Штраф за невыполнение квоты по инвалидам 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за невыполнение квоты по инвалидам 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организация обязана принимать на работу инвалидов в пределах квоты. Для этого штатным расписанием должны быть предусмотрены вакантные должности. Суды не приходят к единому мнению о том, в какой момент работодатель считается исполнившим условие о квоте:

  • с одной точки зрения, организация не обязана проявлять инициативу и приглашать соискателя с ограниченными возможностями на работу, поэтому исполнение квоты сводится к созданию вакансии и организации рабочего места (Определение Верховного суда от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5);
  • с другой стороны, квота не может быть выполненной, если человек не трудоустроен.

Квотируемое рабочее место: как рассчитывается и кто может претендовать

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

  1. Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  3. Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Для администрирования выделяемых средств планируется создание фондов содействия занятости инвалидов, работа которых будет регулироваться актами Правительства субъектов.

В качестве предложения выдвинуты следующие цели расходования средств фондами:

  • обучение соискателей с ограниченными возможностями, получение ими образования для дальнейшего устройства на работу, стажировка выпускников образовательных учреждений;
  • обучение непосредственно на рабочем месте, в том числе с привлечением наставника;
  • надлежащее оснащение рабочих мест для указанных сотрудников;
  • повышение заинтересованности организаций в приеме на работу инвалидов сверх квоты;
  • сопровождение людей с ограниченными возможностями при содействии их занятости, помощь в организации труда при удаленной работе.

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

Предприятия накажут за невыполнение квоты по приему на работу инвалидов

Благодаря действующей нормативной базе, ограниченные в возможностях из-за проблем со здоровьем люди могут облегчить себе поиск рабочих мест. Нельзя сказать, что шансы на обретение налогооблагаемого заработка для таких лиц приравнены к возможностям здоровых претендентов. Причина кроется в элементарном несоблюдении буквы закона предприятиями-работодателями. Действующие акты позволяют добиваться обозначенной цели путем понуждения последних.

Содействуют гражданам в этом вопросе региональные центры занятости и департаменты труда, а также прокуратура. Все чаще привлекаемые к ответственности работодатели понимают специфику своих обязательств и начинают в самостоятельном режиме обеспечивать установленное законом квотирование. То есть обеспечение местом работы граждан с инвалидностью, под которым подразумевается не просто вакантное выделение места. Немаловажной целью становится и психологическая адаптация таких работников с соблюдением выданных им реабилитационных рекомендаций, а также модернизация места под требующиеся им условия труда.

Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

  • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
  • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
  • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

Из-за разного количества штатных единиц, которые работают на предприятиях (в соответствии с расписанием и производственной необходимостью) применять конкретные цифровые обозначения по квотируемым местам невозможно. Используемая терминология подразумевает применение некого коэффициента, который можно рассчитать исходя из величины штата.

«Расчетный коэффициент находится в интервале от 2 до 4% (в качестве минимальной и максимальной границы). Брать за основу следует лишь среднесписочную численность трудоустроенных, а незапланированную по «штатке».

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Как получить средство реабилитации по месту пребывания и почему норму закона о квотировании рабочих мест для инвалидов хотят изменить, в интервью «Российской газете» рассказал первый заместитель министра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.

Как изменилась ситуация с занятостью инвалидов в период введения ограничительных мер из-за пандемии коронавируса?

Алексей Вовченко: Занятость среди граждан с инвалидностью осталась на прежнем уровне. Мы собираем сведения каждый год. И в 2021, и в 2021 годах работало примерно одинаковое число граждан с инвалидностью трудоспособного возраста — порядка миллиона человек. Планируем, что число трудоустроенных граждан с инвалидностью будет расти. Конечно, не все из 3,5 млн граждан с инвалидностью физически могут трудиться. Но для многих вопрос трудоустройства актуален. То есть потенциал есть. Мы очень большие надежды возлагаем на службу занятости, которая сейчас реформируется. Трудоустройство инвалидов будет в числе ее приоритетных задач.

Также мы готовим обновленный закон о квотах для приема на работу инвалидов. Нынешнее квотирование слабо работает, норма нужна новая.

Несоблюдение «инвалидных» квот грозит наказанием

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

Предприятие в соответствии со ст. 21 ФЗ-181 самостоятельно рассчитывает требуемый показатель резервирования.

Шаг 1. Определяется общее количество рабочих мест, созданных в организации. Расчет среднесписочной численности выполняется по указаниям Росстата, содержащимся в приказе №485 от 06.08.2018.

Шаг 2. Из общего показателя вычитаются вакансии с вредными и опасными условиями — трудоустраивать инвалидов на них нельзя.

Шаг 3. Если оставшееся число превышает 35 человек, организация обязана принимать на работу граждан с ОВЗ.

