Контролируемые сделки 2021 критерии таблица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контролируемые сделки 2021 критерии таблица». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2020-2021 годов, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Субъекты сделок

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

ст. 275.2 НК РФ

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту «Сколково» или участником проекта по закону «Об инновационных научно-технологических центрах» от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки при участии посредников

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;
  • обороты по ним превышают 60 млн руб. в год

Критерии контролируемых сделок — таблица на 2020-2021 годы

В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2020 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/[email protected] в редакции приказа от 26.07.2019 № ММВ-7-13/[email protected] Скачать ее можно на нашем сайте в материале «Уведомление о контролируемых сделках: новый бланк».

Данный формуляр включает:

  • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
  • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
  • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

Все критерии для признания операции контролируемой указаны в НК РФ, их перечень закрытый и не подлежит расширенному толкованию.

Для вашего удобства мы собрали все критерии в одну таблицу, по которой можно проверить, нужно ли отчитываться по контролируемым сделкам в 2021 году. А после таблице посмотрите, как вам отчитаться.

Контролируемые сделки могут скрываться в стандартных контрактах. Проверьте, сможете ли вы распознать их в будничных сделках и отличить от неконтролируемых в статье “Вы уверены, что у компании нет контролируемых сделок?”.

Контролируемая сделкаПризнак контролируемой сделкиСуммовой критерий признания контролируемой сделки
Между взаимозависимыми лицами. Все стороны сделки резиденты РФ. Суммовое значение всех совершенных за год сделок Доход превышает 1 млрд. руб.
Одна из сторон сделки – плательщик НДПИ. Налог исчисляется в процентах. Предмет сделки – добытое полезное ископаемое Доход превышает 60 млн. руб.
Одна из сторон плательщик – ЕСХН или ЕНВД. Вторая сторона – применяет иной режим. Доход превышает 100 млн. руб.
Одна из сторон освобождена от уплаты налога на прибыль или применяет ставку 0 % Доход превышает 60 млн. руб.
Одна из сторон сделки – резидент особой экономической зоны или участник свободной экономической зоны, где установлены льготы по налогу на прибыль Доход превышает 60 млн. руб.
Одна из сторон сделки является обладателем лицензии на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья или является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и определяет базу для прибыли в соответствии со ст. 275.2 НК РФ.При этом, вторая сторона сделки либо не является обладателем такой лицензии (оператором нового морского месторождения), либо является, но не учитывает доходы (расходы) от такой деятельности для прибыли. Доход превышает 60 млн. руб.
Одна из сторон – участник регионального инвестиционного проекта, применяющая по прибыли ставку 0 % для зачисления в ФБ и пониженную ставку для бюджета субъекта федерации. Доход превышает 60 млн. руб.
Одна из сторон сделок является исследовательским корпоративным центром резидентом “Сколково” и освобождена от НДС. Доход превышает 60 млн. руб.
С участием посредником, не являющихся взаимозависимыми Посредник не выполняет никаких доп.функций, кроме перепродажи товаров между взаимозависимыми лицами Не зависимо от суммы сделки
Для организации перепродажи товаров между взаимозависимыми лицами посредник не принимает на себя никаких рисков и не использует свои активы
В области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли Предметом сделки должны быть:1) нефть и товары, выработанные из нефти;2) черные металлы;3) цветные металлы;4) минеральные удобрения;5) драгоценные металлы и драгоценные камни. Доход превышает 60 млн. руб.
С резидентом страны, включенной в перечень утв. приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н Любая сделка признается контролируемой Не зависимо от суммы сделки
С взаимозависимым лицом, нерезидентом РФ Любая сделка признается контролируемой Не зависимо от суммы сделки

Изучите внимательно таблицу с критериями контролируемых сделок и определите, нужно ли вам отчитываться в 2021 году за 2021 год.

Контролируемые сделки 2021: критерии (таблица)

Для того чтобы отчитаться в 2021 году по совершенным контролируемым сделкам, необходимо подать соответствующее уведомление до 20 мая 2021 года. Новую форму уведомления о контролируемых сделках 2021 скачайте с официального сайта ФНС России.

Форма уведомления о контролируемых сделках утверждена приказом ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected] В бланке не учтены изменения законодательства. В нем до сих пор есть поля для ОКВЭД и ОКПД, которые уже отменены.

Поэтому было неясно, как их заполнять. В письме от 22.03.2021 № ЕД-4-13/[email protected] ФНС сообщила, что в уведомлении о контролируемых сделках за 2021 год компании должны указывать коды по ОКВЭД2 и ОКПД2.

Подробности>>>

Заключенные между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок, на основании которых уплачивается НДПИ по ставке, выраженной в процентах). Участники которых соответствуют всем нижеперечисленным условиям: Имеют место регистрации на территории одного субъекта РФ.

У них отсутствуют обособленные подразделения в иных субъектах РФ либо за рубежом. Данные участники не платят налог на прибыль организаций в бюджеты иных субъектов РФ. Данные участники не имеют отрицательных финансовых показателей, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций.

Если в ФНС было передано уведомление с недостоверными данными либо ошибкой, исправить ее можно только уточняющим документом. В ситуации с электронного формата уведомлением для устранения вероятности порчи документа следует особое внимание уделять носителю, который будет применяться для предоставления документа в ФНС.

Помимо таких нюансов, привлечь внимание налоговиков к проводимым сделкам фирмы могут и высокими оборотами по контракту, годовая величина которых превышает 100 000 000 рублей. Для того чтобы сделка стала контролируемой ФНС, не обязательно один из участников должен быть нерезидентом РФ. Попасть под дополнительный контроль налоговиков могут как российские, так и иностранные фирмы.

Контролируемыми в общем случае считаются контракты между взаимозависимыми фирмами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ), а именно те, что определяются исходя из критериев, установленных ст. 105.14 НК РФ. Можно отметить, что спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

Контролируемыми сделками считаются те, что подлежат проверке ФНС на предмет отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов (например, по НДС). Данные действия — противозаконны.

Контролируемые сделки определяются критериями, содержащимися в НК РФ. Они представлены в таблице, отражающей изменения законодательства в текущем году. Для признания сделки контролируемой достаточно хотя бы одного из названых условий.

Категория сделки Условия Годовой лимит (млн руб.)
Между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в РФ Различные ставки по налогу на прибыль, применяемые сторонами к прибыли по сделке. Один из участников:
  • уплачивает НДПИ в процентах от стоимости;
  • добывает углеводородное сырье;
  • освобожден от налога на прибыль;
  • применяет ЕНВД или единый сельхозналог;
  • пользуется правом на инвестиционный вычет по налогу на прибыль;
  • освобожден от уплаты НДС как исследовательский центр («Сколково» и другие в аналогичном статусе)
1000
Несколько сделок по перепродаже товаров, работ, услуг при участии посредников, не относящихся к взаимозависимым лицам
  • Третьи лица не осуществляют никаких действий по сделкам, кроме сбыта товаров, работ, услуг;
  • третьи лица не несут расходов или рисков при осуществлении сбыта товаров, работ, услуг
60
Внешнеторговые сделки из сферы мировой биржевой торговли Предмет торговли – одна или несколько групп товаров:
  • нефть и товары переработки;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • драгоценные металлы и камни;
  • минеральные удобрения
60
С зарегистрированными в оффшорах, резидентами, жителями оффшоров. Перечень территорий утвержден Минфином Особых условий нет 60

Поправками законодательства, актуальными в текущем году для всех российских участников таких сделок, закреплен единый лимит доходов 1 млрд руб. (раньше значения могли быть разными, в зависимости от сделки), для иностранцев – 60 млн руб. (раньше сделки с иностранцами контролировались полностью). Российские фирмы дополнительно должны соответствовать условиям ст. 105.14-2 НК РФ. В нее добавлены новые основания, позволяющие определить сделку как контролируемую – в отношении добычи углеводородного сырья и различных ставок налога на прибыль.

Попали в зону контроля и операции с участием посредников, при условии превышения суммы доходов по ним по сравнению с лимитом. Годовые доходы подсчитываются с учетом положений гл. 25 НК РФ (НК РФ, ст. 105.14-9).

Внимание! Проценты по договору займа добавляются в доходы (документ №03-01-18/4-67 Минфина от 23/05/12 г.).

Не относятся к контролируемым перечисленные ниже сделки:

  1. Участников консолидированной группы налогоплательщиков, кроме имеющих отношение к уплате НДПИ в процентах.
  2. Сделки, стороны которых в одно и то же время:
    • зарегистрированы в определенном субъекте РФ;
    • не создали обособленных подразделений в иных регионах РФ или за рубежом;
    • не уплачивают налог на прибыль в бюджеты иных регионов;
    • по расчетам налога на прибыль не имеют убытков, в том числе прошлых лет;
    • нет причин признать сделку контролируемой по ст.105.14-2 пп. 2-7 НК РФ.
  3. Сделки, касающиеся углеводородного сырья на одном и том же новом морском месторождении.
  4. Кредитные договоры между банками на срок до одной недели включительно (7 дней).
  5. Сделки военно-технического характера с иностранными государствами.

Кроме того, не контролируются сделки по предоставлению поручительств, гарантий между российскими юрлицами, не являющимися банками; российскими взаимозависимыми лицами по предоставлению займов без процентов. Не контролируются также сделки по уступке прав (требований), если они направлены на предотвращение банкротства банка.

Перечень неконтролируемых сделок содержится в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Указанные сделки исключаются из контролируемых вне зависимости от того, удовлетворяют ли они требованиям ст. 105.14 п. 1-3 НК РФ.

  1. В 2019 году существенно изменились критерии контролируемых сделок. Лимит годовых доходов в отношении российских компаний теперь 1 млрд руб., иностранных — 60 млн руб.
  2. Проверяются неоднократные сделки, имеющие черты контролируемых, с участием посредников. Лимит по ним такой же, как для иностранных фирм.
  3. Доходы рассчитываются, как предписывает гл. 25 НК РФ. Проверки на соответствие сделок ценам рынка проводятся по методике из ст. 105.7 НК РФ.
  4. Хозяйствующие субъекты должны информировать фискальные органы о сделках такого рода. ФНС правомочна запрашивать материалы по сделке и проверять их. Если выявится, что налоги уплачивались неполно, штраф составит 40% от недоплаченной суммы и не меньше 30 тыс. руб.
  5. Существуют сделки, имеющие признаки контролируемых, но к ним не относящиеся. Признаки контролируемых и неконтролируемых операций содержит ст. 105.14 НК РФ.

Несмотря на то, что Глава 14.6 «Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения» была введена в НК РФ уже очень давно, фактическое заключение СОЦ является для нашей страны скорее экзотикой. Это контрастирует с международной практикой, где такие соглашения являются надежным фундаментом выстраивания доверительных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Долгое время препятствием было отсутствие порядка заключения соглашения о ценообразовании с участием российских и зарубежных налоговых органов. С изданием Приказа Минфина России от 29.03.2018 № 60н законодательные пробелы, обусловленные отсутствием формальной процедуры заключения соглашений о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок с участием зарубежных налоговых органов, были устранены. Как предполагалось, Приказ также должен был способствовать использованию налогоплательщиками данного инструмента.

Однако ряд серых зон, препятствующих заключению СОЦ, все еще оставался. Принятие Законопроекта сможет поспособствовать устранению и этих ограничений. Среди позитивных моментов можно отметить:

  • возможность учета особенностей применения методов ТЦО, предусмотренных законодательством иностранного государства, в случае если результаты применения методов ТЦО в редакции НК РФ не отличаются существенным образом от результатов применения методов ТЦО в редакции соответствующих нормативно-правовых актов иностранного государства;
  • ограничения на проведение ТЦО проверки по контролируемым сделкам, в отношении которых налогоплательщик обратился с заявлением о заключении СОЦ в случае, если не принято решение о заключении либо об отказе.

Вместе с тем, не обошлось и без негативных моментов. Так, срок рассмотрения заявлений и других документов, представленных налогоплательщиком, о заключении СОЦ по внешнеторговым сделкам (наиболее актуальные сделки в контексте СОЦ) увеличен с 6 месяцев до 24 месяцев (с возможностью увеличения такого срока до 27 месяцев). Кроме того, Законопроектом вводится двухлетний период для принятия решения о проведении проверки в связи с совершением контролируемых сделок в случае мотивированного отказа налогового органа от заключения СОЦ.

Такой двухлетний период начинает течь со дня принятия решения об отказе. Учитывая, что ранее в НК РФ такое положение отсутствовало, это может привести к продлению периода, в течение которого налоговый орган может принять решение о ТЦО проверке для налогоплательщиков, «дерзнувших» попробовать заключить СОЦ, по сравнению со стандартным периодом на принятие решения о ТЦО проверке (два года с даты подачи уведомления о контролируемых сделках).

В дополнение, законодатели предостерегли слишком ретивых налогоплательщиков от желания обжаловать отказ в заключении СОЦ, так как срок, в течение которого может быть вынесено решение о ТЦО проверке, приостанавливается в случае попытки обжалования решение об отказе в суде. То есть указанное выше продление периода принятия решения о проверке может еще увеличиться на срок судебного разбирательства. А если прибавить сюда фактически продленный на 21 месяц период рассмотрения заявления и других документов о СОЦ по внешнеторговым сделкам, то период ТЦО неопределенности увеличивается весьма существенно.

Учитывая, что при попытке заключения СОЦ налогоплательщик уже «раскрыл все карты» перед налоговым органом, мотивированный отказ налогового органа может обернуться «мотивированными доначислениями».

В то же время, счастливчики, получившие-таки возможность заключить СОЦ, в качестве «бонуса» получат увеличение сроков хранения данных бухгалтерского и налогового учета по сделкам, ставшим предметом СОЦ, по внутрироссийским и внешнеторговым сделкам до 6 и 10 лет соответственно. Отметим, что рассматриваемым Законопроектом увеличивается срок хранения всех документов налогового учета с 4-х до 5-ти лет, но это увеличение блекнет на фоне увеличения сроков для стороны СОЦ.

Указанные обстоятельства приводят к мысли, что лозунги «не навреди» и «не уверен, не обгоняй» все еще остаются главными лозунгами налоговых и финансовых подразделений компаний при рассмотрении вопросов о целесообразности попыток заключить СОЦ. В этой связи, в ближайшие годы инструментарий СОЦ вряд ли будет доступен широкому кругу налогоплательщиков и по-прежнему будет оставаться экзотикой.

Хранение документов

Как отмечено выше, Законопроект увеличил сроки хранения первичных документов с четырех до пяти лет. Однако нужно учитывать, что сроки хранения сведений закреплены не только в НК РФ, но и, например, в правилах Росархива, где установлено, что первичные документы нужно хранить 5 лет, а документы о получении зарплаты — 6 лет. Таким образом, во многих случаях указанная поправка в НК РФ не изменит работу бухгалтерии.

Раскрытие сведений о лицах, имеющих доступ к банковскому счету по доверенности

Закреплена обязанность банков в течение 3 дней со дня получения запроса от налогового органа предоставить:

  • копии паспортов лиц, которые вправе получать деньги со счета клиента (распоряжаться средствами на счете), и доверенностей на такие действия;
  • документы, которые определяют отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (договор на открытие счета, заявление и т.п.);
  • карточки с образцами оттиска печати и подписей;
  • сведений о бенефициарах, выгодоприобретателях, представителях клиента.

Указанные документы могут запросить в ходе встречной проверки, при вынесении решения о блокировке счетов или взыскании недоимки, либо по запросу иностранного уполномоченного органа (в рамках обмена информацией).

Несмотря на то, что ряд комментаторов уже охарактеризовали данный законопроект, как своего рода отмену банковской тайны, принципиальными эти новеллы не назовешь. По сути, для налоговых органов банковской тайны нет уже давно. Можно вспомнить как в 2019 году нынешний Глава Правительства, а тогда Руководитель ФНС РФ, Михаил Мишустин показал журналисту Financial Times систему, позволяющую налоговому ведомству в реальном времени отслеживать все покупки, сделанные россиянами.

Неприятным сюрпризом данные новеллы станут для тех, кто предпочитает использовать банковские счета через номинальных владельцев, а также, разумеется, для тех, кто такие схемы не использует, но будет в этом заподозрен налоговыми органами. Перечень запрашиваемой информации из вышеприведенного списка свидетельствует о том, что работа будет вестись не для выявления таких фиктивных владельцев, а для фиксации уже выявленных налоговых правонарушений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *