Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поаравки в закон об образовании о школьной форме 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В новом документе уточняется, что при выборе семейного образования родители должны проинформировать об этом органы местного самоуправления в течение 15 календарных дней после отчисления или не менее чем за 15 дней до начала учебного года, в котором планируется это сделать. Раньше точные сроки не указывались.
Обозначено, что ученик может в любой момент вернуться в школу, выбрать другой формат обучения или сочетать разные, если это необходимо. Раньше в документе говорилось лишь о том, что дети, которые получают образование дома, вправе пройти промежуточную и итоговую аттестацию в школе.
По нынешнему регламенту те, кто выбрал семейное обучение или самообразование, могут пройти оба вида экзаменов экстерном. Если родители захотят, ребёнок в этот период отправляется в школу на год или только на период сдачи аттестации.
Срок подачи заявления для прохождения ГИА составляет:
- по программам основного общего образования — не менее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку, но не позднее 1 марта;
- по программам среднего общего образования — не менее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения), но не позднее 1 февраля.
Дети, находящиеся на семейном обучении и не освоившие программу начальных или средних классов, не переводятся на следующую ступень. А если у них не закрыты академические задолженности, они возвращаются в школу.
Нужно ли покупать школьную форму в 2020-2021 учебном году?
Было дополнено положение о требованиях к структуре, объёму, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ. Теперь в документе указано, что они должны соответствовать не только ФГОС, но и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Помимо этого, теперь общеобразовательная программа обязательно должна включать в себя программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Уточняется, что они разрабатываются и утверждаются школами.
По этому вопросу есть дополнение: соблюдение гигиенических требований, а также санитарно-эпидемиологических правил являются обязательными. Уже в прошлом году в документе говорилось, что при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при введении режима повышенной готовности реализация программ осуществляется дистанционно. Причём в таком случае ограничения ФГОС не имеют силы.
Текст самих поправок занимает ровно одну страницу (две — вместе с фамилиями авторов и заголовками). В них разъясняется, что же такое «просветительская деятельность» — это «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации». Упоминается, что «не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни». Также в случае принятия этих поправок образовательным организациям придется согласовывать с Минобрнауки и Минпросвещения все международные договоры и работу с иностранными учеными.
- Vkontakte
- Одноклассники
Что нового ждет школьников, учителей и родителей с 1 января 2021 года
- Повышение квалификации
- Финансовая грамотность
- Президентская программа
- Переподготовка
- Обучение в сфере закупок
- Обучение иностранным языкам
- Отзывы
- Научно-исследовательская деятельность
- Планы НИР и РИД
- Сборники материалов по итогам научно-практических мероприятий
- Конференции и олимпиады
- Научный журнал «Государственное и муниципальное управление. Ученые записки»
- Научный журнал «Северо-Кавказский юридический вестник»
- Публикационная активность
- Гранты и конкурсы
- Диссертационный совет
- Студенческая наука
- Студенческое научное общество
2021 год ознаменуется для школьных учителей внедрением новой системы аттестации. Появятся такие квалификационные категории, как «учитель-методист» и «учитель-наставник». Министерство образования и просвещения Российской Федерации представило результаты опроса, и пройти обновленную аттестацию готовы уже более 1/3 работающих педагогов. В настоящее время корректируется нормативная база. Планируется, что введенные категории расширят возможности карьерного роста для учителей-предметников, а также будут способствовать развитию школьного наставничества.
Учителя-методисты будут заниматься разработкой и внедрением в образовательную систему новых педагогических технологий, учебников и методических пособий, принимать участие в разных методических объединениях и обсуждении проектов нормативной документации. Кроме этого, они смогут создавать программы повышения квалификации, проводить семинары и мастер-классы, заседать в жюри на конкурсах педагогического мастерства, руководить студенческой практикой. Чтобы получить категорию, необходимо иметь 5-летний стаж работы в должности учителя и иметь действующую первую или высшую квалификационную категорию по специальности «учитель». Также необходимо иметь дополнительное профессиональное образование, полученное не раньше, чем за три года до момента подачи заявления на аттестацию.
Учитель-наставник – это специалист, в задачи которого будут входить оказание помощи молодым педагогам, выявление пробелов в их подготовке, разработка планов профессионального роста. Простыми словами, наставник будет помогать молодому учителю и передавать ему свой опыт. Основными требованиями для допуска к аттестации являются семилетний стаж работы, высшая квалификационная категория, дополнительное профессиональное образование.
Введение этих двух квалификационных категорий связано с тем, что теперь ничего не будет зависеть от воли директора школы. Педагог может иметь сразу две категории (к примеру, «учитель-методист» и высшую) и при этом получать надбавки к заработной плате за обе – таким образом, новая аттестационная система будет способствовать непрерывному профессиональному развитию.
Уже сейчас полным ходом идет подготовка к Единому госэкзамену 2021. В будущем году обязательными к сдаче останутся математика и русский язык. На выбор учащимся предлагаются физика, биология, обществознание, история, информатика, химия, география, иностранный язык и литература.
Из нововведений в ЕГЭ нужно отметить:
- Увеличение времени на выполнение заданий по биологии с 210 до 235 минут;
- Изменение задания №7 с кратким ответом по литературе: в текст, где пропущено два слова нужно будет вписать два литературоведческих фактора или термина;
- Поменяется форма задания № 25 в экзамене по истории – историческое сочинение необходимо будет написать по одному из 3-х предложенных исторических процессов или по одной из 3-х предложенных исторических личностей;
- В экзамене по русскому языку изменится формулировка заданий № 9 и № 27;
- Экзамен по информатике будет проводиться в компьютерной форме. В него войдут задания на практическое программирование.
Планируемые нововведения направлены на упрощение порядка записи детей в детские сады. В ближайшем будущем у родителей не будут требовать свидетельство о рождении ребенка – законодательный акт об этом уже опубликован, и он вступил в силу с 1 января. Свидетельство может понадобиться только в единственном случае: если оно было выдано другим, иностранным государством.
В рамках системы дошкольного образования будет введен новый порядок приема. Закрепляется территориальный принцип набора детей в детские сады, при этом дети имеют преимущество при зачислении, если их сестры и братья посещают конкретный детский сад. Основанием для приема в муниципальное дошкольное учреждение будет являться направление территориального органа управления образованием.
Родители, которые хотят перевести ребенка из одного сада в другой, нужно будет обратиться в территориальные органы исполнительной власти и подать соответствующее заявление. Если в новом ДОУ будет свободное место, мам и пап уведомят об этом, после этого они должны написать заявление о переводе и отнести его в «старый» сад.
Еще одно нововведение касается создания единой информационной системы федерального значения и разработки правил формирования электронной очереди в детский сад на региональном уровне. Согласно законодательному проекту принципы работы этой системы будут общими абсолютно для всех.
Как повлияют эти и другие изменения на дошкольное, школьное, вузовское, средне-специальное и профессиональное образование предугадать сложно. Время покажет, насколько эффективно сработают новшества.
Школьное образование – 2021: что нового?
- определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
- законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
- гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
- формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
- определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
- дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
- описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
- определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
- полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
- правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
- регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания
Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.
Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.
Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.
Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.
Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:
- гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
- определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
- в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
- оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота
Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.
Июль
- Пн
- Вт
- Ср
- Чт
- Пт
- Сб
- Вс
- 31
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
События для Июнь
События для Июнь
События для Июнь
Внесены изменения в закон об образовании
События для Июнь
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
События для Июнь
События для Июнь
События для Июнь
События для Июнь
События для Июнь
События для Июнь
События для Июнь
Минпросвещения утвердило новый порядок образовательной деятельности в школах
1. Прием детей в школы в 2021 году будет осуществляться по обновленным в сентябре прошлого года правилам.
Главное новшество – приём заявлений в первый класс начнется 1 апреля (а не 1 февраля, как ранее) и завершится 30 июня для детей, проживающих на закреплённой территории, а также имеющих право на внеочередной, первоочередной и преимущественный приём. Приказ о приёме должен быть издан в течение 3-х рабочих дней после завершения приёма заявлений. Для детей, не проживающих на закреплённой территории, приём заявлений в первый класс начинается 6 июля (ранее — с 1 июля) до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
2. С 1 января 2021 года вступили в силу санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Они будут действовать до 2027 года.
Правила очень обширные. В числе прочего ими предусмотрены также требования, которые должны соблюдаться при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Среди них отметим следующие:
-для образовательных целей не должны использоваться мобильные средства связи;
-использование ноутбуков обучающимися начальных классов возможно при наличии дополнительной клавиатуры;
-одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается;
-при использовании электронных средств обучения рабочее место должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивать ребенку зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Планшеты должны размещаться на столах под углом наклона 30 градусов;
-обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 часов. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут;
-электронное оборудование необходимо ежедневно дезинфицировать.
