Покупка бизнеса – как не приобрести «кота в мешке»
944 0
Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции ):
государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.
Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ :
от 2000 до 4000 руб. для граждан;
от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.
Чаще всего предусмотрена единая форма аудиторского заключения. Сам документ составляется на русском языке, для выражения стоимостных показателей используются рубли.
Структура аудиторского заключения включает в себя следующие пункты:
наименование “аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности”;
адресат (в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации, как правило, адресуется собственнику аудируемого лица, совету директоров и т.п.);
сведения об аудиторе, которые содержат в себе: организационно-правовую форму аудиторской организации, ее наименование; место нахождения (адрес); номер, дату свидетельства о государственной регистрации; номер, дату, наименование органа, предоставившего аудиторской организации лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок ее действия; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
сведения об аудируемом лице включают в себя: организационно-правовую форму аудируемого лица, его наименование, место нахождения (адрес), номер, дата свидетельства о государственной регистрации.;
вводная часть содержит сведения о периоде представления информации в финансовой отчетности, составе этой отчетности (форму № 1 «Бухгалтерский баланс», форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках», приложения к формам № 1, 2, пояснительную записку), разграничении ответственности между аудитором и аудируемым лицом;
часть, описывающая объем аудита;
часть, содержащая мнение аудитора;
дата аудиторского заключения (проставляется на момент окончания его проведения);
подпись аудитора (под “аудитором” понимается руководитель аудиторской организации и руководитель аудиторской проверки с указанием номера, типа квалификационного аттестата и срока его действия).
Обязательный аудит по новому закону – только по итогам 2021 года
Существует безоговорочно положительное (немодифицированное) и модифицированное аудиторское заключение. Первый тип аудиторского заключения дается только в том случае, когда аудитор полностью уверен, что финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица. В том случае, если не соблюдается что-то из ниже изложенное, а именно:
предъявляются ограничения объема работы аудитора;
есть разногласия относительно выбранной учетной политики;
есть сложности в раскрытии информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудитор предоставляет модифицированное аудиторское заключение. При этом данный тип заключения в обязательной порядке должен содержать:
факторы, влияющие на мнение аудитора;
отказ от выражения мнения;
мнение с оговоркой (выражается в том случае, когда отказ предъявить невозможно, но разногласия относительно выбранной учетной политики исключают выдачу немодифицированного аудиторского заключения);
отрицательное мнение относительно финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Причины выдачи того или иного вида заключения обязательно реабилитируются отдельным пунктом.
Ложное аудиторское заключение выдается без проведения проверки. Тот факт, что оно является ложным можно признать исключительно в судебном порядке.
К оформлению аудиторского заключения любого вида предъявляются следующие основные требования.
Оно должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом, проводившим аудит (возглавлявшим проверку). Подписи должны в обязательном порядке быть скреплены печатью. Непосредственно к заключению прикладывается финансовая (бухгалтерская) отчетность с указанием даты, подписанная и заверенная печатью аудируемого лица. все листы должны быть пронумерованы, собраны в единую брошюру и опечатаны печатью аудитора.
Дата подписания аудиторского заключения должна соответствовать дате, когда был завершен аудит, но не ранее даты подписания или утверждения финансовой отчетности аудируемого лица.
Этот раздел включает в себя данные об аудиторе, проводящем проверку, а также о юридическом лице, которое проверялось. Указывается дата, время и место проверки, наименование документа и реквизиты аудируемого юридического лица.
Сообщает об отчете аудитора по результатам ознакомления с финансовыми документами юридического лица. Здесь указывается объект проверки, проверяемые временные рамки, а также ее общие результаты и выводы. Эта часть является наиболее важной в работе аудитора, поскольку необходимо внимательно проверить огромный пласт документации.
Включает в себя изложение мнения аудитора касательно проведенной проверки и качества бухгалтерской отчетности проверяемого объекта. Данный раздел также содержит в себе указание об ответственности за предоставление ложных сведений. Эта часть аудиторского заключения передается на руки аудируемому юридическому лицу.
Как оформляется аудиторское заключение
В соответствии с Федеральными правилами (стандартами) №10 аудиторское заключение должно быть оформлено согласно следующим требованиям. Документ подписывается непосредственно аудитором, а также руководителем юридического лица, у которого проводилась проверка. В конце заключения должны стоять печати. К нему прилагается проверенная финансовая отчетность, заверенная исполнительным органом юридического лица. Итоговое аудиторское заключение должно выглядеть как единый документ, со скреплёнными и прошитыми приложениями и печатями. Аудиторское заключение изготавливается в копиях по количеству сторон, одно остается на руках у проверяющего.
Выносится проверяющим в тех случаях, когда во время проверки документации не возникает сомнений в ее достоверности, а бухгалтерская отчетность юридического лица подготовлена в соответствии со всеми правилами законодательства. Аудитор может не выносить безоговорочно положительное заключение, если есть хотя бы одно обстоятельство, влияющее на его мнение.
Аудиторский отчет и аудиторское заключение
Может быть вынесено проверяющим если есть обстоятельства, не влияющие на мнение аудитора, однако описываемые им в аудиторском заключении с целью привлечь внимание пользователя к определенной ситуации.
Заключение с оговоркой – выносится, если аудитору не был предоставлен необходимый для проверки объем документации;
Отказ от выражения мнения – выносится если у аудитора есть сомнения в действительности бухгалтерской отчетности ввиду ее сильного ограничения, в условиях которой он не в состоянии составить объективное мнение;
Отрицательное мнение – выносится аудитором в случае подозрений или явных нарушений требований бухгалтерского учета или предоставления ложных сведений.
В 2017 году в юридическую силу вступили поправки в действующий ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности», по которым теперь юридические лица, обязанные проводить аудит, должны выложить результаты аудиторских проверок на специальном ресурсе.
Акционерные общества;
Кредитные организации, субъекты страховой деятельности, инвестиционные фонды;
Юридические лица, выручка которых за год превышает 400 млн. рублей, а также активы которых составляют сумму более 60 млн. рублей.
Указанный выше перечень не является закрытым, а потому новые изменения законодательства могут трактовать его в расширительной форме или добавлять туда новые субъекты.
VIDEO
Сроки публикации аудиторских заключений устанавливаются в 3 дня с момента оформления аудиторской проверки. Передать информацию на ресурс можно в электронном виде с использованием цифровой подписи (ЭЦП).
Публикуемые сообщения должны содержать нижеследующие данные (ст. 7.1 ФЗ «О государственной регистрации»):
Реквизиты аудируемого юридического лица (ИНН, ОГРН, КПП);
Реквизиты аудитора или аудиторской компании (ИНН, ОГРН, КПП);
Полный список проверенной аудитором бухгалтерской отчетности и иных финансовых документов за тот период, когда было подготовлено заключение;
Дата проведения проверки;
Мнение аудитора или организации о соответствии бухгалтерской организации нормам действующего законодательства.
Аудиторская фирма или индивидуальный аудитор имеют право выложить информацию на сайт самостоятельно или через нотариальную контору.
За несоблюдение правил предоставления информации или предоставление ложных сведений, а также нарушение сроков подачи сообщений может быть причиной для наложения штрафов на юридическое лицо в размере от 5.000 рублей до 700.000 рублей или дисквалификации на срок от 1 года до 3-х лет. Перечень оснований и штрафных санкций перечислены в ст. 15.19 КоАП РФ. Поскольку санкции и штрафные меры в отношение субъектов аудиторской деятельности весьма серьезные, то вопрос своевременного опубликования сведений требует предельной внимательности и ответственности.
Таким образом, данная статья отвечает на вопрос о том, что такое аудиторское заключение, кто обязан его публиковать и как это сделать. Также разобран вопрос о сроках публикации, а также штрафных санкциях, применяемых в случае пропуска этих сроков. Указаны требования и сведения, которые должна содержать новость о проведенной проверке.
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
2. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности. (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
3. Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация. (в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
4. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.
5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.
7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
8. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Минфин России: новое в аудиторском законодательстве
1. Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
2. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.
3. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».
1. Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
2. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
3. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона.
4. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
1. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются стандартами аудиторской деятельности. (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
2. Аудиторская организация, аудитор обязаны:
1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.
3. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
4. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.
5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору. (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
6. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются уполномоченным федеральным органом. (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
7. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. (в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 01.05.2017 N 96-ФЗ)
8. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации и индивидуальном аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций: (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 96-ФЗ)
1) в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, — не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год; (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 96-ФЗ)
2) в отношении индивидуальных аудиторов и иных аудиторских организаций — не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год. (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 96-ФЗ)
9. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 96-ФЗ)
1. При оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе: (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
1) самостоятельно определять формы и методы оказания аудиторских услуг на основе стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, оказывающей аудиторские услуги; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе оказания аудиторских услуг вопросам; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
4.1) страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности; (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
2. При оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны: (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;
2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
2.1) составлять документы на русском языке; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
3) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 41-ФЗ)
3.1) информировать, за исключением случая, указанного в пункте 3.2 настоящей части, учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. В случае, если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации аудиторской организации, индивидуального аудитора, последние обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы; (в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 23.04.2018 N 112-ФЗ)
1. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.
2. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:
1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.
3. Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию. (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.
Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.
В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.
Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).
Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:
компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
организации, кредитующиеся у иностранных банков;
предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.
К СВЕДЕНИЮ! В рамках отечественного законодательства в этот перечень обязательно входят кредитные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, федеральные унитарные предприятия (по перечню, утвержденному Правительством), акционерные общества, чьи акции принадлежат государству, и любые предприятия, торгующие на международных фондовых биржах.
На российских предприятиях аудит в соответствии с международными стандартами могут проводить только аудиторские компании. Требования к ним определены законодательно (Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):
организация не должна иметь иной сферы деятельности, кроме аудиторской и сопутствующих услуг;
компания должна значиться в реестрах СРО (саморегулируемых организаций);
проводить аудит должны исключительно сертифицированные специалисты.
Важно выбирать для проведения аудита по МСА специалистов с учетом отраслевой специфики предприятия.
Одним из нововведений пересмотренного набора аудиторских стандартов является ответственность аудитора сообщать о Ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении, эта тема рассматривается в новом МСА: МСА 701.
Это новое обязательство подробно изложено в следующей главе «Фокус на Ключевых вопросах аудита».
Фокус на непрерывности деятельности
Теперь мы обязаны добавлять дополнительную информацию, касающуюся непрерывности деятельности, в аудиторское заключение.
Всегда:
Описание ответственности руководства и аудитора в отношении непрерывности деятельности в разделах, посвященных ответственности руководства и ответственности аудитора;
ответственность руководства за оценку способности предприятия продолжать непрерывно свою деятельность и оценку того, является ли использование допущения о непрерывности деятельности целесообразным, а также ответственность за раскрытие вопросов, касающихся непрерывности деятельности, если это применимо;
ответственность аудитора за заключение о целесообразности использования руководством принципа непрерывности деятельности и решение на основании полученных аудиторских доказательств о том, существует ли значительная неопределенность в отношении событий или условий, которые могут вызвать существенные сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность.
Если аудитор выявил вопросы, связанные с непрерывностью деятельности, в том числе «потенциальную опасность» (=если были идентифицированы события или условия, которые могут вызвать значительные сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность в обозримом будущем, но на основе полученных аудиторских доказательств аудитор приходит к выводу о том, что существенная неопределенность отсутствует).
Аудитор может определить подобные вопросы Ключевыми вопросами аудита и затем внести их в раздел аудиторского заключения «Ключевые вопросы аудита» (глава II «Фокус на Ключевых вопросах аудита»).
Когда значительная неопределенность существует и раскрыта должным образом:
Дополнительный отдельный раздел под заголовком «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности». Это по природе Ключевой вопрос аудита, но раскрывается он в аудиторском заключении только в разделе «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности».
Фокус на ключевых вопросах аудита
МСА 701 по Ключевым вопросам аудита относится к аудиту компаний, акции которых котируются на бирже, и в прочих случаях, когда аудитор решает сообщить о Ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении.
Какое определение Ключевого вопроса аудита?
Ключевые вопросы аудита — это вопросы, которые, согласно профессиональному суждению аудитора, являлись наиболее значимыми для аудита финансовой отчетности за текущий период. Ключевые вопросы аудита выбираются из вопросов, о которых были проинформированы лица, отвечающие за корпоративное управление (МСА 701 §8).
Какова цель добавления раздела о Ключевых вопросах аудита в аудиторское заключение?
Целью сообщения о Ключевых вопросах аудита является повышение коммуникативной ценности аудиторского заключения за счет обеспечения большей прозрачности в отношении проведенного аудита.
Сообщение о Ключевых вопросах аудита предоставляет дополнительную информацию для предполагаемых пользователей финансовой отчетности, чтобы помочь им в понимании тех вопросов, которые, в соответствии с профессиональным суждением аудитора, имели наибольшее значение при проверке финансовой отчетности текущего периода.
Данное сообщение может также помочь предполагаемым пользователям в понимании компании и областей, где содержатся существенные оценки руководства в аудируемой финансовой отчетности (МСА 701 §2).
Как аудитор определяет Ключевые вопросы аудита?
Аудитор должен выделить из вопросов, обсужденных с лицами, отвечающими за корпоративное управление, те вопросы, которые требуют значительного внимания аудитора при проведении аудита. При принятии такого решения аудитор должен учесть следующее:
области повышенных и значимых рисков существенного искажения;
значимые суждения аудитора в отношении областей, требующих применения значимых суждений руководства, включая оценочные значения, идентифицированные как имеющие высокую неопределенность в оценке;
влияние значимых событий или операций, произошедших в течение периода, на проведение аудита (МСА 701 §9).
Аудитор должен определить, какие из вопросов, определенных в соответствии с параграфом 9, имеют наибольшее значение при проверке финансовой отчетности текущего периода и, следовательно, являются Ключевыми вопросами аудита (МСА 701 §10).
Что должно быть сделано аудитором для раздела «Ключевые вопросы аудита» в аудиторском заключении?
Cтатьи
Лучшее
Автоматизация учета
Аудит
Бухучет
Консалтинг
Оценка
Управление персоналом
Юриспруденция
18.06.2021
18.06.2021 Итоги семинара » НДС-2021. «
22.01.2021
Революция в бухгалтерии: от документа до банковского кабинета
21.12.2020
Налоговики выигрывают 8 из 10 дел, по необоснованной налоговой выгоде
Обязательный аудит в 2021 году
Если фирма не должна проходить аудит в обязательном порядке, она может пройти проверку по собственному желанию (инициативный аудит).
Чаще всего добровольный аудит проводят , чтобы «подстраховаться» на случай возможной налоговой проверки. Ведь аудиторы не только помогают обнаружить ошибки в бухучете и расчете налогов, но и объясняют, как эти ошибки исправить.
Иногда аудит заказывают учредители, чтобы определить, насколько добросовестно руководитель и главный бухгалтер ведут дела фирмы. Желание провести аудиторскую проверку может возникнуть и у самого руководителя, например, при смене главбуха.
Заказчиками аудита также могут быть организации или граждане, которые планируют вложить в фирму свои средства. В этом случае их интересуют финансовое состояние и платежеспособность возможного должника.
При инициативном аудите ваша фирма сама определяет, что и как должны проверять аудиторы. Вы можете провести как комплексную (то есть всей отчетности), так и тематическую (то есть отдельных участков учета или расчетов по конкретному налогу) проверку, а также определить период, который будут просматривать проверяющие.
Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.
Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:
компании с организационно-правовой формой ОАО;
компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.
Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».
Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.
Аудит проходит в несколько этапов:
Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.
Ряд категорий организаций обязаны ежегодно проводить аудит. Это акционерные общества, крупные компании, а также бизнесмены, занятые в отдельных сферах деятельности, например – в финансах.
Аудиторская проверка в данном случае касается только подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности. Заключение аудиторов прилагается к отчету и является его неотъемлемой частью. За отсутствие этого документа на компанию и ответственных должностных лиц могут быть наложены штрафы.
Если владельцы бизнеса хотят, чтобы их организацию проверили более подробно – они могут провести инициативный аудит.
Также представители среднего и крупного бизнеса часто создают собственные службы внутреннего аудита.
При проведении инициативного и внутреннего аудита проверяется не только достоверность учета, но и другие бизнес-процессы в компании.
Какие организации освободят от обязательного аудита в 2021 году
Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.
Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:
своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.
Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку.
Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.
Заказать аудит вы можете по телефону
или заполнить форму заявки и мы сами свяжемся с вами.
Результаты проведенной проверки фиксируются в специальном документе – аудиторском заключении, особое место в котором занимает мнение специалиста о правдивости и достоверности информации, представленной в финансовой отчетности аудируемого предприятия. Заключение предназначается для пользователей отчетности компании – ИФНС, акционерам, собственникам, инвесторам и др.
Аудиторское заключение должно содержать мотивированное мнение о подлинности отчетности фирмы. Под достоверностью отчетных данных понимается такой уровень правдивости показателей, опираясь на который пользователь может делать безошибочные выводы, принимать справедливые и экономически обоснованные решения.
Способная влиять на решения пользователя существенность информации – это критерий, определяющий вид заключения специалиста-аудитора. Для установления правдивости отчетных данных аудируемой компанией во всех существенных отношениях аудиторами производится расчет уровня существенности нарушений путем сравнения суммарных значений установленных ошибок с предельно допустимыми нормами. Периодом расчета уровня существенности ошибки на основе значений деятельности фирмы является финансовый год.
Документ составляется в определенной последовательности и должен содержать:
Название;
Адресата (т.е. лиц, для которых предназначен документ)
Информацию о проверяемой компании – наименование, адрес, реквизиты;
Сведения об аудиторской фирме/частном аудиторе: название или ФИО предпринимателя, регистрационный госномер, адрес, наименование СРО, членом которой является аудитор или компания, № в реестре аудиторов или аудиторских фирм;
Список отчетных документов, участвующих в проверке, период, за который документация составлена;
Информация о выполненном аудитором/компанией объеме работ, на основании которого выстроено мнение о правдивости финансовой отчетности проверяемой фирмы;
Мнение специалиста-аудитора или представителей фирмы о достоверности финансовой отчетности компании, базирующееся на факторах и обстоятельствах, которые оказали влияние на степень правдивости данных;
Итоги проверки;
Дата.
Оформленное аудиторское заключение предоставляется аудитором исключительно компании, заключившей договор на оказание соответствующих аудиторских услуг. Существуют полярно противоположные заключения.
Автор: Ирина Стародубцева , аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit
Итогом проведенного аудита является выдача аудиторского заключения, в котором аудитором выражается мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемой компании, сформированное на основе полученных аудиторских доказательств.
Правила формирования аудиторского заключения изложены в российских стандартах №1 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», №2 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», №3 «Дополнительная информация в аудиторском заключении».
Независимо от вида аудиторского заключения (с модифицированным или немодифицированным мнением), оно должно содержать:
наименование («Аудиторское заключение»);
Напомним, что в силу п.4 ст.6 Закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение представляется только аудируемой компании либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
То есть в аудиторском заключении должен быть указан конкретный адресат (акционеры АО или ПАО, участники ООО, иные лица).
сведения об аудируемой компании (наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения);
сведения об аудиторской компании, индивидуальном аудиторе (наименование организации, ФИО индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование СРО, членом которой является аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций СРО);
перечень бухгалтерской отчетности, в отношении которой была проведена аудиторская проверка, с указанием периода, за который она составлена;
распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской отчетности между аудируемой компанией и аудитором;
сведения о работе, выполненной аудитором для выражения мнения (объем аудита);
мнение аудитора с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность проверяемой бухгалтерской отчетности;
В соответствии с требованиями федерального законодательства, после проведения аудиторской проверки лицо, ответственное за выполнение данной процедуры, обязано составить аудиторское заключение. В этом документе указывается мнение специалиста о правдивости финансовой отчетности лица, заказавшего проверку, либо иной компании, выступившей в качестве объекта анализа.
Применение международных стандартов аудита
По нашему мнению, бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение организации ООО «Лютик» по состоянию на 31 декабря 2015 года, результаты ее финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2015 год в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности.
Основание для выражения отрицательного мнения
Как указано в пункте 5 пояснительной записки, в консолидированную финансовую отчетность не были включены показатели дочернего общества ООО «Цветочек», приобретенного в 2014 году. В соответствии с требованиями правил отчетности в части подготовки консолидированной финансовой отчетности показатели дочернего общества подлежат включению в консолидированную финансовую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций (доли в уставном капитале дочернего общества либо появления иной возможности определять решения, принимаемые дочерним обществом). Если бы показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества ООО «Цветочек» были включены в консолидированную финансовую отчетность, то это привело бы к существенным изменениям многих показателей консолидированной финансовой отчетности. Количественная оценка влияния искажения, допущенного при составлении консолидированной финансовой отчетности, не осуществлялась.
Приложение к правилу (стандарту) N 26
ПРИМЕРЫ АУДИТОРСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
Пример Д. Сопоставимая финансовая (бухгалтерская)
отчетность: пример аудиторского заключения, составляемого
в случаях, приведенных в подпункте «б» пункта 21
федерального правила (стандарта) N 26
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ФИНАНСОВОЙ
Наименование: общество с ограниченной ответственностью «XXX».
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ раскрывает нюансы работы аудиторов и аудиторских организаций.
Аудиторская деятельность — это осуществление аудита и сопутствующих ему услуг по утвержденным стандартам аудита.
Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого лица. Итог такой проверки — изложение мнения о достоверности проверяемой отчетности.
Если компания или частное лицо занимается аудитом, им запрещается заниматься иной предпринимательской деятельностью. Разрешается оказывать сопутствующие аудиту услуги. К таким услугам относятся:
ведение и постановка бухгалтерского и налогового учета;
формирование бухгалтерской отчетности, налоговых расчетов и деклараций;
консультации аудиторов по учету и налогам;
исправление налоговых и бухгалтерских ошибок путем восстановления учета;
профессиональное консультирование по вопросам управления предприятием, реорганизации;
помощь юриста в областях, так или иначе относящихся к аудиторской деятельности: разъяснение правовых вопросов, защита интересов в суде, ИФНС, на таможне, в госорганах;
автоматизация бухгалтерского учета с использованием современных IT-технологий;
оценка деятельности аудируемого лица;
проведение исследований в сфере аудиторской работы, публикация результатов;
обучение аудиторской деятельности и сопутствующим сферам;
создание и анализ инвестиционных стратегий;
проработка и оформление бизнес-планов.
Виды сопутствующих аудиту услуг закрепляются федеральными стандартами аудиторской деятельности.
По итогам аудита проверяющие выражают свое мнение о достоверности учета и отчетности и составляют аудиторское заключение.
Помимо стандартной бухгалтерской и налоговой отчетности аудиторские организации сдают следующие формы:
Статистическую форму 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности».
Статистическую форму 3-аудит «Сведения о деятельности саморегулируемой организации аудиторов».
Статистическую форму 5-аудит «Дополнительные сведения об аудиторской деятельности».
Все формы сдаются в Минфин РФ.
Аудиторское заключение в соответствии с международными стандартами аудита
Срок отчетности — до 1 марта года, следующего за отчетным. Отчитаться нужно организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим аудиторскую деятельность.
Форма включает титульный лист и пять разделов. На титульном листе нужно зафиксировать полное наименование организации или ФИО индивидуального аудитора, адрес с индексом, ОКПО, ЕГРЮЛ/ЕГРИП (графа 3) и номер по реестру аудиторов и аудиторских организаций (графа 4).
В первый раздел вписывают численность. Индивидуальный аудитор учитывает всех аудиторов, работавших у него. Для определения средней численности по графе 4 нужно сложить количество работников на конец каждого месяца отчетного года и разделить на 12.
В разделе 2 отражают оказанные услуги. В строке 04 аудиторские компании/аудиторы показывают общую выручку от оказания услуг без НДС. Сумма строк 05-08 равна значению по строке 04.
В разделе 3 нужно отметить количество организаций, в которых проведен аудит. Здесь отражают лишь те компании, которым выдан отчет или аудиторское заключение. По строкам 16-20 показывают компании в зависимости от их выручки. По строкам 21-33 отражают организации по сфере деятельности. В строках 34-38 показывают организации, у которых проведен обязательный аудит, в строке 39 — компании, у которых был инициативный аудит. По строке 40 отражают количество организаций, в которых проведен аудит и оказаны сопутствующие услуги, а в строке 41 нужно отметить только те компании, которым оказаны сопутствующие услуги.
В разделе 4 по строке 42 ответственное лицо фиксирует общее количество аудиторских заключений, выданных по результатам обязательного и инициативного аудита.
В разделе № 5 указывают сведения об участии аудиторской организации (индивидуального аудитора) в российских сетях и международных сетях аудиторских организаций.
Закон устанавливает следующие группы обществ с ограниченной ответственностью , для которых аудит годовой отчетности является обязательным:
По видам деятельности – аудит обязаны проводить банки, страховые компании, пенсионные фонды, холдинговые компании, которые готовят консолидированную отчетность по холдингу и публикуют ее, компании, чьи облигации обращаются на организованном рынке ценных бумаг.
По финансовым показателям эти требования распространяются на предприятия с объемом выручки, превышающим 400 миллионов рублей, а также если валюта актива баланса превышает 60 миллионов рублей.
Если общество с ограниченной ответственностью попадает под эти критерии, требования по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности для нее становятся обязательными. По сравнению с прошлым годом в этих критериях ничего не изменилось, новых субъектов или требований не появилось.
Кроме основных законов регулируется обязательный аудит по нормам Приказом Минфина №192н, вышедшим 24 октября 2016 года. Им введено в силу 30 международных стандартов аудита .
Также чуть позже был принят Приказ №203н, который утвердил еще 18 стандартов. Среди наиболее значимых изменений :
внедрение принципов поэтапного аудита;
введение понятия аудиторских доказательств;
изменение формы заключения, вместо стандартного отчета предлагается расширенный документ с анализом деятельности организации, рисков бизнеса и других вопросов;
подготовка модифицированного заключения;
аудиторское заключение, выполненное для организаций, для которых требуется обязательный аудит, должно публиковаться.
Ответственность аудиторских организаций с введением новых стандартов усилилась, увеличится и конкуренция, так как публикация отчетов даст возможность всем желающим ознакомиться с качеством работы аудиторов до заключения договоров.
Серьезное влияние на работу аудиторов оказала отмена положений об аудиторской тайне . Согласно ему на сотрудников аудиторских компаний возложена обязанность сообщения в органы финансового мониторинга о так называемых «странных» операциях клиентов.
Новые стандарты существенно увеличили трудоемкость работы проверяющих отчетность специалистов. Серьезно измененные требования, необходимость заполнения дополнительных таблиц увеличили трудозатраты специалистов на 30-40% , пропорционально должна была увеличиться и цена на эти услуги.
В любом случае, стоимость услуг аудитора должна быть утверждена участниками общества, поэтому при вынесении вопроса об обязательном аудите на собрание участников цена должна быть определена.
Похожие записи: