Правила заполнения ттн 1 т 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила заполнения ттн 1 т 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для каждой перевозки оформляется отдельный бланк 1-Т, использовать одну и ту же накладную для нескольких транспортировок категорически нельзя. Точно также, если один и то же груз необходимо развести по разным фирмам, то на каждую партию необходимо составлять свой документ.

Структура документа

Накладную условно можно поделить на две части.

  1. Первая – товарная, — включает сведения
    • об отправителе и получателе товара,
    • объеме,
    • наименовании и т.п. параметры.

    Эта часть документа является основанием для списания груза со склада отправителя и одновременно для приходования его получателем.

  2. Вторая часть – транспортная. В ней содержатся сведения
    • непосредственно о перевозке,
    • информация о компании-перевозчике и конкретном водителе,
    • марке автомобиля,
    • времени в пути и километраже,
    • товаре и т.д.

    Здесь же указывается стоимость транспортировки.

Пример заполнения нового бланка транспортной накладной с 1 января 2021 года

Данный документ относится к первичной документации, поэтому при его заполнении следует придерживаться определенных стандартов. В частности, нельзя оставлять ячейки пустыми (где нужно ставятся прочерки), допускать неточности и ошибки, а также вносить в бланк неверные сведения.

К форме 1-Т могут прилагаться дополнительные документы:

  • сертификаты,
  • паспорты,
  • свидетельства,
  • договоры и пр.

Все они должны обязательно быть указаны в строке «Приложение» товарно-транспортной накладной.

Документ распечатывается в четырех копиях, одна из которых остается у отправителя товара, остальные три передаются на руки водителю, который будет развозить груз.

Все документы необходимо удостоверить нужными подписями. Затем второй экземпляр водитель должен вручить грузополучателю, а третий и четвертый передать руководству транспортной компании (при этом они должны иметь подписи как отправителя, так и получателя товара). После этого, третий экземпляр с выписанным счетом на оплату за услуги транспортировки отправляется заказчику (т.е. той фирме, которая заключила договор на доставку товара), а четвертый остается у перевозчика и становится частью его бухгалтерского учета.

Первый раздел накладной практически полностью должен заполнить грузоотправитель. Сначала вписываются подробные данные о товаре в таблицу.

В первый столбец вносится номенклатурный номер товара (но только, если такая система учета используется на предприятия),
во второй и третий — номер прейскуранта и артикул (также только при их наличии).
Четвертый столбец «Количество» заполнить нужно обязательно – сюда ставится цифра, соответствующая числу перевозимых товаров по каждому наименованию отдельно.
Столбики, которые идут дальше, пропускать тоже нельзя: в них вносятся —

Второй раздел товарно-транспортной накладной включает сведения о транспортировке. Сначала здесь указывается

  • срок доставки груза,
  • приводится информация о фирме-перевозчике, в том числе ее полное наименование, контактные данные (адрес и телефон),
  • вписываются сведения о машине (марка и гос.номер),
  • в крайнем правом столбике пишутся номера накладной и путевого листа.

В строку «Плательщик» включается информация о предприятии – заказчике перевозки (ее название, адрес-телефон и банковские реквизиты), фамилия, имя, отчество водителя и номер его удостоверения.

Строки «Лицензионная карточка», а также ее «Регистрационный номер» и серию можно пропустить, поскольку лицензирование ныне не производится, а вот окошко о виде перевозки надо заполнить (коммерческий).

Далее вносятся сведения о погрузке-отгрузке (фактические адреса доставки товара) и прочая дополнительная информация (переадресовка, маршрут, прицепы – по необходимости).

Ниже снова стоит таблица. Все данные в нее вносятся аналогично товарному разделу. В столбце «Способ определения массы» указываются весы – автоматические, ручные или товарные (если взвешивание производится на весах), если же взвешивание не делается, то надо указать либо «нормативный», либо «согласно маркировке».

Справа под таблицей надо вписать документы, сопровождающие груз (сертификат качества, паспорта, акты и т. д.), а слева внести подписи непосредственных участников процесса погрузки-доставки-отгрузки.

Товарно-транспортная накладная по форме 1-Т

Первый позволяет перемещать имущество от одного пункта в другой. По этой бумаге происходит списание с баланса грузоотправителя в счет нового владельца. Ключевой момент — наличие автотранспортного средства в этой схеме. Это действие может происходить не в виде сделки между двумя фигурантами, а в качестве пересылки ТМЦ между отделениями одной организации.

ТН (второй из представленных) необходим конкретно при осуществлении продажи и переходе права на собственность. При этом неважно задействован здесь транспорт или нет.

Для опытных специалистов ее составление не составляет труда, поскольку бланк со значениями готов к оформлению. Нужно лишь знать, что и куда вписывать.

Пошаговый инструктаж:

  1. Сначала документу присваиваем № и указываем его (используя внутреннюю нумерацию, принятую на предприятии), проставляем дату.
  2. В строчку «грузоотправитель» пишем информацию о компании, отправляющей ТМЦ (с полным названием, геолокацией и работающим телефоном).
  3. По аналогии прописываем сведения об адресанте в пункте «грузополучатель».
  4. Там, где стоит слово «плательщик», надо вписать фирму, оплачивающую услуги по перевозке.
  5. Рядом со всеми сторонами сделки надо написать верные коды ОКПО.

Она бывает унифицированной, то есть единой для применения. Можно брать стандартный для всех формат, чтобы наверняка избежать претензий от налоговой за самоуправство при ведении документации. Все сведения умещаются на одном листе А4 при компактном размещении информации и горизонтальном расположении. Используемые здесь коды можно смотреть в общероссийском классификаторе.

При использовании специализированной программы формирование док-та происходит автоматически, если правильно внести все данные. Но сегодня разрешено самим разрабатывать удобную форму, сокращая ее, что значительно облегчает работу.

Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.

Несмотря на разрешение не использовать унифицированный формат, структурированность в ТТ-накладной обязательно имеется. Все нужно излагать четко и информативно. В начале ведения хоздеятельности можно взять в открытом доступе распространенные примеры. Но в дальнейшем рекомендуется отладить работу и применять типовые формы. Помочь в составлении помогут специализированные программы.

Транспортная накладная: нюансы заполнения

Выше упоминалось понятие ТОРГ-12. Это форма Т-накладной (а именно «товарная»). Она стандартизирована на государственном уровне. Здесь также присутствуют столбцы и строчки со значением, которые следует заполнить. Предоставляется частная информация об участниках и используется общероссийская кодировка.

ТТ-накладная оформляется, если для доставки привлекается транспорт (с его полным описанием), а с вышеупомянутой можно обойтись и без него. Первую разрешено использовать при совершении продаж и при простом перемещении груза. А вторая требуется исключительно при наличии товарно-денежных отношений. Она более обширна и включает много сведений (в т.ч. условия совершения сделки, количество ТМЦ, стоимость, НДС).

Кроме того, существует другое понятие ТН («транспортная»). Предназначена для автогрузовой перевозки.

Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 должно в корне изменить сложившуюся практику указания в 10-ой графе транспортной накладной экспедитора, с которым у грузовладельца заключен договор в качестве перевозчика. Причин изменений две:

  • уточнено понятие “водитель” — это лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • Приложением № 4 к ППГАТ 2021 изменена форма транспортной накладной; теперь в ней нашлось место для указания сведений об экспедиторе, а также появилась необходимость указания типа владения транспортным средством — собственность, аренда или лизинг.

Законодатель как бы настойчиво говорит: указывайте в накладных фактического перевозчика, после которого нет другого контрагента-участника перевозки. Цель такой определенности вполне понятна — фискальные органы хотят иметь четкое представление кто является конечным получателем платежа за перевозку, чтобы остальные участники не могли применять льготные режимы налогообложения или уменьшать налог на прибыль списанием горюче-смазочных материалов и приобретением запчастей.

Похоже, что государство всерьез намерено контролировать движение денег по всем перевозкам. Для честных предпринимателей, работающих без применения серых и черных схем ухода от уплаты налогов, изменения практически никак не скажутся на деятельности. Указание в качестве перевозчика владельца транспорта применяется в международных грузовых автоперевозках — в CMR перевозчик ставит свой штамп, подтверждая прием груза у отправителя и никому от этого хуже не становится.

Нет. Верховный Суд РФ дважды высказался по этому поводу: требовать оплату перевозчик может только у лица, с которым у него заключен договор (п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции; п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26).

Однако следует учитывать, что если между грузовладельцем и перевозчиком будет существовать только один посредник, это уменьшит количество неплатежей. Причина тому проста — сложность процедуры заключения договоров с крупными грузовладельцами. Таким образом, “первый” экспедитор будет заинтересован в сохранении отношений с перевозчиками и своевременной оплате их услуг. В свою очередь перевозчик может рассчитывать на успешное взыскание задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами при обращении в суд — ведь его контрагентом с большей долей вероятности будет не фирма-однодневка, а организация, которая непосредственно заинтересована в продолжительном существовании, ликвидация которой ударит по доходам бенефициаров.

Таким образом, в среднесрочной перспективе вполне возможно уменьшение неплатежей в сфере грузовых автоперевозок.

Раскрытие информации о фактических перевозчиках в транспортной накладной может спровоцировать у грузовладельцев желание работать с перевозчиками напрямую. Но оправданы ли опасения экспедиторов потерять клиентов из-за этого? На мой взгляд это маловероятно.

  1. Процедура заключения договора с более-менее крупным грузовладельцем достаточно длительная, и это не подходит перевозчикам, работающим в режиме “ищу загрузку когда освободился”.
  2. Основная часть перевозчиков в России — небольшие организации или предприниматели с автопарком до 15 единиц. Этого количества не хватит для закрытия потребности в автотранспорте любого относительно крупного грузовладельца. Грузовладельцу проще заключить договоры с 4-5 экспедиторами, чем с тысячами перевозчиками.
  3. Применяемое крупными грузовладельцами контрактование, то есть закрепление за экспедитором определенного количества перевозок по фиксированной цене, которые он обязан выполнить. За невыполнение условий контракта — штраф.
  4. НДС. Большинство перевозчиков не применяет общую систему налогообложения, следовательно, грузовладелец не может возместить налог на добавленную стоимость.
  5. Наработанная дебиторская задолженность позволяет производить зачет любых нарушений условий договора, начиная от опозданий и срывов погрузок, заканчивая полной утратой груза при перевозке. При перевозке грузов каждый раз с новым перевозчиком дебиторской задолженности образоваться неоткуда, следовательно, взыскивать штрафы и убытки придется в судах, что значительно увеличит нагрузку на юридические подразделения.

Кроме того нужно понимать, что и до принятия новых Правил перевозки грузов грузовладелец всегда мог узнать фактического перевозчика — достаточно было спросить у водителя телефон работодателя. Однако грузовладельцы предпочитали не создавать себе лишние трудности и работали с экспедиторами.

Транспортная накладная 2021 в 1С — образец

При выдаче транспортной накладной экспедитором, клиент должен получить документ, подтверждающий принятие груза экспедитором (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”). Таким документом, в силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 “Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности”, является экспедиторская расписка. Форма бланка экспедиторской расписки и других экспедиторских документов установлена Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов”.

Неприменение экспедиторских документов в правоотношениях между клиентом и экспедитором может повлечь отказ налогового органа учесть расходы грузовладельца (ст. 252 Налогового кодекса РФ) при исчислении налога на прибыль, что станет причиной повышенной налоговой нагрузки. В письме Федеральной налоговой службы от 27 мая 2021 г. № ЕА-4-26/[email protected] «О форме и порядке заполнения транспортной накладной на перевозку грузов автомобильным транспортом» фискальное ведомство особо отметило это обстоятельство: само по себе указание в транспортной накладной лица, не являющегося стороной договора перевозки (имея ввиду экспедитора), не освобождает стороны от оформления документов, предусмотренных главой 41 Гражданского кодекса «Транспортная экспедиция».

Экспедитору или грузовладельцу следует удостовериться в том, что перевозчик является тем лицом, которое будет фактически выполнять перевозку груза. Для этого необходимо получить документы, подтверждающие:

  • владение транспортным средством (свидетельство о регистрации транспортного средства и действующий путевой лист);
  • наличие трудовых или гражданско-правовых отношений с водителем.

Обратите внимание, что собственник транспортного средства — не обязательно перевозчик. Собственник может передать автомобиль арендатору, который будет его эксплуатировать и выполнять перевозки. Именно для этого следует требовать путевой лист, который, в силу п. 8 Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 г. № 368, выдается эксплуатантом транспортного средства.

В таком случае наиболее целесообразно заключить агентский договор. Схема взаимоотношений участников всей цепочки будет выглядеть так: грузовладелец заключает договор с экспедитором. Экспедитор подыскивает транспорт и может заключить договор с перевозчиком либо с агентом, который за плату сообщает сведения о перевозчике (в свою очередь, агент может получить сведения о перевозчике от другого агента, с которым он также заключает агентский договор). После этого экспедитор заключает договор с перевозчиком.

В этой схеме грузовладелец уплачивает экспедитору его вознаграждение, экспедитор производит два платежа — агенту и перевозчику, а агенты самостоятельно производят взаиморасчеты друг с другом.

Следует признать, что такая схема значительно повышает прозрачность платежей за услуги по перевозке грузов и приводит правоотношения сторон к полному соответствию с нормативными актами.

Транспортная накладная для перевозок грузов автомобильным транспортом составляется на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном автомобиле. Необходимо обратить внимание на оформление транспортной накладной в случае, если груз, который необходимо перевезти, грузится на разные транспортные средства. В таком случае документов заполняется несколько: количество накладных соответствует количеству автомобилей.

Порядок оформления транспортной накладной, правила перевозок грузов автомобильным транспортом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272. Как заполнить транспортную накладную? Документ подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Любые исправления должны быть заверены подписями грузоотправителя и перевозчика или их уполномоченными лицами.

Отсутствие записи подтверждается прочерком в соответствующей графе при заполнении транспортной накладной.

ТТН при оформлении с помощью формы №1-Т представляет собой бланк, состоящий из трёх основных частей:

  1. «Шапка». В ней указываются дата составления, номер накладной груза, грузоотправитель, грузополучатель, а также, при необходимости – плательщик (с указанием банковских реквизитов).
  2. Товарный раздел в ТТН. В нём указывается наименование товара, его количество, номенклатурный код, цена и другие данные, касающиеся перевозимого груза.
  3. Транспортный раздел. Здесь проставляется информация о дате доставки, грузоперевозчике (с указанием его банковских реквизитов), марка и номер машины, на которой осуществляется перевозка, данные водителя, данные заказчика перевозки.
    В том случае, если в процессе доставки груз был переадресован, в этом же разделе проставляются отметки о том, куда и на основании какого документа был доставлен груз.

    Кроме того, в транспортном разделе ставятся данные о приеме и передаче груза, о таксировке и об оплате труда водителя.

На фото можно увидеть, как выглядит пример заполнения товарно-транспортной накладной нового образца:

Транспортная накладная является достаточно объемной для заполнения, состоит из нескольких разделов и содержит подробную информацию об отправителе, получателе груза, условиях доставки и т.д. Заполнение транспортной накладной начинается с внесения информации о номере экземпляра, дате и номере заявки.

  1. В первом разделе указывается владелец груза – его полное наименование, адрес, банковские реквизиты, номер телефона. Образец заполнения транспортной накладной, представленный ниже, содержит все сведения, которые должны быть в данном разделе;
  2. Во втором разделе указывается та же информация о грузополучателе: наименование, адрес, банковские реквизиты, номер телефона;
  3. Транспортная накладная — порядок заполнения третьего раздела: в нем указывается информация о грузе. Наименование груза, который отправляется, его состояние и другая необходимая информация о грузе;
  4. Образец заполнения транспортной накладной в 4 разделе содержит информацию о сопроводительных документах на груз;
  5. Следующий раздел содержит указания грузоотправителя. Правила заполнения пятого раздела: в нем необходимо указать особые требования к грузоперевозке, если это требуется;
  6. В шестом разделе указываются сведения о приеме груза: адрес, дата, время прибытия и убытия, масса, количество, состояние груза де-факто. Образец заполнения ТН наглядно покажет, что в данном разделе ставятся подписи водителя и грузоотправителя с расшифровкой подписи и указанием должности;
  7. Седьмой раздел содержит сведения о сдаче груза к выгрузке (адрес, дата, время, масса, количество, фактическое состояние). Кто выписывает транспортную накладную? Ставятся подписи водителя и получателя груза с расшифровкой подписи и указанием должности.
  8. Условия перевозки.
    Оформление транспортной накладной (пример заполнения):

    в данном случае указывают особые условия перевозки или временного хранения на складе, сведения о предусмотренных договором перевозки штрафных санкциях;

  9. Следующий раздел содержит сведения о том, что заявка принята к исполнению;
  10. Десятый раздел содержит сведения о перевозчике: наименование, адрес, телефон, а также ФИО и телефон водителя. Образец транспортной накладной наглядно продемонстрирует, в каком порядке необходимо заполнить данный раздел;
  11. Следующий пункт содержит сведения о транспортном средстве, которым совершается перевозка груза: марка автомобиля, номер и т.д.
  12. Следующий пункт содержит специальные комментарии перевозчика, если таковые имеются.
  13. Прочие условия указываются при необходимости. Пример заполнения транспортной накладной данного раздела: перевозка опасных негабаритных грузов.
  14. Четырнадцатый раздел заполняется, если менялось место доставки груза.
  15. В пятнадцатом разделе указывается стоимость услуг перевозчика и порядок расчета платы за перевозку.
  16. В шестнадцатом пункте проставляется дата, когда была составлена накладная, подписи сторон.
  17. Последний пункт содержит отдельные отметки для всех сторон, включая перевозчиков.

