Покупка бизнеса – как не приобрести «кота в мешке»
944 0
Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции ):
государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.
Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ :
от 2000 до 4000 руб. для граждан;
от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.
Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:
акционерные общества любой формы;
компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).
Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.
Ввиду пандемии коронавируса в 2020 года для НКО были сделаны послабления в части проведения обязательного аудита. До конца 2020 года НКО могли утверждать аудиторскую организацию заочно. Социально ориентированные НКО, в том числе благотворительные фонды, вообще были временно освобождены от аудиторских проверок. Но с января 2021 года все нормы Закона № 307-ФЗ в отношении НКО вновь начнут действовать.
Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.
Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.
Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:
своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.
Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.
Какие организации освободят от обязательного аудита в 2021 году
Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России).
За нарушение этого требования наступает ответственность:
по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения — штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита — штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества — штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).
Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.
По всем вопросам, связанным с проведением обязательных аудитов и добровольных проверок, вы можете обратиться к экспертам КСК-ГРУПП. Консультации по вопросам сотрудничества можно получить по телефону, по электронной почте или через форму обратной связи.
VIDEO
SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.
SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.
К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.
SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.
Принципиальных изменений в Законе № 307-ФЗ на 2021 год пока нет. Последние поправки в него вносились в апреле 2020 года и касались временной приостановки обязательных аудитов для НКО. Но с января 2020 года эта приостановка закончится и некоммерческие организации вновь вернутся к ежегодному проведению аудита.
Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.
Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.
Обязательная аудиторская проверка проводится на основании договора. Стоимость работы определяется по согласованию между сторонами, оплачивается заказчиком. Заключение выдается только организации, в отношении которой проводился аудит, либо заказчику по договору.
сведения о юридическом лице, проходившем аудит;
данные об аудиторской организации или частном аудиторе;
перечень и период отчетности, в отношении которой поводится обязательный аудит;
описание работ, выполненных специалистами (они определяются по программе аудита);
мнение (выводы) аудиторов о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;
дата оформления заключения.
Обязательный аудит в акционерных обществах не зря выделен в отдельный случай. Организационно-правовая форма является определяющим критерием для проведения указанной проверки. Подлежат аудиту все без исключения акционерные общества, вне зависимости от их статуса (публичные, непубличные). Также не имеет значения формат регистрации организационно-правовой формы (изначальная регистрация компании как АО или ПАО, смена формы после преобразования и т.п.).
Проводится аудит в акционерных обществах согласно нормативным требованиям. Объектом проверки является бухгалтерская отчетность. Специалисты проверяют отчетные данные на предмет соответствия реальным результатам финансово-хозяйственной деятельности компании. Проверка является полной, поэтому имеющиеся ошибки выявляются во всех отчетных документах и, соответственно, учетных секторах.
В этом году правила представления отчетности и аудиторского заключения организациями, проходящими обязательный аудит, меняются. За 2019 год в органы статистики большинство компаний будут сдавать только результаты аудита. Бухгалтерскую отчетность будет принимать только налоговая. Но есть исключения.
Если компания публикует сводную бухгалтерскую отчетность, она должна пройти обязательный аудит. Организационно-правовая форма, статус юридического лица, специфика коммерческой деятельности, применяемый режим налогообложения значения не имеют. Данная норма закреплена ФЗ №307 (ст. 5 п. 5).
Обязанность по представлению в Росстат бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения остается у организаций, в отчетности которых фигурируют сведения, относящиеся к гостайне. Также отдельные случаи сдачи в статистику полного пакета отчетности будут устанавливаться правительством РФ.
Сумма выручки за год, предшествующий отчетному >400 млн руб. ;
Сумма активов по бухбалансу на конец года, предшествующий отчетному >60 млн руб. ;
Ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
Организация является кредитной/страховой/клиринговой, бюро кредитных историй, профучастником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, НПФ, АИФ, управляющей компанией АИФ, ПИФ или НПФ (исключение — внебюджетные фонды);
Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.
ОС и другие внеоборотные активы, которые организация не использует, потому что решила продать (кроме финансовых вложений);
материальные ценности для продажи, которые остаются от выбывающих внеоборотных активов или которые извлекли при ремонте, модернизации, реконструкции.
122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, на компанию налагается штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). За те же деяния, совершенные умышленно, штраф составит 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Поскольку аудит касается только годовой отчетности, в промежуточной отчетности в 2020 году нужно всегда ставить отметку рядом с «НЕТ». С бухгалтерской отчетности за 2019 год обязательный экземпляр необходимо сдавать только в налоговый орган. Тем самым, представлять её в территориальный орган статистики больше не нужно: эта обязанность отменена.
Действующее законодательство определяет, что акционерные общества в обязательном порядке должны ежегодно проверять финансовую отчетность и первичную бухгалтерскую документацию. Конкретных особенностей нормативно-правовые акты не предусматривают, поэтому используются критерии обязательного аудита для ООО.
Компании ежегодно проводят обязательный аудит, а роль проверяющих играют независимые аудиторские компании, получившие необходимую для этого лицензию. По итогам аудита проверяющий выдает заключение относительно того, насколько правильно компания отражает факты ведения хозяйственной, финансовой деятельности. Однако стоит отметить, далеко не любое ООО должно проходить обязательный аудит. Ежегодно проверки проходят:
акционерные общества;
кредитные учреждения
страховые фирмы;
НПФ;
инвестиционные фонды;
компании, ценные бумаги которых участвуют в торгах на бирже, пр.
Остальные проходят черед данную проверку при условии, что в своей деятельности они превышают фиксированные финансовые показатели. В 2018 году установлены следующие цифры:
выручка свыше 400 млн рублей, не считая НДС;
активы фирмы на конец года более 60 млн рублей.
В п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ можно подробнее ознакомиться с критериями, обязывающими собственников ООО организовывать проверку. Если результаты деятельности компании подходят под одно из перечисленных в документе требований, необходимо проводить аудит. Учитывается информация за предыдущий год, поэтому, если после завершения года деятельность ООО отвечала одному из требований, в следующем году его ждет обязательный аудит.
Обязательный аудит для ООО в 2019 году – это трудоемкий процесс, поэтому для упрощения перед проверкой необходимо подготовить ее подробный план. В первую очередь рассматриваются данные о компании, в которой запланирована проверка. Это позволяет выбрать конкретные стратегию и тактику работы, сформировать программу аудита, а также график и план. Все этапы проведенной подготовки должны обязательно быть согласованы с клиентом.
Далее приступают к проверке. Во время обязательного аудита для ООО в 2019 году изучают все финансовые, бухгалтерские, уставные документы. Проводится анализ полученной информации, дается оценка на соответствие данных действующему законодательству РФ. Если выявлены недочеты, они фиксируются, после чего проверяющий предлагает способы, позволяющие исправить ситуацию.
Учредители организации получают итоговые выводы в виде аудиторского заключения. Последнее выдается двух видов:
Безоговорочно положительное, то есть проверка не показала каких-либо нарушений.
Модифицированное.
Модифицированное заключение бывает трех подтипов:
положительно с оговорками;
отрицательное;
отказ от выражения мнения, что свидетельствует о представлении неполного необходимого для проверки пакета документов.
Как показывает практика, обычно выдаются положительные заключения или мнения с оговоркой. На два оставшихся вида приходится менее 1 % ситуаций.
Получив документ, компания сдает его в Росстат вместе с годовым бухгалтерским балансом, другой отчетностью. На это дается 10 дней с момента выдачи документа юридическому лицу, но до окончания года, следующего за отчетным.
Если вы организуете обязательный аудит для ООО в 2019 году, получили аудиторскую справку, то выполните требования законодательства. Однако не нужно думать, что обязательный аудит – это спасение от всех трудностей. Дело в том, что его целью является только выражение мнения о точности финансовой отчетности. Аналогично, то есть только с позиции достоверности, рассматривается налоговая отчетность.
Обязательный аудит в 2021 году
Рекомендации проверяющим можно найти в письме Минфина от 19.01.18 № 07-04-09/2694. Раздел II фиксирует: аудиторы не должны акцентировать внимание на отсутствии в учетной политике компании переписанных способов из-за поправок в ПБУ 1/2008. С 6.08.2017 г. фирмы должны использовать новый подход к выбору способов учета. Правила изменились для случаев, когда в стандарте отсутствуют способы – тогда их разрабатывают самостоятельно, последовательно учитывая:
МСФО;
федеральные и (или) отраслевые стандарты по аналогичным вопросам;
рекомендации по бухучету.
Прежде всего, необходимо следовать международным правилам, если необходимая информация отсутствует в российских стандартах. Допустим, если речь идет о лизинге, берутся правила из МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н). Считается, что и раньше фирмы должны были использовать собственные способы, опираясь на международные стандарты. А значит, обновленное ПБУ 1/2008 не вводит дополнительную обязанность по чтению международных стандартов, она была раньше.
Поправки, внесенные в принципы подготовки учетной политики, действуют с 6.08.2017 г. При этом не прописаны специальные сроки для использования новой редакции ПБУ 1/2008, значит, учетная политика должна пройти корректировку, изменения способов учета должны быть отражены в ретроспективном порядке (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).
Немало фирм все еще работают со способами, взятыми из уже устаревших инструкций отраслевых ведомств и министерств. Проверка по новому алгоритму может показать, что такой подход не должен использоваться, поэтому нужно пересчитать весь год. Согласно рекомендации Минфина, компания ничего не нарушает, если не меняет способы учета, принятые до подписания приказа от 28.04.17 № 69н.
Не отказывайтесь от способов, которые разработаны в ООО до изменений в ПБУ 1/2008. По мнению Минфина, крайне редко приходится сталкиваться с ситуациями, когда отечественные способы вступают в противоречие с международными. Использование компанией собственных способов, принятых до августа 2017 года не считается нарушением. Есть вероятность, что аудиторы решат не оценивать способы учета, если те отсутствуют в федеральных стандартах.
Основным нормативным актом, который регламентирует проведение отчетности предприятия по требованию в РФ, является 307-ФЗ. Согласно ст.5 данного закона определен перечень критериев и субъектов обязательного аудита.
Критерием обязательного аудита является юридическое или стоимостное основание.
Юридические основания к проведению контроля – это принадлежность субъекта хозяйственной деятельности к определенному типу организационно-правовой формы или к конкретной сфере.
Действующее законодательство определяет, что акционерные общества в обязательном порядке должны ежегодно проверять финансовую отчетность и первичную бухгалтерскую документацию. Конкретных особенностей нормативно-правовые акты не предусматривают, поэтому используются критерии обязательного аудита для ООО.
Основные этапы проведения проверки:
Плановая подготовка к процедуре. На данном этапе разрабатывается стратегия предстоящей проверки, утверждаются графики, составляется общий план в виде программы проведения контроля. Аудитор уже на этапе планирования должен получить общее представление об особенностях хозяйственно-финансовой деятельности субъекта.
Непосредственно аудит, сбор информации, изучение документации. Аудитор проверяет всю первичную документацию, уставные документы, проводит сверку проводимых бухгалтеров расчетов. Все полученные данные оцениваются специалистами на соответствие нормам отечественного законодательства. На основе анализа аудиторы составляют рекомендации относительно устранения выявленных недочетов, ошибок в документации.
Подготовка аудиторского заключения. Оно может быть немодифицированного и модифицированного типа. В первой случае бухгалтерская документация не содержит ошибок, во втором случае – аудитор определил существенные искажения.
Подача подготовленного заключения в соответствующие органы.
Если аудитор выявил ошибки, он должен сообщить об этом собственнику компании, и предоставить возможность объяснить ситуацию и предъявить дополнительную документацию, которая может ее объяснить.
Под условия обязательной проверки попадают юридические лица, соответствующие конкретным критериям. Компании из числа малого, среднего предпринимательства имеют, как правило, небольшие обороты, не привлекают средства от физических лиц, не выпускают эмиссионные ценные бумаги.
В таких случаях необходимость дополнительно проверять, как достоверно организован учет и составляется отчетность, не возникает.
Даже если ООО не попадает под эту обязательную процедуру, предпринимателю во избежание рисков периодически стоит обращаться за помощью к профессионалам.
Читайте статьи по теме аудит в сферах:
Торговля
Строительство
Отделы продаж
Обязательный аудит по новому закону – только по итогам 2021 года
Аудит проходят компании, имеющие большую выручку или затрагивающие своей деятельностью интересы большого (неограниченного) числа третьих лиц. В зависимости от этих параметров организации можно разделить на группы:
Организационно-правовая форма – акционерные общества.
Вид деятельности – банки, бюро кредитных историй, страховщики, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и их управляющие компании, организации-профучастники рынка ценных бумаг, компании, чьи бумаги торгуются на бирже.
Консолидация отчетности – холдинги, составляющие консолидированную отчетность.
Финансовые показатели: объем выручки для обязательного аудита – более 400 млн руб. или актив баланс – более 60 млн рублей.
Кроме того, отдельные законы определяют дополнительные критерии для этой обязательной процедуры. В частности, требования распространяются на государственные компании и корпорации, на кредитные потребкооперативы, застройщиков, организаторов азартных игр. Детально перечень раскрыт и актуализируется на сайте Минфина.
Для ООО, в основной массе, валюта баланса и объем выручки становятся критериями по обязательному аудиту. При этом для только что зарегистрированных фирм финансовые показатели соотносятся с установленными контрольными цифрами, начиная со второго года работы, то есть с отчетности за предшествовавший отчетному год.
Аудитор утверждается на собрании учредителей (участников), после чего заключается договор на оказания аудиторских услуг. Приступая к работе, аудитор оценивает объем проверки, исходя из специфики деятельности аудируемого субъекта. После чего:
Согласовывает с руководством план работ с учетом сроков готовности форм отчетности до их сдачи.
Проводит проверку путем сбора данных, тестирования средств контроля на предприятии, анализа полученной картины.
Информирует руководство о рисках в деятельности и о недостатках собственных систем учета и контроля.
Оформляет результат проверки в виде заключения.
Этот документ является официальным. Заключение содержит:
перечень адресатов данного документа;
данные об аудируемой организации;
данные о самом аудиторе;
указание периода и перечня проверенной отчетности, охватываемые проверкой с обозначением, как распределена ответственность в отношении отчетности между аудируемым субъектом и аудитором;
информацию о произведенной работе (ее объем);
мнение о достоверности отчетности с уточнением факторов, влияющих на достоверность;
результаты проверки;
дату составления заключения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.
Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.
С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.
В 2019 году изменятся критерии для обязательного аудита отчетности
За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность : п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.
Последствия непроведения обязательного аудита (штрафы)
1. Штрафы со стороны налоговых органов, органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (ст.28.3 КоАП).
За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.
Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.
Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки такой отчетности.
Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:
— на граждан в размере от 2 до 4 тысячи рублей;
— на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;
— на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.
2. Штрафы со стороны Банка России
С конца июня 2021 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Вам будет интересно ==> Уборщик клининг профстандарты
Дословно из п. 12 разд. V Закона № 996 «Лица, ответственные за своевременное и в полном объеме представление и обнародование финансовой отчетности, определенные статьей 11 данного Закона, освобождаются от ответственности за нарушение сроков обнародования финансовой отчетности за 2019 год или консолидированной финансовой отчетности за 2019 год вместе с аудиторским отчетом в случае, если такая отчетность будет обнародована в период действия карантина, установленного в целях предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), или в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем завершения такого карантина, но не поздее 31 декабря 2020 года, а для предприятий, являющихся эмитентами ценных бумаг, в течение срока, установленного пунктом 7 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», но не позднее 31 декабря 2020 года» .
Поэтому, если ваше предприятие – из категории тех, кто попал под обязательный аудит, и оно обнародовало финотчетность с аудиторским заключением за 2019 год с просрочкой, но до конца 2020 года, штрафа не будет.
А вот для отчетности за 2020 год, хоть карантин и длится, таких послаблений пока нет. Поэтому, чтобы избежать штрафных санкций, важно вписаться в оговоренные Законом № 996 сроки для обнародования финотчетности с аудиторским заключением.
К административной ответственности может привлечь (наложить штраф по ст. 16316 КУоАП) :
Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью – за нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом (ст. 24422 КУоАП);
Рассматривать дела об админправонарушениях и налагать админвзыскания имеет право от имени Органа общественного надзора за аудиторской деятельностью исполнительный директор Инспекции по обеспечению качества;
НБУ – за нарушение банками, небанковскими финучреждениями и лицами, которые не являются финансовыми учреждениями, но имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет НБУ, порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом (ст. 2343 КУоАП);
Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – за нарушение эмитентами, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах или по ценным бумагам которых осуществлено публичное предложение, или профессиональными участниками фондового рынка порядка обнародования финотчетности вместе с аудиторским отчетом (ст. 24417 КУоАП).
Как будут проверять эти органы на практике, можно только догадываться. Ведь финотчетность с аудиторским заключением может быть «спрятана» не обязательно на главной странице сайта предприятия. Поэтому покажет практика, останется ли админштраф только в теории, или на самом деле будет реально грозить должностному лицу предприятия, проигнорировавшему требование обнародования.
Ответственность за отсутствие аудиторского заключения в 2020 году
Кроме основных законов регулируется обязательный аудит по нормам Приказом Минфина №192н, вышедшим 24 октября 2016 года. Им введено в силу 30 международных стандартов аудита .
Также чуть позже был принят Приказ №203н, который утвердил еще 18 стандартов. Среди наиболее значимых изменений :
внедрение принципов поэтапного аудита;
введение понятия аудиторских доказательств;
изменение формы заключения, вместо стандартного отчета предлагается расширенный документ с анализом деятельности организации, рисков бизнеса и других вопросов;
подготовка модифицированного заключения;
аудиторское заключение, выполненное для организаций, для которых требуется обязательный аудит, должно публиковаться.
Ответственность аудиторских организаций с введением новых стандартов усилилась, увеличится и конкуренция, так как публикация отчетов даст возможность всем желающим ознакомиться с качеством работы аудиторов до заключения договоров.
Серьезное влияние на работу аудиторов оказала отмена положений об аудиторской тайне . Согласно ему на сотрудников аудиторских компаний возложена обязанность сообщения в органы финансового мониторинга о так называемых «странных» операциях клиентов.
Новые стандарты существенно увеличили трудоемкость работы проверяющих отчетность специалистов. Серьезно измененные требования, необходимость заполнения дополнительных таблиц увеличили трудозатраты специалистов на 30-40% , пропорционально должна была увеличиться и цена на эти услуги.
В любом случае, стоимость услуг аудитора должна быть утверждена участниками общества, поэтому при вынесении вопроса об обязательном аудите на собрание участников цена должна быть определена.
Аудиторская проверка и ее суть не претерпели каких-либо изменений . Стандартно проверяется правильность ведения бухгалтерского учета на основании документов по определенной выборке, сплошной аудит не проводится. Но существенно увеличился объем предоставляемой информации, а значит, и нагрузка на бухгалтера.
Кроме того, необходимость анализа бизнеса вынуждает принимать участие в проверке и руководство предприятия , от которого потребуются комментарии к тем или иным рискам в деятельности. На самих аудиторов стандартами возлагается обязанность об информировании руководства о недочетах в работе систем внутреннего аудита.
Аудитор должен быть определен на собрании участников. К проверке он приступает по мере готовности отчетности, но до ее сдачи. Таким образом основная работа на аудитора придется на март – для бухгалтерской отчетности, на июнь – для налоговой.
С учетом существенного усложнения требований лучше не рисковать и приступать к проверке как можно раньше, велик риск не успеть подготовить отчет, что может привести к различным санкциям.
Кроме того, проведение поэтапного аудита даст возможность бухгалтерам и финансистам в течение года пользоваться консультациями аудиторов по спорным вопросам налогового законодательства и бухгалтерского учета.
Результатом проверки станет составление заключения , серьезно отличающегося от ранее принятых форм. Сборник рекомендуемых форм заключений утвержден Минфином, в нем приведены рекомендации для обычных и специальных заключений, которые формируются по итогам проверки консолидированной отчетности.
Приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н внёс многочисленные изменения в приказ Минфина от 2 июля 2010 года № 66н (далее — приказ № 66н), которым утверждены сами формы бухгалтерской отчетности организаций.
Поправки связаны с внесением изменений в:
Таким образом, бухотчетность за 2019 год необходимо сдавать по обновлённым формам.
Строка 2410 получила новое название — «Налог на прибыль», где убрали слово «текущий».
Из формы исключены строки:
2421 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»;
2430 «Изменение отложенных налоговых обязательств»;
2450 «Изменение отложенных налоговых активов».
Одновременно появились новые строки:
налог на прибыль (отражают расход и доход по налогу на прибыль; ранее — отсутствовал);
2411 «Текущий налог на прибыль» (ранее — текущий налог на прибыль, в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы);
2412 «Отложенный налог на прибыль» (ранее — изменение отложенных налоговых обязательств/изменение отложенных налоговых активов);
2530 «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода» (участвует в формировании совокупного финансового результата периода; ранее отсутствовал).
Совокупный финрезультат теперь нужно будет определять, как сумму строк:
РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА
РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПРОЧИХ ОПЕРАЦИЙ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОТ ОПЕРАЦИЙ, РЕЗУЛЬТАТ КОТОРЫХ НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА
То есть, это строки 2400 2510 2520 2530.
Таким образом, Минфин уточнил показатели, характеризующие налог на прибыль. А именно — состав и наименование показателей, раскрывающих величину налога на прибыль в отчете о финансовых результатах (информационное сообщение Минфина России от 28.05.2019 № ИС-учет-18 ).
Соответствующим образом изменены коды строк, установленные в Приложении № 4 к приказу № 66н.
Отметим, что перечисленные изменения в отчете нужно иметь в виду с бухотчетности за 2020 год. Хотя организация вправе принять решение использовать их и ранее.
VIDEO
До 31 марта 2021 года все юридические лица обязаны сдать бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В чем же новшества (Федеральный закон от 28.11.2021 № 444-ФЗ)?
1. Аудиторское заключение за 2021 год сдаем в налоговую инспекцию, а не в органы статистики. Теперь все данные отчетности, вместе с аудиторским подтверждением степени ее достоверности, с 2021 года будут размещаться в едином ресурсе в ФНС. Конечно, отчетность и раньше попадала в ФНС.
Однако можно предположить, что раз налоговое ведомство станет ответственным хранителем данных, внимание к ним станет пристальным. Вся информация аккумулируется в АИС «Налог-3».
1. Аудит проверяет достоверность отчетности – показывает реальное состояние учета в организации.
2. Аудит, проведенный до составления отчетности, помогает бухгалтерии и позволяет организации выявить отклонения и ошибки, которые можно своевременно исправить. То есть не привлекать излишнего внимания ФНС. А компании, подлежащие обязательному аудиту, могут получить аудиторское заключение по итогам года без оговорок.
3. В 93% случаев аудит находит не только скрытые риски, но и финансовые резервы, а значит, возможности не переплачивать и оптимизировать.
4. Некоторые аудиторские компании предоставляют своим клиентам расширенную страховку от налоговых претензий и юридическое сопровождение проверенного периода. То есть, если за проверенный период организации доначислят налоги, то штрафы и пени выплатит страховая компания.
Правда такая расширенная налоговая ответственность может быть не в классическом аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности, а только при наличии в договоре (техническом задании) процедур налогового аудита, когда комплексно анализируется и бухгалтерский, и налоговый учет организации.
1. Бухгалтерии нужно время на внесение исправлений по итогам первого этапа аудита за 2021 год, чтобы успеть подготовить годовую отчетность до 31 марта 2021 года.
2. Пик сезона загрузки аудиторов всегда приходится на февраль-март. Таким образом, к концу года аудиторов экспертного уровня практически не остается – всех уже зарезервировали. Поэтому хороший шанс начать аудит в декабре-январе, чтобы получить рекомендации по внесению исправлений как раз до начала подготовки годового отчета.
3. Кроме того, многие компании предоставляют скидки на проведение аудита в декабре – январе, тогда как в марте и феврале действуют самые высокие цены.
Обязательный аудит для ООО в 2019 году: на что обратить внимание
Упомянутым нами Федеральным законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ установлен ряд критериев, из которых можно понять, подлежит ли ООО обязательному аудиту. Но под данную организационно-правовую структуру ведения бизнеса подпадают совсем немногие из них.
Согласно статье 5 этого ФЗ, подлежащие обязательному аудиту ООО в году, который идёт перед отчётным, имеют:
Выручку от продаж (продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг) свыше 400 млн рублей (без НДС);
Размер активов по бухгалтерскому балансу на конец года перевалил за 60 млн рублей.
При наличии таких фактов ООО подлежит обязательному аудиту. Он неизбежен, поскольку закон прямо обязывает его проводить.
Что будет, если не проводить обязательный аудит для ООО, когда в силу закона (см. выше) он необходим?
Дело в том, что действующими правовыми нормами не предусмотрены как таковые санкции за сам факт непроведения обязательного в силу закона аудита. Однако наказать могут за отсутствие аудиторского заключения. В основном за это предусмотрены санкции административного характера.
Так, ответственность ООО за непроведение обязательного аудита, а точнее, отсутствие заключения аудиторов по годовой отчетности, подпадает под:
статью 19.7 КоАП РФ – когда в местное подразделение Росстата вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности вовремя не сдано либо вообще не сдано аудиторское заключение;
часть 1 статьи 15.11 КоАП РФ – за грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Такая организационно-правовая структура, как общество с ограниченной ответственностью – на сегодня самая популярная форма ведения бизнеса в России.
Обычно она подразумевает совсем небольшой уставный капитал и штат сотрудников. Однако бывает и ровно наоборот: это может быть крупная фирма с хорошими финансовыми оборотами.
Разумеется, и в первом, и во втором случае необходимо знать про критерии обязательного аудита ООО в 2021 году.
Важно чётко понимать, что действующим законодательством напрямую не установлены критерии обязательного аудита для ООО в 2021 году. В том числе – Законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Однако отсюда категорически нельзя делать вывод, что действующим законодательством не установлено требование проводить обязательный аудит в ООО.
Учитывая ст. 5 Федерального закона от 30.12.
2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями. Договор на проведение аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Сведения о выполненном обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности следует вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения необходимо вносить самостоятельно. Кроме того в реестр вносится следующая информация:
сведения об аудиторе;
перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
период, за который была составлена проверенная документация;
мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.
Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.
Обращаем внимание, с 2021 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2021 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.
Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.
От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:
организации государственного сектора;
Центральный банк Российской Федерации;
религиозные организации;
организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.
С 01.01.2021г. упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.
Похожие записи: