Природоохранное законодательство с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Природоохранное законодательство с 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пункт 2 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2019, N 49, ст. 6986) изложить в следующей редакции:

«2) информации о состоянии окружающей среды (экологической информации);».

Президент Российской Федерации В. Путин

С 01.01.2021 будет отменен ряд природоохранных документов

Написать комментарий

      • ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
      • ВНЕДРЕНИЕ АСУ ЭКОЮРС
      • ВОЗМОЖНОСТИ
      • АВТОРСКИЕ ПРАВА
      • РЕКОМЕНДАЦИИ
      • ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
      • ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
      • ОБУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
      • КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
      • СЛУЖБА КАЧЕСТВА
      • ВАКАНСИИ
      • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
      • ЗАПИСАТЬСЯ НА ОБУЧЕНИЕ

      Подписан закон о доступе к информации о состоянии окружающей среды.

      Указанная информация является общедоступной и размещается на официальных сайтах ведомств в форме открытых данных. Это сведения о загрязнении окружающей среды, радиационной обстановке, выбросах и сбросах загрязняющих веществ, обращении с отходами, мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду и др.

      Предусмотрен запрет на засекречивание сведений о состоянии окружающей среды. Также эти данные не могут составлять коммерческую тайну.

      Определен порядок предоставления органами госвласти и местного самоуправления информации о состоянии окружающей среды гражданам и организациям.

      С 1 января 2021 года в России начнут действовать Единые требования к работе мусороперерабатывающих заводов и полигонов. Такое постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

      Сейчас подобные требования регулируются множеством нормативных актов. На их основе и был составлен единый свод, в который также вошли несколько новых норм..

      Например, в документе указано, что захоронение и сжигание отходов возможно только в тех случаях, когда они непригодны для переработки. Кроме того, приоритет при сортировке мусора должен отдаваться автоматизированному труду. Это позволит извлекать максимальное количество видов отходов для дальнейшей утилизации.

      Несколько пунктов требований регулируют вопросы закрытия полигонов. Такие объекты должны быть выведены из эксплуатации, если они заполнены до проектной вместимости или не отвечают требованиям экологической безопасности.

      В целом мусорным предприятиям необходимо максимально снижать негативное воздействие на окружающую среду, применяя при этом наилучшие доступные технологии.

      Заводы и полигоны, которые были спроектированы или построены до 2021 года, должны соответствовать этим требованиям к 1 января 2026 года. А новые объекты нужно будет проектировать с учётом принятых правил.

      Работа Правительства:

      • Экологическая безопасность. Обращение с отходами

      Министерства и ведомства, органы при правительстве:

      • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)

      Июнь

      • Январь
      • Февраль
      • Март
      • Апрель
      • Май
      • Июнь
      • Июль
      • Август
      • Сентябрь
      • Октябрь
      • Ноябрь
      • Декабрь

      Минприроды в своём приказе сообщило о новой методике подсчёта нормативов для сбросов вредных веществ в водные объекты. Приказ действует до 1 января 2022 г.

      Нормативы рассчитываются исходя из показателей качества воды, с учётом его фонового состояния по загрязняющим веществам. По состоянию объекта можно также сделать вывод о применяемых технологиях и особенностях производственного процесса водопользователя.

      Величины норматива разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Их разработка осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.

      Срок актуальности расчетов нормативов не превышает 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого они содержались, или данный срок исчисляется с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись.

      Расчёт новых нормативов осуществляется в следующих случаях:

      • при изменении на 30 % и более годового объема сточных вод;
      • при изменении перечня сбрасываемых загрязняющих веществ;
      • при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод;
      • получении впервые сведений о величинах условных фоновых концентраций или обновлении таких сведений;
      • утверждении региональных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водного объекта рыбохозяйственного значения и др.

      Правительство разработало и утвердило Правила финансирования строительства и реконструкции объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе реализуемых при жилищном строительстве, с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, включая порядок отбора проектов строительства и реконструкции объектов инфраструктуры для осуществления указанного финансирования.

      По смыслу норм рассматриваемого постановления под специализированным обществом проектного финансирования понимается общество, 100 % акций (долей участия) которого принадлежит единому институту развития в жилищной сфере, и специализированное общество, 100 % акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит иной организации, определенной Правительством РФ.

      Отбором объектов инфраструктуры будет заниматься Межведомственная комиссия при Минстрое России.

      При реализации проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированным обществом предоставляются денежные средства на основании договоров займа со специализированным обществом. Кроме того, они получают следующие меры господдержки:

      • субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированного общества по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям;
      • предоставление госгарантий субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения денежных обязательств заемщиков по договорам займа со специализированным обществом.
      • ставки платы за НВОС на уровне тарифов 2018 года (утвержденные постановлением правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913), проиндексированных с учетом коэффициента 1,08;

      Такой же коэффициент применяется и к тарифам платы «за грязь» в 2020 году!

      • в отношении каменного угля ставка платы за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками составит 61 руб. за тонну.

      Напомним, что в 2020 году применяются аналогичные ставки.

      Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчётность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчётность, изменились коренным образом.

      Посмотрим требования закона:

      Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
      Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
      […]
      2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

      3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

      4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

      5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

      6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

      7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
      […]

      До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.

      Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.

      Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчётность по отходам. Такую отчётность теперь должны сдавать только объекты III категории.

      При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

      До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

      В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

      Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

      Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

      Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

      Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.

      Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
      Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

      Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.

      Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
      96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

      Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

      Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.

      Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

      Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

      • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
      • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
      • операторы по обращению с ТКО.

      Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

      • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
      • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
      • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

      Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.

      Новости законодательства

      Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!

      По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

      Согласно приказу:

      • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
      • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

      Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

      В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

      Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
      Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
      1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

      Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

      Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

      Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
      Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

      • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
      • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

      То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

      Семинар — Изменения природоохранного законодательства в 2021 году

      Дискуссии о целесообразности включения экологического сбора в Налоговый кодекс велись несколько лет. Несмотря на множество аргументов против такой меры, законопроект был принят, с 1 января 2020 года сбор за негативное воздействие на окружающую среду становится обязательным налогом (глава 25.5 Налогового кодекса РФ). Теперь за его неуплату будут налагать административные санкции.

      Сумма экологического налога будет рассчитываться по каждому объекту налогообложения исходя из:

      • категории НВОС (определяется Росприроднадзором);
      • количества и перечня загрязняющих веществ (отдельно по каждому веществу в соответствии с утвержденной ставкой в рублях за 1 тонну).

      Расчет налога начнется с 1 января 2019 года, авансовые платежи необходимо вносить поквартально – не позднее 20 числа следующего за кварталом месяца. Итоговые платежи за год принимаются до 25 марта.

      Утилизационный сбор с 2020 года также переходит в категорию налогов и дополняет Налоговый кодекс Главой 25.6.

      Плательщиками налога (сбора) будут ИП и юридические лица:

      • производители и импортеры товаров и упаковки, подлежащих утилизации;
      • производители и импортеры транспортных средств, прицепов, шасси;
      • покупатели транспортных средств, не уплативших сбор ранее.

      За неуплату утилизационного сбора с 2020 года будут применяться санкции в соответствии с новыми главами КоАП РФ: 8.41.1. и 8.5.1.

      За неуплату сбора наказание составит трехкратный размер расчетной суммы, но не менее 500 тысяч рублей по каждой группе товара.

      За непредоставление информации (декларации) по утилизационному сбору могут оштрафовать на 70-150 тысяч рублей, а за недостоверную или неполную информацию – троекратно, не менее 250 тысяч рублей.

      Ответственность за экологические правонарушения по статьям, попавшим в Налоговый кодекс, таким образом, становится очень суровой.

      Плата за НВОС по выбросам, сбросам и отходам с 1 января 2020 года будет рассчитываться с применением коэффициентов:

      0 – отходы использованы на производстве в соответствии с технологическим регламентом; для сокращения выбросов и сбросов применены наилучшие доступные технологии;

      1 – отходы, сбросы и выбросы соответствуют установленными лимитам, нормативам, поданной отчетности;

      25 – сбросы и выбросы находятся в пределах временно разрешенных нормативов, а отходы превысили лимиты (ПНООЛР) или данные из отчетности;

      100 – выбросы или сбросы превысили допустимые нормативы, установленные в КЭР или Декларации о воздействии на окружающую среды для объектов I т II категории.

      Таковы основные изменения в экологическом законодательстве, которые начнут действовать с 1 января 2020 года.

      По экологической документации и проектам ОВОС, ПДВ, СЗЗ нововведений с начала года не планируется. Паспорта отходов оформляются по правилам, действующим в 2019 году, поправки в закон об экологической экспертизе с 2020 года также не вносились.

      Компания «ЭкоЭксперт» разработает для Вас все виды экологической документации и проектов по требованиям 2020 года. Мы внимательно следим за всеми изменениями природоохранного законодательства, вовремя подаем экологическую отчетность и обеспечиваем соответствие Ваших объектов всем экологическим нормативам.

      Комитет по природопользованию совместно с Ассоциацией экологического партнерства провели ежегодный семинар в формате «круглого стола» на тему «Изменения в экологическом законодательстве и природоохранная деятельность на предприятиях Санкт-Петербурга».

      На мероприятие зарегистрировались почти 170 представителей предприятий, чья деятельность оказывает влияние на окружающую среду.

      «Такого числа участников у нас еще не было. Мы уверены, что семинар окажет воздействие на совершенствование природоохранной деятельности в производственной сфере», — говорит директор Ассоциации экологического партнерства Б.С. Крылов.

      О юридических новшествах в экологии представителям бизнеса рассказали: ио заместителя председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности И.А. Серебрицкий, заслуженный эколог России Н.Д. Сорокин, природоохранный прокурор Санкт-Петербурга Ю.В. Пыхтырева, заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу О.В. Авдиенко, Директор Департамента охраны окружающей среды и качества ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Т.В. Передня и многие другие специалисты.

      На семинаре была представлена информация о новом в природоохранном законодательстве, об основных нарушениях, которые допускают петербургские предприятия в своей деятельности, о требованиях по соблюдению нормативов воздействия на окружающую среду и требованиях государственного экологического надзора предприятий, подлежащих региональному надзору.

      В январе 2018 года вступил в действие закон N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения коснулись правового регулирования процессов обращения с разными видами отходов. Изменения в ФЗ от 30.12.2017 N 503-ФЗ затронули сразу несколько сфер деятельности организаций, соприкасающихся с экологической отчетностью:

      • С 1 января заработали новые нормы порядка обращения с отходами производства, потребления и твердыми коммунальными отходами (ТКО);
      • Изменен порядок расчета экологического сбора;
      • Введены новые нормы расчета и внесения ПНВОС (платы за негативное воздействие на ОС).

      Новые требования, касающиеся многих нормативно-правовых актов, упростят получение лицензий на обращение с отходами I-IV классов опасности, дадут возможность возвратить ПНВОС по ТКО за 2016-17 гг. и усовершенствуют порядок накопления различных отходов.

      Вторая задача модернизированного законодательства — активное стимулирование производителей и потребителей к соблюдению норм утилизации товаров и упаковочных материалов.

      • Обозначен круг применения термина «сбор отходов». Теперь он относится только к сферам деятельности, связанным с обработкой, размещением, утилизацией и обезвреживанием отходов.
      • Лицензию по обращению с отходами I-IV класса опасности теперь можно получить на группу отходов. Ранее они выдавались на отдельный отход, что заставляло предпринимателей подавать документы сразу на несколько лицензий.
      • В каждом субъекте РФ теперь можно выбрать сразу несколько операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Срок работы с каждым оператором ограничен 10-ю годами.
      • Требования, обязательные для организации мест накопления отходов, конкретизированы и выделены в статью 13_4 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
      • Функции по разработке и определению схема размещения площадок, предназначенных для накопления ТКО, переданы органам местного самоуправления. Они же обязаны вести реестры мест накопления ТКО. Реестр должен включать все данные о месте нахождения площадок ТКО, собственниках участков, на которых они расположены, подробные теххарактеристики и информацию об источниках образования ТКО.
      • Производители, не исполняющие нормативы утилизации товаров или упаковки, заплатят экологический сбор. Средства пойдут на организацию перерабатывающих мощностей. Это коснется и упаковки, ввезенной из стран ЕАЭС.

      И последнее важное новшество: ПНВОС при размещении ТКО в 2016-17 г. не будет исчисляться и взиматься.

      Консультация юриста бесплатно

      ФЗ 219 был принят как отдельный законопроект, регламентирующий изменения в закон об охране окружающей среды, в 2014 г. После одобрения Госдумы и Совета Федерации, документ заверил глава государства. Проект постановляет, что за вредным воздействием человека на окружающий мир необходимо вести усиленный контроль.

      Также определены главные понятия, приведены штрафы, которые могут быть назначены за нарушение закона, установлен срок и процедура их оплаты.

      В законопроекте содержатся 12 статей, которые регламентируют поправки в некоторых федеральных законах. Действующая редакция правового документа об охране окружающей среды была принята к рассмотрению в 2016 г.

      Тогда были внесены последние поправки в юридический акт.

      Первая статья законопроекта содержит информацию о предельно допустимых выбросах загрязняющих веществ в атмосферу или сточные воды. Определено также понятие временно разрешенных сбросов, наилучшей доступной технологии, регламентирована выдача комплексного экологического разрешения.

      В отдельных статьях документа говорится о загрязняющих веществах, определяются объекты, которые могут оказывать на природу неблагоприятное воздействие. Согласно закону, может быть несколько категорий подобных объектов:

      • 1 категория – это наиболее сильное воздействие на окружающий мир. Вредные выбросы должны уравновешиваться применением качественных технологий очистки;
      • 2 категория – умеренное влияние;
      • 3 категория – малозначимое воздействие;
      • 4 категория – практически незаметное влияние.

      В последней редакции законопроекта содержатся сведения о нормативах вредных выбросов, о документах, которые необходимо оформлять предприятиям, наносящим ущерб экологии, о штрафах, предусмотренных для тех, кто не соблюдает правила, определено понятие загрязняющих веществ, а объекты, оказывающие влияние на окружающую среду, разделены на категории. Вы можете ознакомиться с полным текстом документа и скачать закон об охране окружающей среды по следующей ссылке.

      Читать также: Как усыновить ребенка из дома малютки?

      В законопроекте предусмотрели ужесточение штрафов за нарушения:

      • если произошло намеренное сокрытие данных о состоянии, источниках загрязнения природы и пр., а также если этот факт зафиксирован после подачи декларации или получения экологического контроля, гражданским лицам придется заплатить штраф от 500 до 1 тыс. руб., должностным – от 3 до 6 тыс. руб., юридическим – от 20 до 80 тыс. руб.;
      • если зафиксирован факт несоблюдения подачи заявки о постановке предприятия, представляющего потенциальную угрозу окружающей среде, на учет, то должностные лица будут оштрафованы на 5 – 20 тыс. руб., а юридические – на 30 – 100 тыс. руб.

      Кроме того, с 2019 г. будут введены штрафы за проведение хозяйственной либо прочей деятельности без комплексного экологического разрешения. Для должностных лиц за это предусмотрен штраф в размере от 4 до 10 тыс. руб., для юридических – от 50 до 100 тыс. руб.

      Налог новый, экологический. С 2020 года

      05 декабря 2019

      4 декабря Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла проект закона о внесении изменений в КоАП РФ в части введения статьи 20.35.

      Статья 20.

      35 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), включая места массового пребывания людей, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований лицами, на которых в соответствии с законодательством РФ возложена обязанность выполнения таких требований, если эти действия не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния.

      • на граждан – от 3 до 5 тыс. руб.;
      • на должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет;
      • на юридических лиц – от 100 до 500 тыс. руб.

      Дела по данной категории будут рассматриваться в суде. Составлять протоколы смогут должностные лица:

      • органов внутренних дел (полиции);
      • ФСБ;
      • Нацгвардии.

      Закон не распространяет свое действие на следующие объекты:

      • транспортной инфраструктуры;
      • транспортные средства;
      • топливно-энергетического комплекса,-

      так как для этих объектов установлено отдельное правовое регулирование.

      В действующем законодательстве подробным образом установлены требования к антитеррористической защищенности объектов, включая места массового скопления людей, но не была определена ответственность за нарушения норм права. То есть за отсутствие антитеррористического паспорта физические и юридические лица ранее не привлекались к административной ответственности. Их лишь могли предупредить о неисполнении закона при проведении проверки.

      Принят Госдумой РФ 30.05.19 г. и вступает в силу с момента публикации ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ». Изменения касаются статей, относящихся к нарушениям в области охраны окружающей среды, увеличены имеющиеся штрафы и добавлены новые.

      В таблице ниже, мы выбрали основные статьи, касающиеся экологии.

      Статья Вид нарушения Штраф
      6.35 Несоблюдение сан-эпид. требований при обращении с отходами производства и потребления. 350 тыс. руб. или приостановка деятельности на 90 суток.
      Штраф за несоблюдение сан-эпид. требований к сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства. 550 тыс. руб. или приостановка на 90 дней.
      8.2 Нарушения в области экологических норм при обращении с отходами. 250 тыс. руб
      Дополнена статья отдельным штрафом за экологические нарушения при размещении отходов. до 400 тыс. руб.
      8.2 п.7 Нарушения в части разработки требуемой документации по экологии. в п. 7 указан штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение С учетом норм 2019 года, это касается предприятий 1-2 категории в составе КЭР, а также 3-й категории.
      8.2 п.9 За отсутствие у предприятия паспортов отходов 1-4 класса опасности, биотестирования отходов 5 класса опасности, расчета класса опасности отходов. 350 тыс. рублей
      8.2 п.10 За отсутствие журнала учета движения отходов (по приказу 721). 350 тыс. руб
      Непредставление или несвоевременное предоставление отчетов по экосбору. 70-150 тыс. руб.
      Штрафы за отчетность, содержащую неверную информацию. не менее 250 тыс. руб.
      Неуплата в установленный срок экосбора . штрафом в 250 тыс. руб.

      Например, появилась отдельная статья 6.35 «Несоблюдение сан-эпид. требований при обращении с отходами производства и потребления». Штраф за нарушения по данной статье для юр. Лица составит 350 тыс. руб. или приостановка деятельности на 90 суток.

      Штраф за несоблюдение сан-эпид. требований к сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства составит 550 тыс. руб. или приостановка на 90 дней.

      Статья 8.2 касается теперь только нарушений в области экологических норм при обращении с отходами, штраф тот же – 250 тыс. руб.

      Дополнена статья отдельным штрафом за экологические нарушения при размещении отходов – штраф до 400 тыс. руб.

      Появился отдельный пункт статьи 8.2, касающийся нарушений в части разработки требуемой документации по экологии, так, например, в п. 7 указан штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. С учетом норм 2019 года, это касается предприятий 1-2 категории в составе КЭР, а также 3-й категории.

      Дискуссии о целесообразности включения экологического сбора в Налоговый кодекс велись несколько лет. Несмотря на множество аргументов против такой меры, законопроект был принят, с 1 января 2021 года сбор за негативное воздействие на окружающую среду становится обязательным налогом (глава 25.5 Налогового кодекса РФ). Теперь за его неуплату будут налагать административные санкции.

      Сумма экологического налога будет рассчитываться по каждому объекту налогообложения исходя из:

      • категории НВОС (определяется Росприроднадзором);
      • количества и перечня загрязняющих веществ (отдельно по каждому веществу в соответствии с утвержденной ставкой в рублях за 1 тонну).

      Расчет налога начнется с 1 января 2021 года, авансовые платежи необходимо вносить поквартально – не позднее 20 числа следующего за кварталом месяца. Итоговые платежи за год принимаются до 25 марта.

      По экологическому налогу предусмотрены льготы для предприятий и объектов, где:

      • используются наилучшие доступные технологии,
      • установлены системы оборотного или бессточного водоснабжения, новые топливные установки и другое оборудование, уменьшающее вредное влияние на окружающую среду путем сбросов и выбросов.

      Ответственность за неуплату экологического налога становится такой же, как и для других видов обязательных налоговых платежей и подробно описана в Главе 15 НК РФ.

      Утилизационный сбор с 2021 года также переходит в категорию налогов и дополняет Налоговый кодекс Главой 25.6.

      Плательщиками налога (сбора) будут ИП и юридические лица:

      • производители и импортеры товаров и упаковки, подлежащих утилизации;
      • производители и импортеры транспортных средств, прицепов, шасси;
      • покупатели транспортных средств, не уплативших сбор ранее.

      За неуплату утилизационного сбора с 2021 года будут применяться санкции в соответствии с новыми главами КоАП РФ: 8.41.1. и 8.5.1.

      За неуплату сбора наказание составит трехкратный размер расчетной суммы, но не менее 500 тысяч рублей по каждой группе товара.

      Плата за НВОС по выбросам, сбросам и отходам с 1 января 2021 года будет рассчитываться с применением коэффициентов:

      0 – отходы использованы на производстве в соответствии с технологическим регламентом; для сокращения выбросов и сбросов применены наилучшие доступные технологии;

      1 – отходы, сбросы и выбросы соответствуют установленными лимитам, нормативам, поданной отчетности;

      25 – сбросы и выбросы находятся в пределах временно разрешенных нормативов, а отходы превысили лимиты (ПНООЛР) или данные из отчетности;

      100 – выбросы или сбросы превысили допустимые нормативы, установленные в КЭР или Декларации о воздействии на окружающую среды для объектов I т II категории.

      Многих волнует вопрос: неужели новый налог затронет простых россиян?

      Налог на экологию практически ничем не отличается от нынешнего сбора за неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

      Не изменились ни списки налогоплательщиков, ни объекты налогообложения, ни налоговая база, ни даже ставки и коэффициенты! Ну а причиной замены платежа на налог стала недобросовестная уплата сборов предприятиями. Пока что за постоянную неуплату компания может понести лишь административную ответственность.

      Экологический налог предусмотрен только для физических лиц, организаций, а также ИП, деятельность которых наносит серьезный вред природе.

      От уплаты освобождаются организации и физлица, расположенные на объектах 4 категории, или производящие только твердые коммунальные отходы.

      При этом нужно учитывать, что не каждый объект и предприятие обяжут выплачивать налог на экологию. Предприятие не облагается налогом, если оно:

      • финансируется государством;
      • располагает свои отходы в местах, не вредящих окружающей среде;
      • накапливает отходы для утилизации и обезвреживает их в течение 11 месяцев со дня появления.

      Экологический налог будут взымать исключительно с производств и физлиц, чья деятельность загрязняет окружающую среду – атмосферу и воду

      Самая бурная реакция на внедрение нового налога поступила со стороны бизнесменов.

      Предпринимателям не понравилась перспектива увеличения сумм, которые они и без того выплачивают государству. Кроме того, многим показалась неудачной идея отмены самостоятельной утилизации отходов. Ряд некоммерческих ассоциаций даже отправили письмо на имя Дмитрия Медведева.

      Они предложили оставить предприятиям право на самостоятельную утилизацию, ведь такая схема устранения отходов является действенной и никому не вредит.

      Федеральным законом № 219 объекты предполагалось разделить на 4 категории в зависимости от степени воздействия их на окружающую среду. Впервые упоминание о категорировании объектов НВОС появилось в Федеральном законе № 7-ФЗ еще в 2011 г. Но тогда оно предполагалось только в отношении экологического надзора и в итоге не было реализовано.

      Постановление от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» утвердило критерии категорий, и в конце 2021 года большая часть объектов встала на государственный учет, получив свидетельство о постановке на учет.

      Нормы нового законодательства вступают в силу поэтапно, и следующий этап ожидает нас 1 января 2021 г. Согласно ФЗ-219, с этой даты на объектах I категории стационарные источники необходимо будет оснащать автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и их концентрации. А также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ и о их концентрации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

      Несмотря на близость начала действия данного требования, перечень стационарных источников (на которых нужно реализовать это требование) еще не установлен. Требования к системам учета не утверждены, а предложение рынка по подобным автоматическим системам довольно низкое.

      С 1 января 2021 года пополнится перечень объектов государственной экологической экспертизы. Теперь в него войдут, помимо прочих, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к I категории, а также материалы обоснования комплексного экологического разрешения (о нем подробнее будет рассказано ниже).

      Начиная со следующего года мы полностью переходим на новую систему государственного экологического контроля и надзора.

      Устанавливается перечень нормативов выбросов вредных веществ и физических воздействий:

      Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”.

      • предельно допустимые выбросы;
      • предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
      • технологические нормативы выбросов (опр.);
      • технические нормативы выбросов (опр.).

      Предельно допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются в отношении веществ, утверждённых Правительством РФ. Данный список веществ уже действует и содержится в Распоряжении Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-р. Это подтверждено изменениями в Постановлении № 183 от 2 марта 2000 г. о порядке утверждения нормативов ПДВ, ВСВ. Теперь порядок утверждения нормативов ПДВ устанавливается Правительством РФ, так же как и утверждение технических нормативов выбросов для передвижных источников выбросов.

      Технологические нормативы будут разрабатываться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории на основе технологических показателей, не превышающих таковые для наилучших доступных технологий (НДТ).

      Технологические нормативы будут устанавливаться в КЭР. НДТ будут содержаться в информационно-технических справочниках. Уже сейчас справочники для многих отраслей промышленности разработаны и опубликованы в свободном доступе. Правила разработки технологических нормативов будут устанавливаться, скорее всего, Росприроднадзором. Особенности установления технологических нормативов для организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения, технические нормативы устанавливаются техническими регламентами. Эти регламенты принимаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

      Последние поправки в законодательстве № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, были сделаны 31 декабря 2021 года. В ходе редактирования были произведены следующие изменения:

      Изложена в новой редакции статья 7, предусматривающая полномочия органов местного самоуправления в области защиты экологии. В новом варианте устанавливаются следующие положения:

      • местными муниципальными вопросами являются мероприятия по защите и восстановлению окружающей среды;
      • местными задачами городского округа являются природоохранные действия в пределах данного округа;
      • компетенции местных органов в городах федерального значения и субъектах Российской Федерации могут быть переданы государственным организациям, если существует необходимость сохранить единое городское хозяйство, в соответствии с местными законодательными документами;
      • политические субъекты РФ и города федерального значения самостоятельно определяют соответствующими правовыми актами полномочия внутригородских органов самоуправления.

      В статье 51, устанавливающей требования к обращению с производственными и потребительскими отходами, во втором пункте об определении опасных отходов было ограничено отходами I-IV классов опасности.

      НА 2021 ГОД ОПРЕДЕЛЕНЫ СТАВКИ ЗА НВОС

      Для снижения уровня загрязнения атмосферы в отдельных населенных пунктах с 01.01.2020 проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения. В рамках эксперимента будут проводиться мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в соответствии с планом, утвержденным каждой территорией отдельно. Окончание эксперимента намечено на 31.12.2024.

      Регулирует эксперимент закон «О проведении эксперимента по квотированию…» от 26.07.2019 № 195-ФЗ.

      Перечень территорий, попавших под эксперимент: городские округа Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

      Подробнее об эксперименте — в нашей статье «Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу — что нужно сделать».

      В конце 2021 года Минприроды России оформило приказами ряд изменений в экологическом законодательстве в 2021 году по вопросам загрязнения атмосферного воздуха:

      • «Об утверждении методических указаний по определению фонового уровня загрязнения…» от 22.11.2019 № 794 (вступил в силу 06.01.2020);
      • «Об утверждении методики определения выбросов загрязняющих веществ…» от 27.11.2019 № 804 (вступил в силу 06.01.2020);
      • «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов…» от 28.11.2019 № 811 (вступает в силу 28.06.2020);
      • «Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха…» от 29.11.2019 № 813 (вступил в силу 06.01.2020);
      • «Об утверждении правил квотирования выбросов загрязняющих веществ…» от 29.11.2019 № 814 (вступил в силу 06.01.2020).
      • 23 июня 2021, 17:11

        За вдохновением — в «Мосплитку»: почему именно эти салоны выбирают дизайнеры интерьера в Архангельске

      • 23 июня 2021, 10:00

        1 июля» class=»AVih AVkn»>Как получить грант от губернатора: НКО Поморья нужно успеть подать заявку до 1 июля

      • 20 июня 2021, 10:00

        Красная икра или зеленые овощи? Врачи рассказали, что полезнее для сердца

      • 22 июня 2021, 15:45

        Опубликовали деловую программу фестиваля креативных индустрий «Другое дело»

      • 21 июня 2021, 08:00

        Разобрали по веточкам: проверьте, за что вас могут оштрафовать в лесу

      • 22 июня 2021, 12:30

        Форелевая ферма получила 16 миллионов рублей на развитие бизнеса

      Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 № 1391 утверждены новые Правила охраны поверхностных водных объектов, которые вступают в силу с 1 января 2021 года.

      Мероприятия по охране включают:

      1. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов.
      2. Предотвращение загрязнения вод.
      3. Расчистку поверхностных водных объектов от донных отложений.
      4. Аэрацию водных объектов.
      5. Оборудование сооружений, которые обеспечат охрану объектов.

      Конкретные мероприятия устанавливаются на основании договора водопользования, который заключается с собственником или арендатором водного объекта.

      В 2021 году вводится уведомительный порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

      Каждая компания, которая добывает нефть, углеводороды либо перерабатывает, транспортирует углеводороды, должна направлять уведомление об утверждении этого плана в государственные органы, перечень которых утверждается Президентом и Правительством РФ. К уведомлению должен прилагаться план.

      Компания должна выполнять этот план и иметь деньги на мероприятия, заложенные в нем.

      Также опубликован перечень обязанностей организации в случае разлива нефти или нефтепродуктов. В частности, организация должна оповещать органы государственной власти и местного самоуправления о произошедшем, вести работы по локализации и ликвидации последствий, после ликвидации вести восстановление загрязненных объектов.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *