Запрос котировок по 223 ФЗ пошаговая инструкция для поставщика 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Запрос котировок по 223 ФЗ пошаговая инструкция для поставщика 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Подписание соглашения проводят с помощью торговой площадки и ЭЦП или в бумажном виде. Основные положения контракта берут из заявки, которая поступила от участника, и тендерной документации.

Закон №223 регламентирует срок подписания договора, который заключают по результатам тендера. Минимальный срок со дня публикации итогового протокола — 10 календарных дней, максимальный — 20.

Запрос котировок по 223-ФЗ пошаговая инструкция 2021 г.

Уже с 1 апреля 2021 года заказчик сможет закупать по новым запросам котировок. Чтобы проще было определить, когда стоит использовать такой способ, эксперт редакции составил 14 особенностей нового запроса котировок. К примеру, изменить извещение о запросе котировок будет нельзя, так же, как и продлить запрос, если подана одна или 0 заявок. А с помощью комикса заказчики успеют за неделю подготовиться к новому запросу котировок.
А, чтобы вы не запутались мы разработали удобного помощника, он знает про новый запрос котировок все, и уже сейчас в формате чата готов ответить на вопросы и рассказать про преимущества такого способа.

Заказчики привыкли использовать запрос котировок в электронной форме, когда надо закупить недорогой товар, и сделать это в сжатые сроки. С 1 апреля можно делать это быстрее и закупать товар с более высокой НМЦК. Заказчики будут использовать в своей работе новый формат запроса котировок, который сильно отличается от предыдущего.

Закупать запросом котировок теперь можно будет до 3 млн руб., лимит в 100 млн руб. отменили, а процент от СГОЗ оставили прежним. Можно будет закупать не более 10 процентов. Новая процедура похожа на электронный аукцион. Отменить процедуру будет возможно всего за один час до окончания срока подачи заявок. Направить контракт на подпись победителю нужно будет в течение трех часов после публикации протокола подведения итогов. А подписать контракт вы сможете не раньше, чем через два рабочих дня с момента размещения протокола.

Важно

Обязанность заказчиков проводить запрос котировок по новым правилам вступает в силу с 1 апреля 2021 года (ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ).

Да, можно. В Законе № 44-ФЗ нет запрета размещать сведения о закупке в выходной день. Вы не ограничите конкуренцию, так как у претендентов теперь есть 4 рабочих дня, чтобы подготовить и подать заявку. Срок для подачи заявок начинайте отсчитывать с первого рабочего дня, который следует за датой публикации извещения. Например, если разместили извещение в субботу или воскресенье, четырехдневный срок начинается с понедельника, если опубликовали извещение в праздничный день — с первого рабочего дня. Вывод следует из части 1 статьи 82.2 Закона № 44-ФЗ.

Особенность 6.

Особенность 11.

Конкретные показатели можно не указывать, если в извещении есть товарный знак либо включена проектная документация. Комиссии заказчика меньше проверять документов и сведений.

Особенность 12.

Наименование страны происхождения товара указывается в соответствии с ОКСМ при поставке товара всегда, а также при услугах и работах с поставляемым товаром. Заказчик всегда проверяет, указал ли участник страну происхождения товара.

Особенность 13.

При установлении требований нацрежима в ЭЗК, если участники не предоставляют подтверждающие нацрежим документы, товар приравнивается к иностранному. Заказчик рассматривает заявки участников по правилам нацрежима, если он предусмотрел требования в извещении.

Особенность 14.

Заказчик вправе установить обеспечение исполнения контракта в пределах от 0,5 до 30 процентов и до 10 процентов для СМП. Требования к обеспечению исполнения контракта при электронном запросе котировок не изменились.

  1. Как провести электронный аукцион по новым правилам
  2. ЗАПРОС КОТИРОВОК ПО 44 ФЗ
  3. УЧАСТИЕ В ЗАПРОСЕ КОТИРОВОК
  4. ЗАПРОС НА РАЗЪЯСНЕНИЯ
  5. ЗАПРОС О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЦЕНОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  6. Запрос на определения стоимости подготовки заявки (При наличии затруднений по заполнению справочный тел. +7 (903) 798-43-96).
  7. Запрос на подготовку жалобы в ФАС. (При наличии затруднений по заполнению справочный тел. +7 (903) 798-43-96).
  8. Запрос на составление формы 2 (При наличии затруднений по заполнению справочный тел. +7 (903) 798-43-96).
  9. Запрос на анализ тендера
  10. ЗАКАЗЧИКИ ОБЯЗАНЫ ПУБЛИКОВАТЬ В ЕИС

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Запрос котировок по новым правилам

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:

  • в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
  • в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.

Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.

О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.

В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

1. Для подготовки извещения перейдите в Личный кабинет, раскройте раздел Проведение закупок и продаж и нажмите ссылку Мои закупки.

2. На отобразившейся странице нажмите кнопку Создать закупку, выберите в появившемся выпадающем списке Способ закупки вариант Запрос котировок и нажмите кнопку Создать.

3. Заполните отобразившуюся форму, следуя указанным требованиям и разъясняющим комментариям.

Любой из участников Системы имеет возможность получить разъяснения условий проведения процедуры и положений документации с помощью функциональности Разъяснения.

Все запросы публикуются анонимно на странице Разъяснения.

1. Чтобы ответить на запрос разъяснений, нажмите ссылку [Ответить].

2. Впишите ответ в текстовое поле, загрузите при необходимости сопроводительные файлы с помощью кнопки + Добавить файл и нажмите кнопку

Сохранить

.

3. Вы также можете опубликовать информацию без запроса со стороны участников. Нажмите ссылку Добавить информацию и заполните отобразившуюся форму.

Сведения о поступивших заявках фиксируются в блоке Последние поступившие заявки на странице Извещение, а также на странице Поступившие заявки.

В таблице отображаются только даты подачи заявок, а наименования компаний-участников, ценовые предложения и документация к заявкам остаются недоступными до наступления даты вскрытия конвертов.

Если включена функциональность продления срока подачи заявок и количество претендентов меньше указанного вами при создании извещения, дата окончания подачи заявок остается доступной для редактирования в течение срока, оговоренного с Оператором при подключении этой функциональности.

1. Нажмите ссылку Редактировать в строке Действия, установите новую дату окончания подачи заявок, нажмите кнопку

Сохранить

и подтвердите перенос даты вперед.

1. Если необходимо Приостановить процедуру нажмите одноименную ссылку в строке Действия в нижней части таблицы извещения.

2. В отобразившейся форме введите номер предписания, наименование органа и загрузите файл с предписанием/решением.

3. Подпишите документ о приостановке процедуры электронной подписью. Отобразится уведомление Процедура успешно приостановлена.

В период приостановки процедуры в правой части страницы Извещение отображается блок со сведениями о приостановке.

4. Чтобы Возобновить процедуру, нажмите соответствующую ссылку в табличной строке Действия на странице Извещение.

5. Загрузите сопроводительный документ, заполните поле Основание возобновления проведения процедуры и нажмите кнопку

Возобновить

.
6. Подпишите отобразившийся документ электронной подписью. При необходимости внесите изменения в извещение, в том числе новые даты окончания подачи заявок, рассмотрения заявок и подведения итогов. Подтвердите перенос дат и нажмите кнопку

Сохранить

.

7. Подпишите изменения электронной подписью.

1. После утверждения протокола вскрытия заявок откройте вкладку Поступившие заявки, или нажмите кнопку Посмотреть заявки в правой части страницы Извещение.

2. Нажмите кнопку Начать рассмотрение заявок и подтвердите действие.

3. Произведите допуск/отклонение участников с помощью отметок Допустить и Отклонить. При необходимости напишите комментарии в текстовых полях и загрузите Дополнительные файлы с помощью кнопок + Добавить файл.

С 1 апреля 2021 года произойдут новшества в порядке проведения конкурентных электронных закупок среди субъектов МСП.

Во-первых, проведение электронного конкурса будет осуществляться без квалификационного отбора участников. Ранее это был один из обязательных этапов процедуры.

Во-вторых, электронный запрос предложений будет проводиться по правилам, предложенным для электронного конкурса. Подача окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) новыми правилами не предусматривается.

Для заявки на участие в электронном аукционе предлагается структура из двух частей:

  1. Предложение по предмету закупки.

  2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения.

Для заявки на участие в электронном запросе котировок потребуются только документы и информация, если это будет определено в закупочных документах.

Максимальный срок оплаты поставленных товаров по договору с участием только субъектов МСП, составляет не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара.

Со 2 января 2021 года при нарушении сроков оплаты по договору, заключенному с субъектом МСП, или по его отдельному этапу на заказчиков распространяется административная ответственность в виде штрафов.

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

Срок / условия для МСП

Срок для прочих участников

Конкурс, аукцион

  • при цене не более 30 млн рублей — 15 дней;
  • при цене более 30 млн рублей — 7 дней

7 дней

Запрос котировок

4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей 5 рабочих дней

Запрос предложений

5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей 7 рабочих дней

Ключевые изменения в закупках по 223-ФЗ в 2021 году

☎ Связаться с нами!

4. Изменения в порядке закупок операторов по обращению с ТКО

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в закон № 223-ФЗ, устанавливающие, что при расходовании средств на закупки всеми лицами, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с отходами, нормы указанного закона будут распространяться на региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Положения о закупках должны быть актуализированы, утверждены и размещены в ЕИС не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок.

Вступает в силу федеральный закон №452-ФЗ от 22.12.2020, который скорректировал правила проведения конкурентных электронных закупок среди СМСП по 223-ФЗ.

ВАЖНО!

Изменения заработают с апреля 2021 года, заказчикам в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок придется изменить положения о закупке. Закупки, которые начали в пределах этого срока и до публикации обновленного положения в ЕИС, завершат по старым правилам.

Собрали в таблицу ключевые изменения, которые привнес 452-ФЗ.

Что изменилось Суть изменений
Порядок проведения электронного конкурса Среди этапов электронного конкурса нельзя предусмотреть квалификационный отбор участников. Еще поправили порядок проведения этапов этой процедуры, например сроки проведения каждого из них придется указывать не в извещении, а в документации.
Порядок проведения электронного запроса предложения Придется проводить по правилам, которые аналогичны электронному конкурсу. А возможность подачи окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) убрали.
Состав заявки Утвердили требования к заявке в зависимости от процедуры закупки. Так, заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2 частей:
  1. Предложение по объекту закупки.
  2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения. Сведения из второй части заявки понадобятся, если по закупочным документам их надо предоставлять.

А заявка на участие в электронном запросе котировок включает обязательные документы и информацию, если того потребуют закупочные документы.

Сведения об участнике В новом законе предусмотрен перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников. К ним, в частности, относятся:
  • название, адрес, учредительный документ, если участник — юрлицо;
  • Ф. И. О. (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физлица, если участник закупки — ИП;
  • ИНН участника или его аналог (для иностранного лица);
  • сведения об обеспечении заявки, если такое требование есть в закупочных документах: реквизиты спецсчета или банковская гарантия (ее копия);
  • предложение по предмету закупки;
  • предложение о цене договора (исключение — электронный аукцион).

Кроме того, заказчики получат полномочия потребовать задекларировать ряд сведений, например факт того, что деятельность участника не приостановлена. Участники обязаны предоставить актуальные сведения на дату подачи заявки. Декларация размещается на электронной площадке. Отдельный документ не нужен.

Если в документации об электронном конкурсе, электронном запросе предложений предусмотрены критерии и порядок оценки заявок, то указывайте, какие еще сведения предоставлять. Но если их нет, это не повод отклонять заявку.

Требовать другие документы и информацию от участников закупки нельзя. Их перечень закрытый.

Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали новации в закупках по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Хотя закон обязывает заказчиков прописывать определенные конкурентные процедуры в Положении о закупке, он не ограничивает его в выборе других методов определения поставщика. Если заказчик пожелает их применять, ему следует их прописать в Положении. Таким образом, в документе могут фигурировать две группы конкурентных процедур — мы собрали их на следующей схеме.

Конкурентные процедуры
Обязательные Необязательные
Конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений Любые на усмотрение заказчика, например, запрос цен, запрос оферт, конкурсный отбор, конкурсные переговоры и многое другое
Заказчик обязан заключить договор с победителем торгов Заключать договор с победителем заказчик не обязан

Итак, обязательных процедур в Положении о закупке стало больше. Их особенности — в следующей таблице.

Вид процедуры Описание
Конкурс Заявка оценивается по нескольким критериям. Побеждает тот, чьи условия исполнения договора будут оценены выше.
Аукцион Имеет значение только стоимость, поскольку все прочие условия строго регламентированы в аукционной документации. Побеждает тот, кто предложит самую низкую цену исполнения контракта.
Запрос котировок Процедура в целом похожа на аукцион, но проще. Отсутствует закупочная документация, а все требования к предмету закупки устанавливаются в извещении. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену.
Запрос предложений Заказчик устанавливает в тендере условия. Побеждает тот поставщик, чье предложение в большей степени им соответствует.

Вот пошаговый алгоритм выбора способа закупки по 223-ФЗ для заказчиков.

Шаг 1. Выбираем вид — конкурентная или нет. Под неконкурентной понимается прямая покупка у конкретного поставщика, конкурентная закупка по 223-ФЗ — это тендер, о котором сообщено неограниченному кругу лиц. Способом у единственного источника и иными неконкурентными способами реализуют покупки малого объема, для которых проведение тендера нецелесообразно.

Шаг 2. Определяем тип процедуры — электронная или бумажная. Какие тендеры проводят в электронной форме, указано в постановлении №616 от 21.06.2012. Также ФЗ-223 обязывает проводить электронные процедуры для МСП.

Шаг 3. Выбираем способ определения поставщика в соответствии с положением о закупке, которое принято в компании:

  • конкурсы проводят, когда важны неценовые критерии выбора победителя — опыт, квалификация, деловая репутация и проч.;
  • аукцион проводится, если основной критерий — цена;
  • запрос котировок и запрос предложений используют, когда необходим быстрый выбор победителя, а предмет и сумма договора это позволяют;
  • вот как провести процедуру закупок по 223-ФЗ без цены: когда невозможно определить цену тендера, заказчик приводит в документации формулу расчета суммы договора, максимальное значение или стоимость единицы товара, в этом случае заказ проводят без начальной цены договора;
  • закрытые способы используют, если в информации о тендере содержатся секретные сведения;
  • упрощенный порядок проведения тендеров реализуют для отдельных категорий участников (СМП).

В рамках 44-ФЗ существует определенное количество видов закупок, которые прописаны в законе. Их все можно разделить на 2 большие группы – конкурентные и неконкурентные. С 2021 года перечень возможных видов государственных и муниципальных закупок был расширен новыми электронными формами:

  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • И, конечно, электронный аукцион, который уже давно является самым популярным видом государственных закупок.

С 1 января 2021 осталась только электронная форма проведения закупок. От выбора того или иного вида тендера зависит форма заявки, требование к наличию обеспечения и других документов.

Рассмотрим каждый из видов государственных закупок отдельно.

Регламент проведения процедур заказчики указывают в положении в соответствии с федеральным законом 223-ФЗ, конкурентные закупки осуществляются следующим образом в несколько этапов:

  1. Подготовка документации, которая содержит следующую информацию (ч. 10 ст. 4 ФЗ-223):
      характеристики товара, который подлежит поставке;
  2. требования к его качеству и безопасности;
  3. место, срок поставки и оплаты;
  4. что включено в цену;
  5. требования к участникам и их заявкам;
  6. как получить разъяснения по документации;
  7. что является критерием для определения победителя;
  8. когда будут рассмотрены заявки.
  9. Формирование извещения о проведении тендера, в которое включают (ч. 9 ст. 4 ФЗ-223):
      способ определения победителя;
  10. сведения о заказчике;
  11. предмет тендера;
  12. куда поставлять товар;
  13. цену договора или порядок ее расчета;
  14. как получить тендерную документацию;
  15. сроки и порядок подачи заявок.
  16. Реализация промежуточных этапов, таких как предварительный отбор и т. п. (если этот порядок осуществления конкурентной закупки по 223-ФЗ предусмотрен положением).
  17. Подведение итогов на основании критериев, которые установлены в документации, или результатов ценового предложения участника.
  18. Оформление результатов тендера в виде протокола, который содержит:
      дату подведения итогов;
  19. сколько получено заявок и их номера;
  20. кто отклонен и по какой причине;
  21. результаты оценки заявок;
  22. почему тендер признан несостоявшимся (если это так).
  23. Размещение документа в ЕИС в срок не более 3 календарных дней.
  24. Заключение контракта.

Приводим таблицу сроков проведения конкурентных процедур по 223-ФЗ в 2021 году (ст. 3.2.):

Процедура Срок проведения (не менее)
Конкурс 15 календарных дней
Аукцион 15 календарных дней
Запрос котировок 5 рабочих дней
Запрос предложений 7 рабочих дней

Заказчик вправе отменить тендер в любой момент до наступления последнего дня подачи заявок. При внесении изменений срок подачи продлевают так, чтобы до его окончания оставалось не менее половины установленного для данной процедуры срока. Участники направляют запросы о разъяснении положений документации не позднее чем за 3 дня до окончания подачи заявок.

Тендеры для субъектов малого и среднего предпринимательства проводят в электронном виде с учетом положений постановления №1352 от 11.12.2014, которое разъясняет, как проводить упрощенную закупку по 223-ФЗ для МСП, регламентирует годовой объем покупок у этой категории юрлиц и устанавливает ряд льгот:

  1. Ускоренный возврат обеспечения заявки — 7 рабочих дней.
  2. Размер обеспечения заявки — не более 2% от НМЦД.
  3. Обеспечение договора — не более 5% от НМЦД.
  4. Максимальный срок оплаты по договору — 15 рабочих дней.
  5. Пониженные тарифы у торговых площадок.

Заказчики регулируют порядок проведения неконкурентной процедуры, как и условия проведения закупок по 223-ФЗ, в положении. Как правило, указывают:

  1. Способ — у единственного источника, который предусмотрен 223-ФЗ.
  2. Какие документы оформляют — расчет максимальной цены покупки, обоснование способа и т. п.
  3. Регламент прохождения согласования документов в отделах и подразделениях внутри компании. К примеру, экономический отдел одобряет финансирование в течение двух дней, юридический проверяет договор в течение трех дней и т. п.

В ст. 3 ФЗ №223 указано, что Положением предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких процедур с учетом норм ФЗ №223.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют следующим требованиям:

1. Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 ФЗ №223, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2. Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3. Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 ст.3 ФЗ №223.

Единственный поставщик (исполнитель, подрядчик) — это контрагент, с которым организатор закупки заключает договор без осуществления конкурентных процедур (указанных в Положении) и приема заявок участников.

В ФЗ №223 нет подробного описания и алгоритма проведения неконкурентной закупки у ЕП. Законодатель наделил заказчиков правом прописать свои собственные правила приобретения необходимой продукции напрямую у контрагента, указав такую возможность в ФЗ №223, а именно: порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке[2].

Анализируя Положения заказчиков, размещенные в ЕИС, нельзя найти абсолютно одинаковые перечни случаев, когда организаторы процедур вправе прибегнуть к закупке ТРУ у единственного контрагента. Исходя из собственных потребностей и особенностей хозяйственной деятельности предприятия, заказчики формируют такой список возможных закупок без осуществления конкурентных процедур.

К примеру, закупка у ЕП может проводиться в следующих случаях[3]:

  • закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 600 000 рублей с НДС включительно (или иную сумму, предусмотренную Положением заказчика и региональными нормативно-правовыми актами);

Устанавливая ценовой порог прямых закупок у единственного контрагента, заказчик должен следовать принципам ФЗ №223. Учитывая, что цели и принципы ФЗ №223 и ФЗ №44 во многом похожи, при разработке Положения заказчикам рекомендуется при определении случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) руководствоваться ст. 93 Закона о контрактной системе. Данная правовая позиция о допустимости установления ценового предела закупки у единственного поставщика на основании предела закупки у единственного контрагента, установленного ФЗ №44, подтверждается судебной практикой (см. Решение Красноярского УФАС по делу № 94-17-19 (024/01/17-1043/2019) от 13.02.2020).

  • вследствие документально подтвержденных чрезвычайных событий, эпидемиологической ситуации, когда возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

В период распространения коронавирусной инфекции организаторы торгов все чаще стали пренебрегать конкурентными способами закупок, отдавая предпочтение приобретению продукции (работ, услуг) у ЕП, аргументируя свой выбор тяжелой эпидемиологической обстановкой и сложностями проведения торгов.

Осуществить закупку у единственного контрагента можно следующими способами:

  • потенциальный поставщик (исполнитель, подрядчик) самостоятельно отправляет коммерческое предложение заказчику о возможности поставить необходимую продукцию (оказать услугу, выполнить работу);
  • организатор процедур направляет запрос предполагаемому поставщику (исполнителю, подрядчику) о необходимости поставить товар (оказать услугу, выполнить работу).

При проведении закупки у ЕП заказчику следует:

— оценить финансовые возможности своего предприятия, необходимые для приобретения ТРУ;

— изучить рынок необходимых товаров, работ и услуг;

— проанализировать возможные альтернативные предложения контрагентов по поставке товара (оказанию услуг, выполнению работ);

— сопоставить собственные нужды производства с имеющимися предложениями на рынке ТРУ (оценить производственные показатели, технические характеристики, условия гарантии и т.д.).

Перед заключением договора с контрагентом, выбор которого осуществлялся таким неконкурентным способом, во избежание нарушения принципов ФЗ №223[4], заказчику важно убедиться, что его предложение является единственно выгодным на рынке соответствующих ТРУ. При наличии более предпочтительного предложения по цене и качеству продукции к организатору процедуры закупки могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов: насколько правомерно и обоснованно заказчиком принято решение заключить договор именно с тем или иным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?

Закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный Постановлением № 616, не проходит в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупках, предусмотренным ст. 2 ФЗ №223.

Иными словами, если в Положении заказчика в списке возможных случаев приобретения необходимой продукции у ЕП будет указан товар из перечня Постановления № 616, организатор торгов закупает нужный товар:

— без проведения конкурентных процедур;

— вне электронной торговой площадки (далее — ЭТП).

Однако следует учесть тот факт, что у контролирующих органов могут возникнуть вопросы относительно возможности приобретения необходимых ТРУ напрямую у единственного контрагента, а не с помощью конкурентных способов закупок.

Отчетность по закупкам у единственного контрагента

Закупки у единственного контрагента являются неотъемлемой частью ежемесячной отчетности заказчика. Согласно ч. 19 ст. 4 ФЗ №223 заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 ФЗ №223 (к примеру, в течение отчетного месяца заказчик заключил 4 договора по 98 000 рублей на поставку кровельных материалов с напрямую с ЕП и внес в отчет);

2) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у ЕП (к примеру, заказчик в течение отчетного месяца заключил договор энергоснабжения с ЕП на 150 000 рублей без проведения конкурентных процедур[8] и внес в отчет);

3) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся (к примеру, на участие в запросе предложений подана только одна заявка, в связи с этим процедура была признана несостоявшейся, и в дальнейшем заказчик заключил договор с единственным участником закупки как с единственным поставщиком[9]).

Несвоевременное размещение или неразмещение в ЕИС указанной информации может стать причиной административной ответственности заказчиков. Согласно ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей (см. постановления ФАС РФ от 08.11.2019 по делу № 17/04/7.32.3-195/2019, от 29.08.2018 по делу № АК832-18).

Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ №223 заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке ТРУ, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей.

В данном случае организатором торгов проводятся мелкие оперативные закупки, при которых нет необходимости осуществления конкурентных торговых процедур с подачей ценовых предложений. Данные прямые закупки у единственного контрагента до 100/500 тысяч рублей заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них необходимо отобразить в ежемесячном отчете.

В случае принятия решения о публикации малых закупок в открытом доступе (данную обязанность необходимо отразить в Положении) организатор процедур должен опубликовать результаты таких закупок в реестре договоров согласно Постановлению Правительства РФ №1132[10]. Закон о закупках не содержит ограничений о возможном количестве договоров до 100/500 тысяч рублей, которые заказчик вправе заключать напрямую с контрагентами, вследствие чего на практике нередко возникают случаи дробления крупного лота на мелкие закупки (во избежание проведения конкурентных процедур).

В соответствии с письмом ФАС от 14.11.2019 № ИА/100041/19 само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением установленных требований не является нарушением, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (ст. 16 Закона о защите конкуренции). Однако на практике не так просто заказчикам доказать правомерность своих действий при заключении таких мелких договоров.

Антимонопольная служба при проведении проверки обоснованности действий организаторов процедур может наказать их за искусственное дробление закупок, поскольку такие действия ведут к нарушению принципов ФЗ №223, а именно:

— развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;

— информационной открытости закупки.

Требований к порядку заключения договора при проведении закупки у единственного контрагента ФЗ №223 не установлено, поэтому организатору процедур следует руководствоваться нормами ГК РФ о заключении договоров любого вида (гл. 28 ГК РФ) и о заключении договоров отдельных видов, а также условиями, которые содержатся в его Положении.

Подписание договора, как правило, включает в себя следующие этапы:

  • определение сторонами (заказчиком и контрагентом) существенных условий договора (цена, количество товара, объем работ/услуг, сроки поставки/оказания услуг/выполнения работ, ответственность сторон, порядок приемки и оплаты и др.);
  • направление сторонами договора на ознакомление и подпись (согласно порядку, установленному в Положении).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закупка у единственного контрагента часто применяется заказчиками при осуществлении своей производственной деятельности. Во избежание злоупотребления данным способом приобретения товаров, работ услуг напрямую у поставщика (подрядчика, исполнителя) организаторам процедур необходимо применять его только при наличии экономической и производственной целесообразности, которая исключает искусственное дробление предстоящей закупки в соответствии с нормами действующего законодательства и Положением о закупках.

[1] Нередко антимонопольная служба указывает на нарушения требований Закона о защите конкуренции ввиду избрания заказчиком способа закупки у единственного поставщика, поскольку это влечет за собой ограничение конкуренции.

[2] ст.3.6 ФЗ №223

[3] При определении таких случаев заказчик может ориентироваться на перечень оснований заключения контракта с единственным контрагентом по ФЗ №44, данный в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

[4]См. п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 (избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

[5] Ч. 5 ст. 4 ФЗ №223

[6] См. Решение Новгородского УФАС по делу № 053/07/3-593/2020 от 23.11.2020 года.

[7] К примеру, когда конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся или ее проведение не привело к заключению договора, либо исполнение заключенного договора победителем не представляется возможным.

[8] При указании такой возможности в Положении о закупках.

[9] При указании такой возможности в Положении о закупках.

[10] «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

В отличие от строгого 44-ФЗ он позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур, обязывая лишь прописывать эти правила в Положении о закупке. Из-за этого участвовать в торгах по правилам 223-ФЗ сложнее – в каждом конкретном случае приходится тщательно изучать документацию и подстраиваться под требования организатора торгов. Еще одна особенность – на должность специалиста по закупкам заказчик может назначать любого человека, независимо от наличия у него профильного образования.

Заказчики по 223-ФЗ сами устанавливают правила закупочных процедур, ориентируясь на требования, установленные законом. Правила фиксируются в Положении о закупке. Провести аукцион по 223-ФЗ можно на любой электронной площадке – сейчас их уже больше 150. При этом не имеет значения способ регистрации, закон допускает размещение торгов на площадках с бесплатной и платной регистрацией.

Отсканируйте оригинал с печатью ФНС – все страницы вместе с прошивкой. Текст должен хорошо читаться. Нужно предоставлять последнюю редакцию устава. Если вносились изменения, их тоже надо приложить. Если в торгах участвует юрлицо, прикладывается решение, если предприниматель – цветная копия всех страниц паспорта.


Запросом котировок по 223-фз – это конкурентная процедура в ходе которой выбирается поставщик победивший, остальных участников путём предложения наименьшей цены за договор. При этом участник такой закупки должен соответствовать условиям который выдвинул заказчик.

Запрос котировочных цен может быть открытым, закрытым, а также специальных правила предусмотрены для торгов исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Этот вид тендеров — это одна из самых быстрых и простых процедур, поэтому является наиболее привлекательной для любого организатора торгов и идёт вне конкуренции с любым другим видом тендеров.


Заказчик в положении о проведении закупок закрепляет условия, когда он вправе провести запрос котировок в электронной форме.

При этом, если по положению невозможно осуществить электронный запрос котировок для определенной категории товаров, то такое решение заказчика можно оспорить в контрольных органах.

Одновременно с этим, организатору запроса котировок стоит учесть, что, если закупаемая продукция включена в перечень, который утвержден постановлением правительства № 616 от 21.06.2012, то такая закупка проходит исключительно в электронной форме.
Аналогичное правило действует на запрос котировочных предложений по 223-ФЗ, когда поставщик определяется только среди субъектов МСП.

Как участвовать в закупках по 223-ФЗ


В соответствии с ч. 9 ст. 3.2 закона о закупках отдельными видами юрлиц заказчик вправе не готовить полностью документацию. Он может внести дополнительные данные в извещение и проект договора.

  • Как составить извещение

Извещение о запросе котировок — это документ, который объявляет о начале отбора исполнителей для заключения договора по результатам торгов

Заказчик в своём сообщении об объявлении запроса котировочных цен обязан отразить все сведения, которые поможет исполнителю разобраться во всех нюансах и понять соответствует ли он требованиям или нет. В частности, в соответствии с ч. 10 ст. 3.2, ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в нем указываются следующие данные:

1. Сведения о заказчике
2. Сведения о предмете договора и его условиях
3. Сведения о закупке
4. Форму заявки на участие в запросе котировок.

Дополнительно можно закрепить такие положения:
1. Этапы проведения запроса котировок, при условии, что они прописаны в положении (ч. 24 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Например, этап – предквалификационный отбор
2. Размер обеспечения котировочной заявки, при условии, что он установлен положением, НМЦД больше 5 млн руб. (ч. 25 — 27 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
3. Требование об отсутствии информации об участвующих в ЗК в реестре недобросовестных поставщиков, согласно 223-ФЗ и Закону о контрактной системе (ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
4. Требование об обеспечении исполнения договора. При этом необходимо указать, в частности, размер такого обеспечения и порядок его предоставления;
5. Сведения о порядке и сроках внесения изменений в извещение.
6. Сведения о порядке и сроках ответа на запросы о разъяснении положений извещения.

Сроки Нормы
Стандартные сроки не менее 5 рабочих дней на подачу заявок ч. 21 ст. 3.2.
Среди субъектов МСП не менее 4 рабочих дня на подачу предложений.
При этом начальная (максимальная) цена договора не может превышать 7 млн. руб.
п. 4 ч. 3 ст. 3.4
В закрытой форме Сроки аналогичные.
При этом, заказчик обязан пригласить поучаствовать в ЗК закрытым способом не меньше двум участника, которые способны исполнить условия договора. Вместе с приглашением заказчик также направляет документацию.
статья 3.5 223-ФЗ

Закупки делятся на два типа: конкурентные и неконкурентные (закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Конкурентные торги

Конкурентные торги — это закупки, при которых используется состязательность предложений среди участников. Существуют следующие виды торгов:

  • аукционы;
  • конкурсы;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

У каждого вида свои условия проведения и участия.

Способ отбора, где заказчик указывает характеристики договора: сроки поставки и начальную максимальную сумму. Аукцион проходит в установленное заказчиком время на электронной торговой площадке. Участники отправляют ценовые предложения понижая или повышая ставку от 0,5% до 5% от начальной цены контракта, в зависимости от типа аукциона. Контракт заключается с тем, чью ставку не превзошли в течение десяти минут.

Также существуют открытые аукционы без использования электронных площадок, которые проводятся в присутствии заказчика, членов комиссии и участников или их представителей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *