Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение сельхозпроизводителей в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Напомним, что еще с 1 января 2019 года у сельхозпроизводителей на спецрежиме появилась обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость. Она установлена Федеральным законом от 27 ноября 2017 № 335-ФЗ, вносящим поправки в Налоговый кодекс. Ранее для плательщиков ЕСХН НК РФ предусматривалось освобождение от НДС. Исключением являлся налог, вносимый в бюджет при ввозе импортной продукции. Теперь компании и ИП на ЕСХН должны будут оформлять все необходимые документы как плательщики налога на добавленную стоимость. В частности, вести книгу покупок и продаж и составлять счета-фактуры для контрагентов. Кроме того, нужно будет представлять в налоговую декларации по НДС.
ЕСХН в 2021 году: для кого, как платить и что учитывать
Какие положительные и отрицательные стороны есть у новой обязанности сельхозпроизводителей? Уплата НДС — это дополнительная налоговая нагрузка для предприятий, что является негативным фактором. Автоматически увеличивается объем составляемой отчетности, а следовательно, и трудозатраты. Также появление обязанности уплачивать новый налог означает дополнительный контроль со стороны налоговой службы.
С другой стороны, плательщики единого сельхозналога теперь являются более привлекательными для контрагентов. Покупателям зачастую невыгодно приобретать товары у тех лиц, которые не должны уплачивать НДС. В этих случаях они теряют свое право на получение вычета. Предполагается, что введение НДС для сельхозпроизводителей повысит спрос на их продукцию.
У фирм и предприятий на ЕСХН есть право получить освобождение от уплаты НДС. Это возможно в следующих ситуациях:
- уведомление на получение освобождения от НДС и уведомление о начале работы на спецрежиме относятся к одному календарному году;
- соблюдение норматива по выручке от с/х деятельности. Пороговая величина постепенно будет снижаться. Так, чтобы получить освобождение от НДС в 2021 году, доход без учета налога в 2020 году не должен был превысить 80 млн руб. за год. Критерии для последующих лет приведены в таблице:
Год | Пороговое значение выручки |
---|---|
2020 | 90 млн руб. в 2019 г. |
2021 | 80 млн руб. в 2020 г. |
2022 | 70 млн руб. в 2021 г. |
2023 | 60 млн руб. в 2022 г. |
Если сельхозпроизводитель планирует реализовать право не платить НДС, он должен подать соответствующее уведомление в налоговую. Уведомление об освобождении от НДС для ЕСХН подается включительно до 20 числа месяца, с которого плательщик начинает использовать свое право не платить налог. Форма уведомления об использовании права на освобождение от НДС при ЕСХН в 2021 году утверждена Приложением № 2 к Приказу Минфина от 26.12.2018 № 286н.
Не могут получить освобождение от НДС те компании и ИП, которые продавали подакцизную продукцию в течение трех календарных месяцев до подачи уведомления. При начале продажи подакцизных товаров либо при нарушении лимита выручки сельхозпроизводитель теряет право не платить НДС. В дальнейшем такие лица не имеют права на повторное освобождение. Обратите внимание, что, если получение освобождения является добровольным, то обратная процедура невозможна, кроме как при нарушении приведенных условий.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в 2021 году
С 2019 года прекратила действие норма статьи 346.1 (3) НК РФ, согласно которой плательщики ЕСХН были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (кроме ввозного).
Это означает, что на ЕСХН необходимо:
- начислять НДС при реализации товаров, работ, услуг и при получении авансов;
- в пятидневный срок передавать покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость;
- запрашивать от поставщиков счета-фактуры для учёта входящего НДС;
- проявлять необходимую осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (чтобы не получить отказ в вычете);
- вести книги продаж и покупок;
- каждый квартал представлять декларацию по НДС в электронном виде;
- вовремя перечислять НДС в бюджет (тремя равными частями не позже 25 числа каждого из трех месяцев, следующих после отчётного квартала).
Обратите внимание, что основная налоговая ставка НДС с 2019 года выросла. Вместо 18% она теперь составляет 20%. Однако для некоторых продовольственных товаров применяется льготная ставка — 10% (статья 164 НК РФ).
В этот перечень включена основная продукция сельхозпроизводителей:
- скот и птица в живом весе;
- мясо и мясопродукты, за исключением деликатесных;
- молоко и молочная продукция;
- яйца и яйцепродукты;
- масла растительные, маргарин, жиры специального назначения;
- сахар;
- зерно, комбикорм, кормовые смеси, зерновые отходы;
- маслосемяна и продукты их переработки;
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- крупы, мука, макаронные изделия;
- рыба живая, за исключением ценных пород;
- море- и рыбопродукты, кроме деликатесных;
- продукты для детского и диабетического питания;
- овощи.
Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).
А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.
Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.
Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.
В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).
Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
- внереализационные доходы.
Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.
Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.
Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.
Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.
Сравним налоговую базу и налоговую ставку систем, объектом налогообложения которых являются полученные доходы:
Элемент системы налогообложения | ЕСХН | ОСНО | УСН Доходы | УСН Доходы минус расходы |
Налоговая база | Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов | Денежное выражение прибыли, то есть разницы между доходами и расходами | Денежное выражение доходов | Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов |
Налоговая ставка | 6% | 20% (в общем случае) | 6% | От 5% до 15% (в зависимости от размера дифференцированной ставки, принятой в регионе) |
Как видим, хотя налоговая ставка на ЕСХН и на УСН Доходы одинакова, но налоговая база на УСН Доходы больше, так как не учитывает произведенные расходы, а значит, будет больше и налог к уплате.
Сопоставить ЕСХН по налоговой нагрузке можно было только с УСН Доходы минус расходы (при условии минимально возможной ставки в 5%, которая применяется далеко не во всех регионах). Однако с 2019 года плательщики сельхозналога, так же, как и те, кто работает на ОСНО, стали платить НДС. От уплаты этого налога можно освободиться, если доход сельхозпроизводителя в 2021 году не превысил 70 млн рублей.
ЕСХН: как работает и кто может применять
Полная характеристика налогоплательщиков, имеющих право на ЕСХН, приводится в ст. 346.2. НК РФ. Ими могут быть только:
- Организации и индивидуальные предприниматели, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые производят, перерабатывают и реализовывают сельскохозяйственную продукцию. Это условие надо рассматривать комплексно, то есть учесть все эти требования. Просто переработчики и реализаторы сельхозпродукции не имеют право на ЕСХН.
- Градообразующие и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, при условии, что численность работающих в них, с учетом проживающих с ними членов семей, составляет не менее 50% численности населения этого населенного пункта. Сюда же относят рыболовецкие артели (колхозы). При этом рыболовство должно производиться на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих на праве собственности, или на основании договоров фрахтования.
- Организации и ИП, которые оказывают услуги сельскохозяйственным производителям в области растениеводства и животноводства.
Для ЕСХН предусмотрены некоторые ограничения, обозначенные в Налоговом кодексе РФ. В частности, единым сельхоз налогом не могут пользоваться:
- ИП и организации, которые производят подакцизные товары и при этом заняты в игорном бизнесе;
- предприятия и ИП не производящие сельскохозяйственную продукцию, а делающие только ее переработку (первичную и последующую).
Помимо этих двух пунктов, применять ЕСХН не имеют права автономные, государственные и бюджетные учреждения.
Дополнительные ограничения для применения этого режима, выглядят так:
- Не могут работать на ЕСХН производители подакцизных товаров (алкоголь, табак и др.), а также те, кто занимается игорным бизнесом.
- Для того, чтобы иметь возможность перейти (для уже работающих хозяйствующих субъектов) или сохранить право на ЕСХН, налогоплательщик должен выполнять условие о том, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова составляет не менее 70% от всего его дохода.
- Если среднегодовая численность рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, не превышает 300 человек. Для сельскохозяйственных организаций такого требования нет.
- По размеру получаемых доходов ограничений не предусмотрено, при условии, что соблюдается требование о доле доходов не менее 70%.
Налоговый кодекс обозначил сферу применения налогооблагаемого имущества, но не уточнил, какие именно его объекты имеются в виду, не разделил его по квалификационным признакам, по видам применения в сельхоздеятельности и пр. Поэтому возможны разночтения в отношении определения налоговой базы, которые могут стать причиной конфликтов с налоговой службой. Что же делать, чтобы их избежать?
Налоги для сельскохозяйственных производителей
Бухучет в данной сфере подразумевает составление регистров, обработку отчетности и первичных бумаг, фиксацию различных операций в базе, сдачу документации в налоговую службу и фонды. Рассмотрим подробнее нюансы обработки первички.
Бухучет в сельскохозяйственной сфере дополняется перечнем специфических отчетов. Например, бухгалтер работает с реестрами перевозки зерновой продукции с полей, документацией на просушку и сортировку, занимается фиксацией путевых листов вида Ф412 АПК, заполняет бумаги поступления и размещения урожая в зернохранилищах. Также отчетность дополняется специфическими актами для животноводческой сферы, отчетами использования материалов.
Бухучет в сельскохозяйственной организации строится вокруг материальных ценностей и товарооборота. Бухгалтеры фиксируют в отчетах, сколько материалов поступило, сколько использовали. Большую часть занимают оценка себестоимости товаров, расчет затрат на производство и реализацию. В отчетности также фиксируют убыль с/х продукции, скота или сырья по естественным причинам.
Вся информация отражается в количественных единицах измерения. Свои нюансы есть у бухучета в животноводстве, растениеводстве и перерабатывающей сфере.
- Какой статус будет у фермера после госрегистрации?
Компанию, работающую в с/х сфере, можно зарегистрировать как ИП или юрлицо. Статус присваивается сразу после госрегистрации бизнеса.
- Можно ли фермерской организации использовать упрощенную систему бухучета?
Да, компания может задействовать минимальный объем регистров при ведении налоговой и бухгалтерской отчетности.
- Нужно ли учитывать средства по кассовым операциям?
Фермерское хозяйство обязуется выполнять законодательные нормы. Если имеются кассовые расчеты, то эти операции нужно документировать.
- Если по итогам отчетного периода получился убыток, налагается ли штраф при ЕСХН?
Доходность или убыточность предприятия не влияет на обязательства налогоплательщика уплачивать авансовые и основные платежи в ИФНС. Если деньги не поступают, то налагается штраф (пеня).
Как применять УСН?
УСН заменит (с некоторыми исключениями) налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Остальные налоги нужно платить, как на общем режиме.
Компания может рассчитать налог при УСН с доходов по ставке 6% или с доходов, уменьшенных на расходы, но по ставке 15%. Платить налог при УСН нужно по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев и года, сдавать отчетность – раз в год.
Условия для перехода на УСН и ее дальнейшего применения
Если у вас действующая организация или вы являетесь ИП и хотите перейти на УСН, то вы можете это сделать с начала нового календарного года. Для этого до 31 декабря текущего года нужно подать уведомление о переходе (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Чтобы перейти на УСН, нужно соответствовать следующим критериям:
- доходы за текущий год – не больше 150 млн руб.;
- остаточная стоимость основных средств по бухучету – не больше 150 млн руб.;
- средняя численность работников – не больше 100 человек;
- доля участия других организаций в вашей организации – не больше 25%, но в некоторых случаях это ограничение не действует (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- у организации нет филиалов (другие обособленные подразделения иметь можно);
- организация не занимается деятельностью, для которой УСН запрещена.
Новая организация или ИП может применять УСН с момента регистрации, если подаст уведомление о переходе не позднее 30 календарных дней с даты регистрации и будет соответствовать критериям, указанным выше (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
С 2021 г. изменяются последствия несоблюдения лимита доходов и средней численности работников (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Организация/ИП сохраняет право на УСН, даже когда:
- доходы за год или за любой отчетный период превышают 150 млн руб., но остаются в пределах 200 млн руб. (эти пороговые значения индексируются на коэффициент-дефлятор);
- средняя численность работников превышает 100 человек, но остается в пределах 130 человек.
Допускать такие превышения не стоит, так как при любом из них налог на УСН все же придется уплачивать по более высокой ставке. В зависимости от объекта налогообложения ставка составит: 20% – при объекте «доходы минус расходы», 8% – при объекте «доходы».
Для какой деятельности УСН запрещена?
УСН недоступна:
- банкам, страховщикам, негосударственным пенсионным фондам, инвестиционным фондам, профессиональным участникам РЦБ (подп. 2–6 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- ломбардам (подп. 7 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- тем, кто занимается производством подакцизных товаров (исключая подакцизные виноград, вина, игристое вино (шампанское), виноматериалы, виноградное сусло, произведенные из винограда собственного производства) или добывает и продает полезные ископаемые (кроме общераспространенных) (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- тем, кто организует и проводит азартные игры (подп. 9 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- участникам соглашений о разделе продукции (подп. 11 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- тем, кто применяет ЕСХН (подп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- казенным и бюджетным учреждениям (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- иностранным организациям (подп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- микрофинансовым организациям (подп. 20 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- частным агентствам занятости, которые по договорам предоставляют другим организациям (ИП, физлицам) труд своих работников (подп. 21 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Какие налоги нужно платить на УСН?
На УСН организация должна платить (п. 2, 5 ст. 346.11 НК РФ):
- единый налог при УСН;
- НДС при импорте товаров, НДС в качестве налогового агента и в случаях, указанных в ст. 174.1 НК РФ. В остальных случаях НДС заменяется УСН;
- налог на прибыль с дивидендов, процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, прибыли КИК, а также по иным доходам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ (п. 1.6, 3, 4 ст. 284 НК РФ). Также нужно платить налог на прибыль в качестве налогового агента. В остальных случаях этот налог заменяется УСН;
- налог на недвижимость, которая облагается по кадастровой стоимости согласно ст. 378.2 НК РФ. Налог на имущество с другой недвижимости заменяется УСН;
- НДФЛ в качестве налогового агента с зарплаты работников и иных выплат физлицам;
- страховые взносы за работников;
- другие налоги, от которых УСН не освобождает, если есть соответствующие операции или объекты обложения.
Как рассчитать налог при УСН с объектом налогообложения «доходы»?
Чтобы рассчитать налог, нужно облагаемые доходы умножить на ставку 6% (п. 1 ст. 346.18, п. 1 ст. 346.20, п. 1 ст. 346.21 НК РФ).
Ставка налога для некоторых налогоплательщиков может быть меньше, если власти вашего региона примут соответствующий закон (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).
С 1 января 2021 г. ставка увеличивается до 8%, если организация превысила лимит доходов или средней численности работников, но не настолько, чтобы утратить право на УСН (п. 1.1 ст. 346.20 НК РФ).
Налог можно уменьшить на страховые взносы и иные выплаты по п. 3.1, 8 ст. 346.21 НК РФ.
Как рассчитать налог при УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы»?
Чтобы рассчитать налог, нужно из облагаемых доходов вычесть расходы и результат умножить на ставку 15% (п. 2 ст. 346.18, п. 2 ст. 346.20, п. 1 ст. 346.21 НК РФ).
Сельхозналог с 2021 года последние новости
С 1 января 2021 г. ЕНВД применять не получится в связи с его отменой.
Организациям, которые уже применяют ЕНВД, ФНС и Минфин в своих письмах предложили перейти на альтернативные специальные режимы налогообложения (Письмо ФНС России от 20 ноября 2020 г. № СД-4-3/[email protected], Письмо Минфина России от 3 ноября 2020 г. № 03-11-11/95726).
По умолчанию с 1 января 2021 г. вас переведут на общий режим налогообложения: организации должны будут платить НДС и налог на прибыль, а ИП – НДС и НДФЛ. Если вы совмещали ЕНВД и УСН, с 1 января 2021 г. будете автоматически применять УСН по всем видам деятельности.
Чтобы перейти с 1 января на УСН с объектом налогообложения «доходы» или «доходы минус расходы», до 31 декабря 2020 г. нужно подать уведомление.
ИП, у которых не больше 15 работников и доход не больше 60 млн руб. в год, по некоторым видам деятельности могут перейти на ПСН, а ИП без работников – стать самозанятыми.
При этом нет необходимости направлять уведомление в налоговый орган о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД. Налоговую декларацию по ЕНВД за IV квартал 2020 г. нужно представить не позднее 20 января 2021 г., уплатить налог – не позднее 25 января 2021 г. (см. указанные выше письма ФНС и Минфина).
Могут ли перевод фирмы на спецрежим квалифицировать как дробление бизнеса?
Специальные налоговые режимы были введены для поддержки малого предпринимательства. Крупные организации зачастую не соответствуют критериям для применения этих режимов. Потому они в порядке реорганизации создают несколько более мелких организаций, которые спецрежимы использовать могут. При этом единственной целью реорганизации становится экономия на налогах. Такие схемы называют дроблением бизнеса, они являются противоправными (ст. 54.1 НК РФ).
Рассмотрим, какие аргументы приводят налоговые органы, чтобы доказать использование организацией подобной схемы.
Во-первых, руководство вновь созданными организациями осуществляют одни и те же лица или взаимозависимые лица. Но одного такого обстоятельства недостаточно. Налоговый орган должен доказать, что дробление бизнеса было осуществлено для уменьшения размера доходов (до 150 млн руб.), дающего право применять УСН, посредством распределения доходов между взаимозависимыми организациями (с одним учредителем, одним главным бухгалтером, общим штатом сотрудников, расчетными счетами в одном банке, едиными номерами телефонов, сайтом и др.).
Во-вторых, вновь созданные организации занимаются теми же видами деятельности, что и реорганизуемый налогоплательщик, и зарегистрированы (или фактически находятся) по одному адресу.
В-третьих, налогоплательщик до реорганизации применял специальные налоговые режимы, но должен был утратить право на них. Дробление же бизнеса позволило ему продолжить работу на этих спецрежимах.
В-четвертых, вновь созданные юрлица или вновь зарегистрированные ИП не обладают должной самостоятельностью: используют в своей деятельности транспортные средства, персонал, контрагентов, складские помещения и оборудование, торговые залы и кассовые узлы, сайты, программное обеспечение, товарные знаки и другие ресурсы реорганизованного лица; деятельность субъектов представляет собой единый производственный процесс.
В-пятых, между взаимозависимыми организациями фактически отсутствует разделение деятельности.
Приведем пример из судебной практики. Суды указали на использование взаимозависимыми организациями схемы дробления бизнеса, направленной на минимизацию налогообложения, с целью недопущения превышения предельных размеров дохода, дающих право на применение УСН. Данный вывод был сделан судом ввиду того, что была создана искусственная ситуация, при которой видимость действий нескольких налогоплательщиков прикрывала фактическую деятельность одного налогоплательщика. При этом отмечалось отсутствие деловой цели в создании трех организаций, которые имели расчетные счета в одном банке, справочную службу с одним номером телефона, единые сайт и рекламу. Созданные организации не имели достаточного количества трудовых ресурсов и не несли расходов, характерных для организаций, ведущих самостоятельную хозяйственную деятельность (Определение Верховного Суда РФ от 8 октября 2020 г. № 301-ЭС20-9592 по делу № А43-34833/2018).
Таким образом, ключевым моментом можно считать наличие деловой цели при дроблении налогоплательщиком своего бизнеса. Для снижения налоговых рисков рекомендуем налогоплательщикам, применяющим специальные налоговые режимы, изучить материалы судебной практики, чтобы понимать, какие обстоятельства будут свидетельствовать о наличии деловой цели при дроблении бизнеса.
Индивидуальные предприниматели (ИП) (в том числе Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, не облагаются налогом в течение 5 лет, считая с года регистрации хозяйства, если ранее такая норма не применялась.
«>крестьянские (фермерские) хозяйства)*, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, могут использовать единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — налоговый режим, который был разработан и введен специально для сельхозпроизводителей.
Те предприятия, которые платят налоги согласно общему режиму налогообложения, должны уплачивать:
- НДС;
- единый социальный налог;
- налог на имущество (для имущества, которое используется для производства, а также хранения сельхозпродукции предусмотрена льгота);
- транспортный налог (для грузовых автомобилей и сельхозтехники предусмотрена льгота);
- налог на прибыль (налоговая ставка на прибыль от реализации сельхозпродукции является льготной);
- налог на добычу полезных ископаемых;
- земельный налог;
- налог за пользование водными объектами и загрязнение окружающей среды.
Что же касается единого сельхозналога, то те, кто перешел на эту систему налогообложения, освобождаются от уплаты:
- индивидуальные предприниматели – от НДФЛ, НДС (кроме импорта) и налога на имущество;
- предприятия и организации – от НДС (кроме импорта), налога на имущество и налога на прибыль.
ФНС в Письме от 11.03.2020 № АБ-4-19/[email protected] предлагает плательщикам ЕНВД выбрать оптимальный налоговый режим для применения с 2021 года взамен вмененки:
- Для ИП возможен выбор из 4 вариантов: УСН, ЕСХН, ПСН и НПД. Некоторые режимы даже разрешается совмещать.
- Вариантов для организаций меньше: лишь УСН и ЕСХН.
Режим ЕСХН вправе применять сельскохозяйственные товаропроизводители, т. е. предприятия и ИП, у которых 70% от суммарной выручки составляют доходы:
- от реализации сельхозпродукции собственного производства;
- от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Чтобы не нарушить это ограничение, плательщикам ЕСХН приходится отказываться от продажи дорогостоящих объектов основных средств.
П. 2.1 ст. 346.26 НК РФ указывает на виды деятельности, общие для ЕНВД и ЕСХН:
Розничная торговля |
Оказание услуг общественного питания |
|
|
В отношении данных видов деятельности НК РФ требует выбрать одну из двух систем налогообложения.
Как могло получиться так, что сельскохозяйственный производитель оказался на вмененке вместо ЕСХН? Возможные причины:
- ЕНВД обходился дешевле, чем ЕСХН;
- с 1 января 2019 года плательщиков ЕСХН обязали платить НДС, и своевременный переход на ЕНВД освободил от такой обязанности;
- сельскохозяйственный товаропроизводитель не был уверен в том, что выручка от произведенной им продукции составит не менее 70% доходов.
Кстати, на ЕСХН вправе перейти плательщики, средняя численность работников которых не превышает 300 человек, в отличие от вмененки — не более 100 человек. Поэтому после перехода на ЕСХН можно увеличить штат сотрудников.
ЕСХН: как применять и отчитываться в 2021 году
ЕСХН можно назвать простой для понимания системой налогообложения. Что нужно знать об этой системе?
- Налоговым периодом, то есть периодом времени, по окончании которого считают сумму налога к уплате, является календарный год.
- Отчетным периодом, по итогам которого нужно рассчитать и оплатить авансовый платеж по налогу, является полугодие. Декларацию по итогам отчетного периода не сдают, но до 25 июля надо заплатить авансовый платеж, исходя из полученных в первом полугодии доходов.
- Объектом налогообложения для ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговой базой является денежное выражение таких доходов. Правила признания доходов и расходов для расчета сельхозналога очень схожи с теми, что действуют при расчете налоговой базы при расчете УСН Доходы минус расходы.
- Налоговая ставка равна 6%, и не имеет региональных особенностей, а местные власти не могут ограничить действие ЕСХН на своей территории.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, а также п. 8 ст. 346.5 предприниматели на ЕСХН должны представлять в ФНС по требованию ведомства книгу учета доходов и расходов. Обычно она запрашивается при камеральной налоговой проверке. Книгу необходимо вести по форме, утвержденной в приложении № 1 к приказу Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н.
Единый сельхозналог рассчитывается по итогам налогового периода – календарного года. По этой причине заявить о переходе на ЕСХН при использовании иных методик налогообложения можно до начала нового отчетного периода.
Предельными сроками подачи заявления в налоговый орган являются:
- для действующих ООО/ИП – 31 декабря;
- для новых субъектов хозяйственной деятельности – на протяжении 30 дней с момента регистрации.
Помните: нарушение сроков уведомления о переходе на ЕСХН является основанием для непризнания налогоплательщика субъектом спецрежима и начисления всех налогов по прежней схеме налогообложения.
Федеральная налоговая служба в связи с обращением по вопросу применения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (далее — КФХ) специальных налоговых режимов и льгот, предусмотренных действующим законодательством, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее — ЕСХН) признаются организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, предусмотренном главой 26.1 Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 346.1 Кодекса, правила, предусмотренные данной главой, распространяются на КФХ.
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, согласно которому один из членов этого хозяйства признается главой фермерского хозяйства (пункт 3 статьи 1, пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
На основании пункта 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании КФХ, заключенного в соответствии с законом о КФХ. Главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункта 1 статьи 346.2 Кодекса налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с пунктами 2, 2.1 указанной статьи Кодекса, и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Наличие статуса главы КФХ не является обязательным условием для применения единого сельскохозяйственного налога.
При этом, положениями главы 26.1 Кодекса специальных налоговых преференций, равно как и дополнительных требований для КФХ не предусмотрено.
В этой связи плательщиками ЕСХН признаются любые организации и ИП, соответствующие условиям, установленным главой 26.1 Кодекса, вне зависимости от наличия записи в ЕГРИП о наличии у них статуса КФХ.
По вопросу налогообложения глав КФХ налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).
При осуществлении предпринимательской деятельности без образования юридического лица глава КФХ должен будет самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ, а также представлять налоговую декларацию по НДФЛ по форме 3-НДФЛ (статья 227 Кодекса).
При исчислении налоговой базы в части расходов глава КФХ вправе получить профессиональные вычеты (пункт 1 статьи 221 Кодекса). Расходы в таком случае будут определены в порядке главы 25 Кодекса либо может быть предоставлен фиксированный вычет в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности.
Не подлежат обложению НДФЛ доходы членов КФХ, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, в течение пяти лет считая с года регистрации указанного хозяйства (пункт 14 статьи 217 Кодекса, письма Минфина России от 18.03.2020 N 03-04-05/20872, от 06.11.2019 N 03-04-05/85225). Указанная норма применяется и к доходам иных членов КФХ.
Норма пункта 14 статьи 217 Кодекса применяется к доходам тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых такая норма ранее не применялась.
Также освобождаются от обложения НДФЛ суммы, полученные главой КФХ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде: грантов на создание и развитие КФХ; единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера; грантов на развитие семейной животноводческой фермы; субсидий (пункты 14.1 и 14.2 статьи 217 Кодекса).
Если в КФХ принимаются работники, то глава КФХ или юридическое лицо будут выступать в качестве налоговых агентов, удерживая НДФЛ с выплат по ставкам, установленным статьей 226 Кодекса.
По вопросу налогообложения глав КФХ страховыми взносами.
Главы КФХ вне зависимости от организационно-правовой формы крестьянского (фермерского) хозяйства:
— представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (подпункт 3 статьи 432 Кодекса). В составе расчета по страховым взносам главы КФХ представляют раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) — на членов КФХ, включая главу.
— уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ независимо от суммы полученного дохода по сроку 31 декабря (статья 430 Кодекса).
Преференций и льгот по страховым взносам для КФХ не предусмотрено.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса |
Д.С. Сатин |
Налоговый и бухучет КФХ в 2021 году
У нас есть хорошие новости. Несмотря на признание сельхозтоваропроизводителей плательщиками налога на добавленную стоимость, они могут освободиться от этой обязанности.
В новой редакции 145ой статьи налогового кодекса РФ, которая вступит в силу с начала следующего года, выделены две категории налогоплательщиков, у которых есть право на освобождение.
Первая категория — это лица, применявшие общий режим налогообложения и решившие с начала нового налогового периода перейти на уплату ЕСХН. Чтобы воспользоваться правом на освобождение, они должны представить уведомление о его использовании в том же календарном году, в котором перешли на единый сельхозналог.
Вторая категория — те, кто применял ЕСХН и до вступления в силу новых поправок. Они могут получить право на освобождение при соблюдении предельных значений выручки. В 2019 году предельной выручкой будет считаться доход в 100 млн. рублей, полученный в 2018 году. В течение следующих лет каждый год эта цифра будет опускаться на 10 млн в год, пока не дойдёт до отметки в 60 млн. Так, например, чтобы освободиться от НДС в 2020 году, объём выручки в 2019 не должен будет превышать 90 млн.
При несоблюдении условий право будет утрачено, начиная с 1-го числа месяца, в котором произошли нарушения. Кстати, в этом случае сельхозпроизводители уже не смогут повторно реализовать право на освобождение от налога на добавленную стоимость. При этом сумма НДС за тот месяц, в который производитель нарушил условия подлежит восстановлению и уплате в бюджет.
- АПК-органы управления
- ветеринарные препараты, ветеринарные учреждения
- ГСМ, биотопливо
- корма, добавки для животных
- оборудование для АПК, промышленное, весовое
- обучение
- сельхозпроизводители / сельхозпредприятия
- сельхозтехника, запчасти
- семена, посадочные материалы
- средства защиты растений, удобрения
- страхование
- строительные материалы
- финансовые учреждения
- элеваторы, мелькомбинаты
- Аграрные СМИ
- Сельскохозяйственная продукция и сырье
- Сельхоз техника
- Сельскохозяйственная техника, оборудование, запчасти
- Удобрения, агрохимия, семена, саженцы
- Животные и птица
- Услуги
- Недвижимость
- Работа
- Знакомства
- Разное
- Тематические форумы
- Форумы проекта
- Правила форума
Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.
1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС
С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).
2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)
С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).
3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ
С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.
4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,
промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).
5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты
С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).
Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).
Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:
- распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
- размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
- осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.
Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021
6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ
С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.
1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования
Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.
Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).
Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.
2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.
Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).
С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:
- от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
- от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
- от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
- от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.
При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.
Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.
Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.
3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам
1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.
Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.
Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.
2. Пополнен список необлагаемых грантов
В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО
С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА
С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)
С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:
- реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
- при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
- при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.
Для товаропроизводителей, ориентированных на выпуск сельскохозяйственной продукции, разработан специальный упрощенный налоговый режим, что предусматривает освобождение от некоторых налогов (на добавленную стоимость, имущество, прибыль), и применение единой ставки налогообложения с прибыли сельхозпроизводителей.
Кратко опишем задачи, что выполняет специализированная система налогообложения:
- Стимулирования животноводства и растениеводства;
- Снижение налоговой нагрузки и повышение прибыльности предприятия данного профиля;
- Упрощение введение бухгалтерской отчетности и, как следствие, снижение административных расходов;
- Стандартизация налогообложения для с/х предприятий.
Какие налоговые обязательства отменяются:
- Налога на прибыль организаций и на доход физических лиц, при этом уплачивается НДФЛ на зарплаты персонала;
- Имущественного налога, если ОС используются в профильной деятельности;
- Изменение правил с 2021 делает пользователей данного режима плательщиками НДС (не только импортного), для получения освобождения требуется, чтобы выручка была меньше: 90 млн. ₽ в 2021г.; 80 млн. ₽ в 2021г.; 70 млн. ₽ – 2021г.; 60 млн. ₽ с 2022 года.
Режимы налогообложения в РФ 2021
Ставка ЕСХН в 2021 году на федеральном уровне составляет 6%.
Муниципальная власть наделена полномочиями временно снижать ставку для стимулирования сельскохозяйственного производства определенного региона, минимальная граница – 0%.
До 2021 года включительно для налогоплательщиков Республики Крым и города Севастополя ЕСХН снижен до 4%.
С/х сбор поступает на единый казначейский счет РФ, а далее, в какой бюджет зачисляется, зависит от правил бюджетной политики.
При определении размера налога надо учитывать следующие нюансы:
- В доходы учитывается поступления от реализации продукции и услуг и внереализационные поступления;
- В выручке не учитывается поступление в форме имущества, проценты по ценным бумагам, дивиденды, детально расписано в Налоговом Кодексе;
- Вычитывается сумма всех производственных затрат, что указаны в ст.346.5НК: обновление и ремонт основных средств, аренда, операционные, административные и финансовые затраты;
- Можно учитывать убыток, что накоплен за предыдущие годы;
- База налогообложения накапливается за год;
- Допускается соединение налоговых режимов для разных направлений деятельности, но при этом надо разделять выручку и затраты, если возникают трудности с прямым распределением административных затрат, то надо учитывать их пропорционально доходу от соответственного направлению деятельности.
Если доля с/х продукции в выручке больше 70%, то льготным налоговым режимом имеют право воспользоваться ИП и организации, что:
- Выращивают и перерабатывают продукцию животноводства и растениеводства;
- Предоставляют вспомогательные с/х деятельности услуги (подготовка поля, посев, обрезка деревьев, обработка семян, сбор урожая, выпас скота, транспортирование животных и уход за ними);
- Занимаются рыбным хозяйством.
В установленный минимум – 70 процентов от выручки – включаются также поступления от первичной переработки с/х продукции, но есть обязательное условия – наличие собственного сырья, то есть компании, что ничего не выращивают, не могут воспользоваться ЕСХН.
Перейти на специальный налоговый режим могут ИП и организации, если доля с/х товаров и услуг в выручке не меньше 70%, в структуре доводов не должно быть подакцизных товаров и поступлений от игорного бизнеса.
Переход возможен:
- Раз в календарный год с 1.01, если уведомить НС РФ до 31 декабря;
- Новые компании могут перейти в течение месяца со дня регистрации.
ЕСХН – условия перехода на единый сельскохозяйственный налог в 2021 году
С 2021 года ежеквартально работодатели должны подавать по наёмным работникам один Налоговый расчёт, который объединяет в себе сведения по ЕСВ, НДФЛ и военному сбору (форма утверждена приказом Минфина от 15.12.2020 г. № 773). Ранее это были самостоятельные отчёты Д4 и 1ДФ.
Форма отчёта похожа на прежний отчёт по ЕСВ, только с отдельным приложением 4ДФ, в котором заполняются данные по НДФЛ и ВС.
Некоторые данные в отчёте теперь нужно отражать по-новому:
- данные по НДФЛ и ВС в приложении 4ДФ подаются с помесячной разбивкой, а не общей квартальной суммой, как было ранее. Теперь будет 3 приложения 4ДФ по каждому месяцу в квартале;
- военный сбор надо отражать по каждому лицу в отдельных строках, как данные по НДФЛ.
Впервые новую отчётность надо будет подать за I квартал 2021 года, в течение 40 дней после окончания отчётного квартала, до 11 мая 2021 года. Подавать ежемесячные Д4 с января 2021 года уже не нужно.
Ещё в ноябре 2020 года Минэкономики опубликовало проект постановления КМУ, в котором предлагает утвердить новую унифицированную методику нормативной денежной оценки земельных участков с 2021 года.
По новой Методике объект нормативной денежной оценки — это земельные участки и земли всех категорий и форм собственности в пределах юрисдикции сельского, поселкового, городского совета или территории объединённой территориальной общины (или их части).
По унифицированному подходу определять НДОНормативная денежная оценка земли земельного участка нужно как произведение площади земельного участка на норматив капитализированного рентного дохода за единицу площади, а также с учётом коэффициентов, характеризующих земучастки.
Формула для определения нормативной денежной оценки земельного участка (Цн) будет иметь вид:
Цн = Пд × Нрд × Км1 × Км2 × Км3 × Км4 × Кцп × Кмц × Кни
где
Пд — площадь земельного участка, квадратных метров;
Нрд — норматив капитализированного рентного дохода за единицу площади согласно приложению 1 к Методике;
Км1 — коэффициент, учитывающий расположение общины в пределах зоны влияния крупных городов;
Км2 — коэффициент, учитывающий курортно-рекреационное значение населённых пунктов;
Км3 — коэффициент, учитывающий расположение общины в пределах зон радиационного загрязнения;
Км4 — коэффициент, характеризующий зональные факторы местоположения земельного участка;
Кцп — коэффициент, учитывающий целевое назначение земельного участка согласно сведениям Государственного земельного кадастра;
Кмц — коэффициент, учитывающий особенности использования земельного участка в пределах категории земель по основному целевому назначению;
Кни — произведение коэффициентов индексации нормативной денежной оценки земель за период от утверждения норматива капитализированной рентного дохода до даты проведения оценки.
- База знаний
- Как заполнить отчеты
- Форматы первичных документов
- Электронные трудовые книжки
- Электронные больничные
- Как перевести офис на удаленную работу
- Что важно знать о 54-ФЗ
- ЭДО и как он работает
- Как ИП участвовать в тендерах
- Электронный аукцион по 44-ФЗ
- Что такое и как открыть спецсчет
Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее – КФХ) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п.1 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском хозяйстве», далее – Закон №74-ФЗ).
Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства (п.1 ст. 16 Закона №74-ФЗ).
Из положений п. 2 ст.430 НК РФ, п.3 и п.4 ст.432 НКРФ следует, что глава КФХ признается плательщиком страховых взносов в порядке, определенном НК РФ. При этом для уплаты страховых взносов не имеет значения, в какой форме создано КФХ.
На основании п.2 ст.430 НК РФ главы КФХ уплачивают страховые взносы на ОПС и ОМС за себя и за каждого члена КФХ.
С 1 января 2018 года и до 2021 года страховые взносы для глав и членов КФХ не зависят от МРОТ. Страховые взносы на ОПС и ОМС уплачиваются главами КФХ не зависимо от суммы полученного дохода.
Вновь зарегистрированное КФХ должно уведомить налоговый орган о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет (п.2 ст. 346.3 НК РФ).
Учет доходов и расходов при ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет для целей исчисления ЕСХН у организаций ведется на основании данных бухгалтерского учета.
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов от доходов, уменьшенных на величину расходов (доходы минус расходы 6 %).
С 1 января 2019 года вступил в силу Закон Кемеровской области от 23 ноября 2018 года № 91-ОЗ о снижении ставки по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) с 6% до 3% на три года. Действовать он будет до 31 декабря 2021г.
Законом было определенно установить налоговую ставку единого сельскохозяйственного налога на территории Кемеровской области в размере 3 процентов для всех категорий налогоплательщиков, указанных в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2019 года КФХ на ЕСХН признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. Освобождены от уплаты НДС будут только те сельхозпроизводители, у которых доход от реализации за 2018г. не превысит в совокупности 100 млн. рублей. Таким образом, для того что бы вас освободили от уплаты НДС необходимо написать уведомление об освобождении уплаты НДС.
БЕЗ РАБОТНИКОВ
Сдача отчетности Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС):
1. КФХ сдают в налоговую инспекцию декларацию по ЕСХН в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (1 раз в год).
2.Так же необходимо вести Книгу доходов и расходов. Книгу можно заполнять вручную либо вести ее в электронном виде, заверять ее в ИФНС с 2013 года не нужно.
3. Главы КФХ представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам (ЕССС) до 30 января календарного года следующего за истекшим расчетным периодом (п.3 ст.432 НК РФ) (1 раз в год).
4. Сдача декларации НДС поквартально: I кв.– до 25.04, II кв. – до 25.07, III кв. – до 25.10, IV кв. – до 25.01.
Оплата налогов и взносов:
1. После окончания отчетного периода – полугодия, не позднее 25 календарных дней нужно перечислить авансовый платеж по налогу в связи с ЕСХН. За год оплата налога должна быть не позднее 31 марта следующего календарного года.
2. Срок уплаты страховых взносов в ФОМС и ПФР с дохода, не превышающего 300 000 за 2021 год (40 874 руб.) – не позднее 31 декабря 2021 г. Взносы могут быть уплачены ежемесячно (3 406,17 руб.) или ежеквартально (10 218,50 руб.) до 31 числа текущего месяца фиксированными платежами.
Глава КФХ не уплачивает 1% от суммы доходов, превышающих 300 000 рублей.