие кредиторы | |
Доходы будущих периодов | ||
Резервы предстоящих расходов и платежей |
Незавершенные капитальные вложения
41. К незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).
42. Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам, понесенным организацией.
Финансовые вложения
43. К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
44. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Организации, действующие в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, могут производить переоценку вложений в ценные бумаги, приобретаемые с целью получения дохода от их реализации, по мере изменения котировки на фондовой бирже.
Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат их приобретения по договору с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по статье дебиторов.
45. Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости.
Основные средства
46. К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
Разъяснения по обязательному применению ФСБУ 5/2019 «Запасы» с 2021 года
24. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые не целесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
25. В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения. Существенные отступления должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности с указанием причин, вызвавших эти отступления, а также результата, который данные отступления оказали на понимание состояния финансового положения организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. Организацией должно быть обеспечено подтверждение оценки в денежном выражении последствий отступлений от действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности.
26. Порядок раскрытия учетной политики организации установлен Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика организаций” ПБУ 1/98 (приказ Минфина России от 9 декабря 1998 года, зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 1998 года, регистрационный номер 1673).
27. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать следующие дополнительные данные:
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов;
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств;
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств;
- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;
- о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;
- об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;
- о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;
- о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;
- о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;
- об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);
- о составе затрат на производство (издержках обращения);
- о составе внереализационных доходов и расходов;
- о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;
- о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;
- о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;
- о прекращенных операциях;
- об аффилированных лицах;
- о государственной помощи;
- о прибыли, приходящейся на одну акцию.
28. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки. Статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие.
29. В бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств в организации. Отчет о движении денежных средств должен характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Отчет о движении денежных средств должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):
Остаток денежных средств на начало отчетного периода Поступило денежных средств – всего в том числе:
- от продажи продукции, товаров, работ и услуг
- от продажи основных средств и иного имущества
- авансы, полученные от покупателей (заказчиков)
- бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование
- кредиты и займы, полученные дивиденды, проценты по финансовым вложениям
- прочие поступления
Направлено денежных средств – всего в том числе:
- на оплату товаров, работ, услуг
- на оплату труда
- на отчисления в государственные внебюджетные фонды
- на выдачу авансов
- на финансовые вложения
- на выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам
- на расчеты с бюджетом
- на оплату процентов по полученным кредитам, займам
- прочие выплаты, перечисления
ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте .
Еще один важный принцип МСФО — временная стоимость денег. Долгосрочные активы и обязательства по МСФО дисконтируются для отражения эффекта временной стоимости денег. Это правило касается таких статей, как долгосрочная дебиторская и кредиторская задолженность, а также некоторых видов долгосрочных финансовых инструментов и оценочных обязательств. По РСБУ дисконтирование тоже есть, но оно применяется только для долгосрочных оценочных обязательств. Эта разница в учетных подходах затрудняет сравнение отчетностей по РСБУ и МСФО. Необходимость дисконтирования усложняет учет по международным стандартам, но помогает сделать отчетность более прозрачной. Почему так происходит?
Международные стандарты финансовой отчетности предлагают комплексный подход к обесценению активов. По МСФО на обесценение регулярно тестируются практически все виды активов. Исключение составляют активы, учитываемые по справедливой стоимости. Логика здесь следующая: если актив учтен по справедливой стоимости, то эффект от переоценки актива за период уже включает в себя эффект обесценения.
С 1 января 2020 года вступают в силу следующие нормативные акты Банка России по бухгалтерскому учету в кредитных организациях:
- положение ЦБ от 12.11.2018 № 659-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета договоров аренды кредитными организациями»;
- указание ЦБ от 12.11.2018 № 4965-У с изменениями в План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения;
- указание ЦБ от 09.07.2018 № 4858-У с изменениями в порядок определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций.
В своём информационном письме от 27.08.2019 № ИН-012-17/68 Банка России детально раскрыл для банков все нововведения и порядок их применения с 2020 года.
ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п.
3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета.
В 2020 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.
Правила бухучета, применяемые в РФ в 2020 году, представлены следующим перечнем:
- ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
- ПБУ 4/99— устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
- ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
- ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;
О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.
- ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
- ПБУ 5/01— регламентирует отражение МПЗ в бухучете;
- ПБУ 6/01— устанавливает правила отражения основных средств в бухучете;
- ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
- ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете;
- ПБУ 18/02— устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;
Что изменилось в ПБУ 18/02 с 2020 года и как применять его обновленную редакцию, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите в Готовое решение.
- ПБУ 19/02— регламентирует правила отражения финансовых вложений в бухучете;
- ПБУ 20/03 — устанавливает правила отражения в бухучете сведений об участии хозсубъекта в совместной деятельности;
- ПБУ 3/2006— регламентирует отражение в бухучете сведений об активах и пассивах фирмы в иностранной валюте;
- ПБУ 14/2007 — устанавливает правила отражения сведений о НМА в бухучете;
- ПБУ 1/2008— определяет, каким образом предприятию следует формировать и раскрывать учетную политику;
- ПБУ 2/2008 — устанавливает правила раскрытия в бухучете сведений о деятельности строительных фирм-подрядчиков (или субподрядчиков);
- ПБУ 11/2008 — устанавливает, как раскрывать в отчетности сведения о связанных сторонах;
- ПБУ 15/2008 — устанавливает, как отражать в бухучете сведения о расходах по кредитам и займам;
- ПБУ 21/2008 — устанавливает то, как раскрывать в отчетности сведения об изменении оценочных значений;
- ПБУ 8/2010 — регламентирует, как должны отражаться оценочные и условные обязательства, а также условные активы в бухучете;
- ПБУ 12/2010 — устанавливает порядок отражения в бухотчетности организаций сведений по сегментам;
- ПБУ 22/2010 — регламентирует порядок корректировки ошибок и отражения сведений о них в бухучете;
- ПБУ 23/2011 — регламентирует, как должен составляться отчет о движении денежных средств;
- ПБУ 24/2011 — устанавливает порядок отражения в бухучете сведений о расходах на освоение природных ресурсов.
ФСБУ 25/2018 «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, начнет применяться с отчетности за 2022 год. Почитать о нем можно здесь.
ФСБУ 5/2019 предусмотрены следующие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета запасов для организаций, которые вправе применять такие способы:
- определение себестоимости приобретенных запасов в размере сумм, уплаченных и/или подлежащих уплате (безо всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, равно как без дисконтирования в случае отсрочки/рассрочки платежа на период от 12 месяцев);
- признание фактической себестоимостью запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, балансовой стоимости передаваемых активов, фактических затрат, понесенных на выполнение работ/оказание услуг;
- оценка запасов на отчетную дату по фактической себестоимости;
- признание затрат на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, расходами периода, в котором были понесены.
Кроме того, микропредприятия могут не применять ФСБУ 5/2019. Затраты, которые в соответствии с этим стандартом должны были бы включать в стоимость запасов, они могут признавать расходами периода, в котором были понесены.
Значительные различия нового порядка учета от существующего состоят в следующем:
- В состав запасов добавлены объекты незавершенного производства и недвижимость для продажи. Производить оценку запасов следует два раза: при признании и после него.
- Претерпит перемены и список расходов, которые необходимо включать в стоимость запасов, что повлечет за собой изменение системы калькулирования производственной себестоимости.
- Помимо этого, необходимо будет иметь долгосрочный прогноз последствий приобретения (формирования) запасов. В их себестоимость потребуется включать значение оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды.
- Необходимо использовать справедливую стоимость согласно МСФО, в частности, при оплате запасов неденежными средствами.
Для того чтобы приступить к грамотному использованию нововведений, необходимо ознакомиться с ними предварительно.