Аренда муниципальных земельных участков в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аренда муниципальных земельных участков в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Правовой основой предоставления муниципальных земельных участков в аренду являются Гражданский и Земельный кодексы РФ. При этом в каждом регионе существуют свои нормативные акты, в рамках которых осуществляется выдача земли во временное пользование гражданам.

Земельный кодекс является сводом основных моментов передачи наделов в аренду:

  • закрепляет порядок предоставления муниципальной земли;
  • регулирует права и обязанности владельцев арендованных участков;
  • уточняет особенности владения;
  • разъясняет иные нюансы относительно прав, которыми наделяется арендатор при пользовании участком государственной или муниципальной земли.

Важно знать, что законодательством устанавливаются определенные сроки владения арендованным участком. Например, в случае предоставления по договору аренды надела под строительство, то этот период рассчитан на время, достаточное для его осуществления. Если по истечении срока аренды никаких действий по возведению строения не производились, муниципалитет может изъять землю и не продлить действие договора. Завершение строительства до даты окончания соглашения об аренде дает право арендатору выкупить землю в свою собственность.

Участки земли, которые находятся в распоряжении местной администрации, могут передаваться гражданам в аренду по итогам аукционов, проводимых по инициативе органа власти, или без проведения такового. Все эти моменты содержатся в земельном законодательстве РФ.

Муниципальная земля в аренду под строительство дома

  1. Подача заявления в местную администрацию.
  2. Получение акта с отмеченными границами участка на местности (в случае положительного решения) от земельного комитета администрации. Выдается также документ с согласованием контролирующих органов.
  3. Обращение в орган Росреестра с документами из администрации.
  4. Получение кадастрового паспорта.
  5. Подписание договора аренды с местным органов самоуправления.

Куда обращаться?

Поскольку земли территорий являются государственными или муниципальными, обращаться для аренды участка необходимо в администрацию по месту его нахождения. Как правило, в них имеются соответствующие структурные подразделения, которые занимаются непосредственно учетом таких земель. Это комитеты имущественных отношений или земельные комитеты.

За сколько можно будет купить с/х землю после 1 июля

На рассмотрение заявления отводится не более двух месяцев. За это время происходит подготовка к торгам. Если участок не поставлен на кадастровый учет, то:

  • проводятся кадастровые работы;
  • разрабатывается и утверждается схема расположения надела;
  • участок оформляется в Росреестре.

Строительство жилого дома или промышленного объекта подразумевает подключение его к коммуникациям. Возможность такового анализируется.

Одновременно происходит оповещение населения о предстоящем аукционе путем размещения информации в местных СМИ или на сайте администрации города. Любой желающий участвовать может подать заявку и внести задаток (проигравшему он возвращается в течении 3 дней). Если претендент окажется только один, то у него преимущественное право на заключение договора.

Договор аренды составляется на определенный срок и с указанием условий использования. При этом заявитель должен знать, что эти параметры находятся в прямой зависимости. Самым максимальным сроком может быть 49 лет.

Земельным законодательством устанавливается период аренды, поэтому в договоре он должен соблюдаться и зависеть от использования:

  • для проведения научных и изыскательских работ – не более 1 года;
  • для капитального строительства – 3-10 лет, которых достаточно для возведения и ввода в эксплуатацию;
  • земли под ЛПХ могут выдаваться в аренду на срок до 20 лет;
  • для фермерства период аренды может составлять до 49 лет;
  • участки для организации сенокосов, выпаса скота выдаются на срок до 3 лет.

Всегда в договоре аренды указываются условия расторжения на случай несоблюдения арендаторов его условий. Администрация вправе прекратить действие соглашения досрочно.

Некоторые специалисты считают, что через два года, когда число покупателей пополнят юрлица, купленный сейчас земельный надел можно будет продать на 25% дороже. Земельный надел также можно сдавать и в аренду. На сегодняшний день фермеры готовы арендовать землю от $100 / га — на юге Украины до $ 200 / га — на севере.

«Если говорить о стоимости права аренды, то сегодня она составляет $120−150 за год (еще в прошлом году было $100). То есть договор на 10 лет — $1,2−1,5 тыс. В регионах Полесья (Сумская, Черниговская области, Новгород-Северский район), где супесчаные почвы, а также в Одессе стоимость колеблется в пределах $50−80 за год», — пишет Игорь Слободянюк.

Принятие закона имеет и положительные стороны. Ранее из-за отсутствия законодательного урегулирования суды принимали на себя функцию решения вопросов в сфере перехода прав на землю в случае отчуждения недвижимости.

Теперь позиция Верховного суда, в соответствии с которой к новому владельцу недвижимости – с момента перехода права собственности на недвижимость – переходят все права и обязанности предыдущего землепользователя закреплена на законодательном уровне.

«Такое положение является гарантией для покупателей недвижимости, которые, покупая недвижимое имущество, будут уверены, что они имеют право пользоваться земельным участком», – заметил нам Евгений Ковтуненко.

Также позитивом является возможность оформления права собственности на земельный участок, на котором находится объект незавершенного строительства. У приобретателя есть тридцать дней для обращения, а пропуск такого срока не является основанием для отказа.

«Для людей, желающих заключить брак, нужно принимать во внимание, что теперь если даже покупка земельного участка состоялась до брака, а постройка недвижимого имущества на этом участке состоялась в браке, вторая половина имеет право собственности на часть такого участка под недвижимостью», – отметил управляющий партнер МЮК «Kodex».

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

  • Адвокаты
  • Юристы
  • Нотариусы
  • Суды
  • Прокуратуры
  • Налоговые инспекции
  • Государственные администрации
  • Пенсионные фонды
  • Полиция
  • Центры занятости
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов

Несмотря на начатую в 90–х годах земельную реформу по передаче земель государственной собственности в частную (паи земель колхозов и совхозов между их членами, индивидуальная приватизация, выкуп, др.), полноценное право на распоряжение землями сельскохозяйственного назначения ее владельцы до сих пор не получили.

Начиная с 2002 года был введен мораторий на отчуждение определенных видов с/х земель, который со временем претерпел существенных изменений, направленных на недопущение его обхода.

На сегодняшний день действие моратория распространяется на отчуждение земель следующих видов:

  • земли товарного с/х производства;
  • земельные участки, выделенные из земельных долей (паев);
  • земельные доли (паи) и
  • все земли с/х назначения государственной и коммунальной собственности,

что в комплексе составляет львиную долю всех сельскохозяйственных земель Украины.

Кроме того, запрещено и изменение целевого назначения упомянутых видов земель, находящихся в частной собственности.

Закон вводит поэтапную отмену действующего запрета на отчуждение земельных участков с/х назначения частной собственности с рядом ограничений, которые в основном сводятся к ограничению их приобретения определенными субъектами, а также ограничению концентрации земли до определенной площади в «одни руки».

В частности, Законом предусмотрены следующие основные сроки запуска оборота права собственности на с/х землю:

  • в период с 1 июля по 1 января 2024 года – между гражданами Украины, государством, территориальными общинами;
  • с 1 января 2024 года – с участием юридических лиц, созданных по законодательству Украины, с определенными ограничениями;
  • после принятия решения на референдуме – с участием иностранных юридических лиц и граждан.

В то же время, запрет отчуждения земель государственной и коммунальной собственности остается в силе. Исключением будут земли крестьянского (фермерского) хозяйства государственной и коммунальной собственности, принадлежащие гражданам на праве постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения. Такие лица имеют право их выкупить с рассрочкой оплаты до 10 лет.

Условия приватизация земель государственной и коммунальной собственности остаются неизменными. Кроме того, земельный фонд государственной и коммунальной собственности в дальнейшем возможно будет получить в аренду на земельных торгах.

Важным изменением является также отмена запрета на изменение целевого назначения земель в установленном порядке, что позволит удовлетворить потребности других отраслей.

В период с 01.07.2021 по 31.12.2023 гг. разрешен оборот земель между гражданами Украины

В этот период отчуждение с/х земель частной собственности будет разрешено фактически между гражданами Украины из расчета не более 100 га в «одни руки». Консолидация с/х земель гражданином Украины в размере 10 000 га предусмотрена только с 1 января 2024 года.

Для юридических лиц будут действовать аналогичные условия действующего моратория. При этом приобретение в собственность юридическими лицами разрешенных видов с/х земель (например, земли для садоводства, земли фермерского хозяйства) будет возможным при условии соблюдения требований к корпоративной структуре таких лиц, их конечных бенефициарных собственников, о чем пойдет речь далее.

Начиная с 1 января 2024 – запуск рынка для юридических лиц с определенными ограничениями

Начиная с 1 января 2024 юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, имеют право приобретать в собственность все виды с/х земли в пределах 10 000 га. Ограничение по консолидации также будет учитывать совокупный объем земли с/х назначения, которым обладают на праве собственности конечные бенефициарные собственники такого юридического лица.

Корпоративная структура юридических лиц, которые приобретают земли с/х назначения, должна быть прозрачной, не содержать никаких «промежуточных звеньев», и включать в своем составе только граждан Украины и/ или государство, и/ или территориальную общину.

Юридическим лицам (независимо от резидентности) прямо запрещено приобретать корпоративные права юридических лиц, которые владеют сельхоз землей на праве собственности. Эта норма может быть отменена по результатам референдума, что позволит более удачно структурировать агробизнес в соответствии с его собственными нуждами.

Земельная реформа: что изменится с 1 июля 2021

Иностранные юридические и физические лица, кроме резидентов государства–агрессора или оккупанта, других государств, находящихся под санкциями, смогут приобрести в собственность земли с/х назначения при условии принятия такого решения на референдуме.

Если такое решение будет принято, Закон предоставляет в дальнейшем почти равные возможности иностранцам по сравнению с отечественными субъектами хозяйствования.

В таком случае инвесторы смогут осуществлять свою деятельность через юридическое лицо, созданное по законодательству Украины.

Наряду с этим, напомним, что приобретение иностранными субъектами земельных участков в аренду остается неизменным, – последние имеют право арендовать с/х земли на равных условиях с юридическими лицами и гражданами Украины.

Подготовка земельного участка к продаже

Договор купли–продажи земельного участка должен содержать все существенные условия, перечисленные в статье 132 Земельного кодекса Украины, в том числе, кадастровый номер, целевое назначение, состав угодий, существующие ограничения и т. п.

Поэтому, до момента заключения следует провести предварительную проверку регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре, а также проверку регистрации права собственности на него в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, корректность всех данных, содержащихся в реестрах и, при необходимости, принять соответствующие меры по такой регистрации/ корректировке.

На практике, к сожалению, мы видим немало ситуаций, при которых, кроме уже стандартных на сегодняшний день вопросов по регистрации земельного участка или права собственности на него, также прилагаются имеющиеся технические ошибки в данных, внесенных в Государственный земельный кадастр, отсутствие таких данных (например, состава угодий, адреса земельного участка) и т.д., что в дальнейшем является основанием переноса сделки до исправления таких ошибок.

Как действовать, если предметом интереса покупателя является земельная доля (пай)

Без внимания Закон оставил условия регулирования оборота земельных долей (паев), лишь продлив запрет их отчуждения в пользу юридических лиц до 1 января 2024 года. Наряду с этим условия по ограничению консолидации, структуры собственности на земли с/х назначения относятся именно к земельным участкам, что очевидно создаст немало дискуссий по этому поводу. В этом вопросе мы придерживаемся консервативной позиции и рассматриваем определенные в Законе изменения к статье 130 Земельного кодекса Украины как такие, которые в том числе распространяются и на земельные доли (паи).

Более того, анализ действующего законодательства и изменений, которые вводятся, дают основания сделать вывод, что приобретение в собственность земельных долей (паев) по договорам купли–продажи будет возможным после их выделения в натуре (на местности).

Целесообразность прохождения такой процедуры до приобретения актива также обусловлена ​​существующими рисками данной категории актива, учитывая неопределенность его границ на местности, что на практике создает немалые риски в фактической реализации последующего выделения пая в натуре (на местности).

Преимущественное право выкупа

Сейчас преимущественное право выкупа земельных участков имеют их совладельцы и арендаторы, кроме определенных исключений. Однако, фактически такое право можно будет реализовать гражданами Украины и юридическими лицами на равных условиях только с 1 января 2024 года. Дополнительно закон предусматривает отдельный механизм уступки первоочередного права выкупа очень простым способом – путем уведомления собственника.

Окончательные выводы о субъектах, которые будут иметь преимущественное право выкупа, процедуры его применения, можно будет сделать после принятия законопроекта № 2194, рассмотрение которого ожидается в ближайшее время.

Поэтому, в любом случае до приобретения земельного участка следует выполнить условия по обеспечению реализации преимущественного права на его приобретение упомянутыми субъектами. В противном случае новый собственник рискует потерять такой актив в будущем.

Влияет ли смена собственника на действующие договоры аренды или эмфитевзиса

Приобретая земельный участок следует также учесть возможное наличие прав третьих лиц на пользование им. Смена собственника земельного участка, выделение в натуре (на местности) земельной доли (пая) с ее последующей продажей не прекращают действие уже заключенных договоров аренды, эмфитевзиса, как и не является основанием для внесения изменений в них.

Учитывая указанное, перед приобретением актива следует внимательно проверить действующие договоры на предмет пользования земельными участками, земельными долями (паями) и оценить дальнейшие перспективы реализации актива, который приобретается.

Дополнительные требования к договорам купли–продажи

К сделкам по отчуждению земельных участков будут установлены следующие дополнительные требования:

  • Все оплаты должны проводиться в безналичной форме;
  • Приобретатель актива должен пройти финансовый мониторинг и подтвердить источник получения средств;
  • Цена продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, выделенных в натуре с земельных долей (паев), не может быть меньше их нормативной денежной оценки.

Следует отдельно напомнить, что для целей налогообложения перед заключением договора купли–продажи земельного участка между физическими лицами следует также провести его экспертную оценку. Для юридических лиц такое требование не является обязательным.

Другие действия, которые следует предпринять, готовясь к получению актива

Безусловно, длительная история земельной реформы обусловила многочисленные нарушения в ходе правоотношений, сложившихся с момента первоначального приобретения права собственности на земельный участок, долю (пай) до сих пор, в том числе нарушения условий действующего моратория, заключение соглашений, ограничивающих право пользования земельным участком, несоответствие фактических границ земельного участка границам, закрепленным в документации по землеустройству и т. п.

Поэтому, перед приобретением прав на земельные участки мы рекомендуем в любом случае проводить их правовую и техническую проверки («due diligences»). Также напоминаем о необходимости получения агрохимического паспорта, в т. ч. для проверки состава и качества почвы земельных участков.

Закон на первых этапах создает благоприятные условия для агробизнеса по привлечению кредитных средств, учитывая отсутствие запрета банкам обращать взыскание на такой актив. Кроме того, к такому обращению не применяются условия консолидации (ограничение в площади). Однако, наряду с этим Законом установлено требование об отчуждении банками земельных участков в течение следующих 2–х лет, что значительно снижает привлекательность такого имущества под залог, учитывая ограниченный круг субъектов, которые смогут его приобрести, по крайней мере, в течение следующих трех лет.

Закон предусматривает достаточно жесткие меры к нарушителям условий оборота земель сельскохозяйственного назначения в виде конфискации земли или признании сделок недействительными.

Конфискация земельных участков (чрезмерно приобретенной их площади) будет проводиться на основании решения суда по искам Государственного геокадастра. Собственник земельного участка, допустивший нарушение, будет иметь право на получение компенсации стоимости земельного участка, определенной по результатам земельных торгов (за вычетом расходов на их проведение).

Оформление арендуемого земельного надела в собственность их временного пользователя – арендатора, закреплено правовыми нормами, в частности ст. 39.9, 39.18, 39.20 Земельного кодекса РФ, а также другими законодательными актами муниципального и федерального уровня.

Их выполнение обеспечивает законный доступ широкого слоя населения страны к земельным ресурсам для полного удовлетворения своих потребностей в приобретении более комфортного жилья и возможности по занятию крестьянским и фермерским трудом.

По общей процедуре, для исключения коррупционной составляющей в процессах продажи и покупки арендуемых земель, их выкуп производится с использованием торгов (аукционов). Цена земли на торгах определяется как максимальная стоимость, предложенная участниками.

Однако тема нашей статьи посвящена выкупу земли из аренды у администрации города без проведения торгов. В народе эту процедуру ещё называют приватизация земельного участка.

Итак, как же на практике осуществить указанную процедуру и у кого есть такое право?

Не будем вдаваться в подробности, как и кто, может приобрести земли у государства без проведения торгов, остановимся именно на ситуациях когда земля в аренде.

Земельный кодекс, говорит о том, что перевести участок земли из аренды в свою личную собственность вправе любое лицо, который соответствует определённым критериям.

К ним относятся:

  1. Гражданин, у которого в аренде земельный участок и на нём зарегистрирован как минимум объект незавершённого строительства – частный дом
  2. Физическое или юридическое лицо, которым земля передана для осуществления фермерской деятельности
  3. Лицам, который земельный участок предоставлен в аренду или безвозмездное пользование для комплексного освоения земли

С 2017 года на законодательном уровне введена возможность приобретения земли без торгов по фиксированной сумме. Такая возможность регламентирована в частности пп. 9, 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Перевод земли из аренды в собственность осуществляется при соблюдении следующих условий:

  1. Аренда длится 3 и более года
  2. Покупка возможна только арендатором
  3. Заявление о заключении договора аренды должно быть подано не позднее одного дня до истечения аренды
  4. На земельном участке, есть объекты недвижимости, принадлежащие арендатору

Добавим, информацию, касающуюся НКО.

Когда участок земли, арендуемый некоммерческой организацией (НКО) в составе территории комплексного освоения, планируется выделить под ИЖС, то в случае разделения площади на отдельные участки под ИЖС, правом их последующего выкупа без торгов обладает любой член НКО.

Часто от читателей интернет-журнала «Недвижимость, земля и право» поступают обращения с вопросом: «Если дом в собственности, а земля в аренде как оформить право собственности на участок?»

Владелец дома, размещённого на арендуемом наделе, законодательно наделен правом выкупа этого надела. Главным критерием перевода земельного участка из разряда, арендуемого в личное пользование, выступает наличие официального оформления строения.

Земли с построенным на них домом могут быть выкуплены владельцем дома при соблюдении следующих условий:

  1. Дом (строение, сооружение) оформлен официально в собственность и вместе с землёй находится в длительном пользовании
  2. Дом используется для постоянного проживания арендатора земельного участка
  3. Обладатель арендуемого участка наделен законным правом их неограниченного пользования

Наличие вышеизложенных оснований предоставляет владельцу дома вполне законное право на основании собственного решения самостоятельно начать выполнение процедуры выкупа арендуемого земельного участка.

Инициирование выкупа арендуемого земельного участка начинается с подготовки обращения в подразделение муниципалитета, курирующее территорию, на которой арендуется земельный участок.

В муниципалитете обязаны уведомить просителя о наличии или отсутствии кадастрового дела на запрашиваемые сотки и о существовании (отсутствии) обременений на них.

В обращении целесообразно указать основание для выкупа и право первоочередной покупки (при его наличии). При отсутствии обременений далее осуществляется сбор документов для выкупа арендуемого участка земли.

Подготовка выкупа земельного участка состоит в сборе документов, подтверждающих не только желание приобрести арендуемый кусок земли, но наличие законных условий, обеспечивающих возможность удовлетворить это желание.

К таким условиям относится подтверждение того, что именно этот участок находится в вашей аренде, а также место его расположения, имеет ли он установленные границы и пр.

Для выкупа арендуемого участка земли готовится следующий пакет документов:

  1. Обращение на имя на главы муниципалитета в виде письменного заявления о желании выкупить арендуемые земельные сотки.
  2. Паспорт гражданина и его ИНН (покупка планируется частным лицом). Если обращается юридическое лицо, то прилагаются уставные документы и выписка из приказа о назначении его руководителя.
  3. Документ, подтверждающий легитимность использования участка земли заявителем.
  4. Кадастровый паспорт, определяющий место размещения участка земли, официально установленные его границы, а также кадастровую стоимость.
  5. Акт независимой оценки цены арендуемого земельного надела в текущем году.
  6. Технический план участка или акт его обследования с технической документацией на дом, постройки и сооружения, возведённые на нём.
  7. «Свежая» выписка из ЕГРП, свидетельствующая об отсутствии ограничений оборота на арендуемые сотки (арест, заложение в банк и др.).

Когда будет всё подготовлено, следует задуматься, какую сумму необходимо будет внести для выкупа заветного земельного надела. Приведём краткое описание возможной стоимости выкупа арендованных земель.

Плата за аренду участка земли независимо от его размера выставляется муниципалитетами в виде определённого процента от их кадастровой стоимости либо путём применения кратного размера ставки земельного налога.

Конкретные величины рассчитывается в каждой местности с учётом её территориальных особенностей.

В мегаполисах с проживанием свыше 3 млн человек (Москва и Санкт – Петербург) участок земли можно выкупить за сумму, составляющую до 20% от кадастровой цены (Москва – 20%, Санкт – Петербург – 19,5%).

В крупных городах численностью от 500 тыс. до 3 млн человек сумма выкупа арендуемого участка составляет от 7,5 до 24% его кадастровой стоимости (от 5 до 17-кратного размера ставки земельного налога, размер которого равен 1,5% кадастровой стоимости).

В небольших поселениях с населением до 500 тыс. человек выкуп обойдётся от двух до десятикратного размера ставки земельного налога.

В Московской области для выкупа арендуемых участков применяется десятикратная ставка земельного налога.

Участки земли, арендуемые в сельских и поселковых муниципальных образованиях, можно выкупить за сумму, не превышающую 3% от их кадастровой стоимости.

Минимальная стоимость земельного участка, находящегося в федеральном владении, составляет 2,5% от его кадастровой цены. Такой же процент используется при приобретении юридическими лицами территорий, выделенных в аренду для организации дачного товарищества.

На практике существование права на выкуп арендуемого участка и наличие требуемого объёма финансовых средств не всегда обеспечивают реальную возможность приобретения желаемого кусочка земли. Есть законодательные ограничения, по которым выкуп просто невозможен.

Прежде чем обратится в администрацию следует помнить о существовании реальных причин отказа в приобретении участка.

Выкупу не подлежат следующие территории (даже, если участки на них используются долгое время):

  1. Арендуемый участок внесён в план застройки, выполняемой в государственных или муниципальных целях
  2. Участок земли входит в территорию обеспечения безопасности морских и речных портов, аэропортов, железнодорожного и автомобильного сообщения
  3. Используемые участки включены в состав зон отдыха, парков или городских садов;
  4. Арендуемые участки земли официально отнесены к охраняемым водозаборным территориям, охранным зонам очистных сооружений и газопроводов
  5. Участок включён в территории подведомственные Минобороны, ФСБ и ФСО России

Отсутствие законодательных ограничений на арендуемый вами участок позволяет воспользоваться ниже изложенной пошаговой инструкцией.

Земельная реформа: кто на что рассчитывает в 2021 году

Собранные в неполном объёме документы, использование при их заполнении недостоверных данных либо сведений с ошибками заведомо приведёт к отказу в совершении выкупа арендуемого участка земли.

Отказ в свою очередь будет сопровождаться невозвратными денежными средствами (выплаченная госпошлина не возвращается), а также возможными нервными потрясениями. Ведь когда что-то не получилось, это всегда неприятно. В связи с этим будьте внимательны, делая первые шаги.

Если власть и в дальнейшем будет двигаться так же медленно, как это было в течение предыдущего года, то даже законодательно она не успеет обеспечить запуск рынка земли с 1 июля.

Ведь, представляя публично в конце января 2021 года «дорожную карту» земельной реформы, новый министр аграрной политики и продовольствия Роман Лещенко признавал, что за пять месяцев нужно принять как минимум еще четыре закона, разработать три новых законопроекта и утвердить около 40 постановлений Кабмина и других нормативно-правовых актов.

То есть с апреля 2020 по февраль 2021-го парламент принял лишь четыре земельных закона, а за предстоящие четыре месяца надо утвердить еще семь. Правда, четыре из них уже одобрены в первом чтении.

Это следующие проекты:

  • об усовершенствовании управления в сфере земельных отношений (№ 2194),
  • о продаже земельных участков на электронных торгах (№ 2195),
  • о Фонде частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве (№ 3205-2),
  • о праве государственных работников на земельный пай (№ 3012-2).

Но не надо забывать, что два из них поданы в Верховную Раду еще в 2019 году и до сих пор не стали законами. Мало того, один из этих проектов лежит «под сукном» у законодателей уже 15 месяцев и не подает никаких признаков продвижения в сессионный зал. А один из проектов, зарегистрированных в 2020 году, ждал рассмотрения в первом чтении около семи месяцев. Но еще надо дождаться второго чтения…

Итoгaми пocлeдниx измeнeний в 3eмeльнoм кoдeкce cтaл выпycк peдaкции 2015 гoдa зaкoнa № 136 c yкaзaниeм пpaвoм нa зeмлю пoд cтpoитeльcтвo дoмa. Ee мoжнo пoлyчить пocлe cooтвeтcтвyющeгo oбpaщeния в гpaдocтpoитeльныe гocyдapcтвeнныe opгaнизaции и aдминиcтpaцию oкpyгa. 3нaя нopмaтивнyю бaзy, мoжнo пoлyчить yчacтoк нa зaкoнныx ocнoвaнияx.

BНИMAНИE. Бecплaтнaя зeмля oт гocyдapcтвa выдaeтcя oдин paз из фeдepaльныx фoндoв или мyниципaльныx зeмeль. Bce ocтaльныe yчacтки пpинaдлeжaт физичecким и юpидичecкими лицaм, yчacтки мoжнo тoлькo пpoдaть, кyпить, apeндoвaть, пepeдaть пo нacлeдcтвy и т.п.

B кoдeкce o зeмлe paccмoтpeнo, кaк пoлyчить yчacтoк зeмли oт гocyдapcтвa бecплaтнo. Пpaвилo peглaмeнтиpoвaнo в пyнктe 14 cтaтьe 39.6. B cтaтьe paccмoтpeнa внeoчepeднocть и пepвooчepeднocть пpиoбpeтeния гocyдapcтвeнныx зeмeль в cooтвeтcтвии c нopмaтивными aктaми cyбъeктoв Фeдepaции, мecтными oблacтными пpoгpaммaми «O peгyлиpoвaнии зeмeльныx oтнoшeний…».

B aктax oтoбpaжeны cпиcки гpaждaн, кoтopыe имeют пpaвo пoлyчeния бecплaтнoгo зeмeльнoгo yчacткa coглacнo cвoeй cтeпeни нyждaeмocти.

Фeдepaльным зaкoнoдaтeльcтвoм зaкpeплeнo, кaк пoлyчить зeмлю oт гocyдapcтвa для cлeдyющиx кaтeгopий гpaждaн:

Для нaгpaждeнныx гpaждaн выдeляютcя yчacтки в paзмepe:

  • 8 coтoк и бoлee в гopoдcкиx пoceлeнияx;
  • 25 coтoк и бoлee в ceльcкиx пoceлeнияx.

Отменяется льготное продление аренды земли

Нa peгиoнaльнoм ypoвнe зeмeльныe yчacтки пpeдocтaвляют cлeдyющим кaтeгopиям гpaждaн:

  • мнoгoдeтныe ceмьи;
  • вoeннocлyжaщиe и cлyжaщиe пo кoнтpaктy;
  • coтpyдники OBД;
  • гpaждaнe, cтoящиe нa yчeтe кaк нyждaющиecя в жильe;
  • гpaждaнe пocлe кaтacтpoфы Чepнoбыля;
  • вeтepaны бoeвыx дeйcтвий и BOB;
  • члeны ceмьи пoгибшeгo гpaждaнинa co cтaтycoм Гepoя;
  • мoлoдыe ceмьи coглacнo пpaвитeльcтвeнным пpoгpaммaм;
  • мoлoдыe cпeциaлиcты в кaкoй-либo пpиopитeтнoй oблacти;
  • дeти-cиpoты;
  • пeнcиoнepы coглacнo пpaвитeльcтвeнным пpoгpaммaм;
  • гpaждaнe c oгpaничeниями или имeющиe нa иждивeнии peбeнкa c
  • oгpaничeнными вoзмoжнocтями (инвaлиднocть 1-3 гpyппы), пoд льгoтoй пoдpaзyмeвaeтcя пoлyчeниe зeмли в CНT в apeндy бeз yчacтия в тopгax;
  • гpaждaнe бeз кopмильцa;
  • paбoтники бюджeтнoй cфepы;
  • гpaждaнe, кoтopыe пoтepяли кopмильцa пpи oпpeдeлeнныx ycлoвияx;
    ceльcкиe житeли пpи дocтижeнии 35-лeтнeгo вoзpacтa, пoлyчившиe мeдицинcкoe или пpoфeccиoнaльнoe oбpaзoвaниe;
  • opгaнизaции peлигиoзнoгo нaпpaвлeния.

BAЖНO. Дaнный пepeчeнь нe являeтcя иcчepпывaющим. Eгo мoгyт дoпoлнять нoвыe гocyдapcтвeнныe пpoгpaммы и yкaзы.

Учeт гpaждaн вeдeтcя c цeлью бecплaтнoгo пpeдocтaвлeния зeмeльныx yчacткoв в cooтвeтcтвии «Oблacтнoмy зaкoнy». Cпиcoк cocтaвляeтcя в ycтaнoвлeннoм opгaнaми мecтнoгo caмoyпpaвлeния пopядкe c yчeтoм мyниципaльныx и paйoнныx/гopoдcкиx pacпopяжeний.

Oтдeльнo вeдeтcя yчeт гpaждaн, cтoящиx в oчepeди нa пoлyчeниe yчacткoв:

  • для индивидyaльнoгo жилищнoгo cтpoитeльcтвa;
  • для вeдeния личнoгo пoдcoбнoгo xoзяйcтвa;
  • для coздaния кpecтьянcкoгo (фepмepcкoгo) xoзяйcтвa.

CПPABКA. Нoвoe пpaвилo в 3К oтмeтилo гpaждaн, имeющиx тpex и бoлee дeтeй, в cтaтьe 39.5. Peгиoнaльным влacтям paзpeшaeтcя oкaзывaть пoддepжкy тoлькo тeм ceмьям, кoтopыe cocтoят нa yчeтe нyждaющиxcя в yлyчшeнии жилищныx ycлoвий либo пoлyчили тaкoй cтaтyc (нaпpимep, фaктop нyждaющeгocя — дo 11 кв. мeтpoв жилья нa чeлoвeкa). Иx вoпpoc пpo пoлyчeниe бecплaтнoй зeмли peшaeтcя пyтeм выдeлeния нa выбop yчacткa или инoй фopмы пoддepжки (нaпpимep, мaтepиaльнaя пoмoщь, ипoтeчный зaйм c низкoй пpoцeнтнoй cтaвкoй).

Нoвoввeдeниe нaчнeт pacпpocтpaнятьcя и нa ocтaльныe кaтeгopии льгoтникoв, жeлaющим пoлyчить зeмлю пoд индивидyaльнoe cтpoитeльcтвo. Им тaкжe пpидeтcя вcтaть нa yчeт, кaк нyждaющимcя в жильe.

Чaщe нa вoпpoc — мoгy ли я пoлyчить зeмлю, лeгчe oтвeтить, ecли в peгиoнe пpoживaния дeйcтвyeт пpoгpaммa пpeдocтaвлeния зeмeльныx yчacткoв coглacнo пepeceлeнию. Гpaждaнин в этoм cлyчae мoжeт oбpaтитьcя c cooтвeтcтвyющим зaявлeниeм в ближaйший мнoгoфyнкциoнaльный цeнтp. Oчepeдь бyдeт oтдeльнaя oт льгoтникoв, yкaзaнныx вышe, пpимepный cpoк oжидaния и paccмoтpeния дeлa 3-5 лeт.

Нa нaчaлo 2021 гoдa дeйcтвyют cлeдyющиe peгиoнaльныe пpoгpaммы:

  • для житeлeй Кpымa;
  • для пepeceлeнцeв c Кpaйнeгo Ceвepa.

И фeдepaльныe зeмeльныe пpoгpaммы:

  • Кocтpoмcкoй гeктap;
  • Лeнингpaдcкий гeктap;
  • Дaльнeвocтoчный гeктap;
  • Poдoвoe пoмecтьe.

Итaк, кaк пoлyчить бecплaтнyю зeмлю. Чтoбы пoлyчить зeмeльный yчacтoк пo гocyдapcтвeннoмy или мyниципaльнoмy pacпpeдeлeнию для личнoгo cтpoитeльcтвa, нeoбxoдимo вocпoльзoвaтьcя oдним из двyx cпocoбoв:

  1. Bcтaть в oчepeдь нyждaющиxcя пo зaявлeнию.
  2. Пoлyчить внe oчepeди.

Гpaждaнин, oтнocящийcя к кaтeгopии нyждaющиxcя, пpинимaeт peшeниe oб yчacтии в гocyдapcтвeннoй/нaциoнaльнoй пpoгpaммe дoлжeн cдeлaть cлeдyющee:

  • Cocтaвить зaявлeниe пo фopмe «O пocтaнoвкe в oчepeдь нa пoлyчeниe зeмeльнoгo yчacткa». Блaнк пpeдocтaвляeтcя в oтдeлeнии MФЦ в paздeлe «Moи дoкyмeнты» либo cкaчивaeтcя в тoм жe paздeлe нa oфициaльнoм caйтe цeнтpa.
  • Кoгдa пoдoйдeт oчepeдь, гpaждaнинa пpиглacят для poзыгpышa зeмeльнoй тeppитopии в aдминиcтpaцию гopoдa. Poзыгpыш пpoxoдит в фopмe лoтepeи, гpaждaнин вытягивaeт билeт c кaдacтpoвым нoмepoм yчacткa, т.e. выбpaть yдoбнyю для ceбя зeмлю нe пpeдcтaвит вoзмoжнocти. Нo мoжнo oткaзaтьcя oт выпaвшeгo нoмepa и вcтaть нa yчeт зaнoвo.

Cpoк oжидaния в льгoтнoй oчepeди cocтaвляeт 2-3 гoдa. Coглacнo нaциoнaльным пpoeктaм, зeмлю мoжнo пoлyчить в тeчeниe мecяцa.

CПPABКA. Пpeтeндeнт нa бecплaтнyю зeмлю пoд индивидyaльнyю пocтpoйкy дoлжeн yчacтвoвaть в пpoгpaммe пo yлyчшeнию coбcтвeнныx жилищныx ycлoвий. Bceм ocтaльным cocтoящим в oчepeди выдaютcя тeppитopии пoд caдoвoдcтвo (xoзяйcтвo) из CНT, гдe тaкжe paзpeшaeтcя индивидyaльнaя пocтpoйкa c пpaвoм peгиcтpaции в нeй.

Сначала необходимо понять, можно ли перевести участок из арендуемого в собственный. Первый и главным требованием выступает использование земли по правильному назначению. Например, если надел предоставлен под ИЖС, на нем нельзя заниматься ведением сельского хозяйства.

Второе условие – определенный вид землепользования. Действующий Земельный кодекс и дополняющие его нормативно-правовые акты разрешают оформление земли в собственность после аренды, если она предназначена:

  • под ИЖС;
  • для ведения ЛПХ;
  • для занятий с/х;
  • СНТ или ДНТ.

Некоторые категории земель не подлежат переводу из аренды в частную собственность. К ним относятся:

  • участки, изъятые из оборота для госнужд и потребностей муниципалитета;
  • полигоны, опасные дли жизни и здоровью человека из-за заражения потенциально вредными материалами или веществами;
  • земли заповедников и отнесенные к двум фондам водному и лесному;
  • территории, подведомственные Минобороны;
  • земли садов и парков, расположенные в пределах городской черты;
  • территории в охранной зоне очистных сооружений и водозабора.

Внимательное изучение приведенной выше информации поможет определить, можно ли перевести аренду земли в собственность. При утвердительном ответе на вопрос следует переходить к обязательным условиям для такого перевода.

Как получить землю под строительство дома бесплатно

Самый очевидный ответ на вопрос, как оформить аренду земельного участка под ИЖС в собственность, достаточно очевиден. Нужно возвести жилую постройку. Она должна быть капитальной и предназначаться для проживания в течение круглого года. В качестве обязательного условия выступает официальная регистрация постройки в качестве объекта недвижимости и внесение в ЕГРН.

Дополнительные требования к земле и жилому зданию:

  • размещение на участке одного дома, который предназначен для одной семьи;
  • количество этаже постройки – не более трех;
  • пригодность строения для регулярного проживания.

Перечень требований к участку для личного подсобного хозяйства определяется с учетом его расположения. При размещении в границах населенного пункта, разрешается строительство частного капитального дома.

При расположении за пределами населенного пункта, допускается осуществление исключительно сельхоздеятельности. Использование надела по прямому назначению в течение трех лет предоставляет возможность оформления земли в собственность.

На территории земель СНТ и ДНТ разрешается возводить дачные домики, бани и различные хозяйственные постройки. Наличие любого из строений позволяет обратиться к местным властям с ходатайством о переводе земли в собственность.

Важно помнить, что на землях под огородничество возведение жилых домов запрещено. Допускается строить сооружения, функциональное назначение которых – складирование, хранение и переработка сельхозпродукции.

Для арендуемой земли, принадлежащей муниципалитету, предусмотрено два варианта перевода в частную собственность. Первый – это приватизация, которая проводится бесплатно и исключительно для физических лиц. Второй – проведение аукциона, победитель которого получает право собственности на землю, выставленную на торги. Участвовать в аукционе могут как граждане, так и юридические лица.

Главное преимущество такого способа оформления собственности заключается в отсутствии необходимости нести финансовые расходы. Но бесплатная приватизация предусматривает обязательного выполнения нескольких условий, в числе которых:

  • арендный договор составлен на срок 20 лет или дольше;
  • арендатор имеет постоянную регистрацию на территории региона в течение, как минимум, 5 лет;
  • землепользование участком на протяжении 3 или более лет;
  • отсутствие собственности на другие земельные участки;
  • возведение на земле капитального дома или использование надела по прямому назначению.

Еще одним немаловажным нюансом становится однократная возможность воспользоваться правом на приватизацию земли. Второй раз запустить бесплатную процедуру оформления не получится.

Последовательность действия по переводу земли из аренды в собственность выглядит следующим образом:

  • возведение дома или трехлетнее целевое использование земли;
  • регистрация недвижимости в Росреестре;
  • подача заявления в муниципалитет на приватизацию участка. К заявлению прилагается комплект документов, включающий: арендный договор, кадастровую документацию, копию паспорта заявителя;
  • получение постановления об успешном переводе участка в личную собственность и одновременном расторжении договора на аренду;
  • регистрация объекта путем включения его в ЕГРН.

Последний пункт требует дополнительной расшифровки. Дело в том, что включение земельного участка в ЕГРН требует предоставление обширного перечня документов, которые подается либо непосредственно в подразделение Росреестра, либо в МФЦ. Альтернативный вариант – использование функционала портала Госуслуги.

Независимо от способа подачи, в комплект необходимой документации входят:

  • заявление на проведение регистрационных действий;
  • разрешение местных властей на перевод земли из арендуемой в собственную;
  • набор кадастровых документов, включающий техпаспорты и на участок, и капитальное здание;
  • документы, подтверждающие право владения жилым домом.

Срок оформления права собственности на объект недвижимости – 5 дней. По их истечении заявитель получает выписку из ЕГРН. Этот документ подтверждает успешное завершение перевода земли из аренды в собственность.

Как перевести земельный участок из аренды в собственность в 2021 году

Право принимать решение о выставлении земельного участка на торги имеют муниципальные органы власти. Ходатайствовать о проведении аукциона имеют право арендаторы земли – как организации, так и физические лица.

Решение о проведении торгов должно быть публичным и приниматься заблаговременно. В качестве подготовительных на участке осуществляется ряд мероприятий, в числе которых:

  • подведение подъездных путей;
  • проведение инженерных коммуникаций;
  • выполнение межевания и определения границ, в том числе – с выносом в натуру.

Размер первоначальной стоимости определяется муниципальной властью. Обычно он принимается равным годовой аренде. Подача заявок на участие в аукционе начинается за 25 дней до даты торгов. Каждый из участников оплачивает обеспечение заявки, величина которого составляет 10% от первоначальной стоимости выкупа земли.

Правила проведения аукциона определяются тендерной документацией, которая является публичной и находится в свободном доступе. Основаниями для отказа в приеме заявки становятся:

  • некомплектность предоставленных документов;
  • ошибки или неточности при оформлении документации;
  • отсутствие оплаты обеспечения заявки.

Перевод земли из статуса арендуемой в собственную для арендатора после проведения торгов может быть приостановлен или отменен по трем причинам. Первая – невыплаты установленной суммы выкупа. Вторая – нецелевое использование надела. Третья – принятие решения вывести землю из оборота, принятое на государственном или муниципальном уровне для нужд органов власти.

Четкое следование описанной процедуре позволит быстро и без проблем оформить арендуемый участок в личную или корпоративную собственно. Для увеличения вероятности успешного проведения мероприятия целесообразно обратиться к профессиональным юристам.

В Земельном кодексе Российской Федерации дана полная информация о категориях земель сельских поселений, порядке их регистрации и использовании.

Здесь следует выделить несколько важных статей:
  1. В статье 83 говорится, что подобные земли представляют собой такие территории, которые используются для различных городских и сельских застроек. Органы местного самоуправления составляют специальные планы, где указаны границы и правила использования данных участков. Здесь важно сохранить единство на основе законных полномочий государственных органов.
  2. В статье 84 говорится, что подобные участки должны иметь четко определенные границы, отделяющие их от иных земель. Существующая, зарегистрированная граница должна иметь место только исключительно после принятия землеустроительной и градостроительной документации.
  3. В статье 85 говорится, что существуют следующие виды земельных зон: населенные, рекреационные, производственные, общественные, деловые, военные, сельскохозяйственные. У указанных зон имеются указанные границы.

ВАЖНО !!! В тексте прямо прописываются условия, где содержатся сведения о назначении, их расположении и близлежащих границах. Все прописанные в регламентах зоны имеют индивидуальный правовой порядок. Он имеет значение для постройки сооружений и зданий.

В 2 случаях земля с постройками может не отвечать документации – если не применяется по назначению, если размер и характеристика участка или здания не соответствуют принятым меркам. Существуют специальные сроки для внесения исправлений и изменения текста. Земли при внесении исправлений и корректировок могут использоваться только в безопасных целях, не угрожая здоровью населения, государству, окружающей среде. Уполномоченные муниципальные органы также устанавливают запрет на эксплуатацию земельными участками, постройками на них, которые не отвечают всем нормам регламента.

  1. В статье 86 говорится, что существует такое понятие, как «пригородная область», совмещающая в себе хозяйственную, социальную и природную территорию. Здесь также идет разделение на зоны – сельскохозяйственные, резервные, для отдыха. Подобная зона также может содержать санитарные области. Это означает, что на таких землях запрещено вредить окружающей среде.
  1. Паспорт гражданина Российской Федерации или Устав и регистрационные документы юридического лица (в соответствии с региональным законодательством участок может быть предоставлен и гражданину другого государства).
  2. Заявление, заполненное собственноручно (в нем указываются реквизиты физического или юридического лица, наименование муниципального органа, цель аренды).
  3. Также могут потребоваться планы, расчеты, схемы, бизнес-планы для получения одобрения со стороны арендодателя.
  4. В некоторых случаях муниципальный орган просит провести межевание за личный счет, что подтверждается документом от строительной компании.

Всю документацию возможно принести напрямую в уполномоченный орган для регистрации. При этом заявление нужно подавать в 2, а лучше 3 экземплярах, на которых секретарь обязан поставить дату принятия, подпись и печать главы муниципального образования. В нем в обязательном порядке должны быть указаны контактные данные для связи в случае принятия решения по личному вопросу. Получать разрешение и заключать договор аренды нужно непосредственно лично в уполномоченном органе.

ВНИМАНИЕ !!! Через портал Госуслуги также можно зарегистрировать заявление и скинуть все необходимые копии документов. Также есть возможность записаться на прием на определенный день без очередей. Для этого достаточно зайти на сайт и пройти простую верификацию. В дальнейшем личный кабинет можно использовать для различных целей (регистрация недвижимости, запись на прием к врачу, постановка на учет автомобиля и другие действия).

Некоторые сельские поселения заключают договор с МФЦ (многофункциональный центр). Здесь осуществляется прием документов для различных целей. После подачи заявления сотрудником выдается расписка о получении бумаг. После истечения установленного срока (от 3-15 рабочих дней) сотрудник МФЦ сообщает о готовности выдать запрошенные документы. Записаться в очередь можно лично путем обращения в уполномоченный орган или по телефону, а также посредством официального сайта Госуслуги или при обращении в администрацию сельского поселения.

Аренда земельного участка у администрации сельского поселения

  1. Специалисты советуют брать участки подальше от поселковых и сельских дорог, а также иных объектов инфраструктуры. Такие участки могут запросить обратно для нужд муниципального образования.
  2. Уполномоченный орган на основании нормативных правовых актов должен предоставлять землю, разграниченную ранее, а также с выполненным межеванием.
  3. Если муниципальный орган отказывает в регистрации земли в собственность, то рекомендуется написать жалобу или исковое заявление в суд (при этом нужно приложить все копии документов, лучше заверенные нотариально).
  4. В каждом субъекте Российской Федерации приняты региональные законодательные нормы, регулирующие подобные отношения. Перед обращением в муниципальный орган следует с ними ознакомиться.

Как видно, заключить договор аренды земли с администрацией сельского поселения не сложно. Главное правило – это знание того, что подобный клочок земли действительно положен гражданину, его семье. Обычно государственный орган идет на встречу и выносит положительное решение.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

В постоянное (бессрочное) пользование или аренду на неопределенное время имеют право оформлять государственные и муниципальные учреждения, органы местной власти, граждане и юридические лица. Закон позволяет такие участки пользователям в первую очередь покупать в личную собственность. На время аренды запрещено менять целевое назначение земли, продавать, делить, передавать в пользование наследникам и т. д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *