Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контракты с единственным поставщиком 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
У данной процедуры имеются несомненные плюсы для обеих сторон:
- короткие сроки проведения закупки
- Заказчик обращается к поставщику, который может гарантированно выполнить контракт
- Приостановить действие и подписание контракта практически невозможно
- Процедура проста и удобна
- Чтобы заключить контракт с единственным поставщиком последнему не нужно задействовать большое количество людских ресурсов.
Как стать единственным поставщиком 2021 г.
Поскольку мы рассматриваем этот тип закупок со стороны поставщиков, то не будем останавливаться на всех действиях, которые обязан сделать заказчик, а остановимся на общем алгоритме.
- Заказчик выбирает компанию, с которой заключает контракт и согласовывает условия закупки и текст договора (контракта).
- Извещение размещается покупателем в системе (единая информационная система) и ещё остается пять дней до подписания контракта.
- Чтобы известить о закупке контрольный орган у покупателя есть в запасе один рабочий день после подписания контракта, и следует не забыть предоставить его копию с обоснованием необходимости закупки и цены.
Все неконкурентные способы закупок находятся под внимательным наблюдением надзорных и контролирующих органов, и это нужно учитывать при составлении документов.Алгоритма, по которому оценивается насколько правомерно заключение контракта с единственным поставщиком нет. Здесь все зависит от сотрудников контрольного органа и от аргументации необходимости закупки. Поскольку внимание к таким способам закупок повышенное, то корректное обоснование цен и необходимости закупки у единственного поставщика сильно упростит жизнь не только заказчику, но и поставщику.
Так как же попасть на закупку у единственного поставщика? Отметим основное: заказчик обращается к поставщикам, с кем он взаимодействует. Или к компании, у которой нет конкурентов в силу уникальности предлагаемого товара или оказываемой услуги. Поэтому, если вы с заказчиком не общаетесь, контракт с единственным поставщиком будет отдан вашему конкуренту. Если заказчика не устраивает по каким-то причинам то, как вы выполняете обязательства по другим контрактам, закупку отдадут вашему конкуренту. Наличие у вас на складе дефектурной позиции сильно повышает ваши шансы, поскольку этот товар купить можно будет только у вас.
Для заключения контракта с единственным поставщиком заказчику необходимо обосновать целесообразность этой закупки, а так же привести обоснованность цены и способ её расчета. Как правило, с обоснованием цены помогает тот поставщик, к которому обратились. Он выставляет Коммерческое предложение. Возможно, что заказчик с запросом обратится не к одному поставщику, и выберет предложение с более низкой ценой.
Малые закупки по п.4 и п. 5 ст. 93 44-ФЗ— один из частных случаев закупки у единственного поставщика. Когда закон только принимали, заказчикам разрешали закупать без конкурса на сумму всего до 100 тыс. руб. Постепенно лимит подняли до 600 тыс. руб. С апреля 2021 года лимит малой закупки — 3 млн, но только если закупка проходит на электронной торговой площадке. Так появился термин «малая электронная закупка».
Малые закупки в электронной форме еще называют «закупкой с полки», так как заказчик выбирает, что ему нужно, из готовых предложений как в обычном магазине.
Технически малая электронная закупка перестает быть закупкой у единственного поставщика, так как в ней могут принять участие несколько поставщиков. При этом все стороны получают определенные преимущества:
- Заказчики могут купить любые товары на бОльшую сумму, при этом такая закупка проходит быстро — от публикации извещения до подписания контракта пройдет около пяти рабочих дней.
- Поставщики получают возможность продать свои товары без классических аукционов и конкурсов.
- Проверяющие органы легко отслеживают весь процесс: от начальной цены до подписанного контракта.
Как участвовать в малых электронных закупках с 1 апреля 2021
В соответствии с ч.4 ст.105 Закона № 44 действия (бездействия) заказчика, комиссии, оператора ЭП при проведении закупки товаров у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ (в отличие от контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 ч.1 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ) могут быть обжалованы.
Процедура обжалования в данном случае ничем не отличается от процедур обжалования других электронных процедур, предусмотренных Законом №44-ФЗ.
Срок обжалования — в любое время определения поставщика, но не позднее чем через 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении заявок или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.
Механизм осуществления закупки товаров у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ больше схож с механизмом проведения запроса котировок и электронным аукционом, чем с привычным механизмом заключения контракта с единственным поставщиком, при этом главными преимуществами нового механизма являются:
- скорость проведения закупки при стоимости до 3 млн.р. (всего за 4 р.д. с момента размещения извещения Заказчик может заключить контракт);
- высокая экономия денежных средств Заказчика (оператор ЭП формирует 5 заявок с наименьшей ценой);
- стоимостной лимит до 3 млн. рублей, даже не смотря на имеющиеся ограничения по годовому объему закупок (табл.1), данный механизм будет актуален как для крупных Заказчиков с большим объемом СГОЗ (например, СГОЗ – 1 млрд.р., соответственно используя данный механизм Заказчики по п.4. ч.1 ст.93 Закона № 44 – ФЗ могут закупить товаров на сумму до 50 млн. р., т.е. заключить 17 контрактов до 3 млн.р., вместо 84 контрактов до 600 тыс. р.), так и для более мелких Заказчиков, которые разово могут закупить необходимые товары, не плодя при этом большое количество контрактов);
- прозрачность процедуры выбора победителя.
Есть, и недостаток у данной процедуры – привязка к КТРУ:
- описание товара должно строго соответствовать КТРУ, описание дополнительных требований заказчика к товару не предусмотрено (в отличие от обычной конкурентной закупки, в которой описание объекта закупки из КТРУ при необходимости можно дополнить необходимыми заказчику характеристиками),
- если товара нет в КТРУ, провести ЗМО до трех миллионов используя рассмотренный механизм не представляется возможным.
Тем не менее, мы уверены, что в большинстве случаев, Заказчики смогут применить и по достоинству оценить новый механизм проведения закупок товаров у единственного поставщика, в связи с чем ждем скорейшего вступления в силу ч.12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ — с «01» октября 2020 г. (изначально планировалось вступление уже с «01» июля 2020 г.).
Главный менеджер
ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»
Кособокова Екатерина
- ФАС
- Арбитраж
- Недвижимость
- Юридические услуги
Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.
Особенности закупки у единственного поставщика с 1 апреля 2021 года
Есть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан. Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры). В итоге конкурс или аукцион не состоялся.
Проводя закупку у определенного поставщика, заказчик должен учитывать установленные законом лимиты совокупного годового дохода. Если в итоге они будут превышены, то нужно проводить конкурентную процедуру.
Закупка у единственного поставщика при значительной сумме контракта имеет такие минусы:
- раз нет конкуренции, не получится снизить цену или получить иные наилучшие условия контракта;
- сделки с единственным поставщиком часто становятся объектом внимания со стороны ФАС, поскольку при их заключении иногда имеют место нарушения закона и трата бюджетных средств. Поэтому при выборе такого способа важно позаботиться о соответствующем обосновании, если оно требуется.
Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.
Заказчику выделены средства в самом конце года. Ситуация простая: деньги на закупку есть, а проводить процедуру времени нет. Можно ли здесь применить пункт 6 части 1 статьи 93 закон о госзакупках? Является ли отсутствие времени обстоятельством непреодолимой силы?
Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.
Произошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?
Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.
Авария случилась, ее последствия уже наступили. Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?
Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.
Закупки у единственного поставщика: популярные основания
Напомним, что до указанной даты вопрос заключения контракта по результатам несостоявшейся процедуры регулировался пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Основанием для признания конкурентной закупки несостоявшейся служило следующее:
— на участие в конкурентной закупке подана только одна заявка;
— только один из участников закупки, подавших заявки на участие в ней, признан его участником;
— ни один из участников электронного аукциона не подал предложение о цене контракта в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона;
— комиссией заказчика принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нём;
— только одна заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений либо указанным в извещении о проведении запроса котировок.
В этих случаях контракт должен быть заключён с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна была превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.
Прежде всего, в пункт 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе были внесены изменения, согласно которым заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании, если не состоится:
— закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;
— открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
— электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
— электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, а также если не было подано ни одного ценового предложения;
— запрос предложений (в том числе в электронной форме), если была подана или осталась только одна заявка, а также если не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены.
Однако согласовывать придётся не каждую несостоявшуюся закупку, а только ту, цена контракта которой превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 «Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Такое согласие потребуется, если начальная (максимальная) цена контракта, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961, превысит предельные размеры. Эти размеры устанавливаются не только в зависимости от способа закупки, но и от уровня заказчика.
Например, согласование нужно при заключении контракта для федеральных нужд, если начальная (максимальная) цена контракта превысит 500 млн рублей (за исключением закупки, осуществляемой путём проведения запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случае их признания несостоявшимися в соответствии с частью 19 статьи 83 или частью 27 статьи 83.1 Закона о контрактной системе соответственно или путём проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При закупке для нужд субъекта Российской Федерации либо для муниципальных нужд такой размер уже составит 250 млн рублей. Исключения, предусмотренные при согласовании заключения контракта для федеральных нужд, применимы и в этом случае.
И всего при сумме в 1 000 рублей потребуется получать согласование, при запросе предложений или запросе предложений в электронной форме (в случае их признания несостоявшимися согласно ч. 19 ст. 83 или ч. 27 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ), а также при закрытых способах определения поставщика.
Вовсе не потребуется согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком, если не состоялся запрос котировок, в том числе в электронной форме (п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Чтобы получить такое согласие, потребуется направить соответствующее обращение в контрольный орган. Сделать это необходимо не позже чем через пять рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся или с даты подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС в соответствии с Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Вступившим в силу Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 утверждена форма такого обращения, а также перечень информации и документов, прилагаемых к нему.
Допускается направление такого обращения как на бумажном носителе, так и в электронной форме, сведения в которых должны быть идентичными.
Вы сможете направить такое обращение исключительно с использованием ЕИС в случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, запроса предложений в электронной форме.
ФАС России наделён полномочиями при рассмотрении обращений, при проведении закупок для федеральных нужд и закупок, проводимых закрытыми способами;
контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ ‒ при закупках для региональных в г. Москве таким органом является Главное контрольое управление г. Москвы (Постановление Правительства Москвы от 01.06.2012 № 252-ПП)
муниципальный контрольный орган в сфере закупок либо контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ при наличии соглашения о передаче контрольных полномочий ‒ при закупках для муниципальных (например, отдел внутреннего контроля администрации городского округа Ивантеевка (Постановление администрации городского округа Ивантеевка МО от 23.08.2019 № 643).
Прежде всего обращаем внимание, что получение контрольным органом обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком послужит основанием не только на рассмотрение обращения, но и на проведение внеплановой проверки.
По результатам проведённых действий контрольный орган примет решение либо о согласовании заключения контракта, либо об отказе.
При положительном решении заказчик получит такое решение на бумажном носителе, а после 01.07.202 – с использованием ЕИС. При отрицательном решении в адрес заказчика будет направлено соответствующее предписание.
Если заказчик получит отказ, ему надлежит при необходимости внести изменения в план-график и провести новую закупку.
Когда и как закупку у единственного поставщика нужно согласовывать с ФАС
Заказчик обязан определить срок подписания проекта контракта исключительно со дня, следующего за днём получения согласования.
Если вместе с согласованием заказчику было выдано предписание по результатам проведённой внеплановой проверки, не допускается заключение контракта до исполнения выданного предписания.
Если по требованиям предписания необходимо внести изменения в проект контракта, то после такого изменения заказчику надлежит направить его участнику закупки в порядке, предусмотренном для соответствующего способа закупки.
Контракт заключается не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся (подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС) и не позднее чем через 20 дней с даты получения решения о согласовании.
Итак, новая процедура согласования стала более сложной, чем раньше, однако она позволит строже подходить к вопросу о заключении контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки.
Напомним ещё раз, пройти процедуру согласования потребуется не после каждой состоявшейся закупки, а только если начальная (максимальная) цена контракта, установленная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961, превысит предельные размеры.
НО БУДУТ ЗНАНИЯ!
Вот такие первоапрельские сюрпризы подготовили нам с Вами, уважаемые участники рынка госзакупок, наши законодатели. Напоминаем, что очередные изменения в закон «О контрактной системе» вступают в силу с 1 июля и 1 октября этого года. Ну и, конечно, ждем с нетерпением второй оптимизационный пакет поправок, который уже прошел первое чтение в Госдуме.
Видимо так и придется потратить всю жизнь на изучение закона 44-ФЗ.
В следующей статье мы расскажем о том, какие изменения произойдут с 1 апреля в закупках госкомпаний (закон 223-ФЗ). Следите за новостями на нашем сайте.
- 21.09.2016 — Федеральный Закон № 44 работает
- 26.09.2016 — Еще один банк из ТОП -100 лишился лицензии
- 07.10.2016 — Коррупция в госзакупках оценивается в 1,5 – 2 млрд. рублей
- 11.10.2016 — Госконтракт признается ничтожным, если между его сторонами есть конфликт интересов
При несостоявшемся электронном аукционе госзаказчик:
- заключает договор с единственным поставщиком, если он определен;
- проводит торги заново, если победителя нет.
Новую процедуру проводят в формате запроса предложений или другим способом на усмотрение заказчика.
Заказчик продлевает срок приема заявок на четыре дня при отсутствии предложений или отклонении всех участников. Если предложения все равно не поступят, то проводят повторный запрос котировок.
Если определен единственный участник, то с ним заключат договор.
Если предложений не поступило или всех участников отклонили, то заказчик вносит изменения в план-график и проводит процедуру заново или по согласованию с ФАС проводит закупку у единственного поставщика.
Если подана только одна заявка или допущен только один поставщик, с ним могут заключить контракт как с единственным поставщиком.
В ст. 3 ФЗ №223 указано, что Положением предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких процедур с учетом норм ФЗ №223.
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют следующим требованиям:
1. Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 ФЗ №223, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2. Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3. Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 ст.3 ФЗ №223.
Единственный поставщик (исполнитель, подрядчик) — это контрагент, с которым организатор закупки заключает договор без осуществления конкурентных процедур (указанных в Положении) и приема заявок участников.
В ФЗ №223 нет подробного описания и алгоритма проведения неконкурентной закупки у ЕП. Законодатель наделил заказчиков правом прописать свои собственные правила приобретения необходимой продукции напрямую у контрагента, указав такую возможность в ФЗ №223, а именно: порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке[2].
Анализируя Положения заказчиков, размещенные в ЕИС, нельзя найти абсолютно одинаковые перечни случаев, когда организаторы процедур вправе прибегнуть к закупке ТРУ у единственного контрагента. Исходя из собственных потребностей и особенностей хозяйственной деятельности предприятия, заказчики формируют такой список возможных закупок без осуществления конкурентных процедур.
К примеру, закупка у ЕП может проводиться в следующих случаях[3]:
- закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 600 000 рублей с НДС включительно (или иную сумму, предусмотренную Положением заказчика и региональными нормативно-правовыми актами);
Устанавливая ценовой порог прямых закупок у единственного контрагента, заказчик должен следовать принципам ФЗ №223. Учитывая, что цели и принципы ФЗ №223 и ФЗ №44 во многом похожи, при разработке Положения заказчикам рекомендуется при определении случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) руководствоваться ст. 93 Закона о контрактной системе. Данная правовая позиция о допустимости установления ценового предела закупки у единственного поставщика на основании предела закупки у единственного контрагента, установленного ФЗ №44, подтверждается судебной практикой (см. Решение Красноярского УФАС по делу № 94-17-19 (024/01/17-1043/2019) от 13.02.2020).
- вследствие документально подтвержденных чрезвычайных событий, эпидемиологической ситуации, когда возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;
В период распространения коронавирусной инфекции организаторы торгов все чаще стали пренебрегать конкурентными способами закупок, отдавая предпочтение приобретению продукции (работ, услуг) у ЕП, аргументируя свой выбор тяжелой эпидемиологической обстановкой и сложностями проведения торгов.
Осуществить закупку у единственного контрагента можно следующими способами:
- потенциальный поставщик (исполнитель, подрядчик) самостоятельно отправляет коммерческое предложение заказчику о возможности поставить необходимую продукцию (оказать услугу, выполнить работу);
- организатор процедур направляет запрос предполагаемому поставщику (исполнителю, подрядчику) о необходимости поставить товар (оказать услугу, выполнить работу).
При проведении закупки у ЕП заказчику следует:
— оценить финансовые возможности своего предприятия, необходимые для приобретения ТРУ;
— изучить рынок необходимых товаров, работ и услуг;
— проанализировать возможные альтернативные предложения контрагентов по поставке товара (оказанию услуг, выполнению работ);
— сопоставить собственные нужды производства с имеющимися предложениями на рынке ТРУ (оценить производственные показатели, технические характеристики, условия гарантии и т.д.).
Перед заключением договора с контрагентом, выбор которого осуществлялся таким неконкурентным способом, во избежание нарушения принципов ФЗ №223[4], заказчику важно убедиться, что его предложение является единственно выгодным на рынке соответствующих ТРУ. При наличии более предпочтительного предложения по цене и качеству продукции к организатору процедуры закупки могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов: насколько правомерно и обоснованно заказчиком принято решение заключить договор именно с тем или иным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?
Закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный Постановлением № 616, не проходит в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупках, предусмотренным ст. 2 ФЗ №223.
Иными словами, если в Положении заказчика в списке возможных случаев приобретения необходимой продукции у ЕП будет указан товар из перечня Постановления № 616, организатор торгов закупает нужный товар:
— без проведения конкурентных процедур;
— вне электронной торговой площадки (далее — ЭТП).
Однако следует учесть тот факт, что у контролирующих органов могут возникнуть вопросы относительно возможности приобретения необходимых ТРУ напрямую у единственного контрагента, а не с помощью конкурентных способов закупок.
Отчетность по закупкам у единственного контрагента
Закупки у единственного контрагента являются неотъемлемой частью ежемесячной отчетности заказчика. Согласно ч. 19 ст. 4 ФЗ №223 заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:
1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 ФЗ №223 (к примеру, в течение отчетного месяца заказчик заключил 4 договора по 98 000 рублей на поставку кровельных материалов с напрямую с ЕП и внес в отчет);
2) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у ЕП (к примеру, заказчик в течение отчетного месяца заключил договор энергоснабжения с ЕП на 150 000 рублей без проведения конкурентных процедур[8] и внес в отчет);
3) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся (к примеру, на участие в запросе предложений подана только одна заявка, в связи с этим процедура была признана несостоявшейся, и в дальнейшем заказчик заключил договор с единственным участником закупки как с единственным поставщиком[9]).
Несвоевременное размещение или неразмещение в ЕИС указанной информации может стать причиной административной ответственности заказчиков. Согласно ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей (см. постановления ФАС РФ от 08.11.2019 по делу № 17/04/7.32.3-195/2019, от 29.08.2018 по делу № АК832-18).
Изменения в законодательстве о госзакупках с 1 апреля 2021 года
Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ №223 заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке ТРУ, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей.
В данном случае организатором торгов проводятся мелкие оперативные закупки, при которых нет необходимости осуществления конкурентных торговых процедур с подачей ценовых предложений. Данные прямые закупки у единственного контрагента до 100/500 тысяч рублей заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них необходимо отобразить в ежемесячном отчете.
В случае принятия решения о публикации малых закупок в открытом доступе (данную обязанность необходимо отразить в Положении) организатор процедур должен опубликовать результаты таких закупок в реестре договоров согласно Постановлению Правительства РФ №1132[10]. Закон о закупках не содержит ограничений о возможном количестве договоров до 100/500 тысяч рублей, которые заказчик вправе заключать напрямую с контрагентами, вследствие чего на практике нередко возникают случаи дробления крупного лота на мелкие закупки (во избежание проведения конкурентных процедур).
В соответствии с письмом ФАС от 14.11.2019 № ИА/100041/19 само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением установленных требований не является нарушением, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (ст. 16 Закона о защите конкуренции). Однако на практике не так просто заказчикам доказать правомерность своих действий при заключении таких мелких договоров.
Антимонопольная служба при проведении проверки обоснованности действий организаторов процедур может наказать их за искусственное дробление закупок, поскольку такие действия ведут к нарушению принципов ФЗ №223, а именно:
— развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;
— информационной открытости закупки.
Требований к порядку заключения договора при проведении закупки у единственного контрагента ФЗ №223 не установлено, поэтому организатору процедур следует руководствоваться нормами ГК РФ о заключении договоров любого вида (гл. 28 ГК РФ) и о заключении договоров отдельных видов, а также условиями, которые содержатся в его Положении.
Подписание договора, как правило, включает в себя следующие этапы:
- определение сторонами (заказчиком и контрагентом) существенных условий договора (цена, количество товара, объем работ/услуг, сроки поставки/оказания услуг/выполнения работ, ответственность сторон, порядок приемки и оплаты и др.);
- направление сторонами договора на ознакомление и подпись (согласно порядку, установленному в Положении).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закупка у единственного контрагента часто применяется заказчиками при осуществлении своей производственной деятельности. Во избежание злоупотребления данным способом приобретения товаров, работ услуг напрямую у поставщика (подрядчика, исполнителя) организаторам процедур необходимо применять его только при наличии экономической и производственной целесообразности, которая исключает искусственное дробление предстоящей закупки в соответствии с нормами действующего законодательства и Положением о закупках.
[1] Нередко антимонопольная служба указывает на нарушения требований Закона о защите конкуренции ввиду избрания заказчиком способа закупки у единственного поставщика, поскольку это влечет за собой ограничение конкуренции.
[2] ст.3.6 ФЗ №223
[3] При определении таких случаев заказчик может ориентироваться на перечень оснований заключения контракта с единственным контрагентом по ФЗ №44, данный в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
[4]См. п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 (избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).
[5] Ч. 5 ст. 4 ФЗ №223
[6] См. Решение Новгородского УФАС по делу № 053/07/3-593/2020 от 23.11.2020 года.
[7] К примеру, когда конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся или ее проведение не привело к заключению договора, либо исполнение заключенного договора победителем не представляется возможным.
[8] При указании такой возможности в Положении о закупках.
[9] При указании такой возможности в Положении о закупках.
[10] «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Под малыми закупками подразумевается заключение контракта с единственным поставщиком по статье 93 Закона РФ № 44-ФЗ — пп. 4 и 5 п. 1.
Так, согласно упомянутым нормам заказчик вправе единовременно приобрести у одного поставщика товар/работу/услугу на общую сумму, не превышающую 600 000 рублей. При этом должны быть соблюдены следующие важные условия:
- в отношении контрактов, заключенных в рамках пп. 4 п. 1 ст. 93 — годовой объем закупок до 2 000 000 рублей или до 10% СГОЗ, не должен превышать 50 000 000 рублей,
- по контрактам из пп. 5 п. 1 ст. 93 — допустимый годовой объем закупок до 5 000 000 рублей или не выше 50% СГОЗ, до 30 000 000 рублей.
Для наглядности можно разобрать конкретный пример. В мае государственное учреждение заключило контракт на поставку компьютерной техники общей суммой в 100 000 рублей. В июне этого же года этот же заказчик сможет приобрести необходимый товар у единственного поставщика на сумму не выше 600 000 рублей (по каждому контракту). При суммировании всех этих контрактов получившаяся сумма не должна превышать 2 000 000 рублей или 10% от СГОЗ. При этом она должна быть не выше 50 000 000 рублей.
В целом, популярность малых закупок с единственным поставщиком по статье 93 можно объяснить следующим образом:
- такие контракты не нужно подробно описывать в плане-графике. Достаточно указать общую сумму за год,
- заказчик не обязан публиковать сведения по закупкам до 600 000 рублей в ЕИС (единая информационная система). Однако они должны быть зарегистрированы в специальном журнале,
- нет необходимости во внесении таких сведений в реестр контрактов.
Новые требования при закупке ТРУ у единственного поставщика |
22 октября 2020 г. вступило в силу постановление Правительства РФ № 1649. Оно предусматривает возможность приобретать у единственного поставщика ТРУ для государственных нужд только после проведения экспертизы. |
Обращение государственного заказчика в Правительство обязательно должно содержать:
|
Каждое подобное обращение теперь должно сопровождаться тремя экспертными заключениями:
|
На основании представленных заключений Правительством принимается решение о целесообразности проведения закупки неконкурентным способом. |
В результате реализации постановления ожидается не только повышение эффективности осуществления госзакупок, но и сокращение случаев выбора единственным поставщиком тех исполнителей, которые не обладают достаточными возможностями и компетенциями для надлежащего исполнения контракта. |
Случаи применения Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ строго регламентированы статьей 93 Закона № 44-ФЗ и допускаются в отношении определенных видов закупок, так как при таком способе определения поставщика возможно возникновение целого ряда коррупционных составляющих.
С 1 апреля меняются правила по госзакупкам у единственного поставщика
Одним из наиболее распространенных случаев закупки у единственного поставщика является заключение контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, позволяющим совершить разовую закупку на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо разъяснений относительно предмета закупки и количестве контрактов, заключаемых с одним и тем же исполнителем. Общий объем закупок, осуществляемый таким способом, не должен превышать двух миллионов рублей или пяти процентов от общего объема закупок заказчика и в совокупности не более 50 миллионов рублей в год.
Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.
Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.
закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);
контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;
закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;
контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;
заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;
закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);
закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;
некоторые виды закупок в области культуры и спорта;
закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.
Особым случаем Закупки у единственного поставщика является заключение госконтрактов в отношении поставок для обеспечения мероприятий по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, когда применение аукционов невозможно в связи с длительностью процедуры (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
Также такой способ госзакупок проводится в случае признания проведенных процедур конкурентного открытого или закрытого отбора поставщиков несостоявшимися и публикации их результатов на портале госзакупок. В данном случае госконтракт заключается напрямую с участником конкурса, удовлетворяющим требованиям извещения, на условиях, предусмотренных документацией о закупке (пункты 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
В отдельных случаях закупки в данной форме проводятся в соответствии с постановлениями и решениями правительства РФ, определяющих конкретного поставщика и перечень приобретаемых товаров и услуг (пункт 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, Закупка у единственного поставщика по 44 ФЗ позволяет существенно облегчить поиск исполнителей и сокращает время на заключение госконтракта. Однако применение такой процедуры возможно строго в оговоренных законодательством случаях и не способствует заключению контрактов на наиболее выгодных для государства условиях, так как возможности влияния на цену существенно ограничены.
Единственного поставщика при госзакупках придется обосновать
г. Москва от «___»____________2004 г.
Государственный контракт № __________ от _________ «_________________________________________________________________________________»
Наименование федеральной целевой программы ____________________________________
____________________________________________________________________________________
Приемочная комиссия по виду заказа № ________: «___________________________», созданная в соответствии с распоряжением Федерального агентства по образованию от 27.09.2004 № 117-15 «О создании комиссий Федерального агентства по образованию по приемке результатов поставки товаров, выполненных работ, оказанных услуг для государственных нужд по государственным контрактам (договорам)» и наделенная полномочиями в соответствии с распоряжением Федерального агентства по образованию от 27.09.2004 № 118-15 «О наделении приемочных комиссий Федерального агентства по образованию полномочиями по приемке результатов поставки товаров, выполненных работ, оказанных услуг для государственных нужд по видам заказов» осуществила в период с ________2004 по ________2004 экспертизу результатов исполнения Поставщиком государственного контракта № ________ от _______ с учетом дополнения № ___________ от ___________ в следующем составе:
Председатель ________________________________________________
(должность, инициалы, фамилия)
Зам. Председателя ________________________________________________
(должность, инициалы, фамилия)
Секретарь ________________________________________________
(должность, инициалы, фамилия)
Члены Приемочной комиссии __________________________________________
(должность, инициалы, фамилия)
(должность, инициалы, фамилия) __________________________________________
(должность, инициалы, фамилия)
Единственный поставщик по 44-ФЗ — это компания, которую выбрал заказчик без проведения тендера. Такие договоры заключают напрямую, без торгов и конкурсов на основании ст. 93 Федерального закона о контрактной системе.
Вот пошаговая инструкция для заказчика по закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ в 2021 году:
Шаг 1. Проверяем основания для совершения сделки.
Шаг 2. Планируем закупку.
Шаг 3. Готовим приказ (при необходимости).
Шаг 4. Обосновываем цену.
Шаг 5. Изменяем или отменяем.
Разберем пошагово, как заключить контракт с единственным поставщиком по 44-ФЗ в 2021 году.
Шаг 1. Подготовить проект контракта на основе утвержденной формы. Обратите внимание, что при проведении некоторых закупок заказчик руководствуется типовыми контрактами, которые содержат требования к контракту с единственным поставщиком по 44-ФЗ и обязательны для применения.
Шаг 2. Направить проект на подписание поставщику.
Шаг 3. Подписать контракт со стороны заказчика.
Шаг 4. Уведомить контрольные органы о заключении контракта и получить согласование.
Кроме нескольких конкурентных способов госзакупок (когда в процедуре участвуют два и более претендента), законодательством предусмотрен особый неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). По времени и трудозатратам этот способ определения исполнителя очень удобен для всех участников.
Правила закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ с последними изменениями прописаны в п. 1 ст. 93 44-ФЗ. Перечень случаев, когда заказ осуществляется у единственного поставщика, довольно обширен: предусмотрены 55 оснований, в их числе:
- заказ товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
- оказание услуг водо-, тепло- и газоснабжения и водоотведения;
- купля-продажа электроэнергии;
- поставка культурных ценностей;
- заказ услуг для нужд обороны страны.
Чтобы изменить условия закупки, измените план-график не позднее чем за один день до дня заключения контракта. Исключение — закупка по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, ее изменяют не позднее дня заключения контракта. Это указано в ч. 9 ст. 16 44-ФЗ, п. 23 порядка, который утвержден постановлением правительства № 1279 от 30.09.2019.
Изменяют контракт в тех случаях и пределах, которые установлены ст. 95 44-ФЗ.
Если отменяете закупку у единственного поставщика, измените план-график. Если издавали приказ о ее проведении, отмените и его.
Механизм, в котором осуществляются малые госзакупки по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ, следующий:
- Организации и физические лица публикуют на электронной площадке оферты по поставке товаров — их нельзя считать предварительными предложениями, поскольку заявки госзаказчика на момент их публикации еще нет, они не привязаны к какой-либо госзакупке.
- Заказчик формирует потребность и публикует извещение.
- Оператор электронной площадки получает извещение госзаказчика и в течение одного часа отбирает пять опубликованных предложений для отправки заказчику. Выбираются пять оферт, в которых цена на товар наименьшая. Если пяти подходящих не наберется — отбирается меньшее количество, но не менее двух. Если подходящих оферт менее двух — площадка извещает об этом госзаказчика и публикует еще одно извещение в ЕИС.
- За один рабочий день госзаказчик рассматривает полученные предложения, оценивает их и издает протокол, в котором отражает решение по каждому предложению, а одно выделяет как наилучшее — это победитель госзакупки;
- С победителем заключается контракт.
ВАЖНО! Если в результате отбора заказчик отклонил все предложения, кроме одного, — с автором этого предложения заключается контракт как с единственным поставщиком. Ответ на вопрос, каким способом можно разместить закупку на 3 миллиона — только электронным, провести такую процедуру в бумажном виде нельзя.
Поставщики уже начали активно загружать предложения на электронных площадках.
При проведении закупки малых объемов в порядке ч. 12 ст. 93 44-ФЗ соглашение заключается следующим образом:
- Заказчик публикует на площадке и в ЕИС проект контракта без подписи — на это у него есть три часа, начиная с того момента, когда опубликован протокол.
- У победителя имеется один рабочий день на то, чтобы подписать соглашение и вывесить его на площадке.
- Через один рабочий день после того, как победитель подписал соглашение, но не ранее чем спустя два дня после публикации протокола, заказчик подписывает контракт и публикует его в ЕИС и на площадке.
Новые правила по закупкам малого объема разработаны с целью упрощения процедуры торгов, а также соблюдения принципов прозрачности и открытости. Появляется возможность организации процедур через электронные магазины, которые взаимодействуют с Единой информационной системой. Операторы электронных площадок должны обеспечивать интеграцию с ЕИС и налаживание взаимодействия.
В связи с новыми изменениями поставщикам будет легче участвовать в таких закупках в виду сокращения некоторых этапов и минимального объема документации.
Проведение закупки у единственного поставщика в электронной форме возможно только при условии, что они осуществляются по основаниям, предусмотренным п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. По иным основаниям ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) проведение закупки в электронной форме не допускается.
Объем закупок у единственного поставщика
Объем закупок у единственного поставщика с 01.10.2020 не изменился. Он составляет 10% от СГОЗ для п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и 50 % от СГОЗ для п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для всех закупок, проводимых по данным основаниям, в том числе в электронной форме посредством “электронных магазинов”.
- непредоставление участником закупки в предварительном предложении информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки;
- несоответствии информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, требованиям извещения
- несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении к участникам закупки
- при наличии в предварительном предложении импортной продукции, в том числе отсутствие документов, подтверждающих страну происхождения товара (если на предмет закупки распространяется запрет, установленный актом об импортозамещении в рамках ст. 14 Закона № 44-ФЗ)
- наличие в предварительном предложении недостоверной информации.
Участник, предварительное предложение которого полностью удовлетворяет всем требованиям извещения об осуществлении закупки заказчика и содержит наименьшую цену, становится контрагентом заказчика. С ним заключается контракт в упрощенном порядке за 2 рабочих дня.
Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!