Кто выписывает ТТН при доставке транспортной компанией? Если покупатель заключает договор с транспортной компанией, он и оформляет ТТН, в которой грузоотправителем указывает самого себя.

В Беларуси, откуда к нам нередко поступают достаточно объемные поставки грузов, применяется другая, но тоже типовая форма 2-ТН. Образец заполнения мы приводить не будем, т.к. это все-таки тема другой страны. Просто уточним, что товарная накладная по форме ТН-2 утверждена постановлением Минфина республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 и в России не применяется.

Заполнение документа не вызовет у вас затруднений, если вы внимательно ознакомитесь с образцом, представленным ниже и будете соблюдать все правила заполнения транспортной накладной.

Информация, указываемая в ТТН, зависит от условий перевозки и характера перевозимого груза. Поэтому в каждом случае в неё могут вноситься разные сведения. Однако есть моменты, без которых этот документ станет недействительным.

Ч. 2 ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учёте» требует, чтобы в первичных учётных документах (к числу которых относится и ТТН) обязательно указывались следующие данные:

  • Название документа («Товарно-транспортная накладная»).
  • Дата, когда он был составлен.
  • Название составителя (применительно к ТТН – грузоотправителя).
  • Факт хозяйственной деятельности, по поводу которого составлен документ. Для ТТН таким фактом будет передача груза на перевозку и принятие его получателем.
  • Количественная величина. Это значит, что должны быть указаны как количество передаваемого товара (в штуках, массе или объёме), так и его стоимость.
  • Наименование должности лица, ответственного за составление документа.
  • Подписи всех ответственных лиц (о том, как подписывать и оформлять ТТН, а также какие печати ставить, мы рассказывали в этом материале.

При отсутствии в ТТН этих сведений документ может быть признан недействительным.

Также на многих ТТН присутствует такой реквизит, как номер накладной. Узнать о том, что это такое и обязательно ли его проставлять в таком документе, говорится здесь.

Сколько экземпляров ТТН необходимо печатать и что с ними сделать потом? Постановление Правительства, которым была утверждена форма 1-Т, требует составления документа в 4 экземплярах:

  1. Для отправителя.
  2. Для получателя.
  3. Для плательщика.
  4. Для учёта работы водителя.

Если же груз носит нетоварный характер и не подлежит складскому учёту (например, при перевозке песка или щебня из карьеров), грузовая ТТН составляется в 3 экземплярах:

  • Первый и второй экземпляры для перевозчика. На основании первого производится расчёт с отправителем, а второй прикладывается к путевому листу.
  • Третий – для грузоотправителя. Он служит для учёта объёмов перевозки.

Транспортная накладная (ТН) на 2021 год (ТТН 2021)

Несмотря на то, что правительство ввело понятия «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд», «электронная сопроводительная ведомость», но передавать данные в Минтранс и ФНС можно будет только с 2022 года. Сейчас по-прежнему передавать документы государственным службам нужно в бумажном виде.

В первом описывается товарные взаимоотношения между грузоотправителем, грузополучателем и покупателем товара (зачастую получатель и покупатель являются одним и тем же лицом). Этот раздел отражает списание товара у отправителя и оприходывания их получателем.

Второй раздел называется «Транспортным» в нем указываются данные на автомобиль, водителя, маршрут грузоперевозки,

Мы рекомендуем грузоотправителю перед перевозкой подготовить ТТН в 5 оригинальных экземплярах:

1-й образец остается у грузоотправителя в подтверждение приема груза водителем, остальные уезжают вместе с грузом. Все экземляры должны быть подписаны водителем при получении груза.

Затем на выгрузке 4 бланка ТТН отдаются получателю для заверения его печатью и подписью. Из них:

2–й образец ТТН остается у грузополучателя

3, 4 и 5-й отдаются водителю. Эти бланки товарно-транспортной накладной уже распределяются между перевозчиком (один экземпляр), экспедитором (один экземпляр), а последний затем отправляется грузополучателю для подтверждения факта окончания перевозки и передачи материальных ценностей получателю в полном объеме и без претензий.

1) Грузоотправителю: нет документа подтверждающего прием груза водителем, а также подтверждения доставки товара до получателя. Поэтому «размыта» ответственность транспортной компании и получателя перед отправителем.

Следствие: при конфликтной ситуации не найдешь концов!

2) Грузополучателю: трудно сравнить груз (общий вес, количество единиц и т.д.), погруженный на складе отправителя, с фактически пришедшим на выгрузку.

3) Транспортной компании: нет подтверждения факта перевозки для налоговой. При спорной ситуации по сохранности груза перевозчик находится между отправителем и получателем, как «между молотом и наковальней».

4) Хотя есть ИСКЛЮЧЕНИЕ: довольны остаются контролирующие органы на дороге, которые могут под угрозой постановки машины с грузом на штраф-стоянку оштрафовать водителя.

Транспортная компания «ДА-ТРАНС» рекомендует готовить перевозочные документы в полном объеме! Отправка груза без сопроводительных транспортных документов заметно усложняет жизнь всем участникам процесса доставки!

Транспортная накладная на перевозку груза оформляется согласно Правилам, утверждённым правительством РФ от 15.04.2011 г. № 272, с учётом внесённых изменений от 12.12. 2017 г. № 1529, в трёх экземплярах (по одному на каждого участника сделки). Все три варианта являются оригиналами и должны быть заверены печатями, а также подписаны ответственными лицами, представляющими грузоотправителя и перевозчика. Документ оформляется грузоотправителем, если в договоре не прописано выполнить эту обязанность другими лицами, например, перевозчиком. В случае, когда товар отгружает филиал организации, в графе реквизитов грузоотправителя документа всё равно указываются данные головного предприятия.

Необходимое количество экземпляров ТН зависит от числа транспортных средств, которые будут перевозить груз. Одна накладная используется только тогда, когда несколько партий груза отправляются автомобильным транспортным средством от одного поставщика к одному получателю. При сборных транспортировках, где комплект груза следует в одном направлении, но предназначается разным покупателям, оформляются несколько накладных на каждую партию. Транспортные накладные на трансфер груза автотранспортом в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

  • данные всех участников сделки;
  • сведения о грузе;
  • данные о транспортном средстве;
  • стоимость грузоперевозки;
  • перечень сопроводительных документов.

Все пункты накладной должны быть заполнены, а если данные для внесения в любой из разделов отсутствуют, то ставится прочерк. Исправления в обязательном порядке заверяются отправителем и перевозчиком (или их представителями), о чём гласят Правила.

С 1 января 2021 — новая форма транспортной накладной

Для заказа звонка укажите Ваши данные и удобное время для общения

Ваше имя*

  • Добавить груз
  • Добавить транспорт
  • Поиск грузов
  • Поиск транспорта
  • Рассылка грузов
  • Заявления о долге
  • Тендеры
  • Отзывы на грузовладельцев
  • Отзывы на экспедиторов
  • Отзывы на перевозчиков
  • Все отзывы

Товарно-транспортная или Транспортная накладная формы 1-Т является обязательным документом для учёта движения товарно-материальных ценностей и расчёта за доставку груза с автоперевозчиком. Применяется при осуществлении внутренних автомобильных грузоперевозок по территории Российской Федерации с привлечением сторонней транспортной организации.

Пункт 1 — Грузоотправитель
  • Фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН, адрес места жительства, номер телефона — для физического лица (уполномоченного лица);
  • Полное наименование, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона — для юридического лица.
Пункт 2 — Грузополучатель
  • Фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН, адрес места жительства, номер телефона — для физического лица (уполномоченного лица);
  • Полное наименование, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона — для юридического лица.
Пункт 1а (новый) — Клиент (Заказчик организации перевозки), при необходимости
  • фамилия, имя, отчество (при наличии),
  • ИНН,
  • адрес места жительства, номер телефона — для физического лица (уполномоченного лица)
  • полное наименование, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона — для юридического лица
Пункт 3 — Груз
  • отгрузочное наименование груза (для опасных грузов — в соответствии с ДОПОГ, его состояние и другая необходимая информация о грузе)
  • количество грузовых мест, маркировка, вид тары и способ упаковки,
  • реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров (наименование, номер, дата документа об отгрузке),
  • масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах,
  • размеры (высота, ширина и длина) в метрах,
  • объем грузовых мест в кубических метрах,
  • В случае перевозки опасного груза в транспортной накладной накладной информация по каждому опасному веществу, материалу или изделию в соответствии с пунктом 5.4.1 и Таблицей А ДОПОГ

  • объявленная стоимость (ценность) груза.
Пункт 4 — Сопроводительные документы на груз
  • Перечень прилагаемых к транспортной накладной документов, предусмотренных ДОПОГ (для опасных грузов), санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо регистрационные номера указанных документов, если такие документы (сведения о них) содержатся в государственных информационных системах;
  • Перечень прилагаемых к грузу сертификатов, паспортов качества, удостоверений, разрешений, инструкций, товарораспорядительных и других документов, наличие которых установлено законодательством Российской Федерации, либо регистрационные номера указанных документов, если такие документы (сведения о них) содержатся в государственных информационных системах;
  • Реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров (наименование, номер, дата документа об отгрузке, наименование и ИНН продавца и покупателя, др.
Пункт 5 — Указания грузоотправителя
  • Параметры транспортного средства, необходимые для осуществления перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность, вместимость и др.;
  • Указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации;
  • Рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки, сведения о запорно-пломбировочных устройствах (в случае их предоставления грузоотправителем), объявленная стоимость (ценность) груза, запрещение перегрузки груза.
Пункт 6 — Приём груза
Лицо, от которого забирается груз
  • фамилия, имя, отчество (при наличии),
  • ИНН,
  • адрес места жительства, номер телефона — для физического лица (уполномоченного лица)
  • полное наименование, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона — для юридического лица
  • адрес места погрузки;
  • дата и время подачи транспортного средства под погрузку;
  • фактические дата и время прибытия;
  • фактические дата и время убытия;
  • фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования;
  • масса груза;
  • количество грузовых мест;
  • должность, подпись, расшифровка подписи лица, от которого забирается груз (уполномоченного лица;
  • должность, подпись, расшифровка подписи грузоотправителя (уполномоченного лица) при необходимости;
  • подпись, расшифровка подписи водителя, принявшего груз для перевозки;
  • должность, подпись, расшифровка подписи Перевозчика (уполномоченного лица) при необходимост.
Пункт 7 — Сдача груза
  • адрес места выгрузки;
  • дата и время подачи транспортного средства под выгрузку;
  • фактические дата и время прибытия;
  • фактические дата и время убытия;
  • фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования;
  • масса груза;
  • количество грузовых мест;
  • должность, подпись, расшифровка подписи грузополучателя (уполномоченного лица);
  • подпись, расшифровка подписи водителя, сдавшего груз;
  • должность, подпись, расшифровка подписи перевозчика (уполномоченного лица) при необходимости.
Пункт 10 — Перевозчик
  • Фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН, адрес места жительства, номер телефона — для физического лица (уполномоченного лица);
  • Полное наименование, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона — для юридического лица;
  • Фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН, данные о средствах связи (при их наличии) водителя (водителей).
Пункт 11 — Транспортное средство
  • Тип, марка, грузоподъемность (в тоннах), вместимость (в кубических метрах
  • Регистрационный номер транспортного средства / прицепа / полуприцепа),
  • Тип владения:
    1. Собственность
    2. Аренда
    3. Лизинг
Пункт 12 — Оговорки и замечания перевозчика
  • Фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования при приёме груза;
  • Изменение условий перевозки при движении;
  • Фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования при сдаче груза;
  • Изменение условий перевозки при выгрузке.
Пункт 13 — Прочие условия
  • Номер, дата и срок действия специального разрешения, установленный маршрут движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего опасный груз;
  • Режим труда и отдыха водителя в пути следования, сведения о коммерческих и иных актах.
Пункт 14 — Переадресовка
  • Дата, форма переадресовки (устно или письменно;
  • Сведения о лице, от которого получено указание на переадресовку (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии) и др.;
  • Адрес нового пункта выгрузки, дата и время подачи транспортного средства под выгрузку;
  • При изменении получателя груза — новое наименование грузополучателя и место его нахождения.
Пункт 15 — Подписи сторон
  • Должность, подпись, расшифровка подписи грузоотправителя (уполномоченного лица);
  • Должность, подпись, расшифровка подписи перевозчика (уполномоченного лица).
Пункт 16 — Стоимость услуг перевозчика и порядок расчёта провозной платы (при необходимости)
  • Стоимость услуги в рублях, порядок (механизм) расчета (исчислений) платы
    В том числе:
    1. размер провозной платы (заполняется после окончания перевозки) в рублях
    2. расходы перевозчика и предъявляемые грузоотправителю платежи (в рублях) за проезд по платным дорогам
    3. расходы перевозчика за перевозку опасных грузов, грузов, перевозимых тяжеловесными и (или) крупногабаритными транспортными средствами, уплату таможенных пошлин и сборов (в рублях)
    4. расходы на выполнение погрузо-разгрузочных работ, а также работ по промывке и дезинфекции транспортных средств (в рублях)
    5. прочие расходы перевозчика в рублях
  • Полное наименование организации плательщика (грузоотправителя), ИНН, адрес, банковские реквизиты организации плательщика (грузоотправителя);
  • Должность, подпись, расшифровка подписи лица, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни со стороны грузоотправителя (уполномоченное лицо);
  • Полное наименование организации (перевозчика), ИНН, адрес;
  • Должность, подпись, расшифровка подписи лица, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни со стороны перевозчика (уполномоченное лицо.
Пункт 17 — Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков
  • Краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для отметки;
  • Расчет и размер штрафа;
  • Подпись, дата.
  1. Экземпляр остаётся у грузоотправителя для дальнейшего списания товарно-материальных ценностей. остальные экземпляры отдаются грузоперевозчику.
  2. Экземпляр грузоперевозчик отдает грузополучателю после доставки груза, для оприходования товарно-материальных ценностей.
  3. Экземпляр, заверенный грузополучателем, компания грузоперевозчик отправляет грузоотправителю вместе со счётом на транспортные услуги.
  4. Экземпляр, заверенный грузополучателем, остаётся у транспортной компании, прилагается к путевому листу, и является основанием для начисления заработной платы водителю перевозившему груз.

При перевозке грузов нетоварного характера (по которым не ведётся учёт товарно-материальных ценностей), учёт объёма перевозки производится путём замеров, взвешивания, товарно-транспортная накладная выписывается в трёх экземплярах. Один экземпляр остаётся у грузоотправителя, остальные высылаются компании перевозчику для выставления счёта за перевозку груза и начисления заработной платы водителю и экспедитору.

Товарная накладная необходима всем участникам сделки купли-продажи. С помощью этого документа покупатель может сверять выгружаемую продукцию (количество, объем, качество и т.д.) со сведениями, приведенными в нем, а продавец может учитывать товар, оставшийся на складе.

В тех случаях, когда приобретатель товара недоволен его качеством или иными параметрами, он может при помощи этого документа вернуть всю партию товара или заменить его на аналогичную продукцию. В случае возникновения спорных ситуаций, требующих разрешения в судебном порядке, товарная накладная обретает юридическую силу и служит доказательством в суде.

Довольно часто этот вид документа используют в своей работе и водители-экспедиторы, перевозчики товара, для которых он является своего рода «охранительной грамотой», удостоверяющей то, что товар не был украден, а транспортируется на законных основаниях. В момент отгрузки продукции водители передают товарную накладную от отправителя к грузополучателю.

С 1 января надо применять новую форму транспортной накладной

Накладная составляется непосредственно в момент совершения сделки.

Поскольку на ее основе проходят бухгалтерские проводки, к ее заполнению следует относиться очень внимательно. В частности нежелательно допускать в накладной какие-то ошибки и неточности, делать исправления.

И уж совсем нельзя вносить в бланк недостоверные или заведомо ложные сведения – при вскрытии таких фактов контролирующими органами, ответственные лица или даже организация могут понести серьезное административное наказание, в виде крупных штрафов.

Также следует иметь ввиду, что в некоторых случаях накладная может обрести статус юридически значимого документа – когда какая-либо из сторон в силу каких-то неблагоприятных обстоятельств надумает обратиться в суд.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:

  1. Первый, товарный, относится ко всему, что связано с товаром;
  2. Транспортный раздел содержит сведения, касающиеся грузоперевозчика.

Товарно-транспортная накладная всегда выписывается в 4-х экземплярах . Грузополучатель заполняет все 4 экземпляра ТТН, и первый экземпляр ТТН оставляет на руках.

Он служит основанием для снятия с учета транспортируемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ). В данном случае ТТН играет роль первичного документа при формировании расходной части баланса.

Остальные три экземпляра ТТН передаются на руки водителю-экспедитору. Главное требование – эти экземпляры должны быть подписаны присутствующими лицами (водителем и представителем компании грузоотправителя) и заверены печатью организации-грузоотправителя.

Второй экземпляр накладной водитель вручает получателю груза. Этот экземпляр служит основанием постановки на учет поступивших товаров.

  1. Вписываем дату выписки товара.
  2. Строки «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» заполняются наименованиями организаций, участвующих в сделке. ООО «Сухие смеси» списывает товар (ТМЦ), а ООО «Строитель» приходует поступивший товар.
  3. В строке «Плательщик» вписывается наименование организации, фактически производящей оплату за получение груза (в нашем случае это заказчик перевозки и покупатель в одном лице – ООО «Строитель»).
  4. Раздел сведений о грузе, относящийся к товарной части накладной необходимо заполнять максимально ясно. Все дело в налоге на добавленную стоимость. При покупке НДС входит в стоимость товара. Организации, для того, чтобы заявить НДС к вычету, должны показать в документах сумму налога отдельно. Действующая форма ТТН является всего лишь рекомендуемой к заполнению. Соответственно, можно от руки вписывать следующую формулировку: «Общая сумма товара, в т.ч. НДС». Это касается всех граф, где указана сумма перевозимого груза.
  5. Строка «Отпуск разрешил» заполняется лицом, ответственным за отпуск товарно-материальных ценностей (представителем ООО «Сухие смеси»). Подпись в документе является подтверждением достоверности указанных данных. Подпись должна быть заверена печатью или штампом организации-грузоотправителя.
  6. Товарно-транспортная накладная, заполненная и заверенная грузоотправителем, является разрешением на отгрузку и транспортировку товара. Если по какой-либо причине отдельные графы не заполнены, в них обязательно должен стоять прочерк, исключающий возможность что-либо дописать в данной графе.

При невозможности заполнения части бланка товарно-транспортной накладной относительно перевозимых товаров, заполняется специальная форма (производная от основной ТТН). При этом в основной форме делается отметка, что дополнительная форма ТТН составляет неотъемлемую часть основного документа.

  1. Графа «К путевому листу №» заполняется сведениями о путевом листе (номер и дата выдачи ООО «Грузовик» путевого листа). 1 экземпляр товарно-транспортной накладной приобщается к путевому листу.
  2. Строка «Организация» заполняется данными об организации-грузоперевозчике. Подробные данные можно взять из путевого листа водителя.
  3. Строка «Заказчик»: сюда вписывается наименование организации, заказавшей и оплатившей грузоперевозку, приобретающей товар – ООО «Строитель». Данные вписываются из договора купли-продажи товара.
  4. Строка «Водитель» заполняется фамилией и инициалами водителя-экспедитора.
  5. Строки «Автомобиль» и «Прицепы» заполняются соответственно, прибывшими на погрузку номерами и марками машин и прицепов.
  6. Строка «Удостоверение» содержит полные данные водительского удостоверения водителя-представителя грузоперевозчика.
  7. В строке «Лицензионное удостоверение» ставится прочерк. Лицензирование отрасли грузоперевозок отменено.
  8. В строке «Пункт погрузки» указывается фактический адрес ООО «Сухие смеси».
  9. В строке «Пункт разгрузки» — соответственно, адрес грузополучателя ООО «Строитель».

Таким образом, мы заполнили начало (шапку) транспортной накладной. Идем далее.

  1. Графа 1 – наименование товара. Кратко вписываем наименование «сухие смеси».
  2. Графа 2 содержит сведения о документах, сопровождающих груз. Сюда могут относиться сертификаты на товар, накладные, свидетельства. В графу 2 вписываются краткие наименования документов с номерами и датами выдачи. Полный пакет документов указанного перечня передается водителю. Водитель, в свою очередь, должен передать эти документы грузополучателю при разгрузке товара.
  3. Графа 3 «Вид упаковки» содержит данные о том, во что упакован перевозимый груз. В этой графе допустимы сокращенные названия: ящ., меш., кор. Если товар не упакован, проставляется аббревиатура ну.
  4. Графа 4 «Количество мест». Здесь указывается количество мест (единиц) каждого товара поименно. Если в нашем случае мы перевозим 15 тонн, расфасованных в мешки по 50 кг, то количество мест составит 300. Если перевозка товара производится без расфасовки (например, машина песка), количество мест не указывается.
  5. Графа 5 «Способ определения массы» заполняется в зависимости от того, как масса груза определяется. При взвешивании груза на весах обязательно указывается их тип: «авт.вес», «тов.вес». Применительно к нашей ситуации использовались обычные товарные весы. Отметка «тов.вес» заносится в графу.
  6. Графы 6 и 8 заполняются организацией-перевозчиком.
  7. Графа 9 «Масса брутто, тонны» заполняется с погрешностью до 1 кг. По каждому наименованию товара вписывается вес в тоннах, затем указывается общий вес перевозимого товара в тоннах.
  8. Графа «Количество ездок» должна содержать сведения о фактически выполненном количестве маршрутов. Если перевозится много однородного товара, допустимо в этой графе проставить общее количество рейсов.
  9. Графы, отражающие передачу товара представителем грузоотправителя, должны содержать данные: о номере пломбы (в случаях, когда товар опломбировывается), о количестве мест (прописью), об общей массе товара с погрешностью до 1 кг (прописью).
  10. Графа «Сдал» заполняется данными о должности, а также фамилии, имени, отчестве лица, отгружающего товарно-материальные ценности. Подпись и печать свидетельствуют о том, что все документы заполнены верно и товар готов к транспортировке.
  11. В графе «Принял водитель-экспедитор» указываются данные водителя, также проставляется его подпись. Это подтверждает, что водитель сверил оттиски пломб, количество мест и принял товар к перевозке. При факте получения груза непосредственно доверенным лицом грузополучателя в этой графе проставляются данные доверенного лица, удостоверяющиеся подписью, а также номер и дата выдачи доверенности.
  12. Графа «Транспортные услуги» включает в себя перечень услуг по транспортировке груза (упаковка, маркировка, брезент) с обязательным перечнем и количеством услуг.

Здесь всё достаточно просто. Согласно действующим правилам, товарно-транспортную накладную в 2021 году могут заполнять собственники или продавцы товаров. Это возможно в тех случаях, когда транспортировкой занимается непосредственно сам грузовладелец или продавец. Тогда его прерогативой становится обязательное оформление формы 1Т. Есть ситуации, когда грузовладелец или продавец пользуется услугами посредника. Для этого составляется специальный договор с грузоперевозчиком, который берёт на себя обязательства по доставке груза к пункту назначения. Договор с перевозчиками заполняют от лица получателя или отправителя. Тогда заполнять накладную могут обе стороны. Если говорить простым языком, то обязанности по оформлению товарно-транспортной накладной возлагаются на ту компанию или сторону, которая осуществляет найм грузоперевозчика. Также следует строго придерживаться правил, согласно которым заполняется товарно-транспортная накладная на перевозку груза.

Если перевозимый товар не имеет в пакете сопроводительных документов ТТН, у таких грузоперевозок могут возникнуть серьёзные сложности.

Как уже выяснили, для перевозки груза обязательно требуется товарная накладная, или просто ТТН. Но возникает логичный вопрос относительно использования одного бланка 1Т для различных грузоперевозок. Важно помнить, что каждая транспортировка груза подразумевает оформление отдельной товарно-транспортной накладной согласно бланку 1Т. А потому использование одной и той же накладной под несколько грузоперевозок категорически запрещается. Аналогично обстоит ситуация, если одинаковый груз перевозится на разные конечные пункты, то есть в различные компании, фирмы или организации. Здесь каждая отдельная отправляемая партия товара, предназначенная для той или иной компании, требует собственной отдельной товарной накладной.

Конкретный вид формуляра для международных сообщений определяется типом используемого транспортного средства и особенностями перевозки.

Выделяют следующие международные транспортные документы:

  1. Экспортная декларация EX-1 оформляется при отправке товара за границу.
  2. Транзитная декларация T-1 необходима для партий заграничных товаров, проезжающих через территорию ЕС.
  3. Административный сопроводительный документ или ААД выписывается на подакцизный товар из ЕС, направляемый на экспорт.
  4. Книжка международных дорожных перевозок (МДП) или TIR позволяет осуществлять транзитные перевозки по нескольким государствам без оплаты пошлин и прохождения досмотров. Действует на территории стран-участников конвенции
  5. Карнет ATA выполняет функцию таможенного документа, с помощью которого упрощается ввоз товаров (для выставок, ярмарок, спортивных мероприятия и пр.). Действует на территории многих стран.
  6. Накладная СМГС применяется на международных железнодорожных сообщениях в странах бывшего СССР, во Вьетнаме, Польше, Молдавии и многих других. Государства, не являющиеся участниками соглашения СМГС, оформляют накладную по другой форме.

При организации международных перевозок следует тщательно подходить к сбору документов, чтобы груз не задержали на таможне или в пути из-за неверно выбранного вида транспортной документации.

ТТН относят к сопроводительным документам первостепенной важности. Потому их проверка будет осуществляться достаточно тщательно. Чтобы избежать любых проблем и загвоздок при транспортировке груза, следует опираться на принятые стандарты при заполнении формы. Многие забывают о том, что здесь не допускается оставлять пустые ячейки. Где это необходимо, просто ставится прочерк. Также запрещено писать с ошибками и вносить некорректную или неточную информацию. Помимо ТТН, к стандартной форме 1Т может потребоваться приложить некоторые дополнительные бумаги и документы. Здесь в основном речь идёт о:

  • сертификатах;
  • договорах;
  • свидетельствах;
  • паспортах и пр.

Если к товарно-транспортной накладной прикладываются документы, все они в обязательном и правильном порядке прописываются в соответствующей строке, выделенной для Приложений к ТТН. После заполнения ТТН печатается сразу в 4 экземплярах. То есть вполне допускается использование современных средств ввода и оргтехники для распечатки. Заполнять всю ТТН только вручную ручкой необязательно. Документ не будет считаться действительным, если на нём отсутствуют соответствующие подписи сторон.

При этом из четырёх копий только одна предназначена для грузоотправителя. Все остальные экземпляры должен держать при себе водитель, осуществляющий грузоперевозки. Вторая копия передаётся получателю товара. Ещё два экземпляра нужны для руководства грузоперевозчика. Причём обязанностью водителя, который доставляет товар, является необходимость получить подписи грузоотправителя и грузополучателя на этих 2 копиях накладной. Теперь третья копия, куда выписывается окончательный счёт за предоставленные услуги, передаётся заказчику. В роли заказчика грузоперевозки может выступать отправитель или получатель. Тут уже учитывается та фирма, с которой транспортная компания заключила соглашения. В итоге четвёртый экземпляр остаётся у грузоперевозчика. Это необходимо для ведения бухгалтерского учёта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *