Пример устава некоммерческой организации 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пример устава некоммерческой организации 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Почему появляются общественные организации? Неужели недостаточно существования политических партий и органов государственной власти? Оказывается, они не всегда справляются с возложенной на них миссией, вот тогда и возникают неправительственные формирования, задающиеся целью обратить внимание общественности на существующую проблему и найти пути ее решения. Социологи выделяют несколько причин возникновения общественных организаций:

  • наличие нерешенных социальных проблем, например, ухудшение экологии, эпидемия ВИЧ, исчезновение редких видов животных;
  • дискредитация в глазах общественности органов государственной власти, политических партий и профсоюзов. Кризис доверия населения к данным структурам приводит к созданию общественных объединений из представителей этого самого населения. В качестве примера можем привести народный контроль, общество по защите прав потребителей, ассоциацию журналистов;
  • неудовлетворенность современной формой демократической системы, предполагающей опосредованное участие граждан в управлении государством и, как результат, создание альтернативной структуры, позволяющей напрямую влиять на решение государственных вопросов. Так появились на свет союзы предпринимателей, антикоррупционные ассоциации и фонды гражданских инициатив.

Типовой устав некоммерческой организации

Будучи социальным формированием, общественные организации выполняют ряд социально значимых функций:

  • предоставляют возможность рядовым гражданам участвовать в принятии политических решений. Вспомним антивоенные американские общественные организации, сыгравшие решающую роль в прекращении вьетнамской войны;
  • представляют интересы определенных слоев населения. Примером могут служить объединения матерей-одиночек, союз чернобыльцев, общество обманутых вкладчиков;
  • осуществляют общественный контроль соблюдения прав и свобод человека. Эту функцию выполняют организации, защищающие права женщин, заключенных, беженцев и переселенцев;
  • влияют на формирование общественного мнения. Это задача всех общественных формирований, без исключения.

Общественные объединения по территориальному признаку подразделяются на местные (городские, районные), региональные, общегосударственные и международные организации. По виду деятельности эти формирования делятся на политические и неполитические. Их классифицируют также по методам действий (насильственные и ненасильственные), социальному и половозрастному признаку.

  • потребительский кооператив — основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов;
  • общественная организация — добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных, не противоречащих закону, целей;
  • общественное движение — состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;
  • ассоциация (союз) — объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или, в установленных законом случаях, на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных, не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер;
  • товарищество собственников недвижимости — добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т. п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом, находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей;
  • казачье общество — внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединение граждан, созданное в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательств по несению государственной или иной службы;
  • община коренного малочисленного народа Российской Федерации — добровольное объединение граждан, относящихся к одному из коренных малочисленных народов Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;
  • адвокатская палата — основана на обязательном членстве для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре;
  • адвокатское образование, являющееся юридическим лицом (коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация), — создано в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности;
  • нотариальная палата — профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве и созданное для реализации целей, предусмотренных законодательством о нотариате.

Федеральным законодательством четкого определения всему классу НКУО, в отличие от НККО, не дано. Основное отличие — участие в них не основано на членстве, хотя имущественные вложения как физических, так и юридических лиц формируют собственность НКУО. Основным учредительным документом является устав.

Образец устава общественной организации в 2021 году

П. 3 ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ установил, что устав НКО корпоративной формы утверждается на учредительном собрании или конференции некоммерческой организации. К моменту их созыва проект документа должен быть подготовлен и разослан учредителям для одобрения и последующего утверждения.

Для унитарной НКО устав утверждается учредителем, собственником имущества — в зависимости от формы НКО, наличия специальной нормы, применимой к данному виду организаций или конкретной организации.

После утверждения устава документы юридического лица передаются на регистрацию в Министерство юстиции. В п. 3 ст. 14 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ) определен перечень сведений, которые обязательно должны быть внесены в устав НКО. Это:

  • местонахождение (согласно п. 2 ст. 4 закона № 7-ФЗ оно совпадает с местом регистрации);
  • порядок управления (органы и их полномочия);
  • цели деятельности (некоммерческие) и конкретный предмет (виды деятельности, их перечень должен быть исчерпывающим, формулировка «и иные» недопустима);
  • сведения об обособленных подразделениях;
  • права и обязанности членов НКО, если членство как форма участия предусмотрено, то порядок вступления в членство и его прекращения;
  • сведения об имуществе НКО и источниках его возникновения, его судьба при прекращении деятельности;
  • описание символики организации;
  • процедуры по изменению документов.

Министерство юстиции РФ в 2021 году подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста.

Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).

Среди требований Регламента и рекомендаций Минюста к подготовке устава некоммерческой организации 2021 — 2021 годов можно отметить:

  • Отказ от обязательного оформления титульного листа.
  • Сквозную нумерацию всех страниц.
  • Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
  • Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
  • При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.

Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать НКО в Минюсте самостоятельно? Процесс создания и регистрации некоммерческой организации можно описать пошагово следующим образом:

Процедура открытия НКО должна включать в себя выбор вида НКО, определение системы налогообложения, видов деятельности, состава учредителей, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложения в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру НКО, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы НКО быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.

При выборе руководителя НКО необходимо также проверить кандидатуру назначаемого руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, так как если гражданин включен в данный реестр, регистрирующий орган может отказать в регистрации НКО. Указанную проверку можно осуществить онлайн с помощью сервиса “Прозрачный бизнес” на сайте ФНС.

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] Для регистрации большинства НКО нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации НКО может быть отказано.

Как заполнить заявление по форме Р11001?

    Титульный лист заявления по форме Р11001

    На титульном листе обязательно заполните первые два раздела. При заполнении титульного листа укажите:

    • разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование НКО, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (вид НКО), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе.

    • разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес руководителя (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. НКО, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.

Сведения об учредителях

    Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. Несмотря на нормы Закона о госрегистрации юрлиц, исходя из статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, а также пунктов 28 и 29 Административного регламента Минюста, при регистрации любой формы НКО также подлежат заполнению данные листы заявления (Письмо Минюста России от 08.12.2016 № 11-141929/16).

    Размер госпошлины за регистрацию НКО при создании, за исключением политических партий и региональных отделений политических партий, общероссийских общественных организаций инвалидов и их отделений, составляет 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Размер пошлины за регистрацию партии и ее регионального отделения — 3 500 рублей.

    Размер пошлины за регистрацию общественных организаций инвалидов и их отделений — 1 400 рублей.

    Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).

    Полный перечень документов, которые представляются на госрегистрацию потребительского кооператива при создании:

    • заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
    • решение (протокол) о создании НКО/ для общественных объединений — выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа (2 экз.)
    • учредительные документы (3 экз.);
    • квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
    • документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
    • если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
    • нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
    • паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
    • разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
    • протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений
    • если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации НКО подать заявление о применении УСН

    Если регистрирующий орган не выявит оснований для отказа в регистрации, то он принимает решение о госрегистрации и направляет в ФНС документы для внесения записи в ЕГРЮЛ.

    По окончании регистрации НКО вам выдадут:

    Министерство юстиции РФ в 2016 году подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста.

    Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики.

    Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).

    Среди требований Регламента и рекомендаций Минюста к подготовке устава некоммерческой организации 2018 — 2019 годов можно отметить:

    • Отказ от обязательного оформления титульного листа.
    • Сквозную нумерацию всех страниц.
    • Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
    • Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
    • При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.

    Внесение изменений в устав НКО, аналогично процедуре его принятия, осуществляется на общем собрании участников, по решению учредителя или, если это предусмотрено уставом, высшим коллегиальным органом. Процедура внесения изменений должна отражаться в отдельном разделе устава.

    В том числе они вносятся в случае изменения законодательства, регулирующего деятельность НКО.

    Ряд изменений, в частности в составе учредителей, смене юридического адреса, видов участников, отражению в уставе не подлежат, но информация о них должна быть внесена (и при необходимости изменена) в ЕГРЮЛ.

    Ограничивается возможность предусмотреть порядок изменения устава в нем самом специальными правилами, установленными Правительством РФ или высшими исполнительными органами региона, поселения — для казенных предприятий соответствующего уровня.

    Регистрация изменений производится в соответствии с требованиями Регламента Минюстом РФ, на его же плечи ложится обязанность по передаче информации об изменениях в ЕГРЮЛ. Пакет документов для внесения изменений включает:

    • обязательные новые редакции (в 3 экземплярах);
    • протокол об их принятии;
    • заявление по форме Р13001;
    • сведения об учредителях;
    • данные об оплате пошлины.

    Создание предприятия одним учредителем не только возможно, но и является самой распространенной практикой.

    Формирование устава в данном случае является неотъемлемой частью процесса, как единственного учредительного документа.

    В принципе он не имеет отличий от общего порядка, единственное это то, что вместо Протокола принимается Решение о создании в лице единственного учредителя, и уставной капитал также принадлежит ему.

    На титульном листе пишется – Утвержден Решением одного учредителя. В Уставном капитале после указания его минимального размера, обозначается, что размер доли составляет 100% для определенного лица – указывается его ФИО. Далее прописывается номинальная стоимость доли учредителя (ФИО), после чего он обязан оплатить % от данного значения.

    Участник должен внести необходимую сумму в Уставной капитал до конца года, имеет право уменьшить капитал, переуступить или продать свою долю на все 100% третьим лицам.

    Собрание проводиться при участии всех учредителей, в данном случае в лице одного человека. В Положении документа значится, что переход доли к кому-либо, порядок распределения дохода и условия выхода члена не применяется до увеличения их численности свыше одного.

    Особенности формирования устава спортивной организации зависит от ее вида:

    • Международные федерации, основой которых выступает международный образец устава, что не совсем стыкуется с нормами российского законодательства;
    • Олимпийские комитеты – существуют национальные и международные. В ОКР представлены все национальные организации: федерации, союзы, ассоциации, имеющие членство в нем. В Уставе ОКР сказано, что его членами могут стать юрлица и общественные объединения, то есть все те лица, которые следуют цели комитета – продвижение олимпизма, как спортивного и духовного развития человека;
    • Параолимпийский комитет;
    • Фонды благотворительности и спонсорства.

    Все эти организации должны располагать учредительными документами, среди которых основным является устав.

    • Виды спорта, на базе которых развивается спортивный клуб;
    • Структуру спортивной организации;
    • Территорию, используемую организацией для собственных интересов и потребностей;
    • Утвержденный перечень показателей отбора спортсменов с целью включения их в состав клуба, школы, команды;
    • Периодичность, с которой проводятся спортивные состязания;
    • Права самой организации и ее подразделений на руководство спортивным инвентарем;
    • Порядок уплаты вступительных и членских взносов;
    • Очередность реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации;
    • В том числе устав содержит сведения о формировании попечительского совета, о порядке назначения и освобождения должностных лиц.

    На сегодня документ должен содержать информацию о правилах перехода спортсмена в другие ассоциации и размер сделанных при этом выплат. В приложении устава спортивное общество может указать свои лозунг и эмблему.

    Устав играет важную роль в учреждении и процессе деятельности некоммерческой организации любого вида, так как на основе положений данного документа она развивает свою деятельность и взаимодействует с другими лицами.

    Источник: https://kfin.pro/osobennosti-ustava-nko/

    1.1.

    Член попечительского совета не должен разглашать или использовать в личных корыстных интересах и в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о Фонде.

    3.34. Член попечительского совета не имеет права прямо или косвенно получать вознаграждение за оказание влияния на принятие им решений.

    3.35.

    Внимание

    Член попечительского совета, а также его аффилированные лица не должны принимать подарки или получать иные прямые или косвенные выгоды, цель которых заключается в том, чтобы повлиять на деятельность члена попечительского совета или на принимаемые им решения.

    3.36. Исключением являются символические знаки внимания в соответствии с общепринятыми правилами вежливости и сувениры при проведении официальных мероприятий.

    3.37.

    Член попечительского совета несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

    3.38.

    1.1. Некоммерческое партнерство , именуемое в дальнейшем «Партнерство», является некоммерческой организацией, создаваемой физическими или юридическими лицами для целей содействия своим членам в управлении правами на коллективной основе в соответствии со статьей 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации. Партнерство является основанной на членстве некоммерческой организацией, не преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыль между своими членами. Партнерство создано правообладателями в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации для достижения целей и решения задач, предусмотренных настоящим Уставом.

    1.2. Партнерство создано в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства.

    1.3. Полное наименование Партнерства на русском языке .

    1.4. Сокращенное наименование Партнерства .

    1.5. Полное наименование Партнерства на английском языке .

    1.6. Сокращенное наименование Партнерства на английском языке .

    1.7. Партнерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иным законодательством Российской Федерации, а также Уставом Партнерства.

    1.8. Партнерство создается без ограничения срока деятельности (либо на определенный срок, но не менее срока действия государственной аккредитации).

    1.9. Партнерство является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права в соответствии с целями деятельности Партнерства, предусмотренными Уставом Партнерства, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

    1.10. Партнерство имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные, в том числе валютные, счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, круглую печать с полным наименованием Партнерства на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием.

    1.11. Члены Партнерства не отвечают по обязательствам Партнерства, а Партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Партнерство не отвечает по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не отвечают по обязательствам Партнерства. Партнерство отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

    1.12. Место нахождения Партнерства: . По данному адресу располагаются исполнительные органы Партнерства.

    Главные законодательные изменения для НКО в 2021 году

    2.1. Основной целью Партнерства является достижение коллективных интересов и общественных благ в области формирования эффективной системы правовой защиты авторских и смежных прав путем осуществления деятельности по управлению правами на коллективной основе.

    2.2. Основным предметом деятельности Партнерства является управление правами на коллективной основе в следующей сфере (следующих сферах) коллективного управления .

    2.3. Для достижения указанной в Уставе Партнерства цели Партнерство осуществляет следующие функции:

    • заключает с обладателями соответствующих авторских и/или смежных прав (далее – правообладатели) договоры о передаче полномочий по управлению правами. Такой договор может заключаться Партнерством с правообладателями, являющимися членами Партнерства, и с правообладателями, не являющимися членами Партнерства. Партнерство обязано принять на себя управление правами, если управление соответствующей категорией прав предусмотрено Уставом Партнерства;
    • заключает договоры с иными, в том числе иностранными, организациями, управляющими соответствующими правами на коллективной основе;
    • заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных Партнерству в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей причитающееся правообладателям вознаграждение за использование этих объектов, распределяет и выплачивает это вознаграждение (для Партнерства, осуществляющего управление правами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации);
    • заключает с пользователями, продавцами, иными плательщиками договоры о выплате причитающегося правообладателям вознаграждения, собирает, распределяет и выплачивает это вознаграждение (для Партнерства, осуществляющего управление правами в соответствии с подпунктами 2 — 6 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации);
    • взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти для участия в реализации государственной политики в сфере защиты интеллектуальной собственности;
    • взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам развития системы правовой защиты авторских и смежных прав;
    • направляет часть собранных Партнерством средств в специальные фонды, которые могут быть созданы Партнерством с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей, в размерах и в порядке, предусмотренных Уставом Партнерства;
    • в случае заключения договора пользователем непосредственно с самим правообладателем осуществляет сбор вознаграждения за использование объектов авторских и/или смежных прав при условии, что это предусмотрено заключенным между правообладателем и пользователем договором;
    • истребует и получает от пользователей и/или других плательщиков отчеты об использовании объектов соответствующих авторских и/или смежных прав, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения, перечень и сроки представления которых определяются в договорах, заключаемых Партнерством с пользователями и/или другими плательщиками;
    • регулярно, но не реже четырех раз в год, производит распределение и выплату правообладателям причитающегося им вознаграждения пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов, определяемому на основе сведений и документов, получаемых от пользователей, а также других данных об использовании таких объектов, в том числе сведений статистического характера, и в соответствии с правилами распределения, установленными Партнерством;
    • удерживает из собираемого вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды (в случае создания таких фондов);
    • размещает в общедоступной информационной системе информацию о правах, переданных Партнерству в управление, включая наименование объектов авторских и/или смежных прав, а также имена или наименования правообладателей;
    • предъявляет от своего имени или от имени правообладателей требования в суде, а также совершает иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных Партнерству в управление на коллективной основе, а в случае получения государственной аккредитации предъявляет требования также от имени неопределенного круга лиц для защиты прав, управление которыми осуществляет Партнерство;
    • в пределах своих полномочий заключает соглашения о взаимном представительстве интересов с иностранными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность по управлению авторскими и/или смежными правами на коллективной основе, иные договоры с соответствующими иностранными организациями, занимающимися вопросами правовой охраны интеллектуальных прав;
    • участвует в работе международных организаций по вопросам авторских и/или смежных прав и коллективного управления правами;
    • представляет в федеральные органы государственной власти предложения по вопросам совершенствования законодательства об интеллектуальной собственности;
    • осуществляет иную деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и направленную на оказание помощи правообладателям в реализации, охране и защите их прав.

    3.1. Членами Партнерства могут быть любые правообладатели, являющиеся физическими или юридическими лицами и имеющие право на получение собираемого Партнерством вознаграждения, за исключением тех случаев, когда принятие правообладателя в члены Партнерства противоречит закону. Учредители Партнерства являются его членами.

    3.2. Принятие в состав Партнерства новых членов осуществляется по решению руководящего органа Партнерства на основании соответствующего письменного заявления лица, а в случае вступления в состав членов Партнерства юридического лица – на основании решения уполномоченного органа этого юридического лица о вступлении в Партнерство.

    3.3. Условием членства в Партнерстве является наличие договора между Партнерством и правообладателем о передаче Партнерству полномочий по управлению соответствующими авторскими и/или смежными правами.

    3.4. Основаниями для прекращения членства в составе Партнерства являются:

    • письменное заявление физического лица или решение уполномоченного органа юридического лица, являющегося членом Партнерства;
    • смерть физического лица или ликвидация юридического лица – общественного объединения, являющегося членом Партнерства;
    • исключение из числа членов Партнерства.

    3.5. Основаниями для исключения из числа членов Партнерства являются:

    • изменение правового статуса члена Партнерства, несовместимое с дальнейшим членством в Партнерстве, в том числе отчуждение им исключительного права на все объекты авторских и/или смежных прав, находящихся в управлении Партнерства, в пользу третьего лица;
    • нарушение членом Партнерства условий заключенного с Партнерством договора о передаче полномочий по управлению правами, расторжение указанного договора по инициативе члена Партнерства, а равно отказ члена Партнерства от управления Партнерством его правами.

    3.6. Исключение из состава членов Партнерства производится по решению остающихся членов Партнерства, принятому на Общем собрании Партнерства.

    3.7. Выбытие члена Партнерства из состава аккредитованного Партнерства влечет за собой прекращение у Партнерства полномочий на осуществление коллективного управления в отношении объектов авторских и/или смежных прав, правообладателем которых является лицо, выбывшее из состава Партнерства, только в том случае, если правообладатель письменно уведомил Партнерство о своем решении полностью отказаться от управления Партнерством его правами.

    3.8. Реестр членов Партнерства ведется исполнительным органом Партнерства в том же порядке, что и реестр правообладателей, имеющих право на вознаграждение в соответствии с заключенными Партнерством лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения.

    3.9. Члены Партнерства вправе:

    • участвовать в управлении делами Партнерства в порядке, установленном Уставом и иными нормативными актами Партнерства;
    • избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы Партнерства;
    • в установленном порядке получать информацию о деятельности Партнерства;
    • в установленном порядке получать причитающееся им вознаграждение;
    • передавать Партнерству имущество;
    • получать консультационную помощь по вопросам осуществляемого Партнерством управления правами на коллективной основе;
    • по своему усмотрению выйти из состава Партнерства путем подачи письменного заявления. При выходе из Партнерства член Партнерства не вправе (вправе) требовать передачи ему части имущества Партнерства или стоимости имущества, переданного им в собственность Партнерства.

    3.10. Члены Партнерства обязаны:

    • соблюдать положения Устава Партнерства, иных нормативных актов Партнерства, выполнять решения руководящих органов Партнерства;
    • принимать участие в деятельности Партнерства;
    • своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя по отношению к Партнерству обязательства;
    • предоставлять информацию, необходимую для решения вопросов, связанных с деятельностью Партнерства;
    • способствовать осуществлению функций Партнерства и решению стоящих перед ним задач.

    3.11. Члены Партнерства могут иметь также иные права и нести иные обязанности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Партнерства, иными нормативными документами Партнерства, а также заключенными с Партнерством договорами.

    4.1. Высшим руководящим органом Партнерства является Общее собрание членов Партнерства.Постоянно действующим руководящим органом Партнерства является — коллегиальный орган, избираемый Общим собранием и ему подотчетный (создание постоянно действующего руководящего органа не является обязательным).

    4.2. Текущее руководство деятельностью Партнерства осуществляет — коллегиальный (единоличный) исполнительный орган Партнерства, подотчетный Общему собранию членов Партнерства.

    4.3. К исключительной компетенции Общего собрания относятся:

    • принятие Устава Партнерства и внесение в него изменений;
    • определение приоритетных направлений деятельности Партнерства, принципов формирования и использования его имущества;
    • образование и досрочное прекращение его полномочий (в случае создания такого органа);
    • образование (назначение) исполнительного органа Партнерства и досрочное прекращение его полномочий;
    • реорганизация и ликвидация Партнерства.
    • решение иных вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания Уставом Партнерства.

    4.4. Общее собрание правомочно принимать решения, если в его работе принимает участие более половины членов Партнерства. Решения принимаются на общем собрании простым большинством голосов, а по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции Общего собрания, — квалифицированным большинством голосов от присутствующих на Общем собрании.

    4.5. К компетенции относятся:

    • утверждение годового отчета Партнерства и годового бухгалтерского баланса;
    • утверждение финансового плана Партнерства и внесение в него изменений;
    • создание филиалов, открытие представительств Партнерства;
    • участие в других организациях;
    • утверждение порядка и сроков распределения и выплаты собранного Партнерством вознаграждения;
    • утверждение размеров сумм, удерживаемых на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате собранного Партнерством вознаграждения (не чаще одного раза в год);
    • утверждение размеров вознаграждения, подлежащего уплате пользователями по заключаемым Партнерством лицензионным договорам, а также размеров вознаграждения, собираемого Партнерством по договорам о выплате вознаграждения;
    • создание специальных фондов и утверждение положений о них, утверждение размеров сумм, направляемых Партнерством в эти фонды;
    • утверждение Порядка получения членами Партнерства информации о деятельности Партнерства;
    • решение иных вопросов, отнесенных к компетенции постоянно действующего руководящего органа Уставом Партнерства;

    4.6. К компетенции относятся:

    • регулярное информирование членов Партнерства о деятельности Партнерства;

    4.7. В случае создания Партнерством специальных фондов контроль за расходованием средств из этих фондов может быть возложен на создаваемый в этих целях Наблюдательный совет, порядок формирования и деятельности которого определяется Партнерства.

    5.1. Для проверки соблюдения Устава Партнерства, ревизии финансово-хозяйственной деятельности, проверки имущества и отчетности Партнерства Общее собрание членов Партнерства избирает Ревизионную комиссию Партнерства из числа членов Партнерства, не входящих в состав других органов управления Партнерством.

    6.1. Партнерство может в соответствии с действующим законодательством создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за рубежом. Решение о создании филиала или открытии представительства принимает постоянно действующий руководящий орган Партнерства.

    6.2. Филиалом Партнерства является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения Партнерства и осуществляющее все его функции или часть их, в том числе функции представительства на территории субъекта Российской Федерации.

    Что такое некоммерческие организации и зачем они нужны

    9.1. Вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав Партнерства выносится на рассмотрение Общего собрания членов Партнерства по инициативе , исполнительного органа Партнерства или по инициативе не менее чем одной трети членов Партнерства.Решение о внесении изменений и дополнений в Устав Партнерства принимается квалифицированным большинством, составляющим две трети голосов членов Партнерства, присутствующих на правомочном заседании Общего собрания членов Партнерства.

    В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:

    • Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
    • Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
    • Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
    • Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
    • Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
    • Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
    • Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
    • Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
    • Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
    • Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
    • Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.

    Легальное определение АНО содержится в части первой Гражданского кодекса РФ.

    Статья 123.24 ГК РФ говорит нам о том, что автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

    Некоторые подсказки какого рода услуги по своей природе идеально вписываются в концепцию АНО можно найти в официальном определении

    «… в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности» (статья 123.24 ГК РФ)

    Таким образом, в рамках АНО органично смотрится деятельность по следующим направлениям:

    • услуги в сфере образования и здравоохранения, учреждение клиник и школ (при получении соответствующей лицензии);
    • творческая и культурная деятельность, организация кружков по интересам, домов культуры;
    • проведение занятий для детей и взрослых,
    • организация разнообразных культурных мероприятий (представлений, концертов, выставок, мастер-классов) и продажа билетов на них;
    • организация спортивных секций;
    • научная деятельность, проведение исследований и экспертиз по заказу 3-х лиц.

    К слову, всей этой деятельностью можно заниматься через ООО либо ИП. Что же движет учредителями при выборе АНО?

    Как показывает мой опыт общения с учредителями, выбор останавливается на АНО, потому что закон предусматривает обязанность муниципальных властей и государства оказывать помощь некоммерческим организациям. Эта обязанность худо-бедно соблюдается.

    Особенно это относится к социально-ориентированным некоммерческим организациям. Я знаю множество конкретных примеров, когда учредители получали помещение в безвозмездное пользование для своей деятельности, либо получали его за символическую арендную плату.

    А вот КОММЕРЧЕСКИМ организациям на такую помощь рассчитывать не приходится. Законодательство такой возможности не предусматривает.

    Часто создание АНО требуется для официального оформления отношений с государственными или муниципальными учреждениями, чье имущество планируется использовать для проведения дополнительных занятий, организации секций. Например, аренда зала в школе для проведения занятий для детей в качестве факультатива. Без АНО либо регистрации иной некоммерческой организации пользоваться таким имуществом легально непросто.

    3) Из всех разновидностей некоммерческих организаций АНО проще всего регистрировать.

    Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО следующим категориям юридических или физических лиц:

    • Иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ.
    • Физические и юридические лица, которые не соответствуют требованиям федеральных законов, определяющих положение, порядок создания, деятельности, организации и ликвидации НКО.
    • Лица, включенные в перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем».
    • Общественные и религиозные организации, действие которых приостановлено в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
    • Физические лица, которые в судебном порядке осуждены за экстремистскую деятельности.

    На данный момент вопросами регистрации некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст и его территориальные отделения принимают решения о госрегистрации НКО, включая вопросы ее создания, реорганизации или ликвидации. Рассмотрим подробно процесс регистрации некоммерческих организаций.

    Производится подбор видов экономической деятельности в соответствии с законами РФ, целей, ради которых создается объединение. В отличие от коммерческих, НКО вправе заниматься не всеми видами деятельности, перечисленными в ОКВЭД.

    По гражданскому законодательству регистрировать объединение нужно по месту нахождения его исполнительного органа. Работу НКО контролирует Минюст. Он может проверить юридический адрес. При обнаружении нарушений к организации могут применить санкции в виде штрафов, ограничений, обращения в суд для принудительной ликвидации.

    Уставные документы некоммерческой организации должны содержать следующие данные:

    • полное наименование НКО;
    • характер деятельности и ОПФ (нужно указать все виды деятельности, которыми собирается заниматься организация);
    • юридический адрес организации;
    • цель и задачи;
    • особенности управленческой политики;
    • права и обязанности учредителей и членов;
    • данные о представительствах и филиалах (если они есть);
    • правила приема и выхода из объединения;
    • особенности изменения учредительной документации;
    • регулирование вопросов собственности НКО.

    Кроме того, должны быть учтены дополнительные требования закона № 7-ФЗ и ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.9 ГК РФ устав ассоциации (союза) должен содержать информацию об имущественных правах и обязанностях ее членов.

    В учредительном договоре определяются обязательства учредителей в части действий по созданию НКО и формированию ее имущества и др. Минюст РФ проводит правовую экспертизу представленных учредительных документов на предмет соответствия законодательству РФ.

    1. Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 31.01.2016 N 7-ФЗ)

    2. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    2.1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

    2.2. Положения настоящего Федерального закона, определяющие порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, применяются к структурным подразделениям международных организаций (объединений) в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации.

    3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества. (в ред. Федеральных законов от 29.11.2007 N 278-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

    4. Действие пункта 6 статьи 2, статей 13 — 19, 21 — 23, 28 — 30, 32 настоящего Федерального закона не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке. (в ред. Федеральных законов от 20.07.2012 N 121-ФЗ, от 28.11.2015 N 341-ФЗ)

    4.1. Действие статьи 13.1, пунктов 1, 1.1 — 1.3 статьи 15, статей 23 и 23.1, абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 3.1, 5, 7 и 10 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на бюджетные учреждения. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    4.2. Действие статьи 13.1, пунктов 1, 1.1 — 1.3 статьи 15, статей 18, 19, 20, 23 и 23.1, абзаца первого пункта 2 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 3 и пункта 4 (за исключением абзаца четвертого) статьи 24, пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 3.1, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на казенные учреждения. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (в ред. Федеральных законов от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

    3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

    Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

    5. Некоммерческие организации вправе иметь символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

    Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

    Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

    В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

    Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

    1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

    Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

    1.1. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

    2. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

    3. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.

    4. Использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами). (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 413-ФЗ)

    5. Официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, используются без разрешения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в наименованиях: (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 413-ФЗ)

    1) централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 413-ФЗ)

    2) некоммерческих организаций, созданных на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

    3) общероссийских общественных объединений; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 413-ФЗ)

    4) структурных подразделений общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 413-ФЗ)

    5) некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является юридическое лицо, созданное на основании актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, или юридическое лицо, использующее в своем наименовании официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, в силу закона или в соответствии с разрешением, полученным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае использования в наименованиях указанных некоммерческих организаций полного наименования учредившего их юридического лица. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 413-ФЗ)

    6) общероссийских и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей. (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

    1. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

    2. Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

    3. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

    4. Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

    Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

    5. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.

    1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

    Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

    2. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

    Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

    3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

    Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

    Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

    Уставом фонда, имеющего статус международного фонда, может быть предусмотрено создание иных органов фонда. Наличие попечительского совета международного фонда не является обязательным. (в ред. Федерального закона от 26.11.2019 N 378-ФЗ)

    4. Особенности создания, регистрации, деятельности, структуры органов управления, порядка управления имуществом фондов отдельных видов, особенности управления ими, а также особенности осуществления учредителями своих прав в отношении таких фондов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах. (в ред. Федерального закона от 26.11.2019 N 378-ФЗ)

    Регистрация АНО (автономной некоммерческой организации)

    Министерство юстиции РФ в 2021 году подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста.

    Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики.

    Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).

    Среди требований Регламента и рекомендаций Минюста к подготовке устава некоммерческой организации 2021–2021 годов можно отметить:

    • Отказ от обязательного оформления титульного листа.
    • Сквозную нумерацию всех страниц.
    • Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
    • Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
    • При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.

    Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:

    • о создании других юридических лиц и участии в них;
    • создании филиалов в других регионах и открытии представительств.

    На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:

    • указание в уставе данных об учредителях;
    • указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
    • право на формирование целевого капитала;
    • регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.

    В отличие от ООО, типовой формы устава НКО, облегчающей процесс регистрации, Минюст не предлагает. Об облегчении процедуры регистрации на основе типовых документов можно узнать из статьи Образец устава ООО в 2021 году.

    Внесение изменений в устав НКО, аналогично процедуре его принятия, осуществляется на общем собрании участников, по решению учредителя или, если это предусмотрено уставом, высшим коллегиальным органом. Процедура внесения изменений должна отражаться в отдельном разделе устава.

    В том числе они вносятся в случае изменения законодательства, регулирующего деятельность НКО.

    Ряд изменений, в частности в составе учредителей, смене юридического адреса, видов участников, отражению в уставе не подлежат, но информация о них должна быть внесена (и при необходимости изменена) в ЕГРЮЛ.

    К некоммерческим организациям относятся организации, которые работают не ради получения прибыли, а ради достижения общей цели. Зачастую НКО создаются для достижения следующих целей:

    • Оказания благотворительной помощи.
    • Поддержки социально незащищенных слоев населения.
    • Распространения религии.
    • Формирования культурно-образовательных ценностей.
    • Для поддержки и развития науки и спорта.
    • Осуществления политической деятельности.
    • Для защиты прав и интересов как отдельных людей, так и различных организаций.
    • Управления организациями.

    Вся полученная в ходе работы НКО прибыль не делиться между ее членами, а используется для реализации отображенных в уставе задач.

    Вне зависимости от вида деятельности, НКО имеет право открыть счет как в российском, так и заграничном банке для осуществления деятельности – получения денег и дальнейшего их использования для реализации задач.

    Перед составлением учредительных документов и начала процесса регистрации, необходимо выбрать вид НКО:

  1. Учреждения. К данному типу НКО относятся организации, основной целью которых является управление другими организациями или же выполнение задач и функций в социальной сфере или сфере культуры, науки. Любое учреждение полностью финансируется его владельцем. В ряде случаев финансирование владельцем частичное, часть поступлений составляют взносы.
  2. Автономная НКО. Средства для достижения задач формируются на основе взносов. Основная цель АНО – реализация культурных, образовательных и научных целей, защита прав человека. Одна из отличительных особенностей – отсутствие членства.
  3. Ассоциация или союз. Зачастую это объединение нескольких организаций, предоставляющих услуги в одной сфере деятельности. Основная цель – координация действий, защита общих интересов, разрешение спорных вопросов.
  4. Фонд – организация, к которой неприменимо понятие «членства». Функционирует за счет взносов неравнодушных к поднятой проблеме людей. Создается для осуществления различных целей – социальных, культурно-образовательных. Зачастую выделяют фонды, которые собирают деньги на лечение болезней, для выделения стипендий и грантов наиболее одаренным студентам и ученым, спортсменам, писателям.
  5. Некоммерческое партнерство – организация, в основе которой лежит членство. Основная цель создания – помощь в улучшении жизни социально незащищенных слоев населения, оказании благотворительной помощи, внесении изменений в образовательно-культурный процесс, защита здоровья и прав граждан – участников организации. Работает организация за счет взносов ее членов, все полученные от коммерческой деятельности средства в дальнейшем направляются на цели, предусмотренные уставом организации.
  6. Общественные объединения – НКО, имеющие собственный аппарат самоуправления. Зачастую, инициаторы создания данных организаций – физические лица. Сюда относятся политические партии, различного рода фонды.
  7. Религиозные объединения. Созданные на добровольной основе НКО, основная цель которых состоит в распространении религии и определенного вероисповедания, проведения религиозных обрядов.
  8. Жилищные товарищества – объединения собственников жилья в многоквартирном доме. Создаются с целью совместного управления жилищным комплексом, распоряжения им в соответствии с законами РФ. К примеру, организации ремонтных работ в доме, подключения коммунальных услуг и дальнейший контроль качества их предоставления.

В целом, любая организация может быть образована как юридическим лицом, к примеру, автономные НКО, ассоциация, фонд, так и физическими лицами, к примеру, религиозные объединения или жилищные товарищества.

Начинать регистрацию НКО следует с оформления учредительной документации. Она должна содержать следующую информацию:

  1. Название организации, при этом обязательно указание ее организационно-правовой формы.
  2. Адрес офиса НКО, то есть адрес юридического лица.
  3. Предмет деятельности.
  4. Цели и задачи, поставленные организацией.
  5. Порядок управления обществом.
  6. Права и обязанности участников НКО.
  7. При наличии филиалов или представительства в других регионах, указываются сведения об их местонахождении.
  8. Порядок принятия и исключения участников из НКО.
  9. Особенности внесения изменений в документацию общества, другие учредительные документы.
  10. Источники получения средств и порядок их использования.

Федеральным законодательством четкого определения всему классу НКУО, в отличие от НККО, не дано. Основное отличие — участие в них не основано на членстве, хотя имущественные вложения как физических, так и юридических лиц формируют собственность НКУО. Основным учредительным документом является устав.

К НКУО относятся:

  • фонд — не имеет членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели;
  • учреждение — создано собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (государственное, муниципальное, частное учреждение);
  • автономная НКО — не имеет членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности;
  • религиозная — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

Устав некоммерческой организации разрабатывается с учетом особенностей ее деятельности, отнесения к корпоративной (основанной на членстве) или унитарной. Устав должен содержать следующие сведения:

  • о наименовании и месте нахождения;
  • предмете и целях ее деятельности;
  • о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений;
  • о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации.

Устав некоммерческой корпоративной организации, помимо вышеперечисленных сведений, должен содержать следующую информацию:

  • условия о порядке вступления (принятия) в организацию и выхода из нее;
  • об имущественных правах и обязанностях участника;
  • условия о размере взносов (при наличии);
  • о составе и порядке внесения взносов (при наличии);
  • об ответственности за нарушение обязательства по внесению взносов (при наличии).

Устав некоммерческой организации следует создавать, соблюдая все догмы законодательства РФ, опираясь при этом на опыт формирования подобной документации для данных организаций. Обобщенный вариант устава необходимо совершенствовать дополнительными пунктами, зависимо от сферы действия НКО, так как сегодня законодательство относительно данных формирований терпит значительные изменения.

При составлении устава важно брать во внимание требования указанные в п. 41 Административного регламента.

Необходимо учитывать следующие правила данного регламента:

  • Страницы всех экземпляров нумеруются;
  • Устав составляется в трех экземплярах;
  • Два из них перед предоставлением на регистрацию прошиваются и резервируются лично составителем на месте прошивки последней страницы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *