Штрафы за отсутствие спецоснастка рабочих мест 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за отсутствие спецоснастка рабочих мест 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • новых рабочих местах;
  • изменении технологического процесса;
  • использовании нового сырья;
  • изменении средств защиты;
  • несчастном случае на производстве;
  • профессиональном заболевании.

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

Штрафы за нарушение правил охраны труда в 2021 году

  1. определение состава комиссии во главе с работодателем, в неё входят представители профсоюза;
  2. определение перечня проверяемых рабочих мест;
  3. выбор экспертной организации, заключение договора;
  4. идентификация производственных факторов;
  5. проведение измерений факторов вредности, определение классов.
  6. составление отчета.

Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

За нарушение сроков проведения СОУТ предусмотрены административное взыскания. Размеры штрафов в в Москве и по всей Московской области:

  • для должностных лиц и ИП – 5.000–10.000 руб.;
  • для юридических лиц – 60.000–80.000 руб.;
  • при повторных нарушениях для должностных лиц ИП – 30.000–40.000 руб.;
  • в той же ситуации для юридических лиц – 100.000–200.000 руб.

Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.

Мы предоставим вам:

  • бесплатное юридическое сопровождение;
  • консультации;
  • оперативное решение проблемы.
  • не назначен специалист по охране труда или не проводятся инструктажи по охране труда; или
  • не проводится обучение, инструктажи по электробезопасности.

Ответственность: часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ — предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Кто рассматривает дело: Инспекция труда или суд.

Если работодатель впервые допустил непроведение обучения по охране труда, штраф ему все равно придется заплатить. Однако его размер будет несколько меньше, чем при повторном нарушении. Кроме того, контролирующие органы обратят внимание на статус компании:

  • для юридического лица штраф за отсутствие обучения по охране труда составит 110-130 тысяч рублей;
  • для предпринимателя, работающего без создания юридического лица, — 15-25 тысяч рублей.

Кроме того, штраф за непрохождение обучения по охране труда может быть наложен также непосредственно на работника, который был ответственным за этот комплекс работ в организации. В данном случае размер санкций составит 15-25 тысяч рублей.

Повторное нарушение повлечет за собой более строгие меры воздействия по отношению к виновнику. Так, должностное лицо, вновь допустившее такую ситуацию, должно будет уплатить штраф размером 30-40 тысяч рублей. Другим вариантом наказания является дисквалификация на период от одного до трех лет.

Нарушение #2:

  • работники допускаются к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда.

Ответственность: часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Кто рассматривает дело: Инспекция труда или суд.

Существует несколько видов инструктажей и в том числе внеплановый инструктаж по охране труда, который проводится в случае определенной необходимости.

Целью его, как и остальных инструктажей, является информирование работников о возможности возникновения опасных ситуаций, заблаговременное предупреждение. Но в отличие от всех остальных, для внепланового необходим конкретный повод.

За отсутствие записи в журнале, подтверждающей проведение внепланового инструктажа, либо при нарушении времени инструктирования, грозит штраф, потому как допускать персонал к работам без инструктирования категорически запрещено.

И наказывает ГИТ по ч.3 ст.5.27.1 КоАП:

  • должностных лиц в размере от 15000 до 25000 рублей;
  • юридических лиц в размере от 110000 до 130000 рублей.
  • Нарушение выявить инспектору особого труда не составит, он просто может посмотреть журнал регистрации несчастных случаев, либо запросит табель учета рабочего времени и все сразу станет ясно и понятно – требование трудового законодательства не выполнено.

    Проводит внеплановый инструктаж в организации непосредственный руководитель, к примеру, мастер, прораб, начальник отдела, главное, чтобы он прошел обучение в учебном центре по охране труда в объеме 40 часов.

    Если это обязательное требование (п. 2.3.2 Постановления Минтруда № 1/29) и если оно не будет соблюдено, то инструктирование можно считать невыполненным.

    В зависимости от причины инструктирования может проводиться как отдельно для каждого из работников, так и группе сотрудников одной профессии и только тем работникам, к которым относятся причины для его проведения.

    И стоит сказать, что проведение внепланового инструктажа – это не только обязанность работодателя, но и работника, потому что он является одним из видов обучения в процессе трудовой деятельности (ст. 214 ТК РФ).

    Уклонятся это инструктирования он не имеет права и в случае, если покажет неудовлетворительные результаты по окончании, то может быть отстранен от работы (ст. 76 ТК РФ).

    Как рассчитывается штраф за отсутствие соут на предприятии 2021 с коментариями

    • отсутствие обучения работников пожарно-техническому минимуму; или
    • непроведение проверок знания мер пожарной безопасности, в том числе внеплановых проверок; или
    • не проводятся противопожарные инструктажи.

    Ответственность: часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ — предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Кто рассматривает дело: Государственный пожарный надзор.

    Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

    • штатное расписание;
    • СНИЛСы работников;
    • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
    • продолжительность рабочего дня;
    • график работы
    • должностные инструкции на каждого работника;
    • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
    • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
    • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

    Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.

    После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

    По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.

    Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

    Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

    Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

    Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

    • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП.
    • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

    По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере. Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».

    Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.

    Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.

    При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, естественно указывать в трудовом договоре нечего. Что делать в этом случае? Можно (хочу подчеркнуть слово «можно») указать с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.

    А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.

    Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2021 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатели должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. СОУТ введён вместо аттестации рабочих мест с 2021 года. Работодателям дали 4 года на подготовку. После 31 декабря подготовительный срок завершается. А это означает, что работодателей, которые не провели СОУТ, будут штрафовать, согласно новым положениям КоАП.

    Самое первое, что должна сделать экспертиза, это установить вредные и опасные производственные факторы на рабочих местах. Если таковые факторы не установлены в ходе экспертизы, то в документе обозначаются условия труда как допустимые.

    Штрафы за отсутствие обучения по охране труда

    Штраф для организаций за отсутствие СОУТ — 60-80 тыс. рублей. Важно знать, что такие суммы штрафов взимаются лишь при первом нарушении. За повторное нарушение — 100-200 тыс. руб. или приостановка работы на период до 90 суток. Должностные лица, допустившие вторичное нарушение правил спец оценки, могут быть дисквалифицированы на период от 1 года до 3 лет (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП).

    А работодатель обязан подать декларацию по результатам СОУТ согласно 11 статьи 426 ФЗ и разъяснениям Министерства труда, в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета. Дополнительно работодатель обязан указать данные о проведении СОУТ в таблице 10, отчета 4-ФСС.

    Роструд уточнил, что штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года и по которым нет информации о проведении СОУТ в системе ФГИС СОУТ, начнут с 2021 года в автоматическом режиме.

    Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.

    Если же в результате непроведенной спецоценки будет причинен тяжкий вред здоровью работника, работодатель попадает под действие ст. 143 Уголовного кодекса. В таком случае наказание составит от 400 000 рублей в виде штрафа. В наиболее тяжелых случаях, например, при смертельном исходе, встанет вопрос лишения свободы для работодателя на срок от 1 до 5 лет.

    Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

    • штраф за не проведение СОУТ для юридических лиц вырастает до 200 тысяч рублей, для ИП и должностных лиц – до 40 тысяч.
    • может быть приостановка деятельности организации, предприятия до 90 суток ;
    • дисквалификация должностных лиц на срок до 3х лет.

    Спецоценка условий труда с 1 января 2021 года может проводиться только компанией с аккредитацией, занесенной в реестр субъектов, уполномоченных заниматься такой деятельностью. Всех представителей инспектирующей фирмы сертифицирует роструд. Наличие лаборатории для осуществления измерений или договора с субподрядчиком, имеющим ее, обязательно.

    Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 для целей бухучета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации либо используемые в течение периода не более 12 месяцев. В соответствии с п. 19 ПБУ 4/99 активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Согласно подп. «б» п. 4 ПБУ 6/01 использование объекта длительное время означает использование его свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

    В аналогичном значении используется понятие операционного цикла в подп. «г» п. 3 ПБУ «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н, и в п. 46 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).

    Так что новым в ФСБУ 5/2019 в части применения понятия «операционный цикл» можно считать лишь то, что со второго места в иных определениях оно выведено на первое. В то же время в российских нормативных правовых актах по бухучету понятие операционного цикла не раскрывается, поэтому в соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 необходимо обратиться к МСФО. Согласно п. 68 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», введенному в действие на территории РФ Приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н, операционный цикл – это промежуток времени между приобретением активов для обработки и их реализацией в форме денежных средств или их эквивалентов. В случае когда обычный операционный цикл организации не поддается четкой идентификации, принимается допущение, что его продолжительность составляет 12 месяцев.

    Если выразить определение операционного цикла в бухгалтерских записях, то получим промежуток времени между записями Дебет 10 (20, 41) – Кредит 60 и записями Дебет 62 – Кредит 90, Дебет 90 – Кредит 43 (41, 20), в течение которого будут сделаны записи Дебет 20 (41) – Кредит 02, 10, 60, 70, 69.

    Обозначение окончания операционного цикла записями по реализации, а не по поступлению денежных средств (Дебет 51 – Кредит 62) или их эквивалентов обусловлено тем, что при методе начисления к получению активов приравнивается возникновение права на их получение, то есть дебиторской задолженности (п. 6.1 ПБУ «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н).

    Главный (а зачастую и единственный) критерий, на основании которого различаются запасы и основные средства, – это срок использования физического объекта (актива) с учетом понятия операционного цикла. При торговле процесс «купил – продал» явно меньше 12 месяцев, при оказании длящихся услуг, например услуг охраны, операционный цикл длится максимум квартал, за который подписывается акт оказания (продажи) услуг, а по хорошему – по экономическому смыслу всех длящихся услуг – так вообще месяц. И т. д. и т. п.

    Соответственно, подавляющему большинству организаций обращаться к понятию операционного цикла вообще нет необходимости – им для отнесения актива к запасам или основным средствам достаточно срока службы актива более (или не более) 12 месяцев.

    Кроме того, надо помнить и пользоваться сильно упрощающим жизнь положением п. 68 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» о том, что в случае, когда обычный операционный цикл организации не поддается четкой идентификации, принимается допущение, что его продолжительность составляет 12 месяцев, то есть не более 12 месяцев.

    Отметим, что значение имеет именно срок полезного использования актива, а не то, сколько он до этого находится в организации, лежит на складе. Так, например, для краски, которую пускают в дело через 2 года после ее приобретения, но которая облупливается через 9 месяцев после ее нанесения, срок использования не 2 года 9 месяцев, а 9 месяцев, и она, безусловно, признается запасами.

    В отдельных случаях квалификация актива, в том числе спецодежды и спецоснастки, в качестве запасов или основных средств может зависеть не от срока службы, а от функционального назначения. В ФСБУ 5/2019 не указано, что оно не применяется, как об этом писал в свое время Минфин РФ, к сырью, материалам и т. п. активам, используемым для создания внеоборотных активов. Но теперь это вытекает из подп. «а» п. 5 ФСБУ 26/2020, согласно которому к капитальным вложениям относятся, в частности, затраты на приобретение имущества, предназначенного для использования в процессе приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления объектов основных средств. И на это указывается в Информационном сообщении Минфина РФ от 03.11.2020 № ИС-учет-28 «Новый порядок учета капитальных вложений» (далее – ИС-учет-28).

    При этом необходимо учитывать следующее:

    • восстановление основных средств производится в том числе посредством ремонта (п. 26 ПБУ 6/01);
    • в капитальные вложения не включаются затраты на поддержание работоспособности или исправности основных средств, их текущий ремонт (если только это не основные средства, используемые при осуществлении капитальных вложений) (подп. «б» п.16 ФСБУ 26/2020);
    • самостоятельными инвентарными объектами признаются существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев (п. 10 ФСБУ 6/2020);
    • определения текущего и капитального ремонта объектов строительства содержатся, соответственно, в п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, и в п. 14.2, 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, а иных объектов – в п. 2.3.7–2.3.9 Межгосударственного стандарта ГОСТ 18322-2016 «Система технического обслуживания и ремонта техники», утвержденного Приказом Росстандарта от 28.03.2017 № 186-ст.

    То есть предположим, что в 2022 году организация приобрела два одинаковых комплекта спецодежды, предполагая один выдать работнику подразделения текущих ремонтов, а другой – работнику подразделения капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта. Тогда до выдачи работникам первый комплект спецодежды будет представлен в бухгалтерском балансе в составе группы статей «Запасы», а второй – в составе группы статей «Основные средства» (про выделение в балансе групп статей и просто статей см. п. 20 ПБУ 4/99).

    В 2021 году, полагаем, активы, подобные второму комплекту спецодежды, могут показываться как в статье «Запасы», так и по статье «Основные средства». Потому что в самом ФСБУ 5/2019 по сравнению с ПБУ 5/01 в рассматриваемом отношении ничего, по сути, не изменилось. И это – при одинаковых сроках службы обоих комплектов.

    Но таких ситуаций, во-первых, немного, а во-вторых, они могут решаться с учетом требования рациональности бухучета (п. 6, 7.4 ПБУ 1/2008). В случае когда отнесение спецодежды или спецоснастки к запасам или основным средствам может быть осуществлено только на основании срока использования, стоимость актива не имеет никакого значения.

    Например, скафандр космонавта стоит не 1 млн рублей, но если после 1,5-годичного полета космонавта его скафандр к дальнейшему использованию непригоден, то у соответствующей организации он должен признаваться запасами, несмотря на свою стоимость, поскольку используется только в рамках одного операционного цикла (полета), превышающего 12 месяцев.

    Все сказанное о спецодежде в полной мере относится и к спецоснастке.

    При этом напомним, что согласно п. 9 Приказа № 135н учет спецоснастки мог быть организован в порядке, предусмотренном для учета основных средств, в чем отражалась та же возможность присвоения физическому объекту «спецоснастка» разных ярлыков.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    • признание актива, включая спецодежду и спецостнастку, запасами или основным средством – это чисто бухгалтерская операция, производимая в соответствии с определениями, содержащимися в ФСБУ/ПБУ;
    • запасами (оборотными, краткосрочными активами) будут считаться и ценности, используемые в течение более 12 месяцев, если они используются только в рамках одного операционного цикла, продолжительность которого превышает 12 месяцев;
    • необходимость обращения к понятию «операционный цикл» возникает только при квалификации спецодежды и спецоснастки (и иных материальных ценностей), используемых более 12 месяцев, и только если сам этот цикл превышает 12 месяцев;
    • вопрос о применении стоимостного критерия может вставать только после признания объекта основными средствами (а не запасами), то есть сначала – квалификация объекта учета, лишь после этого – определение порядка списания его стоимости на расходы: при отпуске в производство или через амортизацию.

    После всего сказанного, полагаю, становится понятной логика формулировки подп. «б» п. 3 ФСБУ 5/2019, согласно которой к запасам относятся, в частности, инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка, тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухучета основными средствами.

    В этом определении, как и в п. 2 ПБУ 5/01, есть и признак характера, направленности использования («используемые при…»), и вытекающий из него вывод о том, что при другом использовании те же самые физические объекты получат другую бухгалтерскую квалификацию (в качестве основных средств).

    И конечно же, читать это определение надо вместе с уже проанализированным общим определением запасов с точки зрения срока использования активов.

    Все сказанное выше можно обобщить в табличной форме следующим образом (табл. 1).

    Таблица 1 Квалификация спецодежды и спецоснастки (и других ценностей) по ФСБУ 5/2019

    Срок (стоимость)

    Не более стоимостного критерия

    Более стоимостного критерия

    1) Не более 12 месяцев

    Запасы

    2) Более 12 месяцев

    2.1) Один операционный цикл

    Запасы

    2.2) Более одного операционного цикла

    В 2021 г. – основные средства

    в составе запасов, списываемые на расходы единовременно при отпуске

    в производство (начале использования)

    Основные средства, списываемые на расходы через амортизацию

    в течение срока полезного использования

    С 2022 г. – основные средства, списываемые на расходы единовременно при принятии

    к учету независимо

    от отпуска

    в производство (начала использования)

    Если в группе статей баланса «Запасы» окажутся объединены запасы, используемые с учетом понятия операционного цикла более (и не более) 12 месяцев (в 2021 г. это могут быть также не введенные в эксплуатацию основные средства стоимостью не более 40 тыс. руб.), то на основании п. 19 ПБУ 4/99, требующего представлять обособленно, то есть в разных разделах и статьях отчетности, краткосрочные и долгосрочные активы, в указанной группе статей по отдельной статье «в том числе» должны выделяться запасы со сроком использования более 12 месяцев. Точно так же, как это делается в отношении долгосрочной дебиторской задолженности, представляемой в балансе в группе статей «Дебиторская задолженность» по отдельной от краткосрочной задолженности статье.

    При этом, по нашему мнению, из системного прочтения п. 11 и 19 ПБУ 4/99 следует, что распределение по разным статьям активов и обязательств со сроком использования (погашения) более и не более 12 месяцев производится независимо от существенности получаемой в результате такого разделения информации. Иными словами, п. 19 ПБУ 4/99 является специальной нормой по отношению к норме п. 11 этого ПБУ о необходимости представлять обособленно в бухгалтерской отчетности только существенную информацию.

    Переходные бухгалтерские записи, которые надо было сделать на рубеже 2020 и 2021 годов для перехода от учета спецодежды и спецоснастки по правилам приказа № 135н к учету по ФСБУ 5/2019, представлены в таблице 2.

    Таблица 2 Переквалификация спецодежды и спецоснастки (и иных подобных активов) на рубеже 2020 и 2021 годов

    Актив

    2020 г.

    2021 г.

    На рубеже 2020

    и 2021 гг.

    Спецодежда и спецоснастка, используемые более

    12 месяцев

    и более одного операционного цикла

    МПЗ

    Основные средства

    • Стоимостью приобретения (изготовления) не более 40 тыс. руб. (как отпущенные, так и не отпущенные в производство):

    Дебет 84 (91 при несущественности суммы возникающих расходов) – Кредит 10

    • Стоимостью более 40 тыс. руб.

    А) отпущенные

    в производство:

    Дебет 01 – Кредит 10 –

    по первоначальной стоимости (стоимости приобретения или создания) спецодежды

    и (или) спецоснастки;

    Дебет 10 – Кредит 02 – списанная

    на расходы часть стоимости спецодежды

    и (или) спецоснастки преобразована в их амортизацию

    Б) не отпущенные в производство:

    Дебет 01 Кредит 10

    Спецодежда и спецоснастка, используемые более 12 месяцев, но

    в рамках одного операционного цикла

    МПЗ (Запасы)

    Спецоснастка, учитываемая в соответствии с ПБУ 6/01, то есть используемая более 12 месяцев

    и более одного операционного цикла

    Основные средства

    Поясним, почему и когда надо было сделать указанные переходные записи, даже если организация в соответствии с п. 47 ФСБУ 5/2019 выбрала (в числе несомненного большинства) перспективный способ отражения последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 5/2019.

    В учетной политике на 2021 г. объявлено, что организация применяет ФСБУ 5/2019. Это значит, что после этого в учете и отчетности организации не могут оставаться объекты учета, не являющиеся запасами с точки зрения данного стандарта, потому что их присутствие означало бы отступление от положений учетной политики.

    Таковыми (требующими пересмотра порядка учета) могут быть объекты двух видов: которые в 2020 г. правомерно признавались запасами согласно ПБУ 5/01 или приказами № 119н и 135н, но не могут признаваться запасами согласно ФСБУ 5/2019.

    Соответственно, чтобы выполнить собственную учетную политику, применяемую с 1 января 2021 года, ФСБУ 5/2019, организация должна произвести реклассификацию соответствующих объектов учета, с тем чтобы войти в новый учетный год с объектами учета, полностью соответствующими новому стандарту.

    Такое приведение состава объектов учета в соответствие с измененной учетной политикой в связи с началом применения ФСБУ 5/2019 не имеет отношения к ретроспективному или перспективному порядку отражения последствий этих изменений, не является частью ни того ни другого и не зависит от применяемого организацией порядка отражения изменений.

    Когда надо произвести такую реклассификацию? Выше было сказано: «На рубеже 2020 и 2021 годов». Называть этот рубеж можно по-разному. Когда-то он именовался Минфином России (а в документах для организаций госсектора и сейчас именуется) межотчетным периодом. Он располагается, условно говоря, «между» 24:00 31 декабря и 00:00 1 января (Письмо Минфина РФ от 08.02.2002 № 16-00-14/42, раздел 8 «Переходные положения СГС “Запасы” при его первом применении» Методических рекомендаций по применению ФСБУ для организаций государственного сектора «Запасы» (приложение к Письму Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075).

    Для краткости автор использует именно данный термин, главный смысл которого в том, что переходные бухгалтерские записи не должны попасть в бухгалтерскую отчетность за истекший год, когда новые правила бухгалтерского учета еще не применялись. В новых ФСБУ данный рубеж обозначается иначе, причем каждый раз по-другому, но все точнее и точнее:

    • в п. 50 ФСБУ 25/2018, разработанном Минфином РФ, сказано, что новые объекты учета арендатор может признать на конец года, предшествующего году, начиная с которого применяется этот стандарт;
    • в п. 50 ФСБУ 6/2020 единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств уже предлагается сделать на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному).

    Штрафы за непроведение и отсутствие СОУТ

    Невыполнение требований по проведению аудита условий трудовой деятельности грозит компании ответственностью перед законом. Виновные лица могут быть привлечены к административным или уголовным наказаниям.

    Раньше государственный надзор в вопросе несоблюдения графика проведения СОУТ действовал по единым критериям. Соответственно, меры наказаний также были едины и не зависели от типа совершенного правонарушения.

    С введением поправок в статью 5.27 КоАП нормы трудового права стали выделять размеры штрафов согласно видам нарушений:

    Вид нарушения Суммы штрафов, тыс. руб.
    для ответственных работников или ИП для предприятий
    Несоблюдение регламента специальной оценки условий труда или пожарной сертификации. 5-10 60-80
    Допуск к трудовой деятельности гражданина, не прошедшего обучение по охране труда или медицинское обследование. 15-25 110-130
    Отсутствие средств индивидуальной защиты. 20-30 130-150
    Повторное нарушение требований охраны труда. 30-40 100-200
    Несвоевременное предоставление сертификатов о прохождении или непрохождении СОУТ. 20-50 100 — 200

    При серьезных нарушениях, помимо штрафа, в отношении виновных лиц применяется лишение права занимать определенные должности на срок 1-3 года, а для предприятий и ИП — приостановка деятельности на период до 3 месяцев.

    Штрафы за непроведение специальной оценки условий труда и другие нарушения, не указанные в таблице, составляют 2-5 тыс. руб. и 50-80 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, компаний соответственно.

    Если на предприятии произошел несчастный случай, повлекший за собой тяжкий вред здоровью сотрудника или его смерть, должностное лицо, ответственное за проведение аттестации рабочих мест, может быть привлечено к наказанию уголовного характера.

    При причинении тяжкого вреда здоровью применяются санкции:

    • наложение штрафа в 400 тыс. руб.;
    • обязательные общественные работы на период в 180-230 часов;
    • принудительные исправительные работы — до 2 лет;
    • лишение свободы на период до 1 года.

    При несоблюдении безопасных условий работы, повлекших за собой смерть работника, в отношении виновного применяется мера ответственности в виде обязательных исправительных работ сроком в 4 года с лишением возможности трудоустройства на отдельные должности на период в 3 года.

    Если нарушения повлекли за собой смерть двух и более человек, то назначается мера ответственности в виде принудительных работ сроком в 5 лет или же лишение свободы на такой же срок. Период дисквалификации остается аналогичным – 3 года.

    • Нормативная база для наложения штрафов
    • Штрафы за отсутствие обучения по охране труда при первичном нарушении
    • Штрафы за непроведение обучения по охране труда при повторном нарушении

    Нарушение правил охраны труда, выразившееся в непроведении обучения по данному вопросу и последующей аттестации, предусмотрено КоАП. В частности, конкретно этот вид нарушения указан в ч. 3 ст. 5.27.1 данного нормативного документа. При этом размеры штрафов за непрохождение обучения по охране труда дифференцируются в зависимости от того, является ли такое нарушение первичным или повторным.

    Если работодатель впервые допустил непроведение обучения по охране труда, штраф ему все равно придется заплатить. Однако его размер будет несколько меньше, чем при повторном нарушении. Кроме того, контролирующие органы обратят внимание на статус компании:

    • для юридического лица штраф за отсутствие обучения по охране труда составит 110-130 тысяч рублей;
    • для предпринимателя, работающего без создания юридического лица, — 15-25 тысяч рублей.

    Кроме того, штраф за непрохождение обучения по охране труда может быть наложен также непосредственно на работника, который был ответственным за этот комплекс работ в организации. В данном случае размер санкций составит 15-25 тысяч рублей.

    Проведение спецоценки условий труда занимает около месяца

    • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
    • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
    • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
    • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.

    Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции

    СОУТ выполняется независимой экспертной комиссией. Основная задача — выявление или подтверждение факторов, на основании которых производству может быть присвоен повышенный класс вредности или опасности. При наличии таковых комиссия проводит необходимые обследования, замеры и другие действия, направленные на определение степени вредности.

    Итоговый отчет отправляется в трудовую инспекцию, которая на его основании регистрирует присвоенный класс вредности или опасности в официальном реестре.

    Статьей 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КОАП РФ) в случае нарушения ГНТОТ в отношении работодателя предусмотрены следующие штрафы и санкции:

    • Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.

    Статьей 14.54 КОАП РФ в случае нарушения экспертной организацией порядка проведения СОУТ предусмотрено наложение следующих штрафов и санкций:

    • Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 70 до 100 тысяч рублей
    • Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — в размере от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Невыполнение требований по проведению аудита условий трудовой деятельности грозит компании ответственностью перед законом. Виновные лица могут быть привлечены к административным или уголовным наказаниям.

    Раньше государственный надзор в вопросе несоблюдения графика проведения СОУТ действовал по единым критериям. Соответственно, меры наказаний также были едины и не зависели от типа совершенного правонарушения.

    С введением поправок в статью 5.27 КоАП нормы трудового права стали выделять размеры штрафов согласно видам нарушений:

    Вид нарушения Суммы штрафов, тыс. руб.
    для ответственных работников или ИП для предприятий
    Несоблюдение регламента специальной оценки условий труда или пожарной сертификации. 5-10 60-80
    Допуск к трудовой деятельности гражданина, не прошедшего обучение по охране труда или медицинское обследование. 15-25 110-130
    Отсутствие средств индивидуальной защиты. 20-30 130-150
    Повторное нарушение требований охраны труда. 30-40 100-200
    Несвоевременное предоставление сертификатов о прохождении или непрохождении СОУТ. 20-50 100 — 200

    При серьезных нарушениях, помимо штрафа, в отношении виновных лиц применяется лишение права занимать определенные должности на срок 1-3 года, а для предприятий и ИП — приостановка деятельности на период до 3 месяцев.

    Штрафы за непроведение специальной оценки условий труда и другие нарушения, не указанные в таблице, составляют 2-5 тыс. руб. и 50-80 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, компаний соответственно.

    Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатели должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. СОУТ введён вместо аттестации рабочих мест с 2014 года. Работодателям дали 4 года на подготовку. После 31 декабря подготовительный срок завершается. А это означает, что работодателей, которые не провели СОУТ, будут штрафовать, согласно новым положениям КоАП.

    Штрафы за незаконное предпринимательство в 2021 году

    В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

    Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

    Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

    Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

    Что касается административной ответственности, то особое внимание следует обратить на ч. 3 ст. 5.27 КоАП. Этим документом руководствуется ГИТ, если в организации ненадлежащим образом оформлен трудовой договор.

    В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

    В случае повторного нарушения применяется и ч. 5 ст. 5.27 КоАП: для граждан предполагается штраф в размере 5 тысяч рублей, для должностных лиц — дисквалификация на срок от года до трех, для юридических лиц — штраф 100-200 тысяч рублей.

    Начала действовать новая статья КоАП — 5.27.1. В ней речь идет о нарушении нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и нормативных актах. Например, по закону работника обязаны ознакомить с результатами спецоценки в течение 30 дней. В этот период не включается время нахождения на больничном, в отпуске, в командировке. За нарушение накладывается штраф от 5 до 10 тысяч на руководителя, инженера по охране труда или кадрового работника, если будет установлена его вина. Штрафы за непроведение у работников медосмотра составляют от 15 до 25 тысяч. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты карается штрафом от 20 до 30 тысяч рублей. И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.

    Также ст. 13.12 КоАП предусмотрены штрафы за нарушение установленного порядка, касающегося персональных данных. Допустим, в обязанности кадровика входит обеспечение их надлежащего хранения, а он этого не выполнил. Штраф составит от 500 до 1 000 рублей.

    И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.

    28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее 426-ФЗ). В связи с принятием данного нормативного правового акта 28 декабря 2013 года Федеральным законом &8470; 421-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

    Во исполнение 212 статьи ТК РФ и с целью предоставления безопасных условий и охраны труда работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) у себя на предприятии. Спецоценка проводится в соответствии с требованиями 426-ФЗ и Приказа от 24.01.2014 &8470; 33н (далее — Методика СОУТ) по следующим этапам:

    1. Подготовительный этап:

      • Создание комиссии по СОУТ и графика ее проведения
      • Составление перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке
    2. Выбор экспертной организации и заключение с ней договора (контракта);

    3. Предоставление экспертной организации сведений, необходимых для проведения СОУТ;

    4. Этап идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

    5. Этап исследований (испытаний) и измерений;

    6. Утверждение отчета по СОУТ;

    7. Заключительный этап:

      • Ознакомление работников с условиями труда на их рабочих местах
      • Уведомление экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ
      • Подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — ГНТОТ)
      • Размещение информации об условиях труда по результатам проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии)

    Статьей 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КОАП РФ) в случае нарушения ГНТОТ в отношении работодателя предусмотрены следующие штрафы и санкции:

    • Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.

    Статьей 14.54 КОАП РФ в случае нарушения экспертной организацией порядка проведения СОУТ предусмотрено наложение следующих штрафов и санкций:

    • Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 70 до 100 тысяч рублей
    • Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — в размере от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
    1. Непроведение специальной оценки условий труда плановой или внеплановой

    2. Нарушение сроков проведения плановой или внеплановой спецоценки (для внеплановой СОУТ сроки определены 17 статьей 426-ФЗ)

    3. Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)

    4. Некорректное создание комиссии по СОУТ (части 1−4 статьи 9 426-ФЗ)

    5. Отсутствие утвержденного графика проведения СОУТ (часть 1 статьи 9 426-ФЗ)

    6. Отсутствие или некорректное составление утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)

    7. Намеренное необеспечение штатных режимов функционирования предприятия при проведении экспертной организацией исследований (испытаний) и измерений (п. 15 Методики)

    8. Нарушение сроков ознакомления работников с результатами проведенной на их рабочих местах спецоценки (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)

    9. Нарушение сроков уведомления экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 51 статьи 15 426-ФЗ)

    10. Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)

    11. Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)

    12. Невыполнение мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, по результатам проведенной спецоценки

    13. И т.д.

    Для минимизации рисков привлечения к административной ответственности работодатель должен ответственно подойти к выбору экспертной организации.

    Штрафы за СОУТ после 1 января 2019 года

    Налоги предприниматель должен платить вовремя и в полном размере. Сроки уплаты на разных системах налогообложения тоже указаны в нашем календаре. Штраф за неуплату налогов ИП по статье 122 НК РФ составляет 20% от суммы неуплаченного налога.

    Кроме того, предприниматель при наличии работников становится налоговым агентом, поэтому должен удержать с их доходов НДФЛ и перечислить его в бюджет. За нарушение сроков перечисления этого налога штраф налагают на ИП по тем же правилам, т.е. 20% от не перечисленной суммы.

    Каждый предприниматель, независимо от наличия доходов от бизнеса, должен платить страховые взносы за себя. Срок уплаты обязательной суммы взносов – в любое время не позднее 31 декабря текущего года.

    Для дополнительного взноса в сумме 1% от годовых доходов, превышающих 300 тысяч рублей, установлен другой срок уплаты. Если вы получили в 2021 году доход выше этого лимита, то дополнительный внос можно заплатить до 1 июля 2022 года.

    Надо ли платить штрафы ИП за неуплату страховых взносов? Это зависит от того, правильно ли были рассчитаны взносы. По мнению Минфина (письмо от 24 мая 2017 г. N 03-02-07/1/31912), наказывать ИП за неуплату страховых взносов штрафом нельзя, если их сумма не была занижена намеренно или по ошибке.

    Соответственно, если взносы начислены верно и правильно отражены в своевременно сданной отчётности или расчёте, то нарушение срока их уплаты приведёт только к начислению пени, но не к штрафу.

    Индивидуальный предприниматель – такой же работодатель, как и организация. Со своим работником надо обязательно заключить письменный договор – трудовой или гражданско-правовой. Штраф ИП за неоформленного работника предусмотрен статьёй 5.27 КоАП РФ. Это сумма от 5 до 10 тысяч рублей.

    Если же это правонарушение обнаружат повторно, то штраф ИП за неоформленного работника существенно вырастет и составит уже от 30 до 40 тысяч рублей. Причём, наказать предпринимателя по этой статье могут, даже если в бизнесе ему помогают члены его семьи. Доказывать, что помощь родственников была безвозмездной, непостоянной и не имела характера трудовых отношений, скорее всего, придётся в суде.

    После вступления в силу изменений о порядке применения ККТ осталось совсем немного ситуаций, когда допускается отсутствие кассового аппарата.

    Небольшая отсрочка (до 1 июля 2021 года) для установки ККТ предусмотрена для ИП без работников, которые занимаются:

    • оказанием услуг;
    • выполнением работ;
    • продажей изделий собственного производства.

    Система налогообложения, на которой работает ИП, значения не имеет.

    Кроме того, работа без ККТ теперь невозможна при приёме онлайн-оплаты, а также при получении оплаты напрямую на расчётный счёт ИП, если покупателем является обычное физлицо. Санкция за отсутствие кассового аппарата установлена статьей 14.5 КоАП РФ. Это от ¼ до ½ от суммы продажи, но не менее 10 тысяч рублей.

    Например, если зафиксирован факт продажи на сумму 30 тысяч рублей, то штраф может составить 15 тысяч рублей. А если покупка была копеечной, рублей на 100, то всё равно взыщут 10 тысяч рублей. То есть, в этом случае штраф за отсутствие онлайн кассы для ИП будет больше суммы продажи в 100 раз!


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *