Куда сдавать отчетность 2 тп воздух за 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Куда сдавать отчетность 2 тп воздух за 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчётность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчётность, изменились коренным образом.

Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]

До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.

Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.

Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчётность по отходам. Такую отчётность теперь должны сдавать только объекты III категории.

При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

Экологическая отчетность 2021

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.

Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.

Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.

Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

Форма 2 тп воздух за 2021 год кто должен сдавать

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

По отходам

до 5-ти отходов – 5 000 руб.,

от 5 до 10 отходов – 6 000 руб,

от 10 до 15 отходов – 7 000 руб.,

свыше 15 видов отходов – 9 000 руб.

По выбросам

до 5-ти ИВ – 5 000 руб.,

от 5 до 10 ИВ – 7 000 руб.,

от 10 до 15 ИВ – 15 000 руб.,

свыше 15 видов ИВ – 20 000 руб.

Согласно постановлению Росстата, форма 2 ТП (воздух), является обязательным к заполнению документом для всех участников коммерческой деятельности, которые имеют прямое отношение к воздействию на окружающую атмосферу или занимаются сельскохозяйственной деятельностью. Фактически, документ являет собой бланк отчетности, который заполняется на основании сведений о деятельности предприятия. Каждый предприниматель может провести все манипуляции самостоятельно или обратиться в специализированную компанию, которая поможет решить вопрос грамотно и быстро.

Заполнение формы – это обязательное условие для деятельности целого ряда предприятий, сфера деятельности которых в той или иной степени оказывает влияние на окружающую среду. Итак, кому же обязательно подавать отчет?

  1. Компании, владеющие стационарные источники загрязнения с официальным разрешением на выброс.
  2. Предприятия, для которых установлены нормативы по выбросам в окружающую среду в диапазоне от 10 тонн и выше в год.
  3. Промышленные объекты, работающие с веществами, категории 1 и 2 класса.
  4. Фирмы, работа которых включает взаимодействие с оксидом азота.
    Для компаний, сфера деятельности которых включает приведенные выше особенности, подача формы статотчетности – обязательное условие для работы в сегменте.

Отчетная кампания за 2021 год: формы № 2-ТП (воздух) и 2-ТП (отходы)

Для заполнения отчетной ведомости можно воспользоваться несколькими готовыми решениями – специальным программным обеспечением, обращением в специализированную компанию. А также сделать это самостоятельно. Для самостоятельного решения вопроса рекомендуется изучить инструкции и постановления государственного образца:

  1. Образец от Росстата.
  2. Бланк формы отчета.
  3. Приказ № 540.
  4. Указания по заполнению формы.

Документ состоит из 5 разделов:

  1. Выбросы, очистка и утилизация загрязняющих веществ.
  2. Специфические вещества.
  3. Источники загрязнения атмосферы.
  4. Мероприятия, направленные на уменьшение объема загрязнения.
  5. Отдельные группы источников загрязнения на предприятии.

Если вы хотите избежать нарушения и сдать отчетность быстро и без проблем, то обращайтесь в Экспертную лабораторию “Экостар”. Экспертная лаборатория уже длительное время работает в сегменте экологии, занимается изысканиями и исследованиями окружающей среды, выбросов. Компания предоставляет целый комплекс услуг в области оформления документации, выдачи лицензий и подачи отчетности. Обратившись к нам, вы гарантированно получите результат в самый короткий срок.

Сведения по форме 2-ТП воздух обязаны представлять организации и ИП, у которых объем разрешенных выбросов:

  • от 10 тонн за год;
  • от 5 – 10 (включительно) тонн за год, если в составе выбросов есть вещества 1 либо 2 класса опасности.

Таким образом, можно выделить следующие организации, обязанные сдавать форму 2-ТП(воздух):

  • Имеющие стационарные объекты, производящие выброс в атмосферу, регулируемые полученными разрешениями;
  • Электроэнергетические предприятия, нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, газовой промышленности, цветной и черной металлургии;
  • Иные предприятия, с годовым выбросом от 10 тонн, либо менее 10 тонн, если выбрасываемы вещества 1 и 2 класса опасности.

Согласно действующему законодательству, сведения сдаются в органы Росстата по месту нахождения организации или предпринимателя. Если у организации есть обособленные подразделения, то сдавать форму нужно по месту нахождения подразделения.

Но в каждом регионе могут устанавливаться свои правила по представлению формы. В некоторых субъектах РФ она сдается в Управление Росприроднадзора или Эконологического надзора. Поэтому уточнять кому и когда сдавать форму 2-ТП нужно по месту нахождения организации или предпринимателя.

Как правильно заполнить и сдать отчетность по форме 2-ТП (воздух)

При проверке организации может быть выявлен факт нарушения представления отчета по форме 2-ТП (воздух). Под нарушением понимают подачу ложных сведений, несдачу отчета или его несвоевременное представление. Административная ответственность за это предусмотрена статьей 8.5 КоАП в виде штрафа:

  • от 20 000 до 80 000 рублей – на организацию;
  • от 500 до 1 000 рублей – на физлицо;
  • от 3 000 до 6 000 рублей – на должностное лицо (руководителя организации).

Кроме того, организации будут обязаны возместить ущерб Росстату, который возник из-за необходимости исправлять свою итоговую отчетность в связи с тем, что организации представили неверные данные, сделали это не в установленный срок или не сделали вовсе (

Если статистическая отчетность не будет сдана, или по ней будут допущены просрочки, а также указаны недостоверные сведения, компания и должностные лица, которые в ней работают, а также ИП, могут привлекаться к административной ответственности. В качестве регламента в данном случае выступает ст. 2.4, а также ст. 13.19 КоАП РФ.

В соответствии с нормативами действующего законодательства должностные лица и индивидуальные предприниматели уплачивают штраф в сумме 10 000 — 20 000 руб. Организации – 20 000 — 70 000 руб. при первичном правонарушения.

Если оно является повторным, должностные лица уплачивают 30 000 — 50 000 руб., предприятия – 100 000 — 150 000 руб. Самые крупные штрафы наблюдаются в отношении организаций, совершивших правонарушение повторно.

Дополнительная информация по заполнению отчета по форме 2-ТП (воздух) представлена ниже.

Форму отчета N 2-ТП (воздух) (годовая отчетность) заполняют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.

Сведения предоставляются по юридическому лицу (обособленному подразделению) или индивидуальному предпринимателю:

  • с объемом разрешенного выброса более 10 тонн в год;
  • с объемом разрешенного выброса от 1 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

отчета 2-ТП (воздух) можно здесь.

К отчету по форме 2-ТП (воздух) прилагается пояснительная записка, в которой указать нужно следующее:

  • Реквизиты организации, в том числе наименование полностью и в сокращенном виде;
  • Информация о наличие изменений, указанных в ЕГРЮЛ;
  • Сравнение показателей с предыдущим годом, а также их краткий анализ (какая наблюдается динамика – рост или снижение объема выбросов);
  • При увеличении объема выбросов пояснить причину (например, увеличение объема производства и др.);
  • При снижении объема выбросов также указывается причина (например, предпринятые мероприятия, если их окончание планируется в следующем году);
  • Указать какие мероприятия планировались к выполнению, но выполнены не были, а также указать, что стало тому причиной;
  • При возникших в отчетном периоде авариях указать их причину, а также количество выбросов и их состав;

Кто и куда должен сдавать отчет по форме 2-ТП (воздух)

Большинство отчетов можно сформировать самостоятельно, используя, например, официальную программу «Модуль природопользователя». Актуальную версию можно на сайте Росприроднадзора. Там же через личный кабинет принимаются многие отчеты.

Для тех, у кого нет времени или возможности разбираться в тонкостях экологического законодательства, мы предлагаем услугу полного сопровождения: сделаем и сдадим за вас всю отчетность по экологии. Подробная информация — тут.

Компании и предприниматели, в распоряжении которых имеются источники вредных выбросов, обязуются сдавать этот документ в любом случае. Исключения не предусмотрены даже в отношении тех, кто оборудовал производство специальными очистными сооружениями. Если юридическое лицо владеет отдельными филиалами, подача отчетности осуществляется по каждому из них.

Компании, находящиеся на грани банкротства, если в их отношении инициировано конкурсное производство, все равно должны сдавать отчетность. Сдают документ и представительства зарубежных фирм, расположенные на территории РФ. Но делается это только в том случае, если их работа подразумевает загрязнение атмосферы.

Заполнение отчетов происходит лицами, получившими специальные разрешения. Они представлены в двух разновидностях:

  • выбросы в объеме 5-10 тонн в годовой период, если вещества имеют 1-2 степень опасности;
  • более 10 тонн вне зависимости от класса вреда.

Если предприятия или индивидуальные предприниматели допустили просрочки по разрешениям, они предъявляют фактические сведения о выбросах на основании тех же критериев, что и респонденты, у которых разрешительная документация действует.

Форма 2-ТП (воздух), которая утверждена Приказом Росстата №661 от 8 ноября 2021 года, подается в местное отделение Росприроднадзора. Сделать это необходимо до 22 января года, который следует за отчетным периодом.

Если объекты, оказывающие негативное воздействие, располагаются на территории разных регионов Российской Федерации, подача отчета производства по субъекту, где организован их учет.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает взыскания в виде денежных штрафов за предоставление отчетности с указанием недостоверных сведений или непредставление отчета в установленные сроки.

Согласно статье 8.5 КоАП РФ, размер штрафных санкций составляет:

  • 500 — 1 000 рублей для физических лиц
  • 3 000 — 6 000 рублей для должностных лиц
  • 20 000 — 80 000 рублей для юридических лиц и организаций

При указании недостоверных сведений, юридические лица облагаются штрафом, возмещающим ущерб Федеральной службы государственной статистики, вызванный необходимостью исправления итоговой отчетности.

В качестве регламента, регулирующего процесс охраны атмосферного воздуха, выступает ФЗ №96 от 4 мая 1999 года. Он состоит из 10-ти глав и 34-х статей, в которых прописан порядок, принципы и прочие нюансы охраны воздушной среды.

В ст. 2 указано, что законодательство РФ в плане охраны атмосферного воздуха базируется на Конституции страны. Его составители имеют возможность предусматривать внедрение вспомогательных экологических нормативов.

Взаимоотношения, возникающие в процессе охраны атмосферного воздуха, регулируются нормами о техническом учете.

Полное название, которое присвоено респонденту, указывается непосредственно в адресном блоке отчетности. Важную роль играет совпадение фактических данных с показателями, прописанными в учредительных документах организации. После полного наименования прописывается сокращенный формат. Если речь идет об ИП, он указывает ФИО.

В процессе внесения данных в рассматриваемую форму во внимание принимаются сведения первичного учета. Наряду с фактическими показателями допустимо применение статистических сведений по отраслям. Важную роль играет отражение данных по веществам, которые улавливаются, утилизируются и впоследствии выбрасываются в атмосферу.

Во внимание не принимаются элементы, которые в последующем времени используются в технологических производствах, выделяемые наряду с газами. В качестве примеров выступают технические процессы, связанные с извлечением оксида углерода, который выделяется с доменным газом в сфере черной металлургии. Т. е. в учет берутся исключительно те выбросы, которые не удалось уловить посредством использования специальных адсорбирующих установок по причине нюансов технологического процесса.

Кто сдает отчет по форме 2-ТП отходы и как его заполнять

В этой области документа отображается информация об отчетном годе, а также о наименовании субъекта хозяйствования. Если речь идет об индивидуальном предпринимателе, он указывает ФИО. Все хозяйствующие субъекты отображают адрес нахождения, кодовое значение ОКПО.

Его заполнением занимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица. В разделе указывается информация о выбросах вредоносных веществ, а также об их последующей очистке и удалении. В первом разделе обязательно отображаются следующие реквизиты:

  • количество вредных веществ, которые были выброшены в атмосферу (как в общей сложности, так и из организованных источников);
  • число вредных веществ, которые направлены на очистку;
  • объем уловленных и обезвреженных химических элементов (в сумме и через утилизацию);
  • общая масса веществ, которые были выброшены без очистки и с ней.

После этого можно переходить к заполнению следующего раздела, который предназначен исключительно для юридических лиц.

Отчетность по данной форме должны сдавать юридические лица и индивидуальные предприниматели в том случае, если объемы разрешенных выбросов по всем разновидностям и объектам составляют от 10 тонн в годовой период.

Еще один случай, когда требуется подача документа – выброс в 5-10 тонн включительно, если в выбросах присутствуют вещества, относящиеся к первому и второму классу опасности.

Организации, у которых выбросы отсутствуют или имеются в меньших объемах, документ не подают, что прописано в Письме Росприроднадзора №РН-03-01-31/1722 от 16 января 2021 года.

Компании и предприниматели, в распоряжении которых имеются источники вредных выбросов, обязуются сдавать этот документ в любом случае. Исключения не предусмотрены даже в отношении тех, кто оборудовал производство специальными очистными сооружениями. Если юридическое лицо владеет отдельными филиалами, подача отчетности осуществляется по каждому из них.

Компании, находящиеся на грани банкротства, если в их отношении инициировано конкурсное производство, все равно должны сдавать отчетность. Сдают документ и представительства зарубежных фирм, расположенные на территории РФ. Но делается это только в том случае, если их работа подразумевает загрязнение атмосферы.

В качестве регламента, регулирующего процесс охраны атмосферного воздуха, выступает ФЗ №96 от 4 мая 1999 года. Он состоит из 10-ти глав и 34-х статей, в которых прописан порядок, принципы и прочие нюансы охраны воздушной среды.

В ст. 2 указано, что законодательство РФ в плане охраны атмосферного воздуха базируется на Конституции страны. Его составители имеют возможность предусматривать внедрение вспомогательных экологических нормативов.

Форма 2-тп воздух — подготовка и сдача

Как уже отмечалось, этот пункт заполняется исключительно предприятиями. Он содержит информацию о вредных веществах за исключением газ угарного, двуокиси серы, азота оксида. Регламент, на который нужно ориентироваться в процессе заполнения данных – Приказ Росстата №387. В нем отражаются следующие данные:

  • кодовое обозначение вещества с наименованием;
  • объем загрязнений, которые были выброшены в атмосферу.

Этот раздел заполняется и юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями. Первые вносят данные в полном объеме, вторые заполняют исключительно первую графу. В этом разделе указывается информация об источниках, ставших причиной вредных выбросов. Перечень конкретных реквизитов выглядит так:

  • число источников выбросов в атмосферу;
  • количество веществ, допустимых к выбрасыванию;
  • фактический объем выбросов в соотнесении с каждой из категорий.

Все нюансы, связанные с определением круга отчетных лиц, указаны в Приказе Росстата от 12.12.2019 №766. Под деятельностью по обращению с отходами подразумеваются все работы, которые связаны с отходами, включая накопление. А значит, даже сугубо офисная деятельность без производства, привлечения производственных площадей, складских помещений, попадает под необходимость предоставления данной отчетности.

В новом документе четко прописываются критерии, определяющие круг природопользователей, субъектов МСП, на которых эти требования не распространяются. Это юридические лица (ЮЛ) и индивидуальные предприниматели, для которых выполняются следующие условия:

  • образование только ТКО, общим весом менее 100 килограммов;
  • наличие договорных отношений с региональным оператором;
  • природопользователем не ведется деятельность, связанная с обработкой отходов, их утилизацией, обезвреживанием и/или размещением.

Отчет по форме 2-ТП (воздух): требования и особенности заполнения

Описание граф:

  • А – отображается номер строки;
  • Б – наименование заносимого в таблицу отхода;
  • В – код отхода по ФККО;
  • Г – для обозначения класса опасности;
  • 1 – отражено количество имеющихся к началу года отходов;
  • 2 – 17 – в этих графах необходимо указать количественные показатели, отображающие движение отходов в течение отчетного периода;
  • 18 – итоговая графа, отображающая количество имеющихся на конец года отходов.

Отображаются сведения о количестве всех эксплуатируемых отчитывающимся лицом объектов захоронения, хранения отходов, в число которых входит и ТКО, с раздельным указанием объектов, не отвечающих всем требованиям законодательства. Также здесь отражается в га их площадь. При отсутствии вышеуказанных объектов раздел остается незаполненным.

На листе, отображающем раздел III – место для подписи ответственного лица, назначенного приказом, либо руководителя. Подпись заверяется печатью организации.

При нарушении сроков отчетности, непредоставлении либо предоставлении некорректных данных, согласно статье 13.19 КоАП РФ предусматривается ответственность, при этом размер административного штрафа составляет:

  • для должностных лиц – 10-20 тысяч руб.;
  • для юридических лиц – 20-70 тысяч руб.

При повторном нарушении соответственно:

  • 30-50 тысяч руб. на должностных лиц;
  • 100-150 тысяч руб. на юридических лиц.

Таким образом, принципиальных отличий обновленная форма отчета не имеет: более развернут раздел III, и конкретизированы лица, заполняющие каждый из разделов.

Индивидуальные предприниматели и организации, владеющие стационарными объектами, являющимися источниками выброса веществ, загрязняющих воздушную оболочку, обязаны предоставлять ежегодную отчетность. Установка очистительных систем, в данном случае не имеет значения и не освобождает от сдачи отчетности.

Форма заполняется исходя из сведений о выбросах и наличии оформленных разрешений, которые разделяют на 2 категории:

  • Опасные вещества 1 и 2 типа, вырабатываемые в объеме от 5 до 10 тонн ежегодно.
  • Объем загрязняющих веществ, выбрасываемых в воздушную оболочку в объеме более 10 тонн ежегодно.

Класс опасности и количество примеси определяется стандартами, установленными федеральными законами и наличием паспорта безопасности.

Если по истечении срока действия разрешения переоформление не осуществлялось, предприятие обязано предоставить фактические сведения о выбросе веществ на тех же условиях.

Юридические лица, владеющие обособленными предприятиями, обязаны предоставить заполненную отчетность по каждому объекту.

От предоставления сведений не освобождаются и организации-банкроты, осуществляющие конкурсное производство.

Из этого следует, что предоставлять ежегодную отчетность обязаны предприятия:

  • Владеющие стационарными объектами и работающие на основании разрешенного выброса.
  • Промышленные предприятия, добывающие и перерабатывающие нефтяные продукты, газ, черный и цветной металл.
  • Организации, деятельность которых предполагает выброс токсинов и канцерогенных веществ в атмосферу.

Статистическая отчетность подается и рассматривается в органах государственной власти, осуществляющих экологический контроль по месту учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (нвос). Данные по обособленным организациям предоставляются в отдельности по каждому объекту, согласно их территориальному расположению.

Предоставить отчетность можно несколькими способами:

  • Через веб-портал Росприроднадзора в соответствующем модуле «Заполнение форм статистической отчетности» в режиме online.
  • С помощью программы, скаченной на веб-портале Росприроднадзора.
  • Воспользоваться услугами специализированных компаний или частными программами по составлению отчетов.

Для самостоятельного заполнения скачивается бланк формы, данные вносятся в программе MS Office Excel. Отчетность принимается в электронном виде, для заполнения которой требуется электронная цифровая подпись.

Срок представления формы в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу остался прежним — 22 января после отчетного периода.

В самой форме можно обнаружить лишь одно (вполне логичное) изменение — в сноске 2 к таблице разд. 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация» (выделено автором):

Аналогичная правка была внесена и в п. 8 Указаний по заполнению формы (выделено автором):

Следует отметить, что основные изменения коснулись именно Указаний. Так, было отредактировано определение термина «обособленное подразделение организации» в соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (выделено автором):

В соответствии с новыми Указаниями форма будет представляться по юридическому лицу (обособленному подразделению) или индивидуальному предпринимателю:

  • с объемом разрешенного выброса более 10 т в год;
  • с объемом разрешенного выброса от 5 до 10 т в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

Ранее форму должны были представлять юридические лица (обособленные подразделения) или индивидуальные предприниматели:

  • с объемом разрешенного выброса более 10 т в год;
  • с объемом разрешенного выброса от 1 до 10 т в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

Таким образом, начиная с отчета за 2015 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели с объемом разрешенного выброса от 1 до 5 т в год при наличии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности представлять форму № 2-ТП (воздух) не обязаны.

В новых Указаниях был уточнен список загрязняющих веществ, которые не подлежат учету (выделено автором):

Также было сделано уточнение насчет источников, выбросы от которых учитываются в графе 2 разд. 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация» («Выбрасывается без очистки», «всего»), и источников, которые учитываются в графе 1 разд. 3 «Источники загрязнения атмосферы» («Количество источников загрязнения атмосферы на конец года, единиц», «всего») (выделено автором):

Пункт 9 Указаний был дополнен разъяснением о том, что при заполнении разд. 2 «Выброс в атмосферу специфических загрязняющих веществ» для веществ, не перечисленных в Перечне специфических загрязняющих веществ, данные о выбросах которых подлежат первоочередному отражению в разделе 2 (приложение к Указаниям), указывается код «8888» — другие вещества.

Отметим, что в указанном Перечне был изменен код загрязняющего вещества (№ п/п 43) «Бромэтан (Бромистый этил. Этилбромид)» с 805 на 808.

КСТАТИ

В соответствии с п. 4 Приказа № 344 форма № 2-ТП-воздух (срочная) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденная Приказом Росстата от 29.08.2014 № 540, утрачивает силу с отчета за I полугодие 2016 г. На момент подготовки статьи новая редакция данной формы не была утверждена.

Срок представления формы в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу не изменился — 25 января после отчетного периода. Сама форма тоже не подверглась изменениям, в отличие от Указаний по ее заполнению.

Так, изменения коснулись того, что следует понимать под обособленным подразделением (по аналогии с изменениями, внесенными в Указания по заполнению формы № 2-ТП (воздух)).

В соответствии с новыми Указаниями форма будет представляться по юридическому лицу (обособленному подразделению) или индивидуальному предпринимателю с объемом затрат и (или) с платой за негативное воздействие на окружающую среду более 100 тыс. руб. в год.

Ранее форму должны были представлять юридические лица (обособленные подразделения) или индивидуальные предприниматели с объемом затрат и (или) с платой за негативное воздействие на окружающую среду более 10 тыс. руб. в год.

Форму теперь не должны будут представлять:

  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие долгосрочные лицензии на пользование охотничьими животными или заключившие охотхозяйственные соглашения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • юридические лица, в ведении (управлении) которых находятся особо охраняемые природные территории (далее — ООПТ).

Ранее форму могли не представлять:

  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие долгосрочные лицензии на пользование охотничьими животными или заключившие охотхозяйственные соглашения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • юридические лица, осуществляющие управление ООПТ федерального значения.

Таким образом, начиная с отчета за 2015 г. форму не будут представлять юридические лица, в ведении которых находятся ООПТ федерального, регионального или местного значения, т.е. любые ООПТ.

Обычно отчетный документ состоит из трех разделов и титульного листа. При заполнении титульного листа необходимо указать все выходные данные предприятия (или ИП). Далее форма 2-ТП воздух должна быть разделена на три самостоятельных раздела:

      1. Первый раздел. Природопользователь указывает сведения о суммарном загрязнении воздуха, об объеме загрязняющих веществ, парниковых газов, образующихся в процессе деятельности объекта.
      2. Второй раздел. При разработке статистического документа нужно иметь точные данные, какие именно загрязнители образуются в процессе работы оборудования. Данную информацию вносят во второй раздел формы 2-ТП воздух.
      3. Третий раздел. В статистической форме 2-ТП воздух должна содержаться информация по проводимым предприятием мероприятиям с целью уменьшения вредных веществ, сокращения их выбросов в атмосферный воздух.

Часто в статистическую форму 2-ТП воздух включают различные дополнительные разделы, в которых можно представлять графики, приложения и др. Все зависит от специфики объекта, от того, какие именно загрязняющие вещества попадают в воздух в процессе деятельности предприятия.

Если предприятие или ИП нарушает порядок представления отчетности 2-ТП воздух (например, если не соблюден срок подачи документа – до 22 января года следующего за отчетным, или 2-тп воздух (срочная) – до 7 июля), то в этом случае, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях №195-ФЗ, на должностное лицо налагается штраф в размере от трех до пяти тысяч рублей. Также при предоставлении недостоверной информации, искаженных фактов, согласно Закону РФ “Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности”, устанавливается ущерб, нанесенный органам в связи с нарушением порядка подачи отчета 2-ТП воздух.

Отчет 2-ТП (отходы) за 2021 год в 2021 году

  • Постановка на учет объектов НВОС
  • Программа производственного экологического контроля
  • Составление паспортов отходов
  • Разработка ПНООЛР
  • Разработка паспорта канцерогенности
  • Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
  • Отчет о производственном экологическом контроле
  • Отчет 2-ТП (отходы)
  • Отчет 2-ТП (воздух)
  • Отчет МСП по обращению с отходами
  • Сведения для внесения в сводный кадастр отходов
  • Журнал движения отходов
  • Отчет 4-ОС
  • Технический отчет по обращению с отходами

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступающими обращениями природопользователей по вопросу предоставления отчетности по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» (далее — Форма) в части предоставления отчетности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по объектам негативного воздействия, объемы выбросов которых не превышают критерии, приведенные в п. 4 указаний по заполнению Формы, сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р, субъектом официального учета по формированию официальной статистической информации об охране атмосферного воздуха с отчета за 2018 год является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (позиция 57.6 ФПСР).

Приказом Росстата от 08.11.2018 N 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха» (далее — Приказ) утверждена форма 2-ТП (воздух) с указаниями по ее заполнению.

В соответствии с п. 4 Указаний по заполнению Формы, являющимися приложением к Приказу (далее — Указания), отчетность представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в случае если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по всем объектам юридического лица или индивидуального предпринимателя превышают 10 тонн в год, или составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

Форма предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора при наличии наблюдаемого события. В случае полного отсутствия события за истекший год отчет по Форме в территориальные органы Росприроднадзора не предоставляется.

По объектам, отнесенным в соответствии с законодательством к режимным и особо важным, Форма подается в порядке аналогичном порядку постановки режимных и особо важных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, установленному распоряжением Росприроднадзора от 07.12.2016 N 26-р.

Обращаем внимание, что во избежание принятия территориальными органами Росприроднадзора Форм, содержащих технические и другие ошибки, перед занесением Форм в электронном виде через личный кабинет природопользователя, необходимо их проверить по представленным в Указаниях арифметическим и логическим контролям («ключам»).

Дополнительно сообщаем, что перечень специфических загрязняющих веществ, данные о выбросах которых подлежат первоочередному отражению в разделе 2, приведены на странице 14 Формы.

Заместитель Руководителя Р.Х. Низамов

Росстат утвердил форму отчета 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха». С отчета за 2018 г. субъектом официального учета по формированию сведений является Росприроднадзор.

Отчеты предоставляют организации и ИП, если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по всем объектам превышают 10 т в год или составляют от 5 до 10 т в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности. Сведения передаются в территориальные органы Росприроднадзора при наличии наблюдаемого события. При полном отсутствии события за истекший год отчет не подается.

По режимным и особо важным объектам отчеты направляются в порядке, аналогичном указанному в распоряжении Росприроднадзора от 7 декабря 2016 г. N 26-р.

Росприроднадзор рекомендует перед занесением отчетов в электронном виде через личный кабинет природопользователя проверить их по представленным арифметическим и логическим контролям.

Перечень специфических загрязняющих веществ, данные о выбросах которых подлежат первоочередному отражению в разделе 2, приведены на странице 14 формы отчета.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *