Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст 184 ТК РФ 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Статья 184 ТК РФ устанавливает право лиц, которые пострадали в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, на возмещение связанного с этим ущерба, т.е. на возмещение утраченного заработка (дохода) и дополнительных расходов по реабилитации, а также расходов в связи со смертью работника. При этом виды, объемы и условия соответствующих выплат устанавливаются федеральным законом.
В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Он устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Законом случаях.
2. В соответствии с Законом застрахованными по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, а также физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Страхователь — юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории РФ и нанимающая граждан РФ) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Страховщик — Фонд социального страхования РФ.
О праве работников на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний см. ст. 21 ТК РФ и комментарий к ней.
Об обязанности работодателей осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний см. ст. 22 ТК РФ и комментарий к ней.
3. Под несчастным случаем на производстве понимается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
При наступлении несчастного случая на производстве работодатель обязан провести расследование. О несчастных случаях, подлежащих расследованию и учету, см. ст. 227 ТК РФ и комментарий к ней.
О расследовании несчастных случаев на производстве, произошедших с работниками, страдающими эпилепсией, во время эпилептических припадков, см. письмо Минтруда России от 23 апреля 2001 г. N 1208-18/09-04.
4. Под профессиональным заболеванием понимается хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
Список профессиональных заболеваний и Инструкция по его применению утверждены Приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. (в ред. от 6 февраля 2001 г.) (приложение N 1-2002 к журналу «Здравоохранение»). Список профессиональных заболеваний является основным документом, который используется при установлении диагноза профессионального заболевания, связи его с выполняемой работой или профессией, при решении вопросов экспертизы трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного работнику повреждением здоровья.
Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 (СЗ РФ. 2000. N 52. Ст. 5149).
5. При наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания у застрахованного возникает право на:
— пособие по временной нетрудоспособности (см. п. п. 8 и 15 комментария к ст. 183 ТК РФ);
— страховые выплаты: единовременные (см. п. п. 6 — 10 комментария к настоящей статье) и ежемесячные (см. п. п. 11 — 23 комментария к настоящей статье);
— оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию (см. п. п. 24 — 31 комментария к настоящей статье).
6. Единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются:
— застрахованному — если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности;
— лицам, имеющим право на их получение, — если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного.
7. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исход�� из суммы в 46900 руб. (ст. 15 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ).
Трудовой кодекс Российской Федерации
1. Часть 1 комментируемой статьи определяет характер и объем возмещения материального (имущественного) вреда, причиненного жизни или здоровью работника на производстве. Она гарантирует возмещение как утраченного им заработка, так и дополнительных затрат на восстановление здоровья и трудоспособности. В случае смерти работника его семье возмещается потерянный доход, а также расходы на погребение.
Вред, причиненный здоровью или жизни работника при исполнении трудовых обязанностей, возмещается путем предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правовые, экономические и организационные основы этого вида социального страхования, а также порядок возмещения вреда, включая условия, виды и размеры (объемы) обеспечения, урегулированы Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Этот Закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации в части, превышающей обеспечение по социальному страхованию (ч. 2 ст. 1 Закона). Тем самым он предоставляет застрахованным (а в соответствующих случаях членам их семей) право требовать возмещения некомпенсированного страховым обеспечением вреда непосредственно с работодателя (страхователя) — причинителя вреда по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ (см. п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Кроме того, в Законе специально оговорено, что обеспечение по данному виду социального страхования может предоставляться застрахованным наряду с возмещением причиненного им вреда в порядке обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
2. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат все лица, выполняющие работу на основании трудового договора. Застрахованными считаются также лица, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.
Страховщиком по этому виду страхования, как и по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, является Фонд социального страхования РФ. Но средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются и расходуются только на цели этого вида страхования.
3. Основанием для обеспечения (страховым случаем) является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Несчастный случай на производстве определяется в Законе как событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть (о квалификации несчастных случаев на производстве см. ст. 227 и коммент. к ней).
Профессиональное заболевание — это хроническое или острое заболевание, являющееся результатом воздействия вредного производственного фактора и повлекшее временную или стойкую утрату застрахованным профессиональной трудоспособности.
Связь повреждения здоровья (смерти) работника с исполнением трудовых обязанностей подтверждается оформленными в установленном порядке актом о несчастном случае на производстве или актом о случае профессионального заболевания (о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний см. ст. ст. 227 — 231 и коммент. к ним).
Застрахованный и его семья имеют право на обеспечение по страхованию независимо от того, виновен или не виновен работодатель в причинении вреда. Умышленное причинение вреда собственному здоровью самим работником освобождает страховщика от обязанности предоставить страховое обеспечение: согласно п. 2 ст. 14 Закона вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительного органа, возмещению не подлежит.
Неуплата работодателем страховых взносов не лишает работника права на страховое обеспечение.
4. Степень стойкой утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы. Экспертиза трудоспособности производится в соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 789, и Временными критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 N 56.
- Решение Верховного суда: Определение N 78-КГ16-4, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами (часть 2 статьи 184 Трудового кодекса Российской Федерации). Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), как следует из его преамбулы…
- Решение Верховного суда: Определение N 81-КГ16-19, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами (часть 2 статьи 184 Трудового кодекса Российской Федерации). Одной из таких гарантий является обязательное социальное страхование…
- Решение Верховного суда: Определение N 81-КГ16-13, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация работников организации. Разрешая спор и отказывая Южанину В.И. в удовлетворении иска, в том числе в удовлетворении требований о взыскании утраченного заработка за период временной нетрудоспособности, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 184 Трудового кодекса Российской Федерации…
Изменения трудового законодательства 2021
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «О негосударственных пенсионных фондах»
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах»
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
- Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н (ред. от 15.11.2018) «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
- Информация МВД России «Министерство внутренних дел Российской Федерации информирует о продлении срока действия временных мер в отношении иностранных граждан»
- Указ Президента РФ от 15.06.2021 N 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
- Письмо Минстроя России от 10.06.2021 N 24101-ЮГ/16 «Об однотипных нарушениях, допускаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при обеспечении жильем ветеранов и инвалидов»
- Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2021 N 1524-р О выделении Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия «Выполнение функций по обеспечению отбора и подготовки космонавтов»»
- Постановление Правительства РФ от 09.06.2021 N 880 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 121 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 1912»
- Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р (ред. от 09.06.2021) «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений»
- Постановление Правительства РФ от 01.03.2011 N 121 (ред. от 09.06.2021) «О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства в сфере социального обслуживания»
- Постановление Правительства РФ от 08.06.2021 N 869 «Об установлении норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в 2021 году»
- Письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 08.06.2021 N 18177.ФБ.77/2021 По вопросу внесения изменений в ИПР инвалидов, выданные до 01.01.2016 посредством создания «Заявления на изменение» с использованием ФГИС «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы»»
- Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 N 431-р»
Статья включает два абзаца. В первом из них указано, что если сотрудник получил повреждение здоровья или скончался из-за несчастного случая на производстве либо по причине профзаболевания, то ему (его семье) положена специальная выплата. Сумма данной выплаты включает следующие составляющие:
- утраченный пострадавшим доход;
- в случае повреждения здоровья – дополнительные расходы на реабилитацию сотрудника;
- в случае смерти сотрудника – соответствующие расходы на похороны и т.д.
В расходы на реабилитацию пострадавшего статья включает медицинские, профессиональные и социальные составляющие.
Второй абзац имеет ссылочный характер. В нём указано, что параметры предоставления сотруднику гарантий в вышеупомянутых ситуациях определяются на уровне соответствующего федерального законодательства.
К данным параметрам относятся:
- условия выплат;
- их разновидности;
- размеры платежей.
Разобранная статья, несмотря на небольшой объём, достаточно подробно прописывает специфику выплат сотруднику при несчастном случае на производстве или профзаболевании.
Как в актуальном законодательстве определяются понятия несчастного случая на производстве и профзаболевания?
Определение несчастного случая на производстве содержится в ст. 3 ФЗ № 125 от 24.07.98. К данной категории несчастных случаев относятся ситуации, когда сотрудник получил такое повреждение здоровья при исполнении положенных ему должностных обязанностей, что это закончилось одним из следующих вариантов:
- его кончиной;
- утратой им трудоспособности;
- необходимостью его перевода на иную позицию.
При этом данное событие могло происходить:
- непосредственно на территории производства;
- за её пределами;
- во время поездки на работу/возвращения с работы на транспорте нанимателя.
Ключевые принципы расследования несчастных случаев подобного рода детально изложены в статьях 227-231 ТК.
Необходимо отметить, что согласно ст. 229.2 к несчастным случаям на производстве не могут быть отнесены следующие события:
- смерть из-за самоубийства или заболевания общего характера;
- смерть или причинение вреда здоровью из-за употребления наркотиков, алкоголя либо иного отравления, не связанного непосредственно с произведёнными процессами;
- несчастный случай, произошедший из-за совершения потерпевшим уголовно наказуемых действий (бездействия).
Эта же мысль подчёркивается и в Постановлении Пленума ВС № 2 от 10.03.11.
Что касается профзаболеваний, то их определение дано в той же статье вышеупомянутого закона. В данную категорию входят заболевания, начавшиеся из-за воздействия на сотрудника одного или нескольких производственных факторов, результатом чего стала утрата им трудоспособности, причём как в постоянной, так и во временной форме. Исчерпывающий список подобного рода заболеваний утверждён Приказом Минздравсоцразвития № 417н от 27.04.12.
Расследование профзаболеваний проводится в рамках специальных процедур, которые подробно изложены в Постановлении Правительства № 967 от 15.12.2000.
Полагается ли выплата, указанная в разбираемой статье, сотруднику, если наниматель не виновен в произошедшем несчастном случае?
Да, пострадавший сотрудник получает выплаты, указанные в ст. 184, даже в ситуации, когда наниматель не несёт непосредственной ответственности за несчастный случай или профзаболевание. Исключением является вариант, когда пострадавший:
- совершил фатальное для него действие умышленно;
- и этот замысел подтверждается оформленным в надлежащем порядке заключением правоохранительных структур.
Также в ФЗ № 125 предусмотрен и вариант, когда сумма выплат пострадавшему может быть уменьшена (но не более чем на 25%). Это происходит в ситуации, когда соответствующими документами ясно доказано, что грубые ошибки пострадавшего способствовали получению им травм. Также в данном ФЗ подчёркнуто, что если пострадавший скончался, то сумма положенных его семье выплат не может быть снижена.
На каком основании определяется размер выплат, положенных сотруднику по рассматриваемой статье?
Параметры, влияющие на величину данной разновидности выплат, подробно перечислены в ст. 9 вышеупомянутого ФЗ № 125. В ней указаны возможные максимальные суммы выплат, рассмотрены отдельные нюансы, определяющие их величину, а также дана база для расчёта положенных пострадавшему сотруднику платежей.
Судебная практика по этому вопросу, как и по другим аспектам выплат по ст. 184, определяется Постановлением Пленума ВС № 2 от 10.03.11.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
разрешению трудовых споров;
обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Изменения в трудовом законодательстве в 2021 году
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Принудительный труд запрещен.
Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ)
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С 2021 года в России начнет действовать 15% ставка НДФЛ для доходов свыше 5 млн руб. в год. К доходам в размере 5 млн руб. и меньше будет применяться ставка 13%, а к доходам сверх 5 млн руб. — 15% с доходов, превышающих 5 млн руб., помимо суммы налога в размере 650 000 руб. Основание — Федеральный закон № 372-ФЗ от 23 ноября 2020 года.
С 1 января 2021 года работникам, начинающим карьеру и впервые устраивающимся на работу, будут открывать только электронные трудовые. Бумажные варианты документа им уже заводить не будут.
Трудовые старого формата (бумажные) останутся только у действующих работников, которые написали заявление об использовании именно таких книжек. В этом случае работодателю придется одновременно вести и бумажную и цифровую трудовую книжку.
Власти подготовили, но пока не утвердили новую форму сведений о трудовой деятельности работников (СЗВ-ТД). В нее добавят раздел со сведениями о работодателе, правопреемником которого является страхователь. А также коды для обозначения сотрудников, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
НОВЫЙ ПРОЕКТ ГЛАВЫ X ТК РФ “ОХРАНА ТРУДА”
1. Статья 209 “Основные понятия”
Добавлено новое понятие – “опасность”:
“Опасность — потенциальный источник нанесения вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности.”
Кроме того, в проекте отмечается, что безопасные условия труда напрямую зависят от СИЗ и управления профессиональными рисками:
“Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо их уровни с учетом применения средств индивидуальной (коллективной) защиты и управления профессиональными рисками не превышают установленных нормативов.”
Виды, объем и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в случае причинения на производстве вреда жизни или здоровью работника (см. комментарий к ст. ст. 227 — 231 ТК РФ) определяются ФЗ от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803).
1. Обеспечение по обязательному социальному страхованию при несчастных случаях на производстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803; 2001. N 44. Ст. 4152; 2002. N 48. Ст. 4737; 2003. N 17. Ст. 1554, N 28. Ст. 2887). Этот Закон принят 24 июля 1998 г. и вступил в силу одновременно с введением в действие положений Федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Впервые тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний были установлены Федеральным законом от 2 января 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 131). Закон опубликован 6 января 2000 г. и, следовательно, с этого дня вступил в силу.
В соответствии с этим Законом Правительство РФ утвердило 31 августа 1999 г. Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу производственного риска (СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4408; 2000. N 23. Ст. 2429; 2001. N 1. Ст. 128, N 53 (ч. II). Ст. 5194).
2. В 2002 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачивались страхователем в порядке и по тарифам, которые были установлены на 2001 г. (Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год» (СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5020).
Как следует из ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают только в двух случаях – в результате заключения договора и по факту. В первом случае стороны, вступая во взаимоотношения, заключают письменный договор в соответствии с нормами ФЗ №197 на основаниях, перечисленных в статье 16. Во втором случае взаимоотношения между субъектами права могут считаться трудовыми в том случае, если один из них начал выполнять свои обязанности, а другой не возражал или дал прямое указание о начале работы.
Однако в дальнейшем отношения, возникшие по обоюдному согласию, должны быть закреплены договором. Допущение человека к выполнению обязанностей без ведома работодателя запрещено.
Определение термина «трудовые отношения» дано в ст. 15 ФЗ №197. Ими являются отношения, которые сложились на основании соглашения между работником и работодателем. Суть обоюдного соглашения состоит в том, что одна из сторон обязуется выполнять работу в соответствии с определёнными правилами и режимом, а другая сторона обязуется оплачивать этот труд. Такие отношения должны закрепляться специальным договором.
Таким образом, основой отношений, регламентируемых ФЗ №197, является соглашение между работником и работодателем, которое обязательно должно быть закреплено письменным договором.
В трудовом праве существует только три субъекта. Это:
- работодатель;
- работник;
- государство как гарант законности реализации прав людей на труд.
Считается, что ТК РФ, выполняя функцию посредника между сторонами производственного процесса, защищает преимущественно права наёмных работников. В какой-то степени это так. Однако существование чётких правил взаимодействия сторон выгодно и работодателю, поскольку государственные нормативы всегда создают стабильную и предсказуемую ситуацию.
В соответствии с нормами ФЗ №197, работники имеют право на:
- своевременную выплату заработной платы;
- обеспечение постоянных и адекватных условий труда в соответствии с договором и существующими нормативами;
- защиту от произвольного увольнения;
- сорокачасовую рабочую неделю;
- отдых в соответствии с режимом и графиком;
- защиту персональных данных;
- отпуск по беременности и родам и уходу за ребёнком.
Следует отметить ещё одну особенность Трудового кодекса РФ – базовой регламентацией рабочего времени является количество часов в неделю, а не в день (ст. 91). Это даёт возможность работодателю устанавливать свой график в соответствии с договором. Увеличено и максимально допустимое количество часов сверхурочной работы. Конкретной регламентации ежедневного количества часов подвержены только особые условия труда или отдельные категории сотрудников. К последним относятся лица, совмещающие работу и учёбу, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.
Таким образом, ТК РФ содержит нормы, направленные на то, чтобы совместить интересы работников и их нанимателей. Однако любой закон, регламентирующий взаимоотношения сотрудников и их нанимателей, призван, прежде всего, защищать права наёмных работников, что является объективной необходимостью.
- Часть 1 Трудового кодекса РФ Раздел 1. Общие положения Глава 1. Основные начала трудового законодательства (Статьи 1-14)
- Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений (Статьи 15-22)
- Часть 2 Трудового кодекса РФ Раздел 2. Социальное партнерство в сфере труда Глава 3. Общие положения (Статьи 23-28)
- Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве (Статьи 29-34)
- Глава 5. Органы социального партнерства (Статьи 35-35.1)
- Глава 6. Коллективные переговоры (Статьи 36-39)
- Глава 7. Коллективные договоры и соглашения (Статьи 40-51)
- Глава 8. Участие работников в управлении организацией (Статьи 52-53.1)
- Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства (Статьи 54-55)
- Часть 3 Трудового кодекса РФ Раздел 3. Трудовой договор Глава 10. Общие положения (Статьи 56-62)
- Глава 11. Заключение трудового договора (Статьи 63-71)
- Глава 12. Изменение трудового договора (Статьи 72-76)
- Глава 13. Прекращение трудового договора (Статьи 77-84.1)
- Глава 14. Защита персональных данных работника (Статьи 85-90)
Конституционный суд в своём определении № 1622-О-О от 08.12.2011 установил альтернативное определение, назвав такой вид частным случаем выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Такая формулировка была приведена с целью аргументации тезиса о том, что сверхурочная работа подлежит оплате в повышенном размере. Особо отмечено, что данный подход полностью согласуется со ст. 4 Европейской социальной хартии 1996 года, подтверждающей право работников на повышенную оплату работы за пределами границ рабочего дня в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливое вознаграждение за труд.
Повышенная оплата сверхурочной работы имеет целью компенсацию трудозатрат в условиях повышенной нагрузки на организм, вызванной переутомлением в связи с осуществлением работником работы в предназначенное для отдыха время.
При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.
Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.
ГК РФ (часть I)
ТК РФ
НК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
Земельный кодекс
Жилищный кодекс
КоАП РФ
ГрК РФ
НК РФ (часть II)
ТК ЕАЕС
ГПК РФ
КАС РФ
УПК РФ
УК РФ
Семейный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Бюджетный кодекс
ТК ТС
Лесной кодекс
ГК РФ (часть IV)
ГК РФ (часть III)
АПК РФ
УИК РФ
Новая редакция Трудового Кодекса РФ с изменениями на 2021 год
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
Все документы >>>
-
Обзор судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)
-
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от 04.03.2021)
«О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 30.04.2021 N 109-ФЗ
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.04.2021 N 110-ФЗ
«О внесении изменения в статью 10 Трудового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ (ред. от 30.04.2021)
«О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)»
Все документы >>>
-
Указ Президента РФ от 25.02.2011 N 233 (ред. от 17.05.2021)
«О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 15.03.2021 N 90
«Об утверждении Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления делами Президента Российской Федерации, работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Управлением делами Президента Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2021 N 63777)
-
Распоряжение Президента РФ от 30.11.2020 N 291-рп
«О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»»
Все документы >>>
§ 1. Обеспечение по обязательному социальному страхованию при несчастных случаях на производстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803; 2001. N 44. Ст. 4152; 2002. N 48. Ст. 4737; 2003. N 17. Ст. 1554, N 28. Ст. 2887). Этот Закон принят 24 июля 1998 г. и вступил в силу одновременно с введением в действие положений Федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Впервые тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний были установлены Федеральным законом от 2 января 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 131). Закон опубликован 6 января 2000 г. и, следовательно, с этого дня вступил в силу.
В соответствии с этим Законом Правительство РФ утвердило 31 августа 1999 г. Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу производственного риска (СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4408; 2000. N 23. Ст. 2429; 2001. N 1. Ст. 128, N 53 (ч. II). Ст. 5194).
§ 2. В 2002 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачивались страхователем в порядке и по тарифам, которые были установлены на 2001 г. (Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год» (СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5020).
На 2003 г. страховые взносы были установлены в том же размере (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год» // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5139). Согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год» (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4853) страховые взносы уплачивались страхователями в 2004 году в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом на 2002 г.
На 2005 г. для страхователей были установлены тарифы страховых взносов Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 207-ФЗ, а на 2006 г. — Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ. Тарифы дифференцируются в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального рынка в процентах к начисленной оплате труда застрахованных. Для некоторых организаций и работодателей, как и прежде, предусмотрено снижение страховых взносов.
§ 3. Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 11. Ст. 1118). Положение об осуществлении обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, имеющих право на его получение и выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3149). Порядок направления в 2001 г. сумм страховых взносов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирования санаториев-профилакториев и медицинских учреждений страхователей утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1939). Порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1940). Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 37. Ст. 3696).
§ 4. Статьей 16 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 628) установлено, что размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленной в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», не может превышать 30 тыс. руб.
Предусмотренные этой статьей нормы применяются после вступления в силу указанного Федерального закона. Размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на момент вступления в силу этого Закона установленные ст. 16 нормы, не изменяются.
Данный Федеральный закон согласно ст. 24 вступил в силу с 1 января 2002 г. Учитывая, что он принят позднее, а опубликован 14 февраля 2002 г., временем вступления его в действие следует считать на основании п. 3 ст. 15 Конституции РФ день его официального опубликования (см. также § 10 комментария к ст. 183 и § 3 комментария к ст. 255 ТК).
Действие этой нормы продлено на 2003 г. Федеральным законом от 8 февраля 2003 г. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» (СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 508).
Травмы могут быть получены в результате происшествий. Градация различна в зависимости от тяжести или профзаболевания.
- Повреждения различной степени, повлекшие стойкую потерю здоровья.
- Смерть в результате полученных увечий.
- Вред здоровью, от перегрева или переохлаждения организма.
- Ожог частей тела различной степени.
- Повреждение электрическим током, превышение действия радиации (облучение).
- Утопление.
- Вред, возникший при разрушениях, взрывах.
- Перечень не ограничен.
Страховой случай – это обстоятельство, при котором происходит повреждение здоровья из-за несчастного случая на работе, профессионального заболевания. Это юридический факт, влекущий для страховщика обязанность выплатить обеспечение по полису.
Несчастный случай, совершившийся на производстве – это ситуация, при которой человек получает увечье, заболевание, повреждение здоровья в процессе исполнения им обязанностей, прописанных в трудовом договоре на месте работы и за пределами.
Профессиональное заболевание – это недуг человека, имеющий хронический или острый характер, который возник по итогам воздействия на индивида вредных факторов производства. К профессиональным заболеваниям относятся также события, согласно которым человек утратил временно или постоянно способность трудиться.
Для назначения компенсационных выплат при страховом случае пострадавший или заинтересованное лицо подает заявление в органы социального обеспечения. Заявление с приложенными документами подается посредством почтового отправления, лично или через портал «Госуслуги».
Документы, которые необходимо предоставить, перечислены ниже.
- Паспорт.
- Акт, в утвержденной форме (о несчастном случае).
- Выводы инспекции труда.
- Решение суда, которым установлен факт страхового случая.
- Документ, фиксирующий трудовую деятельность.
- Соглашение о выполнении задания работодателя в организации.
- Заключительный диагноз.
- Экспертиза комиссии.
- Справки, квитанции, чеки о расходах по реабилитации, рекомендации по восстановлению здоровья.
- Документ о составе семьи (в случае смерти).
- Решение о факте иждивенства.
Трудовой кодекс ( ст 184 ТК РФ 2021 )
Утрата трудоспособности делится на временную и стойкую. Последний вид имеет продолжительный характер, нередко и постоянный. В стойкой утрате различают утрату общей, профессиональной и специальной способности к труду:
- 1 вид – утрата способности к труду неквалифицированного характера;
- 2 вид – утрата способности к труду по своей квалификации и оплате;
- 3 вид – утрата способности к труду по специальности (узкой).
В процессе возмещения вреда принимается во внимание только степень утраты профессиональной трудоспособности. Для определения длительности расстройства здоровья, когда продолжалось нарушение работы органов, вызванной травмой, необходимо точно установить временной промежуток, когда это происходило. Этот временной промежуток выступает единственным критерием для определения длительности расстройства здоровья.
Вред, нанесенный здоровью работника в итоге несчастного случая, произошедшего при исполнении трудовой функции, возмещается на основании листа нетрудоспособности.
Этот документ является подтверждением факта временной утраты способности к труду (см. абз. 6 п. 12 постановления № 2). Его форма установлена приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 347н, а порядок выдачи утвержден другим актом этого же министерства — приказом от 29.06.2011 № 624н.
Условия возмещения следующие:
- За период со дня установления страхового случая и до дня выздоровления (дня установления стойкой нетрудоспособности) производятся выплаты в размере 100% среднего дохода пострадавшего.
- Предельная сумма страховой выплаты за месяц нетрудоспособности не может превышать в 2021 году 289 161,6 руб., в 2021 году — 300 728 руб., в 2021 году — 312 757,2 руб. (см. п. 2 ст. 9, п. 12 ст. 12 закона № 125-ФЗ, подп. 2 п. 1 ст. 6 закона «О бюджете…» от 19.12.2016 № 417-ФЗ).
- Если пострадавший работал одновременно у нескольких работодателей, то в расчет пособия включаются доходы, которые он получал по всем местам работы. Место несчастного случая (у кого из работодателей он произошел) при этом значения не имеет (см. письмо Минздравсоцразвития от 24.04.2007 № 3311-ЛГ).
Указанное возмещение затрат работнику в результате несчастного случая выполняется страхователем. Названные отчисления ФСС засчитывает как оплату страховых взносов (см. п. 7 ст. 15 закона № 125-ФЗ, письмо ФСС от 28.04.2004 № 02-18/06-2706).
В ст. 184 ТК РФ определяет, что летальный исход работника прекращает трудовые отношения. Если по ст. 184 кодекса, смерть произошла из-за несчастного случая на работе, профессионального заболевания, его наследникам возмещается потерянный доход. Также возмещению подлежат иные, но обязательные расходы:
- помощь медиков;
- погребение.
Правом на получение денежных сумм умершего человека, которые не были получены им при жизни по определенным причинам, наделены его наследники. Порядок получения денежных сумм определяется гражданским законодательством.
Работодатель обязан перечислять страховые взносы страховщику за тех работников, с которыми у него заключен трудовой договор. При этом если взаимоотношения между работодателем и его контрагентом построены на гражданско-правовом договоре (например, об оказании услуг и т. п.), то оплата страховых взносов производится страхователем-работодателем только в том случае, если такая обязанность прописана в соответствующем договоре. При отсутствии данного условия в заключенном соглашении ущерб возмещается причинителем вреда по общим правилам гражданского законодательства.
Правом на возмещение затрат работнику вследствие несчастного случая пользуются:
- граждане России;
- лица без гражданства;
- граждане других государств.
Указанное право также распространяется на лиц, осужденных и лишенных свободы, которые осуществляют трудовую деятельность (ст. 5 закона № 125-ФЗ).
Задайте вопрос юристу,
Работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
На время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.
О категориях работников, обязанных проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, и об организации медицинских осмотров см. ст. ст. 213, 266 ТК и коммент. к ним.
Средняя заработная плата сохраняется за работниками на время прохождения периодических и иных обязательных медицинских осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований.
Если работник в установленном порядке был направлен на обследование, в т.ч. на экспертизу связи заболевания с профессией, в стационарное лечебно-профилактическое учреждение, средний заработок сохраняется за весь период пребывания в стационаре.
Средняя заработная плата сохраняется и на время внеочередного медицинского осмотра (психиатрического освидетельствования) по направлению работодателя в соответствии с медицинской рекомендацией и просьбой работника.
При выявлении у работника, проходящего периодический медицинский осмотр, признаков профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в центр профпатологии для подтверждения (уточнения) диагноза и установления связи заболевания с профессией. На время медицинского осмотра в центре профпатологии за работником также сохраняется средний заработок.
§ 1. Обеспечение по обязательному социальному страхованию при несчастных случаях на производстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803; 2001. N 44. Ст. 4152; 2002. N 48. Ст. 4737; 2003. N 17. Ст. 1554, N 28. Ст. 2887). Этот Закон принят 24 июля 1998 г. и вступил в силу одновременно с введением в действие положений Федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Впервые тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний были установлены Федеральным законом от 2 января 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 131). Закон опубликован 6 января 2000 г. и, следовательно, с этого дня вступил в силу.
В соответствии с этим Законом Правительство РФ утвердило 31 августа 1999 г. Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу производственного риска (СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4408; 2000. N 23. Ст. 2429; 2001. N 1. Ст. 128, N 53 (ч. II). Ст. 5194).
§ 2. В 2002 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачивались страхователем в порядке и по тарифам, которые были установлены на 2001 г. (Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год» (СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5020).
На 2003 г. страховые взносы были установлены в том же размере (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год» // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5139). Согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год» (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4853) страховые взносы уплачивались страхователями в 2004 году в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом на 2002 г.
На 2005 г. для страхователей были установлены тарифы страховых взносов Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 207-ФЗ, а на 2006 г. — Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ. Тарифы дифференцируются в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального рынка в процентах к начисленной оплате труда застрахованных. Для некоторых организаций и работодателей, как и прежде, предусмотрено снижение страховых взносов.
§ 4. Статьей 16 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 628) установлено, что размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленной в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», не может превышать 30 тыс. руб.
Предусмотренные этой статьей нормы применяются после вступления в силу указанного Федерального закона. Размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на момент вступления в силу этого Закона установленные ст. 16 нормы, не изменяются.
Данный Федеральный закон согласно ст. 24 вступил в силу с 1 января 2002 г. Учитывая, что он принят позднее, а опубликован 14 февраля 2002 г., временем вступления его в действие следует считать на основании п. 3 ст. 15 Конституции РФ день его официального опубликования (см. также § 10 комментария к ст. 183 и § 3 комментария к ст. 255 ТК).
Действие этой нормы продлено на 2003 г. Федеральным законом от 8 февраля 2003 г. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год» (СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 508).
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено, что максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается федеральным законом о бюджете фонда социального страхования на очередной финансовый год. Этим же Законом предусмотрено, что на 2004 г. продлевается действие ст. 16 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год». Следовательно, в 2004 г. размер ежемесячной страховой выплаты, так же как и в предыдущие годы, не мог превышать 30 тыс. руб.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ предусмотрено, что размер ежемесячной страховой выплаты не может превышать более высокой суммы — 33 тыс. руб. Она, следовательно, выросла на 3 тыс. руб. или на 10%.
Вместе с тем Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. установлено также, что в 2004 г. размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренный ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний» определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного исходя из суммы 30 тыс. руб. Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. размер единовременной выплаты определяется иначе, однако действие указанного пункта ст. 11 в части определения размера единовременной страховой выплаты на 2004 г. приостановлено.
Этим же Федеральным законом было предусмотрено, что в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливается в размере 30 тыс. руб.
1. Статьи 69, 213 и 266 ТК предусматривают медицинские осмотры (обследования) лиц в возрасте до 18 лет, а также некоторых категорий работников. Согласно комментируемой статье при проведении медицинского обследования за указанными в ней категориями работников сохраняется средний заработок.
2. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 утв. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
Методические рекомендации «Методологические основы проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда» утв. Минздравсоцразвития России 14 декабря 2005 г.
Похожие записи:
-