Шаг 4. Показатель квотирования определяется количеством занятых и региональной величиной квоты.

ВАЖНО!

Наниматель может увеличить число трудоустроенных инвалидов по своему усмотрению, а уменьшить его он не вправе.

Покажем это на примере: квотирование рабочих мест в Москве в 2020 г. регулируется законом г. Москвы от 22 декабря 2004 г. Размер квоты для организаций, в которых работает свыше 100 человек, составляет 2% (ст. 3).

Если условная среднесписочная численность 235 человек, квота составит 5 человек (4,7 получаем при расчете и берем для использования больший показатель): 235 х 0,03 = 4,7.

ВАЖНО!

В столице действует и отдельное постановление правительства Москвы №742-ПП от 04.08.2009. Оно регулирует постановку на учет и снятие с него, порядок отчетности о квотировании рабочих мест в Москве, регламент взаимодействия сторон.

Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

  • свидетельство о государственной регистрации (копия);
  • устав (копия);
  • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
  • письмо из Единого госрегистра;
  • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

Социальная защита инвалидов в Российской Федерации включает разработку различных мероприятий. Одним из мероприятий является разработка Минтрудом РФ законопроектов, которые внесут поправки в ряд федеральных законов:

  • Федеральный закон от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 года ‎№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • КоАП РФ.

Все поправки направлены на поддержку мер по организации трудоустройства инвалидов, финансовую поддержку работодателей, трудоустраивающих инвалидов сверх установленной квоты.

Проекты законов обсуждаются и, в случае их принятия, предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2019 года.

В случае невыполнения работодателем квоты по трудоустройству инвалидов, установленной в регионе, на организацию (ИП) налагается штраф в размере от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данная мера взыскания предусмотрена ст. 5.42 КоАП.

Штраф начисляется в случае, если контролирующими органами выявлен факт невыполнения квоты по итогам отчетного месяца.

Расчет квоты осуществляется на основании среднемесячной численности сотрудников. В расчете учитываются не только сотрудники, трудоустроенные по трудовым договорам, но и лица, привлеченные к работе по договорам ГПХ.

Средняя численность сотрудников рассчитывается по формуле:

СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,

где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;
КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;
КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);
КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).

Итоговая численность, округленная до 2-х знаков после запятой (125,75 человек = 126 человек), является базой для определения квоты по трудоустройству инвалидов.

К примеру, если квота в регионе установлена в размере 3%, а средняя численность сотрудников предприятия в феврале 2021 года составила 125 человек, то в феврале работодатель обязан был обеспечить трудоустройство 4-х инвалидов (125 * 3% = 3,75)

АО «Старт-2» занимается реализацией бытовой техники.

В регионе, в котором ведет деятельность «Старт-2», установлены дифференцированные квоты по трудоустройству инвалидов:

  • 3,2% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
  • 2,7% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.

Ниже в таблице представлена информация о численности сотрудников «Старт-2» во 2-м полугодии 2021 года:

Отчетный период Количество сотрудников Период работы сотрудников, которые были приняты на работу/уволены в отчетном периоде
Принято в отчетном периоде Уволено в отчетном периоде Отработали полный месяц
Июль 2021 88
Август 2021 88
Сентябрь 2021 20 88 20 сотрудников приняты на работу 20.09.2021, период работы – 11 календарных дней
Октябрь 2021 5 103 5 сотрудников уволены 17.10.2021, период работы – 15 календарных дней
Ноябрь 2021 103
Декабрь 2021 4 103 8 сотрудников были приняты на работу 03.12.2021, период работы – 29 календарных дней

Государство устанавливает долю рабочих мест, на которые работодатель обязан принять граждан с инвалидностью. Компании и учреждения могут взять больше инвалидов, чем установлено по квоте, но не меньше регионального и федерального значения.

25.01.2021 Обычная важность


В случае невыполнения установленной обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов работодатель несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

(0)

Квота – это минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов от среднесписочной численности работников в организациях (Определение Свердловского областного суда от 06.09.2011 по делу N 33-12240/2011).

Квота для приема на работу инвалидов составляет (ч. 1 ст. 21 Закона N 181-ФЗ):

  • в организации с численностью работников больше 100 человек – от 2 до 4 процентов среднесписочной численности;
  • в организации с численностью работников от 35 до 100 человек – не выше 3 процентов среднесписочной численности.

Чтобы определить размер квоты в конкретном регионе, работодателю нужно обратиться к закону субъекта РФ (ч. 1 ст. 21 Закона № 181-ФЗ). Например, в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге установлены следующие размеры квот для приема на работу инвалидов:

  • Москва – 2% – для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек;
  • Московская область – 1% – для работодателей, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек; 2% – для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек;
  • Санкт-Петербург – 2,5% – для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек

Инвалидам сложно найти работу. Для защиты интересов этой категории занятых государство обязывает работодателей для части вакансий предусматривать специальные условия, чтобы на них могли претендовать работники с ОВЗ. Порядок квотирования, предельные величины регулирует закон о квотировании рабочих мест и другие НПА — ФЗ-1032-1 о занятости и ФЗ-181 о социальной защите:

  • на предприятии формируется резерв вакансий;
  • при соответствии гражданина льготной категории заявленной вакансии он трудоустраивается в штат в пределах сформированной квоты.

ВАЖНО! Региональные исполнительные власти в соответствии со своими полномочиями и экономическими возможностями дополняют федеральное законодательство и устанавливают размер местных квот по своему усмотрению.

Работает это следующим образом.

Согласно ст. 21 ФЗ-181 в обязательном порядке резерв занятости для людей с ОВЗ создают работодатели с численностью работающих свыше 100 человек. Закон устанавливает лишь диапазон квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2–4%. При численности занятых от 35 до 100 человек этот показатель не превышает 3%.

ВАЖНО! Используемые на уровне региона конкретные показатели утверждаются местными НПА.

От резервирования освобождены:

  • объединения инвалидов, зарегистрированные как общественные;
  • организации, созданные общественными объединениями инвалидов;
  • хозяйственные общества и товарищества, уставный капитал которых сформирован из вкладов общественных объединений инвалидов.

Еще одна обязанность работодателя — создавать необходимые условия труда, соответствующие индивидуальной программе реабилитации или абилитации этой категории льготников (ст. 24 ФЗ-181).

Образец приказа о квотировании рабочих мест для трудоустройства имеет традиционную структуру и содержит следующую информацию:

  • реквизиты организации;
  • название и номер;
  • город и дата;
  • ссылки на федеральный закон №181-ФЗ, приказ Минтруда №685н от 19.11.2013;
  • ссылка на региональные НПА;
  • распоряжение установить квоту — указывается процент от среднесписочной численности сотрудников;
  • распоряжение о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиями труда.

Работнику с ограниченной возможностью предоставляются места с обеспечением условий, реализацией программы реабилитации. Лицу должны быть обеспечены льготы по сокращению продолжительности рабочего дня, возможности получения дополнительного отпуска.

Несмотря на льготные условия трудоустройства к работнику предъявляются требования на предмет соответствия предлагаемой должности.

Требуется четко определить требования к кандидату и документировать собеседование. В дальнейшем будет возможность обосновать отказ в трудоустройстве в связи с отсутствием достаточной квалификации, образования, опыта работы.

Юрист, М.А.Кокурина

При реализации норм законодательства в отношении социальной защиты инвалидов могут возникать ошибки.

Условие Неверное мнение Верная позиция
Определение льготы При расчете не учитывается процент, установленный региональным законом При расчете учитывается размер льготы, установленный субъектом Федерации
Медицинские противопоказания При трудоустройстве не учитываются ограниченные возможности конкретного лица При найме учитываются медицинские противопоказания в отношении конкретного вида работ
Длительность договора С лицом заключаются договор любой продолжительности периода Минимальная продолжительность действия договора устанавливается региональным законодательством

Вопрос № 1. Включаются ли в состав единиц по выделенным квотам рабочие места, занятые инвалидами?

Определение рабочих мест в рамках выделенных инвалидам квот включают вакансии и занятые должности.

Вопрос № 2. Установлена ли форма отчетности работодателя?

Регионы устанавливают условие о форме отчетности по наличию и исполнению квот. Если бланк не установлен, сведения представляются в произвольной форме.

На сегодня квота составляет всего 2-4% от общего штата сотрудников, но в большинстве случаев бизнесменам проще заплатить штраф. Впрочем, сумма компенсации, которую хотят внедрить с 2023 года, тоже небольшая – 42 с половиной тысячи тенге за одного инвалида. К тому же платить придется всего раз в квартал. Предполагается, что деньги будут поступать прямиков в Фонд социального страхования, а уже оттуда – на поддержку нуждающимся. В том числе и по уходу за ребенком до года. Сейчас выплаты прекращают, если женщина выходит на работу раньше времени. В этом случае власти предусмотрели другой вид поддержки. Он еще на рассмотрении.

Серик Шапкенов, министр труда и социальной защиты населения РК:

Если женщина-мама, не дожидаясь года, может выйти на работу, тогда, получается, останавливается выплата из Государственного фонда социального страхования. Но при этом мы включили норму гарантированного получения пособия по уходу за ребенком из государственного бюджета. Она будет получать минимально.

В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого не трудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В частности, в Москве такая плата вносится ежемесячно в бюджет города в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в РФ на день внесения платы (п.4 ст.2 Закона г. Москвы от 12.11.1997 N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве»). Срок внесения платы — до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата (п.2.8 Приложения 1 к Положению о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 N 125-ПП, далее — Московское положение о квотировании).

Сразу отметим, что такая плата не является мерой ответственности, т.е. штрафом. Ответственность может быть установлена только за невыполнение предусмотренных законом обязанностей.

В обязанности же работодателя в соответствии с пп.1 п.2 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов входит выделение и (или) создание рабочих мест для инвалидов в соответствии с квотой. Но самостоятельно разыскивать нетрудоустроенных инвалидов работодатель не обязан. Поэтому вполне может сложиться ситуация, когда работодатель готов трудоустроить инвалидов на своем предприятии, однако обращений о трудоустройстве ни от самих инвалидов, ни от их общественных организаций, ни от исполнительных органов власти в течение соответствующего месяца не поступило. Вины работодателя в этом нет, однако квота выполнена не будет. В этом случае возникают основания для внесения обязательной платы в соответствующий бюджет.

Наши читатели часто задают вопрос: как учесть плату за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения прибыли?

Налоговое законодательство этот вопрос прямо не регламентирует.

Заместитель Министра труда и социальной защиты Г. Лекарев на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации сообщил, что по итогам 2018 года доля занятых граждан трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в России достигла 29% (1 млн 12 тыс. человек). Минтруд принимает все доступные меры для роста показателя.

При этом процент занятых людей данной категории сильно колеблется по субъектам: от 88% в Красноярском крае до 19% в Республике Карелия.

К концу 2020 года намечено обеспечение 40% людей с ограниченными возможностями рабочими местами. Этому поспособствуют два новых направления:

  • Содействие в трудоустройстве: службы занятости при согласии соискателей с ограниченными возможностями сообщают им об имеющихся вакансиях и обеспечивают обратную связь от работодателей.
  • Сопровождение инвалидов, которым требуется помощь на пути следования до работы, при выборе и оборудовании рабочего места, при привлечении наставника.

Минтруд подготовил проект закона для проведения эксперимента в некоторых субъектах РФ по установлению и исполнению квоты для трудоустройства в новом порядке. Роль пилотных будет отведена регионам со средними показателями занятости граждан с ограниченными возможностями среди общей численности трудоспособных инвалидов по итогам 2018 года:

  • Якутия;
  • Воронежская область;
  • Орловская область;
  • Свердловская область;
  • Тверская область.

Эксперимент рассчитан на период 2020-2025 годов.

Идея проекта сводится к введению дополнительного способа выполнения квоты работодателями. Если трудоустройство инвалида невозможно по обоснованным причинам, организация должна заплатить компенсацию, и ее обязательства по квотированию будут исполнены.

Размер выплат предлагается вводить законами региональных властей с условиями:

  • если региональный прожиточный минимум для трудоспособного населения выше, чем федеральный, то компенсация устанавливается на уровне прожиточного минимума субъекта;
  • в ином случае выплата приравнивается к величине прожиточного минимума уровня РФ.

Такой порядок обеспечит единый подход установления размера компенсации на территории России с учетом экономических особенностей регионов.

Законопроект предусматривает, что работодатель считается выполнившим квоту, если им соблюдено хотя бы одно из условий:

  • инвалиды приняты на работу;
  • по рабочим квотным местам, которые остались вакантными, уплачена компенсация.

Если организация оформила человека с ограниченными возможностями на место, не отнесенное к квотируемым, в целях исполнения квоты такое трудоустройство засчитывается.

  • Свежие
  • Посещаемые

Вы здесь «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2013, N 4 ВСЕ О КВОТАХ НА ИНВАЛИДОВ Несмотря на нарушения здоровья, инвалидам, так же как и остальным людям, необходимо питаться, одеваться и проводить досуг.

На все это требуются, как известно, немалые средства. Так почему же в настоящее время не все инвалиды могут трудиться? Каким образом государство способствует трудоустройству инвалидов в нашей стране?

Что предпринимают для этого работодатели?

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью . Трудовая деятельность для инвалидов имеет некоторые ограничения по сравнению с другими работниками.

——————————— См. ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

(далее — Закон о социальной защите). Еще в 1993 г. на международном уровне Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций были приняты Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Из-за разного количества штатных единиц, которые работают на предприятиях (в соответствии с расписанием и производственной необходимостью) применять конкретные цифровые обозначения по квотируемым местам невозможно. Используемая терминология подразумевает применение некого коэффициента, который можно рассчитать исходя из величины штата.

«Расчетный коэффициент находится в интервале от 2 до 4% (в качестве минимальной и максимальной границы). Брать за основу следует лишь среднесписочную численность трудоустроенных, а незапланированную по «штатке».

От чего зависит количество мест для инвалидов:

  1. Среднесписочный показатель.
  2. Применяемый в регионе процентный показатель.

Приём инвалидов вменен в обязательства, но руководители не должны целенаправленно искать подобных претендентов. Это значит, что заполнить подготовленные и рассчитанные квоты для трудоустройства инвалидов разрешено по факту обращения таких лиц. При отсутствии на момент обращения подходящих мест организация просто вынуждена подготовить и предоставить их.

Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.

), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов.

Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.

Правила, рассматриваемые в любом законе о квотировании:

  1. Правовое регулирование.
  2. Экономическая база.
  3. Организационная основа.

Зависимость процента квоты на инвалидов от среднесписочной численности в организации:

  • при резерве от 100 человек выявляется 2-4 % от этого значения;
  • 35-100 персон — до 3 %.

Организации, которые подвергаются требованиям:

  • государственные/муниципальные;
  • частные.

Имеются лишь ограничения по предприятиям, чья деятельность основана на вредном для здоровья характере труда. Такие предприятия не вычеркиваются из списка. Для них предусмотрено лишь исключение из расчета того количества трудоустроенных, чья работа связана непосредственно с вредными факторами. То есть число мест будет высчитано с учетом оставшегося среднесписочного количества работников.

Понятие о квотировании следует рассматривать с разных точек зрения. Здесь подразумевается формирование вакансии и непосредственное адаптирование рабочего места. Поскольку работодатель обязан действовать, отталкиваясь от конкретных реабилитационных рекомендаций таких граждан, то изначальное оборудование подобных мест в полной мере невозможно.

«Рекомендуется заранее закладывать в свое штатное расписание квотные единицы, а в бюджет статью расходов на выплату им зарплаты».

При постоянно открытой вакантной позиции и готовности принять на нее самостоятельно обратившегося или присланного от центра занятости претендента, работодатель исполняет букву закона. Частота информирования определяется федеральными и территориальными властными органами. Это ежемесячная передача сведений в центр занятости и поквартальная в департамент труда.

Где располагается информация о наличии вакантных мест:

  • на бирже труда;
  • на сайте бюро по МСЭ.

Предполагаемый работник вправе встать на учет в центр занятости, предоставив утвержденный пакет документов: паспорт, диплом, справка по форме биржи о доходе за 3 месяца с последнего места, трудовая книжка, СНИЛС, свидетельство о браке и, обязательно, документация по инвалидности. Это позволит не просто дать заявителю информацию о наличии мест, но и найти работу при участии государственного органа и с учетом его квалификации, профессиональных навыков. На период поиска биржа труда будет выплачивать полагающееся пособие по безработице.

Посчитать квоту на предприятии обязано ответственное лицо, назначаемое работодателем. Обычно это персонал отдела кадров, реже бухгалтерии. Иногда этой обязанностью занимаются, к примеру, документоведы. Центр занятости лишь присылает уведомление о необходимой реализации норм закона (федерального или действующего по региону). Самим вычислением придется заниматься на месте.

Пример: на предприятии по штатному расписанию числится 103 единицы, а среднесписочная численность 92 единицы, поэтому по ФЗ 181 работодатель обязан предоставить квоту в трехпроцентном выражении.

Следует учесть, что взятый трехпроцентный показатель вовсе не обязателен, так как закон утверждает его в качестве максимальной границы. По факту он разрешен в меньшем выражении. Для определения среднесписочной численности работников следует использовать кадровую Инструкцию от 93 года под номером № 17-10-0370 — глава 3.

Такая квота устанавливается на государственном уровне. Она обязывает руководителей средних и крупных предприятий сохранять определенный процент рабочих мест именно для инвалидов.

Это означает, что при наличии свободных квотных мест организация не имеет право отказать соискателю-инвалиду в приеме на открытую вакансию такого типа без оснований, определенных законодательством.

Прием на вакансии по квотам регулируется N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. За невыполнение обязательств по квотам работодателя ждут штрафные санкции. Для выявления фактических нарушений в этой области на предприятия проводятся ежегодные проверки.

Инвалидам сложно найти работу. Для защиты интересов этой категории занятых государство обязывает работодателей для части вакансий предусматривать специальные условия, чтобы на них могли претендовать работники с ОВЗ. Порядок квотирования, предельные величины регулирует закон о квотировании рабочих мест и другие НПА — ФЗ-1032-1 о занятости и ФЗ-181 о социальной защите:

  • на предприятии формируется резерв вакансий;
  • при соответствии гражданина льготной категории заявленной вакансии он трудоустраивается в штат в пределах сформированной квоты.

ВАЖНО!

Региональные исполнительные власти в соответствии со своими полномочиями и экономическими возможностями дополняют федеральное законодательство и устанавливают размер местных квот по своему усмотрению.

Работает это следующим образом.

Если не берете на работу инвалидов, в 2019 возможно придется за это заплатить

Квотирование при приеме на открытые вакансии регулируется и на уровне регионов. В столице такое трудоустройство регламентировано Законом № 90 г. Москвы от 22.12.2004 г.

Квоты устанавливаются для организаций, штат которых больше 35 человек. В них процент квотных мест должен составлять три процента от общего количества сотрудников.

Для компаний со штатом больше ста человек установлена квота в размере четырех процентов. Данные квоты распространяются на соискателей с ограниченными возможностями, чья квалификация соответствует условиям открытой вакансии.

Пример 1

В IT-компанию, в которой есть свободные квотные места, устраивается программист-инвалид. Он полностью соответствует желаемой должности – у него есть документ о высшем образовании и опыт аналогичной работы.

Такого специалиста обязаны принять на работу, так как законных причин для отказа нет. Если работодатель все же откажет такому программисту, его ожидают штрафные санкции.

Пример 2

В туже самую организацию хочет устроиться соискатель с ограниченными возможностями. Он имеет опыт работы в этой сфере, но диплом о высшем образовании отсутствует. Такому соискателю вправе отказать, так как у него нет документов, подтверждающих специализацию в IT-сфере.

Есть организации, на которые не распространяется закон о квотных местах. К ним относятся:

Резервированием рабочих мест называется выделение работодателем определенного количества рабочих мест в рамках квоты по приему инвалидов, с целью дальнейшего приема на них работников, прошедших специальное обучение. Рабочие места должны выделяться по тем профессиям, которые будут наиболее подходить для работы на них лиц с ограниченными возможностями.

Обучение инвалидов для работы на местах, которые были выделены работодателем, производится за счет бюджетных средств.

Постановка в резерв рабочих мест осуществляется в рамках специального договора, который заключается между самим работодателем и центром занятости муниципального образования. Договор дает возможность определить те места, которые могут быть созданы организацией и в кратчайшие сроки заполнены желающими, стоящими на учете в службе занятости.

Процедура резервирования включает в себя следующие шаги:

  • Определить обязанности субъекта бизнеса по исполнению закона о предоставлении рабочих мест по квоте для инвалидов путем изучения федерального и регионального законодательства в этой области;
  • Рассчитать, какое количество рабочих мест должно предоставляться по квоте. При этом расчет ведется не от фактического количества работников, а от штатного расписания.
  • Создать и утвердить локальные нормативные акты, которые закрепят выделение рабочих мест для инвалидов;
  • Оформить квотирование в органах службы занятости региона;
  • Определить работника путем возложения на него обязанностей, который будет отвечать за взаимодействие с Центром занятости и подготовку необходимых документов.

Такие обязанности возникают с момента обращения соискателя-инвалида по квоте. Заключаются они в следующем:

  1. Соискателю не может быть отказано без законной причины;
  2. При приеме на работу составляется особый трудовой договор;
  3. Работнику должны предоставить сокращенный рабочий день или неделю;
  4. Место, где он трудится, должно быть специально оборудовано, в соответствии с его ИПР;
  5. Ему не могут предложить сверхурочную, опасную или вредную для здоровья работу;
  6. Его оплачиваемый отпуск должен составлять не менее 30 дней;
  7. Помимо этого, он имеет право на шестидесятидневный неоплачиваемый отпуск;
  8. Такому сотруднику может быть предоставлен оплачиваемый больничный продолжительностью в тридцать дней.

Если соискатель по всем параметрам соответствует желаемой вакансии, ему не может быть отказано в приеме на работу. В противном случае предприятию грозит штраф до пятидесяти тысяч рублей, а должностное лицо, отказавшее в приеме, может быть оштрафовано на сумму до пяти тысяч.

При приеме с соискателем подписывается особый тип договора. В нем оговариваются все особенности, связанные с трудом сотрудника с ограниченными возможностями:

  • Продолжительность рабочего дня или недели;
  • Продолжительность отпуска;
  • Оборудование рабочей зоны;
  • Ограничения по ИПР.

Согласно действующему законодательству, расчет квоты на рабочие места для инвалидов производится в процентном отношении от среднесписочной численности работников. При этом при расчете последнего показателя не учитываются рабочие места, на которых работают инвалиды.

Также при расчете среднесписочной численности, нужно исключить работников, рабочие места, которые в соответствии с СОУТ подвержены воздействию вредных и опасных факторов.

На уровне России определены определенные размеры квотирования:

  • Для предприятий и ИП с численностью работников свыше 100 человек – 2%-4%
  • Для предприятий и ИП численность работников, которых выше 35, но не превышает 100 человек – не более 3%.

Внимание!

Регионы должны принимать нормативные акты, определяющие точный процент квотирования рабочих мест для инвалидов. Он и будет действовать на их территории. Работодатель должны закрепить в своих нормативных актах порядок расчета квоты для предоставления мест работы для инвалидов. Расчет квоты производится работодателем самостоятельно. После чего информация об этом доводится путем уведомления до сведения компетентных органов.

При расчете квоты по трудоустройству инвалидов работодатель руководствуется следующими нормами:

  1. Закон «О защите прав инвалидов». В соответствие со ст. 12 закона №181-ФЗ, квотирование рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере не более 3% для фирм со средней численностью от 35 до 100 человек включительно. Организации, количество сотрудников которых превышает 100 человек, обязаны трудоустраивать инвалидов в пределах квоты от 2% до 4%.
  2. Нормы регионального законодательства. Конкретные размеры квоты по трудоустройству инвалидов устанавливаются на основании законодательных актов конкретного региона. Муниципальные власти могут применять дифференцированный подход к установлению квоты для предприятий с численностью сотрудников свыше 100 человек. К примеру, квота для фирм с численностью сотрудников от 100 до 500 человек может составлять 3%, для организаций со штатом свыше 500 единиц – 4%.

Формула расчета квоты имеет следующий вид:

Инв = СрСпис * Квота,

где Инв – количество лиц с ограниченными возможностями, которые должны быть трудоустроены работодателем;
СрСпис – среднесписочная численность работников предприятия;
Квота – процент квоты по трудоустройству инвалидов, установленный в определенном субъекте РФ.

В случае невыполнения работодателем квоты по трудоустройству инвалидов, установленной в регионе, на организацию (ИП) налагается штраф в размере от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данная мера взыскания предусмотрена ст. 5.42 КоАП.

Штраф начисляется в случае, если контролирующими органами выявлен факт невыполнения квоты по итогам отчетного месяца.

Расчет квоты осуществляется на основании среднемесячной численности сотрудников. В расчете учитываются не только сотрудники, трудоустроенные по трудовым договорам, но и лица, привлеченные к работе по договорам ГПХ.

Средняя численность сотрудников рассчитывается по формуле:

СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,

где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;
КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;
КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);
КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).

Итоговая численность, округленная до 2-х знаков после запятой (125,75 человек = 126 человек), является базой для определения квоты по трудоустройству инвалидов.

К примеру, если квота в регионе установлена в размере 3%, а средняя численность сотрудников предприятия в феврале 2021 года составила 125 человек, то в феврале работодатель обязан был обеспечить трудоустройство 4-х инвалидов (125 * 3% = 3,75)

АО «Старт-2» занимается реализацией бытовой техники.

В регионе, в котором ведет деятельность «Старт-2», установлены дифференцированные квоты по трудоустройству инвалидов:

  • 3,2% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
  • 2,7% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.

Ниже в таблице представлена информация о численности сотрудников «Старт-2» во 2-м полугодии 2021 года:

Отчетный период Количество сотрудников Период работы сотрудников, которые были приняты на работу/уволены в отчетном периоде
Принято в отчетном периоде Уволено в отчетном периоде Отработали полный месяц
Июль 2021 88
Август 2021 88
Сентябрь 2021 20 88 20 сотрудников приняты на работу 20.09.2021, период работы – 11 календарных дней
Октябрь 2021 5 103 5 сотрудников уволены 17.10.2021, период работы – 15 календарных дней
Ноябрь 2021 103
Декабрь 2021 4 103 8 сотрудников были приняты на работу 03.12.2021, период работы – 29 календарных дней

В случае невыполнения работодателем квоты по трудоустройству инвалидов, установленной в регионе, на организацию (ИП) налагается штраф в размере от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данная мера взыскания предусмотрена ст. 5.42 КоАП.

Штраф начисляется в случае, если контролирующими органами выявлен факт невыполнения квоты по итогам отчетного месяца.

Расчет квоты осуществляется на основании среднемесячной численности сотрудников. В расчете учитываются не только сотрудники, трудоустроенные по трудовым договорам, но и лица, привлеченные к работе по договорам ГПХ.

Средняя численность сотрудников рассчитывается по формуле:

СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,

где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;
КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;
КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);
КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).

Итоговая численность, округленная до 2-х знаков после запятой (125,75 человек = 126 человек), является базой для определения квоты по трудоустройству инвалидов.

К примеру, если квота в регионе установлена в размере 3%, а средняя численность сотрудников предприятия в феврале 2021 года составила 125 человек, то в феврале работодатель обязан был обеспечить трудоустройство 4-х инвалидов (125 * 3% = 3,75)

АО «Старт-2» занимается реализацией бытовой техники.

В регионе, в котором ведет деятельность «Старт-2», установлены дифференцированные квоты по трудоустройству инвалидов:

  • 3,2% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
  • 2,7% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.

Ниже в таблице представлена информация о численности сотрудников «Старт-2» во 2-м полугодии 2021 года:

Отчетный период Количество сотрудников Период работы сотрудников, которые были приняты на работу/уволены в отчетном периоде
Принято в отчетном периоде Уволено в отчетном периоде Отработали полный месяц
Июль 2021 88
Август 2021 88
Сентябрь 2021 20 88 20 сотрудников приняты на работу 20.09.2021, период работы – 11 календарных дней
Октябрь 2021 5 103 5 сотрудников уволены 17.10.2021, период работы – 15 календарных дней
Ноябрь 2021 103
Декабрь 2021 4 103 8 сотрудников были приняты на работу 03.12.2021, период работы – 29 календарных дней

Минимальное число рабочих мест для инвалидов варьируется от 2 до 4% от общей численности сотрудников. Квота считается выполненной, если работодатель официально трудоустроил требуемое количество граждан с инвалидностью или заплатил компенсацию. Вносы перечисляются в фонд трудоустройства инвалидов ежемесячно за каждое незаполненное рабочее место.

Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов. Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.

Наряду с имеющимся по этому вопросу федеральным законодательством, регионы также наделяются властью для принятия дополнительных нормативных актов. Здесь вступает в действие несколько иной перечень обязательств и штрафные санкции за их неисполнение. Некоторые субъекты не желают пользоваться подобными полномочиями, поскольку на их небольшой территории имеется малое количество предприятий как таковых и отсутствует специфика по экологическим и прочим факторам, негативно влияющим на здоровье и увеличение процента граждан с инвалидностью.

Специфика применения разноуровневых законодательных актов заключается в том, что регион обязан в первую очередь опираться на принятый им самостоятельно регламент. При вынесении этой информации за пределы субъекта (при оспаривании вопросов в высших органах федерального значения) допускается применение и федеральной нормативной базы.

Понятие о квотировании следует рассматривать с разных точек зрения. Здесь подразумевается формирование вакансии и непосредственное адаптирование рабочего места. Поскольку работодатель обязан действовать, отталкиваясь от конкретных реабилитационных рекомендаций таких граждан, то изначальное оборудование подобных мест в полной мере невозможно.

«Рекомендуется заранее закладывать в свое штатное расписание квотные единицы, а в бюджет статью расходов на выплату им зарплаты».

При постоянно открытой вакантной позиции и готовности принять на нее самостоятельно обратившегося или присланного от центра занятости претендента, работодатель исполняет букву закона. Частота информирования определяется федеральными и территориальными властными органами. Это ежемесячная передача сведений в центр занятости и поквартальная в департамент труда.

Где располагается информация о наличии вакантных мест:

  • на бирже труда;
  • на сайте бюро по МСЭ.

Предполагаемый работник вправе встать на учет в центр занятости, предоставив утвержденный пакет документов: паспорт, диплом, справка по форме биржи о доходе за 3 месяца с последнего места, трудовая книжка, СНИЛС, свидетельство о браке и, обязательно, документация по инвалидности. Это позволит не просто дать заявителю информацию о наличии мест, но и найти работу при участии государственного органа и с учетом его квалификации, профессиональных навыков. На период поиска биржа труда будет выплачивать полагающееся пособие по безработице.

Работодатели имеют возможность не только прочитать о своих обязательствах в законе, но требовать информационного сопровождения по вопросу квотирования и организации рабочих мест от действующих в регионе госучреждений. Законный регламент достигается совместными усилиями.

Порядок действий работодателя:

  1. Ознакомление с присланным от центра занятости письмом об установлении квоты и необходимости создать новые квотированные места для инвалидов.
  2. Реализация требований в рамках месячной отсрочки. Поскольку каждый месяц имеется обязанность по информированию о ситуации на предприятии, то работодатель фактически предоставит в центр отчет о наличии квотных мест и их готовности.
  3. Дальше работодатель помесячно предоставляет отчетность об исполнении обязательств, даже если вся квота для инвалидов на рабочие места будет прикрыта взятыми на работу гражданами.

Для трудоустройства инвалиды предоставляют индивидуальную восстановительную программу с рекомендациями. При том не выявляется никакой зависимости относительно характера заболевания, категории инвалидности и устанавливаемой по норме квоте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *