Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешний государственный долг РБ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Карты «Кур’ера» — отличный подарок коллегам на 8 Марта
До 8 Марта осталось меньше двух недель. Если вы придумали, что подарить
девушкам-коллегам, — здорово. Если нет — мы готовы прийти на помощь.
Карта «Кур’ера» — подарок бюджетный и практичный. Вы подарите девушкам возможность совершать выгодные покупки. С помощью нашей карты они могут получить скидки у 35 партнёров (кафе, салоны красоты, магазины одежды, бьюти-услуги и другие).
КСТАТИ. В прошлом году одно слуцкое предприятие купило своим сотрудницам более 20 карт женского проекта Lampa (аналог карты «Кур’ера»).
Купить карты можно в редакции: ул. Ленина, 128.
Если остались вопросы — звоните:
(8044) 540 29 39, (8033) 318 99 30.
Стоимость карты — 7 рублей.
Срок действия — по 31 декабря 2021 года.
- перетяжка мягкой мебели
- ремонт мягкой мебели: замена поролона, пружин и т. д,
- полное изменение дизайна: кровать в тахту, простой диван в угловой, кресло — в кресло-кровать и т. д.,
- реставрация и восстановление деревянных конструкций,
- изготовление новой мягкой мебели по дизайну заказчика,
- работа со сложными моделями мебели.
Телефон: (8029) 554 55 35, (8029) 138 68 49
Сайт: ditman.kraj.by
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Государственный долг к ВВП | 37.3 % | 4 кв./20 |
Международная инвестиционная позиция | 41159 USD млн. / 41.159 млрд. USD | 1 кв./21 |
Государственный долг | 58080144 BYN тыс. / 22.938 млрд. USD | апр. 2021 |
Госдолг Беларуси побил рекорд за все время наблюдений
- Объем международной инвестиционной позиции в Беларуси упал до 41159 USD млн. (41.159 млрд. USD) в первом квартале 2021. Максимальный объем достигал 42149 USD млн., а минимальный 1698 USD млн..
- Данные публикует Ежеквартально Центральный Банк.
Данные Период Дата
41159 | 1 кв./21 | 19.06.2021 |
42149 | 4 кв./20 | 20.03.2021 |
40561 | 3 кв./20 | 19.12.2020 |
41116 | 2 кв./20 | 19.09.2020 |
39468 | 1 кв./20 | 20.06.2020 |
40750 | 4 кв./19 | 14.03.2020 |
39673 | 3 кв./19 | 14.12.2019 |
40071 | 2 кв./19 | 29.10.2019 |
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Александр Лукашенко | 20.07.1994 — | 37111.0000 | 39742.0000 | 39932.7000 | 37111.0000 | 7.09% |
- Государственный долг в Беларуси упал до 58080144 BYN тыс. (22.938 млрд. USD) в апреле 2021. Максимальный объем госдолга достигал 59707968 BYN тыс., а минимальный 264580 BYN тыс.
- Данные публикует Ежемесячно Министерство экономики.
Внешний госдолг Беларуси побил исторический рекорд
Бюджет на 2021 год устанавливает лимит внешнего государственного долга в размере 20,2 млрд. долларов. Еще 2,8 млрд долларов — это лимит внешнего долга, гарантированный правительством страны.
Внешний государственный долг по состоянию на 1 марта 2021 года составил 18,3 млрд. долларов, немного сократившись за январь-февраль на 0,3 млрд. долларов, за счет разницы курсов.
То есть правительство допускает дальнейший рост внешних заимствований — ведь порогового значения в 45% ВВП не достигнуто, пока всего лишь выбрали 36,2%.
Риск дефолта в отдаленной перспективе есть — если власти не будут предпринимать правильных шагов по формированию рыночной экономики и решению внутриполитического конфликта, считают специалисты. Но пока о дефолте говорить не стоит.
«В стране есть золотовалютные резервы. Беларусь их накопила достаточное количество, более 40 тонн. Для среднеевропейской страны с такой экономикой – это внушительные объемы. И в случае погашения каких-то траншей государство может продать часть своих ЗВР», — считает Михаил Ковалев.
7 апреля национальный регулятор сообщил, что резервы Беларуси опустились ниже отметки в 7 миллиардов долларов. За первый месяц весны текущего года золотовалютные резервы республики прохудились почти на 175 миллионов долларов, но пока еще выше нового порогового значения в 6 миллиардов долларов.
Пресс-служба Нацбанка объяснила снижение ЗВР «плановым погашением правительством внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте на сумму около 310 миллионов долларов, а также уменьшением стоимости монетарного золота».
«В любом случае, возможность дефолта исключена. Цена на золото все равно достаточно высокая. Кроме того, Беларусь не выбрала 1,5 миллиардный кредит у России, там есть резервы. Потому о крахе экономики говорить не приходится», — заявил профессор БГУ.
Ярослав Романчук также считает, что о дефолте речи пока нет.
«Но в совокупности 2021 год приблизит нас к состоянию, когда в стране не будет возможен экономический рост из-за роста долгов и неэффективности экономики. Особо рассчитывать на ЗВР не нужно. Их можно очень быстро проесть. Но все, что есть сейчас у Беларуси – это возможность кредитоваться под более высокий процент в некоторых странах. Но как потом платить? Взять под 8-10% годовых в валюте – очень рискованное дело», — считает эксперт.
По словам Романчука, к белорусской системе власти сейчас сложилось большое недоверие, вызванное в том числе событиями после выборов в августе 2020 года.
«И вот эту проблему недоверия нужно решать. Никто не даст дешевые кредиты стране, где есть какая-то неопределенность. Ведь политика тесно сопряжена с экономикой. Рисковать никто не будет», — говорит экономист.
Михаил Ковалев также считает, что сейчас непростое время для Беларуси с точки зрения заимствований.
«МВФ – это не только экономическая организация, но и политическая. Основными процессами там управляет не Китай и не Россия. В нынешней политической ситуации до принятия новой Конституции и новых выборов вряд ли будут изменения со стороны иностранных институтов в части финансирования экономики Беларуси», — заявил он.
Несмотря на обещании восточных партнеров помочь Беларуси финансово в непростое время, многие экономисты сомневаются в том, что страна перенесет ближайшие годы легко.
Из-за налогового маневра в нефтяной отрасли России (маневр продлится до 2023-го) бюджет Беларуси продолжит терять доходы, что скажется негативно на платежеспособности страны и также может вызвать проблемы с выплатами по долгам.
«Кроме того, многие полагают, что российские банки без проблем прокредитуют белорусскую экономику. Наоборот, российские финансовые институты лучше других знают реальную экономическую ситуацию в Беларуси. Они оценивают все риски. И выставляют, как правило. более жесткие условия, нежели европейцы. Выгодные кредиты от России или ЕАЭС возможны только в одном случае – если на это будет политическое решение», — уверен Ярослав Романчук.
Внешний долг Беларуси бьёт рекорды. Что грозит бюджетникам и пенсионерам
- Что тормозит белорусскую экономику в ЕЭАС, и что делать
-
Эксперты рассказали, что ждет экономику Беларуси в будущем
В 2020 году размещено внутренних валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму, эквивалентную 463,3 млн долларов США и 300 млн рублей. Погашено валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму, эквивалентную 857,7 млн долларов США и 173,5 млн рублей.
02.02
- Государственный долг к ВВП в Беларуси упал до 26.5 % в первом квартале 2020. Максимальный уровень достигал 31.8 %, а минимальный 1.3 %
- Данные публикует Ежеквартально Центральный Банк.
Данные Период Дата
26.5 | 1 кв./20 | 08.07.2020 |
26.9 | 3 кв./19 | 04.02.2020 |
27.8 | 2 кв./19 | 29.10.2019 |
29 | 3 кв./18 | 17.12.2018 |
29.6 | 2 кв./18 | 02.10.2018 |
30.3 | 1 кв./18 | 21.06.2018 |
31.7 | 4 кв./17 | 03.04.2018 |
31.8 | 3 кв./17 | 30.01.2018 |
- Объем международной инвестиционной позиции в Беларуси упал до 40561 USD млн. (40.561 млрд. USD) в третьем квартале 2020. Максимальный объем достигал 41116 USD млн., а минимальный 1698 USD млн..
- Данные публикует Ежеквартально Центральный Банк.
Данные Период Дата
40561 | 3 кв./20 | 19.12.2020 |
41116 | 2 кв./20 | 19.09.2020 |
39468 | 1 кв./20 | 20.06.2020 |
40750 | 4 кв./19 | 14.03.2020 |
39673 | 3 кв./19 | 14.12.2019 |
40071 | 2 кв./19 | 29.10.2019 |
38676.199 | 1 кв./19 | 15.06.2019 |
39043.801 | 4 кв./18 | 16.03.2019 |
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Александр Лукашенко | 20.07.1994 — | 37111.0000 | 39742.0000 | 39932.7000 | 37111.0000 | 7.09% |
- От редакции
- Политика
- Экономика
- Регионы России
- СНГ
- В мире
- Культура
- Идеи и люди
- Наука
- Образование
- Здоровье
- Войны и Армии
- Неделя в обзоре
- Кино
- Стиль жизни
- Филантропия
- Колонка обозревателя
- ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
- Общество
- Я так вижу
Структура общего внешнего долга Республики более чем наполовину сложилась из заимствований, привлеченных начиная с 2009 года. Долги более ранних периодов практически полностью погашены или конвертированы за счет новых кредитов. По состоянию на октябрь 2015 года структура внешнего долга Беларуси выглядела так:
- Займы центральных органов государственного управления – 33,9%;
- Заимствования Национального банка Республики Беларусь – 4,6%;
- Долги банковской системы Республики – 17,3%;
- Задолженность других предприятий и организаций Республики – 39,7%;
- Прямые инвестиции в предприятия Республики – 4,5%.
Очевидно, что большую часть внешнего долга составляет задолженность организаций. Сюда относится:
- текущая задолженность промышленных предприятий за сырье, комплектующие и энергоносители;
- непогашенная задолженность торговли за поставленный товар;
- займы, взятые организациями напрямую у внешних кредиторов.
Внешняя задолженность предприятий Республики финансировалась из множества источников, имеет разные сроки и условия погашения. В своей массе эти долги не являются автономными, поскольку государство состоит в числе собственников большинства кредитуемых предприятий. Следовательно, выплата, в конечном итоге, также затрагивает государственные интересы и государственные средства
Внешний долг Национального банка Беларуси складывается из суммы непогашенных займов (полученных в частности от банков РФ) и облигаций реализованных на внешних рынках. На конец 2015 года, общая сумма внешнего долга Нацбанка составила 1,744 миллиарда в долларовом эквиваленте. Для сравнения: валютная задолженность Национального банка Беларуси перед другими отечественными банками составила 2,808 млрд. долларов США в этом же периоде.
Сравнительно менее проблемными для кредиторов могут показаться внешние заимствования белорусских банков. Как правило, банковские активы обладают высокой ликвидностью, организация работы кредитно-финансовых учреждений меньше зависит от формы собственности, а сами они меняют владельцев без видимого ущерба.
Остается весьма незначительным объем прямых иностранных инвестиций в отечественные предприятия. Хотя именно такой способ привлечения средств считается наиболее выгодным для экономической системы. Первой причиной такого положения нужно признать отсутствие у предприятий реальной самостоятельности в распоряжении своим имуществом и организации деятельности.
Наиболее крупные внешние заимствования Республики Беларусь приходятся на кредиты центральным органам власти. Эти же займы представляются наиболее надежными для кредиторов, т.к. именно государство обладает наибольшими возможностями в распоряжении денежными средствами и собственностью.
Для понимания ситуации полезно будет рассмотреть структуру и объемы внешних заимствований Правительства Республики Беларусь в 2015 году.
Было получено:
- От российского правительства и банков в общей сложности 1,572 млрд. в долларовом эквиваленте;
- От банков Китая – 528,1 млн. долларов. Основная этих масса кредитов является связанными, т.е. может направляться только на закупку китайских товаров и финансирование проектов с участием КНР;
- Кредитов Всемирного банка на сумму 72,9 млн. долларов. Практически все средства выделены целенаправленно для финансирования строительства инфраструктуры и др. объектов.
Общая сумма государственных заимствований в 2015 году составила 2,173 млрд. долларов.
В этом же периоде Республикой Беларусь было погашено государственных займов на общую сумму 2,016 млрд. долларов. Эта цифра сложилась из:
- 1 миллиарда долларов для погашения первого выпуска отечественных евробондов;
- 353,1 миллионов долларов погашения кредита Евразийского фонда стабилизации и развития;
- 300 миллионов долларов на возврат займа российского правительства;
- 147,7 миллионов долларов погашения кредитов китайских банков;
- 115,2 миллиона долларов на полную выплату займов банкам Венесуэлы;
- 75,9 миллионов долларов на закрытие остатка кредита МВФ;
- 20,9 миллионов долларов текущих выплат по кредитам Всемирного банка;
- 3,6 миллионов долларов на выплату по Товарно-кредитной корпорации США по кредитной линии на закупку зерна.
Можно утверждать, что Республика Беларусь в 2015 году и в предыдущие периоды добросовестно исполняла свои долговые обязательства. Раздавались и продолжают раздаваться критические замечания касательно реализации белорусской стороной обязательств по реформированию экономики. Разногласия такого рода могут заметно осложняют получение новых кредитов. Однако именно сосредоточение собственности в руках государства существенно облегчает своевременную выплату по внешним займам.
Исходя из этого, Республика может рассчитывать на новые международные кредиты.
В 2019 году на обслуживание и погашение государственного долга потребуется 8,8 млрд. рублей. Из них на возврат задолженности придется направить 5,8 млрд. руб. (причем 96% долгов являются валютными), а остальные 3 млрд. руб. пойдут на обслуживание кредитов и займов.
По сравнению с 2018 годом расходы государства на обслуживание своих долгов увеличатся более чем на 25%.
Экономические власти страны рассчитывают, что около 2,8 млрд. руб., направленных на погашение задолженности, будут взяты из недолговых источников. Значительная часть этой суммы должна быть получена за счет «перетаможки» российской нефти и вывозных пошлин на нефтепродукты, однако в связи с предстоящим налоговым маневром в России эти намерения, возможно, придется пересмотреть.
Часть платежей по госдолгу планируется рефинансировать за счет привлечения новых заимствований в сумме 1,4 млрд. руб.
Не только госдолг Белоруссии привязан к доллару — финансовый сектор республики сохраняет высокий уровень долларизации, несмотря на официальные усилия Нацбанка по дедолларизации белорусской экономики. Так, 65% депозитов физических и юридических лиц в белорусских банках и 52% банковских кредитов — в иностранной валюте.
В 2020 году республиканский бюджет Белоруссии будет исполнен с дефицитом впервые с 2013 года. По итогам года он может составить до 5 млрд белорусских руб. (около $1,9 млрд по курсу на конец августа), сообщал Минфин республики. «5 млрд белорусских руб. — это приличная сумма», — признал министр финансов Юрий Селиверстов. Но пока это не представляет большой проблемы, поскольку у государства есть остатки, накопленные за профицитные годы.
Госпредприятия играют огромную роль в экономике Белоруссии: на их долю приходится около 43% всей занятости в стране и 70% промышленного производства. На фоне пандемии Лукашенко был вынужден поддерживать производство на госпредприятиях вопреки просадке спроса. Чтобы поддержать занятость и зарплаты в госсекторе, власти активизировали меры финансовой поддержки предприятий, включая реструктуризацию их долгов и так называемые директивные кредиты, указывает BEROC. «В конечном итоге это влияет на финансовую стабильность в масштабе страны, делая ее все более хрупкой и расширяя ее точки уязвимости», — предупреждает центр.
3:25 03 Февраля 2021
С 12 по 14 сентября с визитом в Минске находится президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) сэр Сума Чакрабарти. В банке, комментируя его приезд, отметили, что Белоруссия в последние годы «демонстрирует большую международную открытость и большую готовность обсуждать внутриполитические события, в том числе ситуацию с правами человека в стране». Эти изменения позволили ЕБРР принять новую страновую стратегию — то есть активнее участвовать в проектах белорусского госсектора, включая государственную и муниципальную инфраструктуру и предприватизационную поддержку госпредприятий.
Прежде европейский банк не финансировал белорусский госсектор из-за чрезмерного (с точки зрения международной организации) вмешательства государства в экономику и нарушений прав человека. Банк сотрудничал только с частными компаниями.
В Минске сэр Сума Чакрабарти уже встречался с высокопоставленными чиновниками, впереди переговоры с президентом Александром Лукашенко и премьер-министром Андреем Кобяковым. Также глава ЕБРР подпишет ряд документов, в числе которых соглашение с Белинвестбанком о предоставлении субординированного кредита.
По итогам первого полугодия государственный долг Белоруссии по отношению к ВВП достиг исторического максимума.
По состоянию на 1 июля величина внешнего и внутреннего госдолга, по данным Минфина, составила 40,4% ВВП. Это максимальное значение за все 25 лет белорусского суверенитета.
Чтобы понять, откуда взялся этот рекорд, нужно немного углубиться в историю. До 1996 года Белоруссия брала в долг деньги и у стран Европы, и у России, но в относительно небольших объёмах. Хотя и собственная экономика в первой половине 1990-х годов была невелика, так что те заимствования выглядели немалыми.
Однако в 1996 году в честь создания Союзного государства России и Белоруссии Борис Ельцин списал братскому государству все долги. После этого лет десять всё было хорошо: Минск получал энергоносители по льготной цене, для белорусских предприятий был открыт российский рынок и экономика могла расти без внешних заимствований. По данным белорусского Минфина, на 1 января 2007 года внешний и внутренний госдолг составлял 6,5% по отношению к ВВП страны.
Ещё в 2015 году руководство Белоруссии озаботилось снижением уровня долговой нагрузки на экономику. Тогда правительство утвердило Стратегию управления государственным долгом на 2015—2020 годы, которая предполагала, что не менее половины внешнего долга будет погашаться за счёт внутренних ресурсов, а вторая половина — рефинансироваться (то есть выплачиваться за счёт новых займов).
Пока некоторые СМИ страны бьют тревогу из-за рекордных показателей внешнего долга, представители белорусской власти демонстрируют спокойствие. Так, недавно, выступая в эфире телеканала «Беларусь 1», первый замминистра экономики Дмитрий Крутой заявил, что в 2018 году республика сохранит золотовалютные резервы на уровне не менее $6 млрд и не планирует новых внешних заимствований.
Сумма внешних платежей (процентов по кредитам) — более $3 млрд, и их планируется обслуживать «за счёт работы экономики». Что касается новых кредитов, то в 2018 году правительство рассчитывает только на то, что уже запланировано, — это два транша от Евразийского фонда стабилизации и развития.
При этом с государственной «заначкой» ситуация довольно стабильна.
По данным Национального банка, международные резервные активы (золотовалютные резервы, ЗВР) Белоруссии на 1 сентября 2017 года составили $6,994 млрд в эквиваленте, увеличившись за август на $328,8 млн, или на 4,9%. Это максимальный объём ЗВР с октября 2013 года. За январь—август прирост резервов составил $2066,4 млн долларов, или 42%.
Увеличению международных резервных активов способствовали поступления в бюджет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, рост объёма средств в иностранной валюте на корсчетах банков в Нацбанке, увеличение стоимости монетарного золота, поступление средств от продажи валютных облигаций, а также покупка Нацбанком иностранной валюты на торгах биржи. При этом правительство и Нацбанк в августе исполнили внешние и внутренние обязательства в валюте на сумму порядка $135 млн.
Ещё один повод для оптимизма белорусских властей — хорошие показатели по экспорту. В январе—июле 2017 года белорусский экспорт товаров и услуг увеличился на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года — до $19,739 млрд. Сальдо торговли товарами и услугами по итогам полугодия заметно выросло, составив $489 млн против $73,9 млн в январе—июле прошлого года, сообщает Нацбанк.
Ранее премьер Роман Головченко говорил, что хотел бы упредить комментарии, которые звучат в СМИ, что страна рухнет под долгами.
«Никто никуда не рухнет. Средства эти предусмотрены. Страна своевременно, как и всегда, рассчитывается по всем долговым обязательствам без ущерба для выполнения своих социальных обязательств и целей развития», – заверил он.
Глава правительства сказал, что на погашение госдолга в 2021 году будет направлено 4,9 миллиарда рублей (внешнего – 4,2 миллиарда, внутреннего – 700 миллионов).
Госдолг страны, как известно, делится на внутренний и внешний.
Внутренний — в валюте самой страны, внешний — в иностранной. Внутренний долг принято считать почти «безрисковым», так как теоретически при необходимости ЦБ всегда может «напечатать» необходимую сумму для его покрытия. Впрочем, такая практика считается порочной, поскольку инфляцию под контролем сдержать будет почти невозможно.
Госдолг России, например, на 31 процент внешний и на 69 процен��ов — внутренний. Тогда как весь госдолг как США, так и Великобритании является внутренним. И это очень выгодно. Зачем занимать валюту, когда у этих стран высочайшие рейтинги надёжности, а их облигации разлетаются как горячие пирожки?
Внешний госдолг Беларуси в марте уменьшился на 2,4% до $18,1 млрд
- ЕС ввел дополнительные ограничения на въезд в Шенгенскую зону
- Приговор Навальному: за вечер задержаны более 1300 протестующих
- В США сделали первые послабления режима санкций против Венесуэлы
- В Италии уже более 2,5 млн COVID-случаев
- После приговора Навальному в РФ начались задержания
- В Instagram теперь можно восстановить удаленные публикации
- Британец за 11 месяцев комы дважды переболел COVID-19
3.02.2021 | Нацбанк | |
---|---|---|
USD | 1 Доллар США | 2.6293BYN |
EUR | 1 Евро | 3.1762BYN |
RUB | 100 Российских рублей | 3.467BYN |
UAH | 100 Гривен | 9.372BYN |
PLN | 10 Злотых | 7.0281BYN |
- Ужасный (45%, 1 642 Голосов)
- Посмотрим, каким ещё 2021-й будет… (37%, 1 338 Голосов)
- Невероятный (18%, 649 Голосов)
Всего проголосовавших: 3 629
Потребительские кредиты |
Калькулятор кредитов на недвижимость |
Калькулятор Депозитов |
Кредиты на автомобиль |
Денежные переводы |
Рекламные акции |
Платежные системы |
Номер документа: | 73-З |
Дата принятия: | 29/12/2020 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01/01/2021 |
Органы эмитенты: | Парламент |
В соответствии со статьей 26 настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:
— статьи 1-24 — с 1 января 2021 года;
— иные положения — после официального опубликования настоящего Закона — со 2 января 2021 года.
Под внешним госдолгом подразумевается общая задолженность государства и резидентов (промышленных предприятий, организаций, прочих субъектов хозяйствования) перед зарубежными кредиторами (нерезидентами). Он формируется за счет следующих источников:
- кредиты в инвалюте, предоставленные Беларуси или ее резидентам со стороны других государств, зарубежных субъектов хозяйствования, международных организаций;
- займы, полученные в результате размещения на международных финансовых рынках государственных ценных бумаг.
Дата | Внешний государственный долг | |
млн. долл. США | % к ВВП | |
01.01.2020 | 17132,5 | 26,5 |
01.02.2020 | 16925 | 26 |
01.03.2020 | 16854,2 | 25,8 |
01.04.2020 | 16633,8 | 25,5 |
01.05.2020 | 16640,1 | 25,7 |
01.06.2020 | 16790 | 26,2 |
01.07.2020 | 18038,4 | 28,4 |
01.08.2020 | 17771,8 | 28,2 |
01.09.2020 | 17745,7 | 28,4 |
01.10.2020 | 17574,9 | 28,5 |
01.11.2020 | 18121,1 | 29,7 |
01.12.2020 | 18150,9 | 30 |
Основными целями государственных займов, формирующих внешний долг, являются:
- покрытие дефицита госбюджета, поддержка платежного баланса;
- пополнение золотовалютных резервов;
- импорт энергоресурсов, сырья;
- реализация инвестпроектов;
- проведение реформ.
Внешнее финансирование может привлекаться для реструктуризации имеющихся задолженностей, решения неотложных социальных или экологических проблем, а также с другими целями.
Сумма задолженности складывается из нескольких составляющих, доля которых в общей совокупности может меняться как в долгосрочном, так и в краткосрочном обозрении. Основные компоненты структуры внешнего госдолга:
- задолженность промышленных предприятий, организаций, прочих субъектов хозяйствования;
- обязательства Национального банка;
- прямые инвестиции;
- долги банковского сектора;
- заимствования центральных органов госуправления.
Основная часть традиционно складывается из обязательств субъектов хозяйствования и центральных органов госуправления.
Внешний госдолг РБ за последние три года возрос свыше, чем на 3 млрд. долларов. В октябре 2018 года данный показатель, выраженный в нацвалюте, достиг максимальной отметки за всю независимую историю Беларуси.
Дата | Внешний государственный долг | |
млн. долл. США | % к ВВП | |
01.01.2016 | 12 446,3 | 21,9 |
01.02.2016 | 12 416,3 | 22,2 |
01.03.2016 | 12 451,8 | 22,6 |
01.04.2016 | 12 974,3 | 24,1 |
01.05.2016 | 13 098,0 | 24,9 |
01.06.2016 | 13 084,1 | 25,4 |
01.07.2016 | 13 083,4 | 25,8 |
01.08.2016 | 13 293,3 | 26,7 |
01.09.2016 | 13 344,9 | 27,2 |
01.10.2016 | 13 424,1 | 27,4 |
01.11.2016 | 13 465,4 | 27,8 |
01.12.2016 | 13 518,0 | 28,0 |
01.01.2017 | 13 645,1 | 28,4 |
01.02.2017 | 13 549,3 | 28,0 |
01.03.2017 | 13 616,7 | 27,8 |
01.04.2017 | 13 579,9 | 27,4 |
01.05.2017 | 13 903,6 | 27,7 |
01.06.2017 | 13 922,7 | 27,4 |
01.07.2017 | 15 576,4 | 30,3 |
01.08.2017 | 15 596,3 | 30,1 |
01.09.2017 | 15 652,4 | 29,8 |
01.10.2017 | 16 301,3 | 30,8 |
01.11.2017 | 16 558,6 | 30,9 |
01.12.2017 | 16 553,5 | 30,5 |
01.01.2018 | 16 726,8 | 30,6 |
01.02.2018 | 15 776,3 | 28,5 |
01.03.2018 | 16 448,0 | 29,5 |
01.04.2018 | 16 422,1 | 29,1 |
01.05.2018 | 16 411,2 | 28,9 |
01.06.2018 | 16 394,8 | 28,7 |
01.07.2018 | 16 438,5 | 28,6 |
01.08.2018 | 16 547,8 | 28,4 |
01.09.2018 | 16 553,7 | 28,2 |
01.10.2018 | 16 543,7 | 28,0 |
01.11.2018 | 16 769,4 | 28,2 |
01.12.2018 | 16 797,1 | 28,1 |
01.01.2019 | 16894 | 28,2 |
01.02.2019 | 16707,4 | 27,9 |
01.03.2019 | 16681,2 | 27,8 |
01.04.2019 | 16609,4 | 27,6 |
01.05.2019 | 16671,7 | 27,6 |
01.06.2019 | 16611,7 | 27,4 |
01.07.2019 | 16689,8 | 27,4 |
01.08.2019 | 16500 | 26,8 |
01.09.2019 | 16574,3 | 26,7 |
01.10.2019 | 16528,1 | 26,4 |
01.11.2019 | 16561,8 | 26,1 |
01.12.2019 | 16596,2 | 26 |
В отдельные периоды времени отмечается незначительное сокращение внешних обязательств страны, но в целом задолженность увеличивается – даже при том, что привлекать зарубежные источники финансирования становится сложнее.
Госдолг Белоруссии из-за скандала с Ryanair обвалился к уровням протестов
Под внутренним долгом подразумевается задолженность государства резидентам – частным и юридическим лицам. Для компенсации бюджетного дефицита и других целей правительство страны регулярно привлекает финансы у субъектов хозяйствования и населения на условиях возвратности, платности и срочности.
Дата | Внутренний государственный долг | |
млн. руб. | % к ВВП | |
01.01.2020 | 8750,8 | 6,5 |
01.02.2020 | 8872,5 | 6,4 |
01.03.2020 | 9084,4 | 6,3 |
01.04.2020 | 10424,6 | 6,3 |
01.05.2020 | 9582,4 | 6,2 |
01.06.2020 | 9419,8 | 6,2 |
01.07.2020 | 9308,3 | 6,2 |
01.08.2020 | 9784,9 | 6,4 |
01.09.2020 | 10554 | 6,5 |
01.10.2020 | 10498,3 | 6,6 |
01.11.2020 | 10167,8 | 6,4 |
01.12.2020 | 9395,6 | 6,1 |
Внутренний долг – это денежная оценка долговых обязательств РБ, гарантированных Правительством Беларуси. Источники его формирования:
- кредиты Нацбанка;
- займы посредством ценных бумаг, эмитируемых от имени Совмина, Минфина или других уполномоченных институтов;
- гарантийные обязательства Правительства.
Чем выше внутренний долг, тем сильнее кризисные тенденции в экономике. Однако для управления данным показателем может использоваться целый ряд эффективных экономических рычагов, в числе которых:
- увеличение налоговой нагрузки на предприятия и население с целью пополнения бюджета;
- сокращение бюджетных расходов для минимизации дефицита бюджета;
- эмиссия денежных средств для проведения контролируемой инфляции;
- реструктуризация задолженности путем рефинансирования имеющихся долгов.
Увеличение внутренней задолженности считается в экономике менее опасным явлением по сравнению с ростом внешнего долга.
Внутренний долг в РБ является относительно стабильным показателем и в течение нескольких последних лет варьируется в диапазоне 9-10 млрд. рублей. В немалой степени это обусловлено тем, что его прирост лимитируется Законом о бюджете на каждый финансовый год.
Дата | Внутренний государственный долг | |
млн. руб. | % к ВВП | |
01.01.2016 | 9 744,3 | 9,5 |
01.02.2016 | 10 345,5 | 9,2 |
01.03.2016 | 11 151,8 | 9,8 |
01.04.2016 | 10 100,7 | 9,6 |
01.05.2016 | 9 490,9 | 9,5 |
01.06.2016 | 9 397,3 | 9,4 |
01.07.2016 | 9 674,9 | 9,7 |
01.08.2016 | 9 372,9 | 9,5 |
01.09.2016 | 9 918,1 | 10,4 |
01.10.2016 | 10 143,9 | 10,8 |
01.11.2016 | 9 797,7 | 10,6 |
01.12.2016 | 10 146,6 | 10,7 |
01.01.2017 | 10 234,2 | 10,8 |
01.02.2017 | 10 364,5 | 11,0 |
01.03.2017 | 9 835,0 | 10,6 |
01.04.2017 | 9 583,8 | 10,3 |
01.05.2017 | 9 891,8 | 10,5 |
01.06.2017 | 9 341,1 | 9,8 |
01.07.2017 | 9 562,8 | 9,6 |
01.08.2017 | 9 522,5 | 9,5 |
01.09.2017 | 9 346,5 | 9,2 |
01.10.2017 | 9 416,0 | 9,1 |
01.11.2017 | 9 200,8 | 8,7 |
01.12.2017 | 9 094,0 | 8,4 |
01.01.2018 | 9 175,6 | 8,5 |
01.02.2018 | 9 257,4 | 8,5 |
01.03.2018 | 9 246,5 | 8,5 |
01.04.2018 | 9 309,8 | 8,5 |
01.05.2018 | 9 437,4 | 8,3 |
01.06.2018 | 9 306,5 | 8,1 |
01.07.2018 | 9 255,8 | 8,1 |
01.08.2018 | 9 192,1 | 7,9 |
01.09.2018 | 9 548,8 | 7,9 |
01.10.2018 | 9 631,8 | 7,8 |
01.11.2018 | 9 568,1 | 7,7 |
01.12.2018 | 9 665,1 | 7,6 |
01.01.2019 | 8887,6 | 6,9 |
01.02.2019 | 8879 | 6,9 |
01.03.2019 | 8648,9 | 6,8 |
01.04.2019 | 8749 | 6,9 |
01.05.2019 | 8504,3 | 6,7 |
01.06.2019 | 9079,9 | 7,1 |
01.07.2019 | 8997,1 | 7,2 |
01.08.2019 | 9154,1 | 7,3 |
01.09.2019 | 8806,2 | 6,8 |
01.10.2019 | 8709,4 | 6,7 |
01.11.2019 | 8667,2 | 6,6 |
01.12.2019 | 8727 | 6,5 |
- Акции и Скидки
- Продам
- Куплю
- Животные и зоотовары
- Недвижимость
- Гаражи
- Дачи
- Услуги
- Парикмахерские и салоны красоты
- Разное
- Репетиторство, обучение
- Требуется
- Ищу работу
- СТО, Шиномонтаж
- Находки и потери
- Фитнес и здоровье
- Дари добро!
Кроме прочего, данный указ поручает белорусскому правительству «при необходимости закреплять в эмиссионных документах отказ республики от иммунитета от применения зачёта встречных требований, судебных, арбитражных процессов и разбирательств, исполнения судебного и арбитражного решений, а также в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и арбитражного решений по спорам, связанным с эмиссией, обращением, погашением и обслуживанием государственных ценных бумаг и вытекающим из эмиссионных документов».
Размер внешнего долга и государственного долга Белоруссии
Принимая во внимание введение властями США ограничений для отдельных категорий иностранных инвесторов на отдельные операции с государственными ценными бумагами Российской Федерации на первичном рынке, Минфин России внимательно отслеживает ситуацию на финансовых рынках.
В целях содействия укреплению стабильности на российском долговом рынке решения о необходимости проведения аукционов по размещению ОФЗ на первичном рынке в ближайшие недели будут приниматься с учетом рыночной конъюнктуры. При этом значительный размер временно-свободных средств на едином казначейском счете (более 4 трлн рублей) позволяет гибко подходить к графику размещения.
В целях минимизации рисков вынужденных продаж государственных ценных бумагам со стороны отдельных категорий иностранных инвесторов размещение государственных облигаций после 14 июня 2021 г. будет производиться посредством эмиссии новых выпусков ценных бумаг с прекращением доразмещений ОФЗ, выпуски которых были зарегистрированы ранее указанной даты.
Объем государственных внутренних заимствований в 2021 году сокращен на 875 млрд рублей за счет использования свободных остатков средств, сформированных по итогам исполнения федерального бюджета в 2020 году. Снижение заимствований до уровня, соответствующего структурному первичному дефициту федерального бюджета в размере около 0,5% ВВП, положительно скажется на долгосрочных процентных ставках в экономике и позволит гибко реагировать на возможные санкционные риски и вызовы, связанные с пандемией.
США ввели ограничения для отдельных иностранных инвесторов на операции с государственными ценными бумагами Российской Федерации на первичном рынке. Минфин внимательно отслеживает ситуацию на финансовых рынках.
Размещение государственных облигаций после 14 июня 2021 г. будет производиться посредством эмиссии новых выпусков ценных бумаг с прекращением доразмещений ОФЗ, выпуски которых были зарегистрированы ранее указанной даты.
Объем государственных внутренних заимствований в 2021 г. сокращен на 875 млрд руб. за счет использования свободных остатков средств, сформированных по итогам исполнения федерального бюджета в 2020 г. Снижение заимствований до уровня около 0,5% ВВП положительно скажется на долгосрочных процентных ставках в экономике и позволит гибко реагировать на возможные санкционные риски и вызовы, связанные с пандемией.
Внешний госдолг Беларуси по итогам прошлого года составил 18,6 млрд долларов. За 12 месяцев он увеличился на 8,4% или на 1,4 млрд долларов с учетом курсовых разниц. В 2020 году были привлечены внешние госзаймы на 3,1 млрд долларов, из них в виде:
- облигаций, размещаемых на внешних финансовых рынках – 1,39 млрд долларов;
- займов у правительства и банков России – 1 млрд долларов;
- займов у Евразийского фонда стабилизации и развития – 500 млн долларов;
- займов у Экспортно-импортного банка Китая – 126,2 млн долларов;
- займов у Международного банка реконструкции и развития – 67,1 млн долларов;
- займов у Европейского банка реконструкции и развития и Северного инвестиционного банка – 11 млн долларов.
При этом Беларусь также погашала внешний госдолг. За 2020 год было выплачено 1,6 млрд долларов на погашение внешнего госдолга.
Внутренний государственный долг Беларуси на 1 января 2021 года составил 9,9 млрд рублей. За прошлый год он увеличился на 12,9% или на 1,1 млрд рублей с учетом курсовых разниц.
За 2020 год было погашено валютных и рублевых гособлигаций для юридических и физических лиц на сумму, эквивалентную 857,7 млн долларов 173,5 млн рублей. Также в прошлом году было размещено внутренних гособлигаций на сумму, эквивалентную 463,3 млн долларов и 300 млн рублей.
Стоит отметить, что за 2019 год госдолг Беларуси увеличился на 3,4 млрд рублей. Это на 9,6 млрд рублей меньше, чем в 2020 году.
- квартальная динамика
(с 01.01.2000 по настоящее время)
- абсолютные и относительные показатели
(с 01.01.2001 по настоящее время)
Под внешним госдолгом подразумевается общая задолженность государства и резидентов (промышленных предприятий, организаций, прочих субъектов хозяйствования) перед зарубежными кредиторами (нерезидентами). Он формируется за счет следующих источников:
- кредиты в инвалюте, предоставленные Беларуси или ее резидентам со стороны других государств, зарубежных субъектов хозяйствования, международных организаций;
- займы, полученные в результате размещения на международных финансовых рынках государственных ценных бумаг.
Дата | Внешний государственный долг | |
млн. долл. США | % к ВВП | |
01.01.2018 | 16 726,8 | 30,7 |
01.02.2018 | 15 776,3 | 28,6 |
01.03.2018 | 16 448,0 | 29,6 |
01.04.2018 | 16 422,1 | 29,2 |
01.05.2018 | 16 411,2 | 29,0 |
01.06.2018 | 16 394,8 | 28,8 |
01.07.2018 | 16 438,5 | 28,7 |
01.08.2018 | 16 547,8 | 28,5 |
01.09.2018 | 16 553,7 | 28,3 |
01.10.2018 | 16 543,7 | 28,2 |
01.11.2018 | 16 769,4 | 28,4 |
Основными целями государственных займов, формирующих внешний долг, являются:
- покрытие дефицита госбюджета, поддержка платежного баланса;
- пополнение золотовалютных резервов;
- импорт энергоресурсов, сырья;
- реализация инвестпроектов;
- проведение реформ.
Внешнее финансирование может привлекаться для реструктуризации имеющихся задолженностей, решения неотложных социальных или экологических проблем, а также с другими целями.
Сумма задолженности складывается из нескольких составляющих, доля которых в общей совокупности может меняться как в долгосрочном, так и в краткосрочном обозрении. Основные компоненты структуры внешнего госдолга:
- задолженность промышленных предприятий, организаций, прочих субъектов хозяйствования;
- обязательства Национального банка;
- прямые инвестиции;
- долги банковского сектора;
- заимствования центральных органов госуправления.
Основная часть традиционно складывается из обязательств субъектов хозяйствования и центральных органов госуправления.
Внешний госдолг РБ за последние три года возрос свыше, чем на 3 млрд. долларов. В октябре 2018 года данный показатель, выраженный в нацвалюте, достиг максимальной отметки за всю независимую историю Беларуси.
Государственный долг Беларуси на 1 января составил Br57,8 млрд и увеличился по сравнению с началом 2020 года на Br13 млрд, или на 29%.
Внутренний государственный долг на 1 января составил Br9,9 млрд, увеличившись с начала 2020 года на Br1,1 млрд (с учетом курсовых разниц), или на 12,9%.
В 2020 году размещено внутренних валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму, эквивалентную $463,3 млн и Br300 млн. Погашено валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму, эквивалентную $857,7 млн и Br173,5 млн.
Если у Вас есть интересная история или негативный опыт который хотите предать огласке — обращайтесь.
Мы сформируем статью в соответствии с Вашими желаниями и согласуем ее с Вами перед публикацией.
Телефон для связи с редакцией:
+375 (25) 640-22-40
Принимаем Пресс релизы и приглашения на освещение мероприятий.
Если у Вас есть интересная история или негативный опыт который хотите предать огласке — обращайтесь.
Мы сформируем статью в соответствии с Вашими желаниями и согласуем ее с Вами перед публикацией.
Телефон для связи с редакцией:
+375 (25) 640-22-40
Принимаем Пресс релизы и приглашения на освещение мероприятий.
Госдолг страны, как известно, делится на внутренний и внешний.
Внутренний — в валюте самой страны, внешний — в иностранной. Внутренний долг принято считать почти «безрисковым», так как теоретически при необходимости ЦБ всегда может «напечатать» необходимую сумму для его покрытия. Впрочем, такая практика считается порочной, поскольку инфляцию под контролем сдержать будет почти невозможно.
Госдолг России, например, на 31 процент внешний и на 69 процентов — внутренний. Тогда как весь госдолг как США, так и Великобритании является внутренним. И это очень выгодно. Зачем занимать валюту, когда у этих стран высочайшие рейтинги надёжности, а их облигации разлетаются как горячие пирожки?
Госдолг страны, как известно, делится на внутренний и внешний.
Внутренний — в валюте самой страны, внешний — в иностранной. Внутренний долг принято считать почти «безрисковым», так как теоретически при необходимости ЦБ всегда может «напечатать» необходимую сумму для его покрытия. Впрочем, такая практика считается порочной, поскольку инфляцию под контролем сдержать будет почти невозможно.
Госдолг России, например, на 31 процент внешний и на 69 процентов — внутренний. Тогда как весь госдолг как США, так и Великобритании является внутренним. И это очень выгодно. Зачем занимать валюту, когда у этих стран высочайшие рейтинги надёжности, а их облигации разлетаются как горячие пирожки?
В Беларуси пороговым значением для экономической безопасности считается уровень внешнего госдолга к ВВП 25%, а внутреннего — 20%, а также платежи по обслуживанию госдолга — 10% доходов республиканского бюджета. Приемлемы ли эти параметры для страны?
«Порог» зависит не только от экономики, но и от политической системы. Если меняется система принятия решений или налоговое законодательство, то моментально меняется «порог», не говоря уже о том, что всё это вместе зависимт от глобального финансового климата. Скажем, в России в 1998 году это произошло сразу после резкого упрощения налоговой системы, когда она стала работать лучше.
Ещё одна переменная — отношение выплат к бюджетным расходам. Когда значительная их часть уходит на обслуживание долгов, то это существенно отражается на доходах, инвестициях и потреблении. Это не слишком заметно, если численность населения и экономика в целом растут. Но в условиях демографического и экономического спада, рост долгов и объём выплат способны серьёзно усугубить ситуацию. Тогда нынешние 10% через 3—4 года вырастают вдвое. А если они остаются на уровне 10% или падают, это замечательно. Беларусь сейчас в таком цикле, когда должна брать в долг, а не выплачивать. Поэтому, если долг поднимается чуть-чуть в ближайшие 2 года — это небольшая проблема. Если рост приходит на какой-то нормальный уровень, заканчивается сокращение экономики, если страна выходит на средний уровень роста в регионе, то хотелось бы, чтобы долг не рос. То, что мы хотим видеть: в случае нормального роста долг не растет. Если падает — хорошо, а если страна растёт в плане численности населения, то постоянный долг, как учат современные экономисты, — это совершенно нормально, т.к. в следующем столетии он делится на большее количество людей. То, что мы передаем внукам, это то, что мы получили от своих дедушек и бабушек. Но экономисты, всё же добавляют, что «главное — не забывать, что когда начинаются хорошие времена, то долг надо погашать». На наш взгляд, экономическая система может и должна быть без ссудного процента и ростовщических долгов. При этом долги по каким-то проектам и отраслям, конечно, могут быть, но не должно быть такого, чтобы вся экономика становилась долговой — построенной на благополучии будущих поколений.
Долговую нагрузку на экономику Беларуси получится снизить тогда, когда эффективно работающие предприятия смогут обеспечить достаточные темпы экономического роста. Но для этого нужны реформы в реальном секторе — те самые, на проведение которых белорусское правительство уже брало деньги и у МВФ, и у ЕФСР.
Ещё один вариант, прямо связанный с предыдущим, — снижать фискальную нагрузку на экономику. Но решение вопросов о сокращении налогов и вообще о значительном стимулировании бизнес-активности в стране белорусский президент пока отложил на октябрь.
«Валютные обязательства Беларуси в 2018 году составят порядка 2,5 млрд долларов, около 1,6—1,7 млрд планируется рефинансировать», — сообщил первый заместитель министра финансов страны Максим Ермолович.
Он также отметил, республиканский бюджет на 2018 год сформирован с профицитом в 500 млн рублей, весь объём профицита Минск рассчитывает получить за счёт поступления в бюджет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. То есть рост экономики и возможность гашения госдолга Беларуси зависит напрямую от экономики России и ЕАЗС.
Ну и самый тяжёлый, долгий, но зато наиболее эффективный путь — это изменить финансовый климат планетной экономики, что, конечно, неподъёмная задача для такой небольшой экономики, как белорусская, но зато вполне подъёмная для союза стран. Не зря же в ЕвразЭС планируется введение единой валюты к 2025 году, а сам Евразийский Союз имеет тенденцию к расширению.
Ничего не может быть приоритетнее для любого государства, чем возможность свободно распределять свои ресурсы, более или менее согласовываясь с пожеланиями своего населения. Всему этому могут положить конец высокие долги, которые напрямую угрожают способности правительств контролировать свои бюджетные приоритеты. Именно эту проблему необходимо решать в срочном порядке властям Беларуси.
12:35 | Шчыра кажучы сейчас |
13:00 | Прэса (Press), серыял ад Бі-Бі-Сі |
13:00 | Студыя Белсат |
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »
С 12 по 14 сентября с визитом в Минске находится президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) сэр Сума Чакрабарти. В банке, комментируя его приезд, отметили, что Белоруссия в последние годы «демонстрирует большую международную открытость и большую готовность обсуждать внутриполитические события, в том числе ситуацию с правами человека в стране». Эти изменения позволили ЕБРР принять новую страновую стратегию — то есть активнее участвовать в проектах белорусского госсектора, включая государственную и муниципальную инфраструктуру и предприватизационную поддержку госпредприятий.
Прежде европейский банк не финансировал белорусский госсектор из-за чрезмерного (с точки зрения международной организации) вмешательства государства в экономику и нарушений прав человека. Банк сотрудничал только с частными компаниями.
В Минске сэр Сума Чакрабарти уже встречался с высокопоставленными чиновниками, впереди переговоры с президентом Александром Лукашенко и премьер-министром Андреем Кобяковым. Также глава ЕБРР подпишет ряд документов, в числе которых соглашение с Белинвестбанком о предоставлении субординированного кредита.
Плюс 1,9 миллиарда рублей. Свежие данные по госдолгу Беларуси
Госдолг Белоруссии в 2013 г. увеличился на 19,6% (на 25,3 трлн белорусских руб.) и на 1 января 2014 г. составил 154 трлн белорусских руб., сообщает Министерство финансов Белоруссии. Внешний госдолг Белоруссии в прошлом году увеличился на $433,1 млн (+…
дальше…
Внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 мая 2014 года уменьшился с начала года на $424,8 млн, или на 3,4% (с учетом курсовых разниц), и составил $12 млрд, сообщили БЕЛТА в Министерстве финансов.В январе-апреле 2014 года привлечены внешние…
дальше…
В январе-апреле 2014 года привлечены внешние государственные займы на сумму $247,4 млн: $131,3 млн по государственному экспортному кредиту правительства России для строительства АЭС; $99,7 млн по кредитам банков КНР; $16,1 млн по кредитам МБРР; $0,3…
дальше…
Россия продолжает планомерно снижать свои вложения в американские облигации. Об этом свидетельствуют данные Министерства финансов США. Так, в июне объём инвестиций составил $10,848 млрд, тогда как ещё в мае эта цифра составляла $12,024 млрд. При этом…
дальше…
МИНСК, 23 фев — Sputnik. Министерство финансов Беларуси объявило о проведении 6 марта аукциона процентных ставок по продаже государственных еврооблигаций выпуска № 247, сообщает пресс-служба ведомства.При этом аукцион пройдет…
дальше…
- Российские власти последнее время любят повторять – страна подошла подготовленной к кризису. Вся «подготовка» России заключается в изначально низком государственном долге – на начало 2020 года он не превышал 12,5% ВВП. Но всего за год суверенный долг вырос до 20% ВВП и теперь не является самым низким в мире.
- В пересчете на рубли Россия должна 22 трлн руб. кредиторам, или чуть больше одного годового федерального бюджета. Но в 2021 году Россия должна будет уже 26,4 трлн руб. Это на 3,7% больше, чем было прописано в проекте бюджета, поскольку на финансирование дефицита бюджета уйдет 2,7 трлн руб., а на обслуживание госдолга – еще 1,7 трлн.
- При этом в 2020 году Минфин уже занял почти 5,4 трлн руб., 4,4 трлн из которых пошли на латание дыры в бюджете, а 967 млрд руб. – на погашение предыдущих кредитов. Власти могли не использовать госдолг, а взять деньги из Фонда национального благосостояния, в котором находится 9 трлн руб. Но президент Владимир Путин поставил блок на использование средств «кубышки».
- С одной стороны, госдолг России и в 24% ВВП можно считать не критичным. Однако нельзя забывать, что страна входит в число развивающихся стран и является сырьевой экономикой. Безопасным уровнем долга для такого типа стран считается 40% ВВП, для развитых же – 70%. При этом среди развивающихся стран средний уровень долга – 53,8%, по большей части из-за Бразилии (91,9%) и Индии (68,6%).
- По словам министра финансов Антона Силуанова, долг в 20% ВВП для России – это «опасная черта» и правительству не очень хочется ее пересекать. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина предостерегала власти от «неаккуратного» наращивания госдолга. Преимуществом России всегда был низкий долг на контролируемом уровне. Но кризис, вызванный коронавирусом, это преимущество у страны отнимает.
20% ВВП — это не какая-то объективная граница, при пересечении которой нарушается долговая устойчивость, замечает замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Категория безопасного уровня госдолга многомерна и очень условна: важны стоимость обслуживания, валютная структура и профиль погашения, какие держатели и другие факторы, добавляет он. «По большинству метрик долговой нагрузки Россия останется относительно далеко от уровней, которые обычно в мире начинают считать тревожными, даже после очень крупных заимствований 2020–2021 годов», — уверен Куликов.
В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.
Расходы федерального бюджета в 2021 году в номинальном выражении составят 21,5 трлн руб. после 22,56 трлн руб. в 2020 году. В 2022 году расходы вырастут до 21,9 трлн руб., в 2023 году — до 23,67 трлн руб. Однако в отношении к ВВП ожидается снижение бюджетных расходов с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП к 2021 году и до 17,8% ВВП к 2023 году.
Несмотря на рост номинальных расходов, видна запланированная консолидация бюджета более чем на 2,5 п.п. ВВП в 2021 году, а ненефтегазовый дефицит планируется снизить почти до уровня 2019 года к 2022 году, отмечает Куликов. Это позволит в итоге вернуться к работе по бюджетному правилу с неизменными параметрами, заключает Куликов.
В 2020 году правительство временно смягчило бюджетное правило, которое в норме ограничивает расходы бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов, процентных расходов и 0,5% ВВП. Ненефтегазовые доходы в этом году снизились относительно изначального закона о бюджете, и расходы по правилу должны были бы тоже сократиться. Но Минфин, наоборот, планирует нарастить их до 22,6 трлн руб. (оценка из проекта госбюджета) по сравнению с изначально заложенными 19,7 трлн руб., чтобы простимулировать затронутую пандемией экономику и поддержать доходы населения. Если будут использованы переходящие остатки 2019 года, общие расходы в 2020 году могут достичь 23,7 трлн руб., следует из бюджетной росписи Минфина.
«Долг Беларуси имеет высокую подверженность волатильности валютного курса (90% долга номинировано в иностранной валюте). Fitch включает государственные гарантии в расчет суммарного долга ввиду высокой вероятности того, что государству потребуется выплачивать обязательства госпредприятий. Более слабые макроэкономические показатели и волатильность обменного курса могут создать фискальные риски для государственных финансов ввиду существенного присутствия в экономике предприятий в госсобственности. Значительное присутствие госсектора (65% активов) в финансовом секторе создает фискальные риски для суверенного эмитента ввиду потенциальных потребностей в дальнейших взносах капитала, исполнения гарантий и выпуска ценных бумаг в обмен на передачу кредитов», — пояснили эксперты агентства.
Для обеспечения своевременного и полного погашения государственного долга при Казначействе Министерства финансов был создан Гарантийный фонд по обслуживанию государственного долга.
Направления использования средств Гарантийного фонда:
- обслуживание государственного долга в случае несвоевременных и неполных платежей организаций-должников;
- предотвращение курсовых рисков. Положительная разница между процентными выплатами по кредитам, привлеченным в иностранной валюте и выданным в национальной и иностранной валюте, накапливается в гарантийном фонде, а разница, вызванная колебаниями обменного курса, покрывается за счет этих средств;
- покупка и продажа иностранной валюты.
Средства Гарантийного фонда направляются на погашение задолженности в случае несвоевременного и неполного погашения кредитов заемщиками (должниками) или рефинансирующими банками по проектам и программам, финансируемым за счет госдолга. При недостаточности средств фонда задолженность погашается за счет средств госбюджета с последующим их возмещением.
Фонд также возмещает задолженность, начисленные штрафы и пени организациями-должниками или рефинансирующими банками.
На покрытие дефицита консолидированного бюджета — 37,5 трлн сумов и погашение основного долга в размере 7,8 трлн сумов будут использованы следующие источники:
- внешние — кредиты международных финансовых институтов (11 трлн сум), еврооблигации — 7,7 трлн сум, займы на реализацию государственных целевых программ — 12,1 трлн сумов;
- внутренние — выпуск государственных казначейских облигаций (5 трлн сумов);
- остаток средств на начало года Фонда реконструкции и развития (8,1 трлн сумов), государственного бюджета и государственных целевых фондов (1,5 трлн сумов).
Ранее заместитель министра финансов Одилбек Исаков сообщил, что в 2021 году Узбекистан планирует выпустить государственные казначейские облигации на 5 трлн сумов, а также международные еврооблигации на 700 млн долларов. Он также поделился географией инвесторов последних евробондов и рассказал, куда пойдут средства от размещения.
Госдолг Беларуси увеличился с начала 2021 года на 2,7%
- Российский госдолг находится на невысоком уровне
- Последствия пандемии: российский госдолг вырос, но меньше, чем в других странах
- Распродажи ОФЗ в феврале-марте 2021 года компенсировались внутренним спросом
- Необходимость в заимствованиях для бюджета невысока
- Риск санкций уже во многом реализовался
- Российский долг устойчив
Долг/ВВП (2020), % | Изменение в отношении долга к ВВП, п.п. | ||
2019–20 | 2020–21 | ||
Развитые страны | 120.1 | 18.19 | 2.39 |
Развивающиеся страны | 64.4 | 7.52 | -0.11 |
Бедные развивающиеся страны | 49.5 | 3.40 | 0.40 |
Германия | 68.9 | 9.28 | 1.32 |
США | 127.1 | 18.92 | 5.73 |
Китай | 66.8 | 9.77 | 2.78 |
Саудовская Аравия | 89.6 | 15.67 | -2.96 |
Россия | 19.3 | 5.55 | -1.21 |
Индия | 98.9 | 11.29 | -0.54 |
Мексика | 60.6 | 7.29 | -0.05 |
Бразилия | 32.4 | 9.64 | -1.41 |
Южная Африка | 77.1 | 14.91 | 3.72 |
Источник: Источник: МВФ.
В основном рост госдолга произошел за счет размещения Минфином ОФЗ. С начала пандемии Минфин разместил ОФЗ почти на 5,5 трлн рублей, долг по ОФЗ с марта 2020 года по март 2021 года увеличился на 4,7 трлн рублей.
В феврале-марте 2021 года на международных финансовых рынках повышается тревожность, растут доходности по трежерис. Причина связана с растущими инфляционными ожиданиями в США 1 , последующими за пакетом Байдена, а также большим объемом заимствований в отсутствии новых мер по предоставлению ликвидности. Значительно увеличились доходности длинных бумаг, в то время как доходности двухлетних казначейских облигаций сохранились на прежнем уровне.
На протяжении 2020 года федеральный бюджет сводился с дефицитом: нефтегазовые доходы значительно пострадали в первом полугодии в силу обвала нефтяных цен, ненефтегазовые доходы – из-за ограничений экономической деятельности, введенных для борьбы с пандемией COVID-19. Расходы, в свою очередь, выросли за счет введения фискальных мер поддержки экономики. Однако уже во втором полугодии 2020 года доходы – в первую очередь ненефтегазовые – начали постепенное восстановление за счет стабилизации цен на нефть, а также снятия существенной части ограничений экономической деятельности.
В результате бюджет за 2020 год был сведен с дефицитом меньше запланированного – дефицит составил 4,1 трлн рублей, или около 3,8% ВВП, тогда как осенние оценки предполагали дефицит в 4,73 трлн рублей, выше на 0,6 п.п. в отношении к ВВП.
В марте 2021 года доходная часть бюджета впервые с начала пандемии исполнена с профицитом. За счет этого в первом квартале 2021 года собираемость налогов находится на еще высоком уровне: исполнение доходной части бюджета составляет 28,2%, тогда как, например, в 2019 году за первый квартал было исполнено только 21,1% доходов бюджета. Во многом это связано с реализацией отложенного спроса на фоне ослабления пандемии и отсутствия серьезных ограничений, поэтому не следует ожидать перевыполнения доходной части бюджета в 2021 году. Однако есть основания полагать, что в отсутствии третьей волны коронавируса доходная часть бюджета будет исполнена в полной мере.
Внешний госдолг в январе – апреле уменьшился на 2,5%
- 12:36 31.05.2021 Внешний госдолг Беларуси за январь-апрель сократился на 2,5% до $18,1 млрд, внутренний — вырос на 18,2% до Br11,7 млрд
- 09:30 15.05.2021 Беларусь намерена разместить в РФ облигации на 100 млрд росс.рублей для рефинансирования госдолга
- 10:35 30.04.2021 Внешний госдолг Беларуси за январь-март сократился на 2,4% до $18,1 млрд, внутренний — вырос на 19,1% до Br11,8 млрд
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ИСТОЧНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЛОПУТЬ Надежда Александровна
Аннотация: в статье проводится финансово-правовой анализ одной из форм долговых обязательств Республики Беларусь, образующих государственный долг — государственных ценных бумаг. Предложены изменения в законодательство.
Annotation: this article includes the financial and legal analysis of one of the types of debentures of the Republic of Belarus that form its state debt — sovereign bonds. Certain amendments to the existing legislation are proposed.
Ключевые слова: государственный долг, государственные ценные бумаги, государственные облигации.
Key words: public debt, state securities, state bonds.
Одной из форм мобилизации свободных денежных средств граждан и юридических лиц и одновременно формой государственного долга являются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Этот инструмент привлечения денежных средств в бюджет используется многими современными государствами и является своеобразной альтернативой прямым кредитам, в том числе кредитам центральных банков.
Тема правового регулирования отношений по привлечению государственных займов путем выпуска государственных ценных бумаг затрагивается всеми исследователями, так или иначе анализирующими проблемы государственного долга и государственного кредита (Е.Г. Ситникова, Е.В. Покачалова, В.Г. Залев-ский, Э.Х. Махмутова, А.В. Карташов, Д.Л. Хей-ло и др.). Авторами указывается на необходимость и возможность мобилизации и привлечения денежных ресурсов для выполнения социально-экономических задач государства путем размещения государственных ценных бумаг. При этом, как отмечает, например, Э.Х. Махмутова, «без создания и функционирования эффективного рынка долговых инструментов экономический рост в стране не возможен»1.
В Республике Беларусь рынок государственных ценных бумаг находится в стадии развития. В соответствии с Бюджетным ко-
дексом Республики Беларусь (далее — БК)2 государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Республики Беларусь, являются одной из форм долговых обязательств, формирующих государственный долг. В настоящее время государственные ценные бумаги выпускаются в виде государственных облигаций.
Государственные ценные бумаги могут размещаться как на территории государства, так и за его пределами, в национальной и иностранной валюте, среди резидентов и нерезидентов.
Государственные ценные бумаги на внутреннем рынке
Государственные ценные бумаги являются основной формой долговых обязательств, формирующей внутренний государственный долг.
При этом единый порядок привлечения внутренних государственных займов, как и перечень видов государственных ценных бумаг, посредством которых образуется внутренний государственный долг, не определен. Правительством Республики Беларусь утверждены основные условия выпуска отдельно по каждому виду государственных ценных бумаг.
- О проекте
- О Союзном государстве
- Официальная информация
- Контактная информация
- Архив сайта 2014-2019
- Карта сайта