3. С 1 января 2021 года действуют новые Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20), одним из разделов которых установлены особенности организации общественного питания детей, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В частности, ими предусмотрено, что в эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов регионах в меню должна использоваться специализированная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащенные витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска. Замена витаминизации блюд выдачей детям поливитаминных препаратов не допускается. В целях профилактики йододефицитных состояний у детей должна использоваться соль поваренная пищевая йодированная при приготовлении блюд и кулинарных изделий.
В школьных буфетах по-прежнему запрещается продавать пирожные с кремом, карамель и леденцы, кофе, картофель-фри, квас, газировку, тонизирующие напитки, жевательную резинку и некоторые другие продукты. Кроме того, в обновленный перечень запрещенных продуктов вошли картофельные и кукурузные чипсы, снеки.
При организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов допускается использовать набор пищевой продукции («сухой паек»), свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00) – должно быть организовано горячее питание.
Закреплены требования к организации питьевого режима. Предусмотрено, что при проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка.
4. «Коронавирусные» санитарно-эпидемиологические требования к организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи (СП 3.1/2.4.3598-20) будут действовать весь 2021 год – до 1 января 2022 года.
- На Первом канале заявили о бесполезности защитных средств от коронавируса
- В России грядет очередное подорожание товаров целой отрасли
- Пандемия вносит коррективы: названа дата начала нового учебного года
- Коронавирус влияет на половые функции мужчин
- «Не важно, что мы считаем»: в Кремле прокомментировали локдаун в регионах России
- Сто тысяч на ребенка в год: что известно о новой мере поддержки
- Долгие мучения: 72-летний Валерий Леонтьев перенес уже несколько операций
- Королева оправдала свой отказ родить ребенка умолявшему ее Николаеву
- Несовместимы: Нетребко высказалась о происходящем между ней и Эйвазовым
- Тяжелобольной Зайцев остался без денег после продажи Дома моды
Появились сроки уведомления о выборе семейной формы образования — 2 недели.
Теперь чётко прописано, что сначала ребёнок отчисляется из школы, потом родители уведомляют департамент образования о принятом и уже осуществлённом решении.
Сделать это нужно не позднее 15 календарных дней после подписания приказа об отчислении из школы. Если родители приняли решение летом, то подать заявление нужно не позднее 14 календарных дней до начала учебного года. Вот со вторым проблематично. В нашей школе учителя появлялись обычно к 25 августа. Хотя, может быть, дежурные какие есть или секретарь может заявление принять.
Школа теперь будет обязана составить график, определить порядок сдачи промежуточной аттестации и выдать это всё на руки родителям при прикреплении ребёнка для аттестаций к школе. Это хорошее изменение. Потому что как вспомню нашу свистопляску с составлением графика: придите позже, нам некогда, вы нам мешаете. А потом: завтра приходите сдавать аттестации. Какие вопросы? Вы должны быть готовы по всем вопросам… Надеюсь, что сейчас будет больше порядка.
Разрешено сдавать не более одного экзамена в день. С одной стороны, хорошо. Ребёнок фактически в школе больше одной аттестации вряд ли сможет сдать. С другой стороны, нам в один день могли засчитать аттестации по физкультуре, технологии и т.д. Теперь на каждый предмет — свой день. Ну… ладно.
Становится обязательной промежуточная аттестация за начальную школу, без нее не допустят к ОГЭ. Мы каждый год аттестации сдаём, для нас непринципиально.
Теперь появится официально закреплённое право школы на зачет промежуточной аттестации из другой школы. Но вот умные люди говорят, что это право было всегда и недоумевают, почему его опять упомянули. Вдруг что ухудшится?
—
Если говорить о нас с Манюней, то для нас ничего не меняется. Как сдавали, так и сдаём. Всё идёт по плану.
Какие основные положения содержит новый рекомендательный документ для производителей и школьников:
- вводится терминология, в том числе упоминается толстовка как разновидность школьной одежды. Под толстовкой понимается одежда из плотного материала с рукавами и капюшоном или без них, покрывающая тело и частично бедра. Ее разновидностями названы худи, свитшот и бомбер (без определений);
- устанавливается классификация школьной формы (обычная, торжественная и спортивная). При этом ГОСТ не распространяется на спортивную школьную одежду;
- введен ассортимент, для девочек: блузка, юбка, сарафан и платье, толстовка, пиджак, жилет (для каждого указаны свои ГОСТы), для мальчиков: сорочка верхняя и брюки, жилет, пиджак, жакет, джемпер, толстовка;
- к торжественному комплекту форм дополняется сорочка или блузка белого цвета и праздничный аксессуар;
- подробно перечислены требования, в том числе, к материалу. Утверждено, что прежде всего школьная форма должна быть удобной и практичной, а также эстетичной, без запрещенной символики.
В документе перечислены другие стандарты, которым должны соответствовать предметы школьной одежды, поэтому во многом это отсылочный нормативный документ.
Сразу отмечу, что установленное законом об образовании право школы самостоятельно устанавливать требования к внешнему виду учащихся вовсе не означает того, что школа может «творить беспредел». Федеральными законодательными и подзаконными актами все же установлены так называемые «рамки», ограничивающие полномочия школ.
Основополагающим актом является письмо Минобрнауки РФ от 28.03.2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся», называемое «Модельным актом». Таких общих требований можно выделить четыре:
- соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям;
- соответствие погоде и температурному режиму в помещении;
- соответствие общепринятым нормам делового стиля;
- светский характер.
На основании статьи 26 закона об образовании требования к одежде учеников должны приниматься школой с учетом мнения как самих школьников, так и их родителей, и особое внимание должно быть обращено на защиту интересов детей из малообеспеченных и многодетных семей. Это означает, что «постановка перед фактом», например, о том, что «в нашей школе запрещено носить джинсы», незаконна по определению.
Кроме того, на территории школ все ученики и сотрудники должны находиться без головных уборов, о чем имеется заключение Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. № 01/12662-12-23: головные уборы в пределах школы признаны источником опасных заболеваний, в частности – педикулеза.
Статья 14 Конституции РФ гласит, что «Российская Федерация – светское государство». Следовательно, дети в школе должны быть одеты без учета их религиозных убеждений. Окончательный ответ по данному вопросу дал Верховный суд РФ в своем Определении от 10 июля 2013 г. № 19-АПГ 13-2.
Суд сделал три основных вывода:
- единые требования к одежде учеников вытекают из светского характера нашего государства;
- головные уборы в помещении (в том числе хиджаб, косынка) являются причиной различных заболеваний;
- запрет на ношение хиджаба или косынки не нарушает права на получение образования.
Это:
- головные уборы, включая хиджабы и косынки;
- религиозная одежда;
- одежда, содержащая надписи явно экстремистского характера, призывы к употреблению наркотиков или психотропных веществ, оскорбления чести и достоинства других людей;
- одежда, содержащая элементы, которые могут травмировать ребенка или его окружение;
- одежда, не соответствующая полу ребенка.
Только в этих случаях родители (а в отдельных случаях – и сам ребенок) могут понести административную или даже уголовную ответственность по таким статьям, как «экстремизм», «пропаганда гомосексуализма», «призывы к употреблению наркотиков», «оскорбление», «оскорбление чувств верующих» и т.п.
Распущенные волосы, окраска волос или стильная прическа, макияж, маникюр у девочек (девушек); длинные волосы или, наоборот, стрижка «наголо» или даже усы и бороды у мальчиков и юношей очень часто являются предметом разногласий школьников и администрации.
Прокуратуры регионов многократно оспаривали чересчур «завинченные требования» школ к своим ученикам. Статья 8 Конвенции о правах ребенка устанавливает право ребенка на индивидуальность. Следовательно, любые ограничения во внешнем виде ребенка незаконны, если только они не нарушают иных требований законодательства.
Возможных же нарушений действующих законов можно выделить только два. Это:
а) несоответствие внешнего вида ребенка его полу (может быть расценено как «пропаганда гомосексуализма»);
б) внешний вид ребенка приведен к какой-либо религии («оскорбление чувств верующих»).
Таким образом, любые замечания по поводу распущенных или окрашенных волос, накрашенных ногтей, макияжа, усов или бород со стороны администраций школ являются незаконными по определению.
На этот счет законодатель ответил однозначно – запрещено. За нарушение требований к одежде или внешнему виду школьник может быть подвергнут дисциплинарному наказанию: это выговор, беседа с директором, вызов родителей и т.д. Если одежда или внешний вид ученика содержит признаки преступления или административного правонарушения – сотрудники школы обязаны вызвать представителей правоохранительных органов (полицию, следственный комитет). Но школа не имеет права не допускать ученика к занятиям по какой-либо причине, тем более — из-за неформального внешнего вида.
Как сказано в статье 51 закона «Об образовании», образовательное учреждение должно создавать условия, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья обучающихся. С юридической точки зрения недопуск к занятиям расценивается как физическое и психическое насилие над ребенком, запрещенное Конвенцией ООН о правах ребенка, а также как нарушение конституционного права гражданина России на получение образования, гарантированного частью 1 статьи 43 Конституции РФ.
Как администрации школ пытаются запугать учеников и их родителей и что в реальности представляют эти «пугалки» – я расскажу вам в своей следующей статье.
Конечно, начинать решение проблемы нужно путем переговоров. И, в первую очередь, ссылаться нужно на типичные жизненные ситуации, например:
«Скажите, каким образом маникюр моей дочери влияет на ее способность слушать объяснения учителя или отвечать у доски?»
«Если на улице и в классе 30 градусов жары, почему ребенок должен сидеть в синтетической рубашке и брюках?»
По каждой ситуации можно найти адекватные доводы. Если же школа продолжает нагло игнорировать мнение учеников и родителей, то можно пойти двумя путями:
1. Создать специальную комиссию по урегулированию споров, куда будут включены равное количество представителей школы, учеников и их родителей (статья 45 закона об образовании). Если получится достигнуть консенсуса, то окончательное решение комиссии становится обязательным для всех сторон конфликта. Правда, можно пойти дальше и обжаловать его в суд.
2. Обратиться с жалобой на действия школы в районный отдел образования (например, департамент образования областной администрации) или же в Рособрнадзор. Как вариант – можно написать заявление в прокуратуру или обжаловать решение школы в судебном порядке.
Защищайте права своего ребенка и учите детей отстаивать свои права.
- Профориентация
- Школьникам
- Взрослым
- Список профессий
- Рейтинг профессий
- Тесты
- FAQ
- Книги
- Статьи
- Задать вопрос эксперту
Администрация школы не имеет права отказывать в приеме заявления. Заявление должны принять и зарегистрировать. Даже если администрация школы считает, что заявитель не имеет права на поступление ребенка по месту жительства, она в любом случае должна принять заявление и дать ответ в письменном виде об отказе, указав причину.
Школа обязана принять всех, кто проживает на закрепленной за ней территории. Может так случиться, что поступающих по месту жительства (не желающих поступить, а именно прописанных на закрепленной территории) окажется больше, чем количество мест в школе. В этом случае будет иметь значение дата подачи заявления.
В приеме документов государственная школа вправе отказать только в случае, если свободные места закончились. Тогда родители могут обратиться в местный комитет по образованию, где им обязаны помочь устроить ребенка в другую школу.
В приказе Минпросвещения прописаны несколько вариантов подачи заявления:
— лично в школу,
— по почте заказным письмом с уведомлением о вручении,
— в электронной форме через электронную почту школы или ее сайт,
— с использованием функционала региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Большая часть заявлений в нашем регионе подается через Портал образовательных услуг Алтайского края. Для того чтобы воспользоваться им, нужно иметь учетную запись на портале «Госуслуги».
Есть еще одно новшество в приказе, которое сделает подачу заявлений о приеме ребенка в первый класс удобнее, — обязательное размещение на сайте школы необходимых бланков.
Раньше школа могла выбирать, размещать ли бланк на сайте или на информационном стенде у себя в стенах. Теперь бланк всегда можно будет скачать с сайта, спокойно заполнить дома и принести в школу готовый документ.
Важно знать, что приему в первый класс подлежат дети, достигшие шести лет шести месяцев на момент начала обучения, то есть 1 сентября. Но ребенку не должно быть больше восьми лет. Зачисление в школу детей старше и младше этого возраста возможно по согласованию с учредителем образовательного учреждения — городским комитетом по образованию.
В соответствии с федеральным законодательством право на первоочередное предоставление места в общеобразовательной организации имеют дети военнослужащих, сотрудников полиции, прокуратуры, отдельных категорий уголовно-исполнительной системы, из многодетных семей, дети, родители которых занимают штатную должность в образовательном учреждении, куда зачисляется ребенок, и т. д.
Законом сохраняется преимущественное право поступления в первый класс за детьми, братья и сестры которых уже учатся в этой школе. Правда, только если он проживают в одной семье и зарегистрированы по одному адресу.
Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать школьную форму определенного образца или можно обойтись без нее?
Чтобы ответить на эти вопросы, вначале разберемся для чего была введена школьная форма.
В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Закона об образовании в РФ № 273-ФЗ, согласно которому установление требований к одежде обучающихся (школьной форме) отнесено к компетенции образовательной организации, Минобрнауки России направил в регионы для использования Модельный нормативный правовой акт субъекта РФ об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Модельный акт).
Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»
Единые требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (школьной форме) были введены Модельным актом с целью:
-
обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни;
-
устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися;
-
предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками;
-
укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.
Общий вид школьной формы, ее цвет, фасон определяются органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими).
Общеобразовательные организации (школы) вправе устанавливать следующие виды школьной формы:
- повседневная школьная форма;
- парадная школьная форма;
- спортивная школьная форма.
Парадная школьная форма:
-
используется обучающимися в дни проведения праздников и торжественных линеек;
-
для мальчиков и юношей парадная школьная форма состоит из повседневной школьной формы, дополненной светлой сорочкой или праздничным аксессуаром;
-
для девочек и девушек парадная школьная форма состоит из повседневной школьной форма, дополненной светлой блузкой или праздничным аксессуаром.
Спортивная школьная форма:
- используется обучающимися на занятиях физической культурой и спортом.
С правовой точки зрения, если образовательная организация в соответствии с рассмотренной выше нормой Закона об образовании ввела школьную форму:
- то такая школьная форма является необходимым условием посещения школы.
Обязанность учащегося:
- выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы.
Статья 43 «Обязанности и ответственность обучающихся» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен:
-
ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись;
-
если Устав содержит пункт о том, что в школе школьная форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить школьную форму.
В Госдуму внесен законопроект о школьной форме
Планируемые нововведения направлены на упрощение порядка записи детей в детские сады. В ближайшем будущем у родителей не будут требовать свидетельство о рождении ребенка – законодательный акт об этом уже опубликован, и он вступил в силу с 1 января. Свидетельство может понадобиться только в единственном случае: если оно было выдано другим, иностранным государством.
В рамках системы дошкольного образования будет введен новый порядок приема. Закрепляется территориальный принцип набора детей в детские сады, при этом дети имеют преимущество при зачислении, если их сестры и братья посещают конкретный детский сад. Основанием для приема в муниципальное дошкольное учреждение будет являться направление территориального органа управления образованием.
Родители, которые хотят перевести ребенка из одного сада в другой, нужно будет обратиться в территориальные органы исполнительной власти и подать соответствующее заявление. Если в новом ДОУ будет свободное место, мам и пап уведомят об этом, после этого они должны написать заявление о переводе и отнести его в «старый» сад.
Еще одно нововведение касается создания единой информационной системы федерального значения и разработки правил формирования электронной очереди в детский сад на региональном уровне. Согласно законодательному проекту принципы работы этой системы будут общими абсолютно для всех.
Как повлияют эти и другие изменения на дошкольное, школьное, вузовское, средне-специальное и профессиональное образование предугадать сложно. Время покажет, насколько эффективно сработают новшества.
Социальная выплата адресована не всем семьям, а лишь тем, которые признаны многодетными. Впервые она была реализована еще в 1992 году на основании указа президента России. С тех пор местные власти принимали собственные нормативные акты, устанавливающие размер компенсации затрат на приобретение школьной формы, условия ее назначения и выплат.
Именно поэтому ситуация с этими выплатами в России сложилась крайне неоднородная. Требования к семьям, суммы соцподдержки и даже правила, на что можно потратить деньги и как отчитываться за них, в регионах отличаются. А сам термин «многодетность» везде трактуется по-разному.
«В нашем законодательстве нет единого понятия многодетной семьи, — комментирует Марианна Филиппова. — В столице таковой признается семья, в которой воспитывают троих и более детей. А в Смоленской области — лишь та, где детей пятеро и более».
Важен и возраст детей, родители которых обращаются за компенсацией за школьную форму для многодетных. В столице ее выплачивают до достижения младшим ребенком 16 лет. А если он продолжает обучение — то до совершеннолетия. Причем неважно, в каком именно учебном заведении ребенок получает образование. Это может быть колледж или техникум, главное — чтобы возраст соответствовал.
Сколько получит семья, тоже зависит от региона проживания. Так как деньги выплачивают из региональных бюджетов, размеры поддержки устанавливают на местах.
Самые крупные выплаты полагаются жителям столицы. Ежегодно они могут получать по 10 560 рублей. Потратить эти деньги разрешено на одежду для школы и на канцтовары. При этом отчитываться, на что именно ушли деньги, не нужно. В Смоленской области тоже действует ежегодный порядок выплат: после подачи заявления и документов родителям перечисляют по три тысячи рублей на каждого школьника.
А вот в Липецкой области получать выплату каждый год не получится. Она полагается через год и составляет 2500 рублей. Эти деньги нужно потратить строго на школьную форму, тогда как ежегодно можно обращаться за другой компенсацией. На покупку спортивной одежды бюджет ежегодно готов выплачивать по 2010 рублей. Еще реже деньги дают в Тамбовской области: только раз в три года, но зато в сумме семь тысяч на ребенка.
Закон вносит поправки в законодательство об образовании. С соответствующей инициативой выступили депутаты, представляющие в Госдуме Общероссийский народный фронт (ОНФ), в том числе Ольга Тимофеева и Михаил Старшинов.
Мы не вводим единую школьную форму для школьников всей страны, но мы хотели бы, чтобы они выглядели официальноОльга Тимофеевадепутат от ОНФ
Депутаты внесли этот документ на рассмотрение парламента после того, как в марте прошлого года глава государства поддержал идею введения в стране школьной формы.
В законе закрепляется норма о том, что школы могут устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды, знакам отличия и правилам ее ношения.
- Работники образовательных организаций должны вакцинироваться согласно национальному календарю прививок, проходить медицинские осмотры, иметь личную медицинскую книжку.
- Образовательная организация должна в течение 2 часов проинформировать территориальные органы исполнительной власти, если в учебном заведении появились групповые инфекционные заболевания. А потом незамедлительно начать выполнять профилактические мероприятия.
- Воспитатели и (или) медицинские работники должны ежедневно устраивать утренний прием детей, на котором необходимо опрашивать родителей о состоянии здоровья детей, а также проводить бесконтактную термометрию. Заболевшие воспитанники, а также дети с подозрением на наличие инфекционного заболевания, не должны допускаться к посещению.
- Здания образовательных учреждений должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения.
- В учебных учреждениях запрещено использовать инфракрасные обогреватели.
- Работники дошкольных организаций должны мыть все игрушки ежедневно в конце дня. Те, что нельзя мочить, нельзя давать детям в руки, но можно использовать при необходимости в качестве демонстрационного материала. А кукольную одежду нужно стирать по мере загрязнения и проглаживать.
- Запрещено проветривать помещения в присутствии учеников.
- После болезни дети будут допускаться к посещению только при наличии медицинской справки.
- Если дети учатся в две смены, то их расписание должно соответствовать постановлению. В первую смену учатся первый класс, пятый класс, старшая школа и классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Во вторую — все остальные.
- Если дети находятся в образовательных организациях более 4 часов, их должны обеспечить горячим питанием.
- Нельзя проводить более одного экзамена в день.
- Время ожидания экзамена в классах не должно превышать 30 минут.
- При продолжительности экзамена от 4 часов и более обучающиеся обеспечиваются питанием.
- Питьевой режим должен быть организован независимо от продолжительности экзамена.
- Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х календарных дней. Однако есть уточнение:
«При проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) по предметам по выбору участников ЕГЭ допускается их проведение через день», — говорится в постановлении.
Фото: Shutterstock / Manu Padilla
- Новости
- Колонки
- Аналитика
- Интервью
- Рецензии
- Видео
- Образовательная политика
- Экономика
- Качество образования
- Интервести
- Big data
В школе есть несколько разновидностей форм
Спортивная форма – предназначена для занятий физической подготовкой и должна быть удобна для занятий. Она состоит из спортивной обуви, футболки желательно белого цвета, спортивного костюма, шорт или спортивных брюк.
Повседневная форма-предназначена для ежедневного ее использования во время учебы. Делится на форму для девочек и для мальчиков.
Для девочек чаще это юбка и блузка. Допускаются брюки. В прохладное время жилет или пиджак. Для мальчика-рубашка и брюки. В прохладное время года пиджак или пуловер. Блузка и рубашка не должны быть яркими, а однотонными и без рисунка.
Парадная форма-используется при дежурствах и праздниках. Она такая же, как и повседневная, но рубашка или блузка должны быть обязательно белого цвета.
Фото 21539
14693
Ключевые изменения в образовании в 2021
23327
12609
10566
Фото 10315
5997
До 2022 года в нескольких регионах пройдет эксперимент, который, по обещаниям чиновников, сделает программы образования более качественными. Проект по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды, который относится к нацпрограмме «Образование» проекта «Цифровая образовательная среда», предусматривает:
- использование электронного обучения;
- применение дистанционных образовательных технологий;
- регулярное обращение к электронным информационным и образовательным ресурсам.
Для этого чиновники планируют обеспечить школы скоростным интернетом, развить внутришкольные локальные сети, поставить современную технику для работы (компьютеры, планшеты, Wi-Fi).
Пока в проекте участвует только 14 регионов – Московская, Новосибирская, Сахалинская, Новгородская, Астраханская, Калининградская, Нижегородская, Калужская, Тюменская, Кемеровская, Челябинская области, Алтайский и Пермский края, Кузбасс и Ямало-Ненецкий автономный округ. К 2024 году власти планируют использовать современные цифровые технологии в образовании по всей стране.
\n
Все «новые» основополагающие принципы образовательного процесса давно прописаны в законе «Об образовании в РФ». Но Порядок, утвержденный Министерством просвещения 22 марта 2021 года – «подзаконный акт», который вступит в силу с нового учебного года, дополнительно и более объемно разъясняет, какие именно изменения произойдут и как ими могут воспользоваться школьники и их родители.
\n
Философы утверждают, что выбор есть всегда. С этим не поспоришь, глядя на основательно подготовленную правовую и административную базу отечественного среднего образования. Но снятие административных барьеров для семейного или индивидуального обучения означает большую степень ответственности. А ответственность при этом возлагается не столько на школу, сколько на родителей или на старшеклассника, которые в момент принятия решения о том, какая форма обучения предпочтительней, должны это принимать во внимание.
\n
Также нужно понимать, отказ от традиционной школьной формы обучения не означает, что не нужно изучать школьную программу. Это – во-первых. Домашний формат – для ответственных и организованных семей, понимающих, что теперь не получится обвинить школу и учителей в плохом качестве знаний ребенка. А ведь при проверке знаний никаких скидок «домашнему ученику» не будет – ФГОСы для всех одинаковые.
\n
Второй важный аспект, который следует учитывать при выборе формы обучения: школа – среда социализации ребенка и обретения им жизненно необходимых навыков общения. Общественное воспитание невозможно в полной мере организовать в узком семейном кругу, и виртуальный формат общения никогда не заменит непосредственный контакт со сверстниками.
\n
Безусловно, детям творческим и одаренным необходим индивидуальный график занятий в общеобразовательной школе. И это весомый аргумент в пользу выбора отдельных форм обучения. Хотя, и здесь следует учитывать род занятий ребенка: к примеру, карьера балерин или спортсменов коротка, и рано или поздно школьнику, возможно, придется встраиваться в обычную жизнь, где нет «богемных» привычек. Если речь идет о ребенке с ограниченными возможностями, который по объективным причинам не может посещать школу, то выбор семейного обучения закономерен и обоснован. Но даже в этом случае необходимо задуматься о традиционной форме обучения, как о возможности социализации ребенка и максимального его сближения с одноклассниками, чтобы избежать развития нежелательных комплексов, состояния подавленности и т.п.
\n
Возможность перехода на индивидуальную или семейную форму обучения не должна расцениваться как легкий уход от бытовых проблем: отсутствие необходимости ежедневного посещения школу, конфликты с одноклассниками или учителями и т.д. Это – факторы организующие, способствующие развитию дисциплины, коммуникативным способностям ребенка, которые понадобятся ему в будущем.
\n
Любые нововведения доказывают свою эффективность со временем, на практике. Образование и воспитание детей – наиболее тонкая и чувствительная сфера в каждом обществе, где необходимы вдумчивость и осторожность в принятии решений, даже при отсутствии правовых преград.
\n
С другой стороны, опыт показывает, что именно разнообразие форм обучения помогло без ощутимого урона знаниям и здоровью детей завершить прошлый учебный год и приступить к занятиям по учебному плану первого сентября 2020 года. Стало быть, гибкость и универсальность нового Порядка подоспели вовремя.
Все «новые» основополагающие принципы образовательного процесса давно прописаны в законе «Об образовании в РФ». Но Порядок, утвержденный Министерством просвещения 22 марта 2021 года – «подзаконный акт», который вступит в силу с нового учебного года, дополнительно и более объемно разъясняет, какие именно изменения произойдут и как ими могут воспользоваться школьники и их родители.
Существовавшее ранее профессиональное послевузовское образование трансформировано в высший уровень профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров по особым программам. В перечень этих программ входят:
• научно-педагогическая адъюнктура (аспирантура);
• ординатура;
• стажировочная ассистентура.
Закон вносит поправки в законодательство об образовании. С соответствующей инициативой выступили депутаты, представляющие в Госдуме Общероссийский народный фронт (ОНФ), в том числе Ольга Тимофеева и Михаил Старшинов.
Мы не вводим единую школьную форму для школьников всей страны, но мы хотели бы, чтобы они выглядели официальноОльга Тимофеевадепутат от ОНФ
Депутаты внесли этот документ на рассмотрение парламента после того, как в марте прошлого года глава государства поддержал идею введения в стране школьной формы.
В законе закрепляется норма о том, что школы могут устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды, знакам отличия и правилам ее ношения.
Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43.
Пункт 1. Каждый имеет право на образование.Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.Пункт 3.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.Пункт 5.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей по воспитанию и образованию детей входит это обеспечить.
Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до высших учебных заведений.
Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.
Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.